Урок по русскому языку в 6 классе "Правописание не с прилагательными"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
формирование навыков написания частицы и приставки не с прилагательными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_ne_s_prilagatelnymi__konspekt_uroka.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1392
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Д.В. Рябинкина
КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО УРОКА
по русскому языку
в 6 классе
на тему:
«Правописание НЕ с прилагательными»
Учитель русского языка и литературы Калашникова Л.Н.
2012 г.
Правописание НЕ с прилагательными.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с прилагательными.
- Формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в прилагательном.
- Обогащать синтаксический строй речи путем использования прилагательных.
- Формировать умение составлять высказывание на грамматическую тему.
- Повторение: написание НЕ с существительными; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
ХОД УРОКА:
- Работа с перфокартой.
Цель работы: повторение правила написания ПРЕ- и ПРИ-, переход к правописанию НЕ с существительными.
- Вспомните основные положения, когда пишется приставка ПРЕ- , ПРИ-.
- В группе слов значение приставок отчетливо не осознается, оно «затуманено» , а в других словах ПРЕ и ПРИ стали частью корня.
Такие слова также включены в диктовку.
1. приделать крючок к вешалке преспокойно спать и е
2. приозерный край президент России и е
3. притворить дверь старинные предания и е
4. претворить мечту в жизнь прервать сон е е
5. преемник Пушкина презирать труса е е
6. искатели приключений мягкое приземление и и
7. знаки препинания превозмочь недомогание е е
8. пребывать в тоске прескучный невежда е е
9. прибывать на пятый путь прищурить глаза и и
( Три помощника проверяют по ключу перфокарты).
-Кто помнит, какое прилагательное было употреблено в сочетании со словом НЕВЕЖДА?
-Почему? Разве не может быть премудрый невежда?
-Какое слово по звучанию похоже на слово НЕВЕЖДА? (невежа.)
(Учитель пишет на доске НЕВЕЖДА НЕВЕЖА)
- Знаете ли вы, что когда-то эти слова были родственными, имели одно
значение, но потом значения разошлись, НЕВЕЖДОЙ называют того, кто мало знает и не хочет знать больше, а НЕВЕЖА – это невежливый, невоспитанный человек.
- А какой частью речи являются записанные слова?
- Как пишутся они с НЕ?
Почему?
- А как ещё могут писаться существительные с НЕ?
- Вспомните правило слитного и раздельного написания НЕ с существительными (без примеров).
Работа с доской и таблицей, имеющейся у учащихся.
- Эти правила записаны на доске и на ваших табличках.
Заполним их с помощью карточки № 1.
НЕ с существительными (прилагательными)
Слитно | Раздельно | |||
Без «НЕ» не употребляется | Можно заменить синонимом | Есть противопоставление с «а» | Усиление отрицания | Запомни |
а) Чтение текста.
б) Найдите слова, которые без «НЕ» не употребляются. (ненависть, невзгоды).
в) Какие еще слова из данного текста пишутся слитно? Почему? Устно подберите синонимы. (неправда – ложь, неудачи – ошибки, потери)
г) В каких случаях НЕ пишется раздельно?
(есть противопоставление: не счастье, а осознание)
д) Какой еще случай раздельного написания НЕ встретили в тексте? (усиление отрицания: вовсе не друг).
- Работа над новой темой.
Вспомнили написание НЕ с существительными. А над какой частью речи работаем сейчас?
Тема нашего урока: НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ.
Я приписала название темы на той же таблице, по которой работали.
Случайно ли это?
( НЕ с прилагательными пишется так же, как и с существительными)
- Давайте убедимся в этом.
Взяли карточку № 2.
- Чтение текста.
- Найдите прилагательные, которые без НЕ не употребляются.
(ненастный день, невзрачные цветы)
- Какие еще прилагательные пишутся слитно? Почему? (неторопливый
шаг, невысокие кусты)
- Найдите примеры, когда есть противопоставление. (не приветливые, а мрачные горы).
- Найдите примеры с усилением отрицания. (вовсе не широкая).
Работа с краткими прилагательными.
Посмотрите на доску.
Неторопливый шаг – шаг нетороплив
Невысокие кусты – кусты невысоки
- Чем отличаются прилагательные? (полные и краткие).
Краткие прилагательные пишутся так же, как и полные.
- Отметим это в таблице.
- Кто расскажет о правописании НЕ с существительными и прилагательными?
- Но у нас не заполнена одна колонка. Ответ найдите в учебнике Ахременковой Л.А. «К пятерке шаг за шагом» на странице 60.
