Обобщение изученого по теме: "Имя прилагательное". - 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок является урокои обобщения изученного по теме: "Имя прилагательное". Уяащиеся 5 класса в занимательной форме повторяют сведения которые они получили на уроках русского языка, посвчященных этой теме. Некоторые из этих сведений были знакомых детям из курса начальной школы, некоторые приобретены в 5 классе. Поэтому обобщение материала позволило выявить сформированность навыков работы с этой часьбю речи, а так же проверить уровень усвоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._imya_prilagatelnoe._5_klass.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное». – 5 класс
Цель: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном; закрепить умение отграничивать прилагательное от других частей речи, выполнять морфологический разбор слов этой части речи; рассмотреть роль прилагательных в тексте, определить значение слов этой части речи для создания яркого и красочного, образного описания; продолжить воспитание интереса учащихся к русскому языку через интерес к слову, в том числе относящихся к имени прилагательному.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Сегодня мы с вами завершаем разговор об имени прилагательном. Цель нашего урока – обобщить изучение об этой части речи. Мы будем пытаться находить имена прилагательные среди слов других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль
На доске текст. Пока я буду читать его вам, обратите внимание на пропущенные буквы, сформулируйте орфограммы. Кроме того, определите стиль текста.
В синем небе плывут над п…лями
Обл…ка с з…лотыми кр…ями;
Ч…ть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрач…но – румян.
Вот уж веет прохладой ноч…ною;
Грезит колос над у…кой межою;
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом лес обдает.
Кротко звезд з…лотое сиянье,
В чистом поле покой и молч…нье:
Точ…но в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
И.С.Никитин.
- Определите стиль текста (художественный).
- Какие еще стили вам известны? (научный и разговорный).
- Перепишите 1-й абзац текста.
Один ученик у доски. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
Поскольку цель нашего урока – обобщить изученное об имени прилагательном, обратимся к словам этой части речи.
- Назовите имена прилагательные, встретившиеся в этом тексте.
- По каким признакам вы определите, что эти слова – прилагательные? Назовите признаки имени прилагательного.
- Для чего служат имена прилагательные? Прочитайте текст без них. Что изменилось? Найдите эпитеты.
Имя прилагательное по праву может сказать о себе:
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветым дивных слов легко определю я!
- В записанном четверостишье определите морфологические признаки имен прилагательных(1 человек у доски).
- На какие две группы делятся имена прилагательные?(на полные и краткие).
- Как в зависимости от формы имени прилагательного меняется его синтаксическая роль? Подчеркните имена прилагательные как члены предложения(1 человек у доски).
-Обозначьте орфограмму «Гласные в окончаниях имен прилагательных»(1 человек у доски). Расскажите правило.
- Сделайте морфологический разбор 2-х прилагательных.
- Выводы об имени прилагательном.
III. Два человека у доски. Делим доску(и тетрадь) на две части
Полные | Краткие |
Я читаю предложения, учащиеся записывают имена прилагательные по колонкам, определяют их признаки. Полные прилагательные записывают с существительным, к которому они относятся, обозначают окончание.
- Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
(П-и).
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
(П-и).
- Почему в слове могуч нет Ь? Назовите еще сова на эту орфограмму. Запишите их, орфограмму обозначьте.
4) На чужой стороне и весна не красна.
5) Большому кораблю – большое плаванье.
6) Порывы свежего ветра поднимали сухие листья.
- Какая орфограмма встретилась в этих словах?(«О и е после шипящих в окончаниях прилагательных). Расскажите ее.
IV. Итак, мы многое узнали об имени прилагательном: рассмотрели признаки этой части речи, синтаксическую функцию. Но главное – это то, что имена прилагательные делают нашу речь более красочной, образной, богатой. Не случайно эпитеты – это всегда имена прилагательные.
…
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
Прилагательные служат для характеристики предметов, явлений окружающего мира, людей. Дома вы выписывали из словаря прилагательные, характеризующие людей.
- Прочитайте эти прилагательные(1 ученик читает).
V. Итогом нашей работы будет попытка составить текст, дополнив его недочтоющими именами прилагательными.
Ландыши.
Мы знаем … местечко в лесу. На … берегу реки, под … соснами и … … березками, пахнет смолой и … … листвою. У корней деревьев проворно бегают муравьи и густо растут ландыши.
Мы набрали … букет ландышей и обложив их … … листьями, осторожно принесли домой.
Мы очень любим ландыши. Их …, … цветы очень похожи на … … колокольчики и так хорошо пахнут!
Сначала учитель читает текст без прилагательных. Дети расставляют прилагательные. Несколько учащихся зачитывают получившиеся у них варианты. Затем читается авторский текст.
VI. Выводы. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение изученого по теме: "Имя прилагательное". - 5 класс
Данный урок является урокои обобщения изученного по теме: "Имя прилагательное". Уяащиеся 5 класса в занимательной форме повторяют сведения которые они получили на уроках русского языка, посвчященных э...
Обобщение изученого по теме: "Имя прилагательное". - 5 класс
Данный урок является урокои обобщения изученного по теме: "Имя прилагательное". Уяащиеся 5 класса в занимательной форме повторяют сведения которые они получили на уроках русского языка, посвчященных э...
Урок русского языка в 6 классе по теме: Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"
Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Имя прилагательное"...
Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»" (презентация к уроку)
Урок «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» проводится в 5 классе. Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания уч...
Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»"
Урок «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» проводится в 5 классе. Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания учащихся о значении,...
Урок "Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"" в 7 классе
Урок Обобщение по теме «Имя прилагательное»» - завершающий в изучении данной темы. Ему предшествовал целый ряд уроков, на которы...
Самоанализ урока "Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"" в 7 классе
Урок Обобщение по теме «Имя прилагательное»» - завершающий в изучении данной темы. Ему предшествовал целый ряд...