Конспект урока русского языка для 8 класса по теме "Односоставные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Лях Вера Леонидовна

В папке содержится конспект итогового урока для 8 класса по теме "Односотавные предложения". Использована групповая работа. Проводится проверка знаний по теме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, проведенного в 8 классе

учителем Лях Верой Леонидовной.

 Тема: "Односоставные предложения».

Тип урока: обобщающий.

Тема урока: Обобщение по теме односоставные предложения.

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме “Односоставные предложения”.
  2. Воспитывать самостоятельность.
  3. Совершенствовать различные виды самостоятельной работы.
  4. Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.

Задачи урока:

  1. Подготовить учащихся к проверочной работе.
  2. Формировать трудолюбие.

Оборудование: 

Стихотворение А.С.Пушкина “Зимнее утро” (отрывок, первые 6 строк)  на карточках на каждой парте. Книга В.И Даля «Пословицы и поговорки русского народа»

Мультимедиапроектор, презентация по односоставным предложениям.

Ход урока

1. Организация класса.

  1. Приветствие.
  2. Запись даты, темы урока. Учитель называет тему урока. Учащиеся формулируют основные цели.
  3. Синтаксическая пятиминутка.

2. Вступление учителя:

1) -Жизнь наша полна сюрпризов. Не обошлось без них и сегодня. Я предполагала начать работу с отрывка из замечательного стихотворения великого русского поэта, но книги с текстом под рукой не оказалось. Ребята, помогите мне его вспомнить. Оно идеально подходит к теме сегодняшнего урока. Догадайтесь, о каком стихотворении идёт речь. (Учитель, подводя к нужному ответу, может указать, что текст начинается с назывных предложений).

-Правильный ответ “Зимнее утро” А.С.Пушкина.

2. Работа с текстом стихотворения.

2.1. -Запишите первые 6 строк стихотворения, не забывая о знаках препинания.

2.2. Проверка текста по карточкам.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

2.3.-Оцените свою работу, поставьте отметку с учетом количества ошибок и недочетов.

2.4. Подведение итогов.

-Кто выполнил работу без ошибок?

2.5. Охарактеризуйте простые предложения по характеру грамматической основы. Почему поэт преимущественно использует односоставные предложения?

2.6. Вывод.

-Итак, Пушкин с помощью односоставных предложений нарисовал чудную картину зимнего утра, но это Пушкин. А нам они иногда доставляют столько хлопот, что…  А вот, если бы была возможность преобразовать синтаксический строй русского языка так, чтобы остались только двусоставные или только односоставные предложения, какие из них стоило бы оставить? (Двусоставные, ведь в них понятно, где субъект действия, а где само действие)

 -А если хорошенько подумать, то ведь не всегда необходимо называть или его субъект действия… Может быть, оставить односоставные, ведь их даже классики употребляли в своих произведения? (Разные)

- Скорее всего, те и другие, потому что только умелое сочетание предложений разных типов сделает нашу речь разнообразной и яркой.

3. Проверка домашнего задания.

3.1.Повторение сведений об односоставных предложениях.

Вспомните, какие типы односоставных предложений вы знаете. Порядок работы.

3.2. Работа в группах. Инструктаж о выполнении работы.

- На первом уроке по односоставным предложениям ребята разделились на 4 группы: 1 группа. Определённо-личные предложения. 2 группа. Неопределённо-личные предложения. 3 группа. Безличные предложения. 4 группа. Назывные предложения. Каждая группа выбрала себе один из типов односоставных предложений. К сегодняшнему уроку ребята, опираясь на материал уроков по теме, подготовили теоретические сведения по выбранному типу предложений в интересной форме и несколько заданий, позволяющих проверить уровень знаний по теме. Внимательно послушайте, как следует далее работать.

План работы следующий:

Возьмите на своём столе листок контроля. Запишите на нём свою фамилию. Сюда вы будете заносить все оценки, которые сегодня получите. В конце уроке листок с оценками вы сдадите учителю, чтобы получить общую оценку за урок.

Возьмите 4 чистых листа для выполнения заданий. Запишите на них свою фамилию. Ниже запишите название типа односоставных предложений, с которым будете работать: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. После выполнения заданий листочки будут собраны на проверку.

Фамилия Имя

Виды предложений

Оценка

Определенно-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Назывные

Итоговая отметка

Уважаемые гости, мы просим вас оценить домашнее задание каждой группы по пятибалльной системе. Оценки запишите на специальных листах

№ группы

Тема работы

Оценка

1

Определённо-личные предложения

2

Неопределённо-личные предложения

3

Безличные предложения

4

Назывные предложения

Начнём работу. На доске план выступления по предложениям каждого типа.

