Зачем мы ходим в горы?
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Румсевич Светлана Казимировна

конспект урока по русскому языку для 11 класса. Подготовка к сочинению-рассуждению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_my_hodim_v_gory.doc49.5 КБ
Office presentation icon zachem_my_hodim_v_gory.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ (урок с применением технологии критического мышления)

Цель урока:

  1. Применяя технологию развития критического мышления, подготовить учащихся к написанию сочинения по тексту.
  2. Формировать умение работать с текстом, анализировать, вычленять главную информацию, развивать навык устного выступления, активизировать творческие способности.
  3. Воспитывать положительное отношение к предмету, нравственные нормы.

Оборудование: мультимедийный проектор, распечатки текстов.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

2. Сообщение темы и цели урока. (Презентация. Слайды 1-3)

Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…..

В.Высоцкий.

I. Стадия “вызова”. (Активизируем работу, “подталкиваем” учеников к анализу текста) (Презентация. Слайд 4)

Беседа с учащимися. На дом было задано подобрать стихотворения о горах. Вспомним их и попытаемся ответить на вопросы с использованием поэтических строк

– Вам нравятся горы?

– Вы когда-нибудь бывали в горах?

– А почему так манят человека горы?

– Какие качества нужны человеку в горах?

– Какие чувства возникают при мысли о походе в горы?

– А чем опасны горы?

– Почему, испытывая холод, голод, зной, люди всё равно идут в горы? (Презентация. Слайды 5-10)

А теперь давайте откроем тетради, запишем число, классная работа. Занесём наши мысли в левую часть таблицы. (Работа в тетради) (Презентация. Слайд 11)

Что мне известно по теме

 

 

 

– Зачитайте, что записали в этой части таблицы?

II. Стадия “осмысления”.

– Давайте прочитаем текст. (Распечатки у каждого на парте) Автор текста – Ю.Визбор.

– Что вам известно об авторе текста? (небольшая справка ученика о Визборе)

– Когда будете читать текст, ставьте на полях значки:  (Презентация. Слайд 12)

+ – согласен

– – не согласен

! – это главное

Зачем мы ходим в горы? На высоте 4800 метров мы лежим с моим другом Аркадием, засунув головы под нависающий камень, чтобы хоть мозги защитить от этого мексиканского ультрафиолета. Юго-Западный Памир. В каменистом безветренном ущелье, формой напоминающем ложку, а содержанием – сковородку, нам предстоит пролежать весь день, пока не подойдут остальные участники, вышедшие позже нас… Несусветное пекло. Апатия и равнодушие. Первый подъём на высоту всегда тяжёл. Спина моей рубашки, калящаяся на солнце, хрустит как фанерная. Рядом стоят рюкзаки, всё ещё дымящиеся от нашего пота.

Зачем мы ходим в горы? Почему спортивное действие, совершенное наедине с самим собой, без свидетелей, если не считать товарищей по маршруту, звёзд, солнца и облаков, нам милее и дороже успеха, достигнутого в присутствии стотысячной толпы? Любимые спортивные игры, сколь прекрасны они бы ни были, всего лишь площадка, где демонстрируются сила, быстрота реакции, крепость нервов… Альпинист же – партнёр природы. Он состязается с величинами, не знающими ни правил игры, ни отступления, ни пощады. Эти величины – снег, скалы, лёд, отвесы, ветер, холод, гипоксия. И победа в горах щедра потому, что никакая спортивная радость не может сравниться с ней.

Меняется ли человек в горах? Да. Слесарь и администратор, художник и конструктор, технолог и учёный сообща занимаются любимым делом, и зачастую их городские привычки, стереотипы, нажитые за годы профессиональной деятельности, здесь не имеют значения. Зато здесь на первый план выходят фундаментальные качества души.

Я знаю многих товарищей-альпинистов, с которыми я ходил в горах, и весьма смутно представляю, чем они занимались “на равнине”. Может, они и говорили мне, но как-то забывалось. А вот о том, какие они люди, я знаю и помню прекрасно. В горах в совместно преодолённых трудностях я получил о них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую информацию. Восхождение в этом смысле – идеальный прибор, снимающий точную электрокардиограмму душевных достоинств. Равно как и недостатков. И вместе с тем это уникальный точильный инструмент, способный вернуть сабельный блеск мужеству, покрывающемуся коррозией в вялой городской суете.

