Роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом тексте.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Показать роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом тексте;
повторение основных видов сложных предложений; проверка умений различать виды предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом тексте | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом тексте.
Цель урока: показать роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом
тексте;
повторить основные виды сложных предложений;
повторить постановку знаков препинания в сложносочиненных,
сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложениях;
закрепить знания о пунктуации в сложных предложениях с разными
видами связи;
закрепить навыки составления схем сложных предложений с разными
видами связи;
проверить умение различать виды предложений.
- Работа над текстом (текст на экране и размноженный).
Ночь на родине.
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так как (будто) (ни)когда
Природа здесь (не)знала потрясений!
И тихо так как (будто) (ни)когда
Здесь крыши сел (не)слыхивали грома!
(Не)встрепенется ветер у пруда
И на дворе (не)зашуршит солома
И редок сон(?)ый коростеля крик…
Вернулся я былое (не)вернется!
Ну что(же)? Пусть хоть это остается
Продлится пусть хотя(бы) этот миг
Когда души (не)трогает беда
И так спокойно двигаются тени
И тихо так как (будто) (ни)когда
Уже (не)будет в жизни потрясений
И всей душой которую не жаль
Всю потопить в таинствен…ом и милом
Овладевает светлая печаль
Как лун…ый свет овладевает миром.
1967 г. Н.Рубцов (1936 – 1971 г.г.)
2. Индивидуальное задание: справка о Н. Рубцове.
3. Выразительное чтение текста.
4. Найдите ключевые слова стихотворения, подчеркивающие его основную мысль: спокойные тени, тихо, природа на знала потрясений, крыши не слыхивали грома, не встрепенется ветер, солома не зашуршит, редок сонный крик.
Вывод: тишина и покой необходимы людям.
5.Раскройте скобки, продиктуйте слова.
(Ни)когда, (не)знала, (не)слыхивали, (не)встрепенется, (не)зашуршит, (не)вернется, (не)трогает,(не)будет; сон(?)ый, лун(?)ый, таинствен(?)ый; (как)будто, хотя(бы), что(же).
- На какие орфограммы даны слова?
- Приведите примеры слитного написания не с глаголами.
- Какой случай двойного написания н в прилагательных здесь не упоминается?
- Какая еще частица всегда пишется раздельно?
- Почему выбраны именно эти орфограммы? Какова роль прилагательных и слов с отрицательным значением в этом тексте?
Вывод: слова с указанными орфограммами подчеркивают основную мысль стихотворения.
6.Какие предложения использует Н.Рубцов:
а) по цели высказывания;
б) по эмоциональной окраске;
в) по составу грамматических основ;
г) по числу грамматических основ?
Вывод: использованы самые разнообразные синтаксические конструкции, чтобы читатель яснее понял идею автора.
7.Расставьте знаки препинания. Найдите сложносочиненные,
сложноподчиненные, бессоюзные сложные и сложные
предложения с различными видами связи.
а) 5 человек по очереди б) 3 человека делают синтаксический
расставляют знаки препина- разбор предложений на листочках.
ния. Остальные чертят схемы в) 3 человека – морфологический
в тетрадях. разбор слов: не знала, потрясений,
сонный.
8. Если мы вставим союзное слово когда в предложение,
будут ли запятые после и? (Нет, так как нет слова то).
9. Продиктуйте предложения из художественных текстов с
примерами предложений из них.
Записываем, чертим схемы.
10. Сделайте письменный вывод: почему Н. Рубцов
употребляет в своем стихотворении сложные предложения
разных конструкций? Какую роль они играют в поэтическом
тексте?
Домашнее задание: параграф 216, упражнение 554.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
Конспект урока по русскому языку « Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности»
Урок русского языка в 9 классе "Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности" проведен в рамках районного семинара "Сооциальная адаптация и финансовая грамотность дет...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ И ТИПОВ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ И ТИПОВ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...
Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»
Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...
Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.
Урок развития речи в 6 классе по теме: «Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.» ...
Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.
Презентация к уроку"Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования"...
Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"
Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...