Роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом тексте.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Бондарева Наталья Петровна

Показать  роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом  тексте;

повторение основных  видов  сложных предложений; проверка умений различать виды предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом тексте.

Цель урока: показать роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом      

                               тексте;

                               повторить основные виды сложных предложений;

                               повторить постановку знаков препинания в сложносочиненных,

                               сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложениях;

                               закрепить знания о пунктуации в сложных предложениях с разными

                                видами связи;

                                закрепить навыки составления схем сложных предложений с разными

                               видами связи;

                               проверить умение различать виды предложений.

  1. Работа над текстом (текст на экране и размноженный).

Ночь на родине.

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так как (будто) (ни)когда

Природа здесь (не)знала потрясений!

И тихо так как (будто) (ни)когда

Здесь крыши сел (не)слыхивали грома!

(Не)встрепенется ветер у пруда

И на дворе (не)зашуршит солома

И редок сон(?)ый коростеля крик…

Вернулся я    былое (не)вернется!

Ну что(же)? Пусть хоть это остается

Продлится пусть хотя(бы) этот миг

Когда души (не)трогает беда

И так спокойно двигаются тени

И тихо так как (будто) (ни)когда

Уже (не)будет в жизни потрясений

И всей душой которую не жаль

Всю потопить в таинствен…ом и милом

Овладевает светлая печаль

Как лун…ый свет овладевает миром.

                                        1967 г. Н.Рубцов (1936 – 1971 г.г.)

2. Индивидуальное задание: справка о Н. Рубцове.

3. Выразительное чтение текста.

4. Найдите ключевые слова стихотворения, подчеркивающие его основную мысль: спокойные тени, тихо, природа на знала потрясений, крыши не слыхивали грома, не встрепенется ветер, солома не зашуршит, редок сонный крик.

     Вывод: тишина и покой необходимы людям.

5.Раскройте скобки, продиктуйте слова.

   (Ни)когда, (не)знала, (не)слыхивали, (не)встрепенется, (не)зашуршит, (не)вернется, (не)трогает,(не)будет; сон(?)ый, лун(?)ый, таинствен(?)ый; (как)будто, хотя(бы), что(же). 

- На какие орфограммы даны слова?

- Приведите примеры слитного написания не с глаголами.

- Какой случай двойного написания н в прилагательных здесь не упоминается?

- Какая еще частица всегда пишется раздельно?

- Почему выбраны именно эти орфограммы? Какова роль прилагательных и слов с отрицательным значением в этом тексте?

Вывод: слова с указанными орфограммами подчеркивают основную мысль стихотворения.

6.Какие предложения использует Н.Рубцов:

а) по цели высказывания;

б) по эмоциональной окраске;

в) по составу грамматических основ;

г) по числу грамматических основ?

Вывод: использованы самые разнообразные синтаксические конструкции, чтобы читатель яснее понял идею автора.

             7.Расставьте знаки препинания. Найдите сложносочиненные,      

        сложноподчиненные, бессоюзные сложные и сложные  

        предложения с различными видами связи.

        а) 5 человек по очереди                             б) 3 человека делают синтаксический

          расставляют знаки препина-                                      разбор предложений на листочках.

          ния. Остальные  чертят схемы                  в) 3 человека – морфологический

          в тетрадях.                                                             разбор слов: не знала, потрясений,

                                                              сонный.

              8. Если мы вставим союзное слово когда в предложение,

          будут ли запятые после и? (Нет, так как нет слова то).

              9. Продиктуйте предложения из художественных текстов с

           примерами предложений из них.

              Записываем, чертим схемы.

               10. Сделайте письменный вывод: почему Н. Рубцов

           употребляет в своем стихотворении сложные предложения

           разных конструкций? Какую роль они играют в поэтическом

           тексте?

                   Домашнее задание: параграф 216, упражнение 554.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

Конспект урока по русскому языку « Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности»

Урок русского языка в 9 классе "Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности" проведен в рамках районного семинара "Сооциальная адаптация и финансовая грамотность дет...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ И ТИПОВ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ И ТИПОВ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...

Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.

Урок развития речи в 6 классе по теме: «Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.» ...

Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.

Презентация к уроку"Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования"...

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...