Снизу слышны негромкие голоса, постукивание ледорубов о камни. Это подходят наши.

Зачем мы ходим в горы? Я хочу процитировать французского альпиниста Роббера Параго: “Что важно – это опыт, который человек один сам с собой обретает для себя в этой школе истины: оценка, которую он получает своей силе и своей слабости, и возможность судить о себе…”

(По Ю. Визбору)

– О  чём этот текст?

– Какова его тема?

– Что нового мы узнали по теме, прочитав текст?

– Запишите основные положения в правую часть таблицы. (Презентация. Слайд 13)

Что мне известно по теме

Что нового я узнал из текста по теме

 

 

–  Зачитайте, что записали в этой части таблицы?

– В чём вы согласились с автором, когда читали текст?

– А что, может быть, вам показалось спорным?

– Какие проблемы поднимает автор в тексте?

– А какая проблема, на ваш взгляд, главная? (Зачем человек ходит в горы? Что для него значит поход в горы?)

– Запишем проблему в тетрадь.

– Как сам автор отвечает на вопрос, зачем мы ходим в горы? Какова его позиция? Обратите внимание на значки ! (это главное).

(В горах в совместно преодолённых трудностях я получил о них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую информацию. Восхождение в этом смысле – идеальный прибор, снимающий точную электрокардиограмму душевных достоинств. Равно как и недостатков. И вместе с тем это уникальный точильный инструмент, способный вернуть сабельный блеск мужеству, покрывающемуся коррозией в вялой городской суете. Что важно – это опыт, который человек один сам с собой обретает для себя в этой школе истины: оценка, которую он получает своей силе и своей слабости, и возможность судить о себе.)

– Как доказывает Ю.Визбор свою мысль?

– Расположите ключевые предложения текста в их логической последовательности, то есть составьте логическую схему текста 

Данная схема поможет составить комментарий к проблеме.

– Сформулируем собственный тезис по данной проблеме.

Человек в горах приобретает опыт, познаёт себя и других, получает возможность оценить свою силу и слабость, судить о себе.

III. Стадия “рефлексии”.

Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором проблеме. (Презентация. Слайд 14)

Далее учащиеся пишут фрагмент сочинения. (Презентация. Слайд 15)

IV. Чтение учащимися по желанию своих аргументов.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. Закончить работу над сочинением.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ

Слайд 2

Цель : Применяя технологию развития критического мышления, подготовить учащихся к написанию сочинения по тексту

Слайд 3

Урок с применением технологии критического мышления состоит из трех этапов : Стадия «вызова» Стадия «осмысления» Стадия «рефлексии»

Слайд 4

1. Стадия «вызова» Активизируем работу, «подталкиваем» учащихся к анализу текста

Слайд 11

Занесем наши мысли в таблицу Что мне известно по теме

Слайд 12

2. Стадия «осмысления» Чтение и анализ текста Читая текст, ставьте на полях значки: «+» - согласен «-» - не согласен «!» - это главное

Слайд 13

Что нового узнали по теме? Заполните вторую часть таблицы Что мне известно по теме Что нового я узнал по теме из текста

Слайд 14

3. Стадия «рефлексии» Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором проблеме: Что значит для человека поход в горы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ходит сказка по Земле

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина для учащихся 5 класса...

Статья "Зачем ходить на родительские собрания?"

Статья, которая раскрывает проблемы работа с родителями и пути решения этих проблем...

Зачем люди ходят на работу?

Разработка внеклассного профориентационного мероприятия для школьников создана в рамках ежегодного конкурса "Профориентатор года"....

Заседание дискуссионного клуба по теме «Зачем нужно ходить в школу?»

Создание условий для осознания детьми своего нового статуса «первоклассник» и «пятиклассник»....

"Совершенствование техники попеременного двухшажного хода и одновременного двухшажного хода" 6 класс

Раздел: лыжная подготовка. Тема: Совершенствование техники попеременного двухшажного хода и одновременного двухшаж-ного хода.  Задачи: Укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной систем...