Урок в 7 классе "Употребление частиц в речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Данный урок нацелен на особенности употребления отрицательных частиц Не и Ни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_upotreblenie_chastits_v_rechi_7_klass.docx | 34.24 КБ |
kartochki.docx | 13.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.
Ф.И.О. учителя - Кочанова Анжела Алексеевна
Тема урока – Употребление частиц в речи.
Форма проведения урока – творческая мастерская
Русский язык. 7 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 286 [2] с. : ил., 8 л. цв. вкл.
Цель урока - обобщить и систематизировать знания, полученные о частице; объяснять смысловую роль частицы в анализируемом высказывании, наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов, правильно употреблять частицы разных типов в речи, отличать частицы от омонимичных им приставок и союзов.
Тип урока- комбинированный
Планируемые результаты - Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение частицы как части речи; уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола; определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении; правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность); умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Методы и формы обучения - Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы - Информационно-образовательный портал «Российская электронная школа» Русский язык 7 класс. Урок 65 «Обобщение по теме «Частица» https://resh.edu.ru/subject/lesson/2619/control/2/#198270
Демонстрационный материал - Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Организационная структура урока
Этапы урока | Технологии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД учащихся | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Актуализа-ция и пробное учебное дей-ствие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуаци-ях. Эвристическая беседа | Приём «Жокей и лошадь» Описание. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые - с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». На данном уроке «жокеям» даются карточки с контрольными вопросами (раздаточный материал, подготовленный учителем), другой группе - карточки с ключом. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения задания Вывод (коллективная формулировка) | Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Записывают вывод в тетрадь (несколько вариантов): Вывод: Частицы – это служебные слова, возникшие в конце ⅩⅠⅩ века (позже других служебных слов). Функции их разнообразны: образование форм слов и выражение различных оттенков значения в предложение, выражение утверждения или отрицания. Вывод: Частицы выполняют функцию формообразования и коммуникации. Вывод: Используя частицы, говорящий уточняет, выделяет, отрицает, выражает сомнение, восхищение, удивление, то есть оценивает высказывание. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы, выполнение заданий в тетрадях | |
2.Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | -Ещё одна особенность частиц –большая употребительность в речи. -_Какие частицы являются самыми употребительными? -Когда употреблять НЕ, а когда НИ? Выполнение задания: вставить букву (И или Е)
| -Самыми употребительными в речи являются частицы Не и Ни Выполнение задания: вставить букву (И или Е) | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы, листы обратной связи |
3.Целепола-гание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Вопросы для уточнения информации, устные ответы |
4. Творческая 5. Первичное во внешней речи. | Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных | Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями (оформляют работы в виде схем, правил, приводя свои примеры; используют учебник на стр. 197-199) Частицы не и ни являются самыми употребительными.
| Фронтальная, индивидуальная, групповая | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Выполнение упражнений в тетрадях, вопросы для уточнения информации |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, составляют план работы с заданиями. Принимают участие в работе, выполняют упражнения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Выполнение упражнений в тетрадях, вопросы для уточнения информации |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | А1. Какая частица относится к указательным? 1) Же; 2) вот; 3) неужели; 4) ли. А2. В каком предложении на месте пропуска пишется частица НИ? 1) (..) имей сто рублей, а имей сто друзей. 2) Этот вопрос (..) трудный, а лёгкий. 3) В лесу нет (..) одной души. 4) Курица (..) птица. A3. В каком предложении НЕ является частицей (пишется раздельно)? 1) Оглянись, (не)знакомый прохожий! 2) Вертолёт отправился в горы на поиски туристов, (не)смотря 3) (Не)льзя объять (не)объятное. 4) Деревья в парке (не)пострижены. А4. В каком примере частица пишется раздельно? 1) Неуже(ли); 2) скажи(А); 3) такой(же); 4) семья(то) большая. В1. Выпишите из данного предложения формообразующую частицу. Давайте жить, во всём друг другу потакая, - тем более, что жизнь короткая такая. | Слушают ответы, отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Вопросы для уточнения информации, оценивание работы учащихся |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Заключительная беседа по вопросам | Приём «Телеграмма» Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте (обменяться). | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Оценивание учащихся за работу на уроке. Листы обратной связи |
9.Д/з | Посмотреть и выполнить тренировочный тест на Информационно-образовательном портале «Российская электронная школа» Русский язык 7 класс. Урок 65 «Обобщение по теме «Частица» https://resh.edu.ru/subject/lesson/2619/control/2/#198270 |
Предварительный просмотр:
Карточки для приема «Жокей и лошадь»
1)Какие формообразующие частицы вы знаете?
1)Какие формообразующие частицы вы знаете? | бы, б; да, давай, давайте; пусть, пускай |
2)Какие формы глагола образуются с помощью формообразующих частиц? | форма повелительного наклонения глагола (да, давай) |
форма повелительного наклонения глагола (пусть, пускай) | |
форма сослагательного наклонения (бы, б) | |
3)Какие частицы называют модальными? | частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение |
выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении. | |
4)Какие группы частиц по значению вам известны? | Вопрос, усиление, отрицание, восклицание, сомнение |
Уточнение, выделение, ограничение | |
указание | |
5)Какие модальные частицы со значением усиления вам известны? | Ещё, ну, даже, даже и, ни, ведь, и, же, уж, всё, всё-таки, -то |
6) Какие модальные частицы со значением отрицания вам известны? | Не, ни |
7)Какие модальные частицы со значением вопроса вам известны? | Разве, неужели, ли (ль), что ли, что |
8) Какие модальные частицы со значением сомнения вам известны? | Вряд ли, едва ли, авось |
9) Какие модальные частицы со значением уточнения вам известны? | Именно, как раз, точно |
10)Какие модальные частицы со значениями выделения, ограничения вам известны? | Только, лишь, лишь только, почти, исключительно |
11) Какие модальные частицы со значением указания вам известны? | Это, вон, а вон, вот, а вот |
12)Какие частицы пишутся через дефис? | -ка, -то, всё-таки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-исследование в 7классе по теме "Значение частиц в речи"
Главная цель - развитие личности, у учащихся развиваются способности к исследовательскому типу мышления, самостоятельно получаемые знания являются новыми и личностно-значимыми. На уроке использовалась...
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
План-конспект урока по теме "Частица - служебная часть речи"
Урок проводится с ипользованием элементов сингапурской методики...
Материалы открытого урока по теме: "Употребление частиц в речи" 7 класс
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Частицы"...
Урок по теме "Частица как часть речи"
Урок с презентацией в 7 классе по теме "Частица как часть речи". Цель урока: дать понятие частицы, её роли в речи. Урок открытия новых знаний....
Урок по теме "Частица как часть речи"
Урок с презентацией в 7 классе по теме "Частица как часть речи". Цель урока: дать понятие частицы, её роли в речи. Урок открытия новых знаний....
Методическая разработка урока по теме "Частица как часть речи"
Знакомство с новой служебной частью речи "Частица"...