  1. Определение предложения.
  2. Грамматические признаки.
  3. Особенности употребления в речи.

Далее по порядку будут выступать группы учащихся. Всё это должно быть представлено в интересной форме (газета, сказка, и т.д.). Задания для проверки умений находить данные предложения в тексте, составлять такие предложения, правильно употреблять в речи и т.д. (диктанты, тесты, задания на конструирование и т.д.) тоже должны быть представлены. Кроме самих заданий учащимся необходимо было подготовить правильные ответы. Ведь проверять работы они будут сами. Задания должны выполняться остальными учащимися на отдельных листах.

3.3. Выступления групп учащихся.

Выступление групп учащихся.

3.4. Проверка выполнения работы.

-Теперь необходимо проверить выполненные работы. Ребята в группах проверяют и оценивают работы. А гости, посовещавшись, оценят работу каждой группы. Проверенные работы раздаются. Полученные оценки выставляются в листок контроля.

  1. Теперь нам предстоит выслушать мнение каждой группы о том, насколько хорошо мы знакомы с типами односоставных предложений (кратко отвечает 1 представитель группы).
  2. А теперь узнаем мнение наших гостей, как группы справились с домашним заданием. (Гости сообщают оценки за домашнее задание).

Не забудьте все оценки записать в листок контроля!

4. Обобщающее задание. 

4.1.  -Теперь задание, которое приготовила вам я. Перед вами есть листки с текстами для редактирования.

Текст для редактирования.

Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Всё равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел, чтобы меня спросили по геометрии. Вчера я имел мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.

Прочитайте текст внимательно. Представьте, что вы являетесь редактором газеты. Могли бы вы поместить такой текст в газете? Почему? Давайте отредактируем этот текст. Что для этого нужно сделать? (Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными). Почему это возможно? (Т.к. эти предложения будут являться синтаксическими синонимами).

  1. Запишите текст в исправленном виде.
  2. Прочитайте, что у вас получилось.

Назовите, какие типы односоставных предложений вы использовали.

  1. О каких односоставных предложениях мы сегодня не вспомнили? ( О предложениях со значением обобщённого лица).
  2. Выступление ученика об обощенно-личных предложениях.
  3. - Дополните свой текст подходящим по смыслу односоставным предложением со значением обобщённого лица. Если необходимо, воспользуйтесь книгой В.И.Даля “Пословицы и поговорки русского народа”.

V. Итог урока.

-После всей проделанной работы мне остаётся вернуть вас к вопросу о том, какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные? (Нужны все предложения). Почему?

VI. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра. “Зимнее утро ”. I часть составьте с помощью односоставных предложений, II – с помощью двусоставных, III – с помощью односоставных и двусоставных предложений.

Текст для редактирования.

Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Всё равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел, чтобы меня спросили по геометрии. Вчера я имел мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.

Карточки для гостей.

№ группы

Тема работы

Оценка

1

Определённо-личные предложения

2

Неопределённо-личные предложения

3

Безличные предложения

4

Назывные предложения

Карточки для учащихся.

Фамилия Имя

Виды предложений

Оценка

Определенно-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Назывные

Итоговая отметка

Диалог о безличных предложениях.

1 ведущий. Какие предложения называются безличными?

2 ведущий. Безличными называются односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем.

1 ведущий. Кто является носителем данного состояния, но не создает его?

2 ведущий. Дополнение в дательном падеже называет лицо, которое является носителем данного действия или состояния, но не создает его.

1 ведущий. Чем может выражаться сказуемое в безличном предложении?

2 ведущий. Сказуемое может быть выражено безличными глаголами, личными глаголами в безличном значении.

1 ведущий. Что можно еще спросить про предложения данного вида? (Класс задает вопрос).

-Что могут выражать безличные предложения.

2 ведущий. Они могут выражать состояние природы или окружающей среды, состояние человека, неизбежность чего-либо, отсутствие чего-либо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определенно-личные предложения Это предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.

Слайд 2

Сказуемое Показывает, что деятелем является говорящий или его собеседник. Выражено формами 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения.

Слайд 3

Определено-личные предложения По смыслу близки к двусоставным с местоимениями-подлежащими я, мы, ты, вы Более лаконичны, чем двусоставные Отсутствие подлежащего позволяет избежать ненужных повторений.

Слайд 4

Тест. Выпишите номера определенно-личных предложений. 1.Мне не спится. 2. Берегите друг друга. 3. Люблю зимний лес. 4. Дорожки в поселке посыпали галькой. 5. Звезды над полями, глушь да камыши. 6. Люблю грозу в начале мая.

Слайд 5

Внимание! Правильный ответ! Предложения 2, 3, 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...