- Внесем этот материал в таблицу.
- Рассказать о правописании НЕ с уточнением. ( НЕ – приставка, НЕ – часть корня, НЕ – частица)
- Закрепление.
- Выборочный диктант.
- Я читаю текст, вы внимательно слушаете, находите слова на нашу орфограмму и выписываете словосочетания в правый или левый столбик. (3 ученика работу выполняют на листочках).
Слитно Раздельно
в небольшом (маленьком) вовсе не богатой
городе не обычной, а новой
необыкновенные (самобытные, далеко не одобрительное
оригинальные) способности не нужна
необъятное (большое) количество
стал неинтересен (скучен)
небывалой (интересной, новой)
неожиданной (новой)
независимый Моцарт (свободный)
осталось неизвестным (тайным)
Фронтальная проверка с объяснением написания, подбором синонимов (либо два ученика на оценку).
2. Работа по вариантам.
1 в. 2 в.
(НЕ) веселый (НЕ) высокий
Ученик у доски (НЕ) скучный
а) Составить и записать словосочетания:
одно – слитное написание НЕ,
два случая раздельного написания.
б) Проверка: у доски – на оценку.
класс – фронтально (2 человека)
3. Синтаксический разбор предложения.
Когда мальчик подрос, он стал неинтересен избалованной публике.
а) Полный синтаксический разбор, начертить схему, устно охарактеризовать, объяснить правописание всех орфограмм. Объяснить правописание НЕ в слове НЕИНТЕРЕСЕН.
- Домашнее задание.
а) По таблице рассказать о правописании НЕ с прилагательными, привести примеры.
б) Если не успели разобрать предложение, то задается разбор на дом.
в) По учебнику выполнить упр. 284, оно в комментировании не нуждается.
5. Итог урока.
Карточка №1.
Человек должен воспитывать в себе (не)нависть к (не(правде, жестокости и
злу, умение при (не)взгодах и (не)удачах оказывать помощь вовсе (не)другу,
а любому, кто будет в ней нуждаться. Помнить, что (не) счастье купаться в
роскоши и довольстве, а осознание своей нужности людям дает смысл жизни
Карточка № 2.
Стоял серый, ненастный день. Геологи неторопливым шагом шли к
намеченной цели. Справа и слева от вовсе не широкой тропинки попадались
невысокие кусты с невзрачными желтыми цветами. Не приветливые, а
мрачные горы обступили путников, но они словно и не замечали этого.
Текст выборочного диктанта.
Моцарт родился в вовсе не богатой семье музыканта в небольшом
австрийском городе Зальцбурге. Отец рано заметил необыкновенные
способности мальчика и постарался заработать на этом. Вундеркинд объехал
всю Европу и дал необъятное количество концертов. Но когда мальчик
подрос, он стал неинтересен избалованной публике. Моцарт прожил только
тридцать пять лет. Он создал множество произведений. Музыка Моцарта
была не обычной, а абсолютно новой. Для современников – небывалой,
неожиданной. И это порождало далеко не одобрительное отношение к ней.
Такая музыка была не нужна. Независимый Моцарт умер в нищете.
Неизвестным осталось даже место его погребения.
Не с существительными и прилагательными
Слитно | Раздельно | |||
Без «НЕ» не употребляется | Можно заменить синонимом | Есть противопоставление с «а» | Усиление отрицания | Запомни |
ненависть невзгоды | неправда неудачи | не счастье, а осознание | вовсе не друг | |
ненастный день невзрачные кусты | неторопливые шаги невысокие кусты | не приветливые, а мрачные горы | вовсе не широкая тропинка | не рад не нужен не прав не должен не готов не намерен не согласен |
шаг нетороплив кусты невысоки | не приветливы, а мрачны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку в 7 классе "Имя прилагательное.Повторение"
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Повторение"Составлен с использованием блочного метода , опорного конспекта по теме, с опорой на фраменты текста из книги "Каникулы в...
Урок по русскому языку 6 класс "Написание сложных прилагательных"
Урок – путешествие с использованием репродукций картин русских художников .Использованы элементы контекстуального изучения, элементы технологии адаптивной школы. К уроку прилагается презентация, ...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Имена прилагательные в тексте"
Данный конспект урока является обобщением материала по разделу "Имена прилагательные". Конспект урока запланирован на два часа обучения по данной теме, поэтому каждый педагог сможет найти какие-либо п...
конспект урока по русскому языку 6 класс словообразование имен прилагательных
урок усвоения новых знаний...
Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...