Зачем люди ходят на работу?
методическая разработка (9 класс) на тему

Новоселова Ирина Анатольевна

Разработка внеклассного профориентационного мероприятия для школьников создана в рамках ежегодного конкурса "Профориентатор года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_lyudi_hodyat_na_rabotu._proforientator_goda_2017.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Городской конкурс  «Профориентатор года»

Направление: сценарий мероприятия для учащихся.

Мероприятие  для школьников

«Зачем люди ходят на работу?»

Автор: Новоселова Ирина Анатольевна,

ответственный за профориентационную работу МОУ СОШ №86 г.Сочи.

Пояснительная записка.

Сценарий мероприятия для школьников

«Зачем люди ходят на работу?»

Автор: Новоселова Ирина Анатольевна,

ответственный за профориентационную работу МОУ СОШ №86 г.Сочи.

Дата разработки мероприятия:  2017г.

Форма мероприятия: круглый стол.

Категория школьников:  8-11 классы.

Действующие лица: ведущий, аналитик, учащиеся, приглашенные родители.

Оборудование: мультимедийный проектор, тесты.

Цель: познакомить учащихся разными формами мотивации в бизнесе.

Задачи:

1. Образовательные: приобретение представления  о самореализации человека в сфере  профессии, закрепление знаний о типах  потребностей человека.

2. Воспитательные: воспитание коммуникативных качеств работника; формирование личности, способной осуществлять трудовую деятельность в коллективе.

3. Познавательные:  расширение кругозора школьников; закрепление знаний о человеческих потребностях.

Сценарий  мероприятия.

Приветствие ведущего, объявление плана мероприятия оглашение регламента.

Ведущий.

Есть такая притча. В пустыне путник встречает человека, катящего тяжелый камень, и спрашивает: «Что ты делаешь?» – «Не видишь, толкаю камень, мучаюсь». Другого такого же встречает: «Что ты делаешь?» – «Зарабатываю в поте лица на свою семью». Третьего встречает наш путник и задает ему тот же вопрос. Тот улыбается и говорит: «Я строю Храм».

        Философ Ханна Арендт описала два вида работы [1]:  один их них обеспечивает поддержание жизни, например уборка дома, приготовление еды, стирка, повседневные заботы. Второй вид – это производство тех предметов, которые нас окружают, от мебели до посуды, от автомобилей до зданий и сооружений.

Современная жизнь, уровень науки и техники, передовые технологии  уменьшают количество  людей, которые что-то производят своими руками. Больше тех, кто обеспечивает передачу  информации – финансисты, экономисты, программисты, консультанты разного профиля. Представителям  подобных профессий трудно увидеть продукт своего труда. Поэтому люди  после работы часто занимаются творчеством, садоводством, создают что-либо своими руками. Или мечтают об этом.

Аналитик.

        В последнее время  довольно часто используется понятие самореализации.

- Что такое самореализация для современного человека? Связана ли она с интересной, любимой работой? Высоким профессионализмом? С творчеством? Может быть, она зависит от того, воплотил ли человек свою мечту?

Ответы учащихся.

Например, человек чувствует себя реализованным:

- когда раскрывает все свои способности;

- когда получает заслуженное признание на работе;

- когда  достигает каких-либо успехов; и т.д.

В интерпретации известного психолога Натальи Тумашковой «Самореализация - ощущение себя на своем месте и удовольствие от того, что делаешь. Иногда от результата, иногда от процесса, или от того и другого вместе».  Самореализация подразумевает умение работать, совершать усилия, вкладываться в свой труд.

        Кадровая компания  KELLY в  2014г. провела опрос среди россиян:  «Больше всего нас мотивируют в работе»:

  • 77,1% – зарплата
  • 37,9% – возможность карьерного роста
  • 37,3% – масштабные и интересные задачи
  • 36,5% – комфортная атмосфера в компании
  • 17,6% – профессионализм коллег
  • 17,6% – возможности обучения

(результаты опроса выведены на экран).

Аналитик предлагает провести опрос присутствующих родителей по этому вопросу и  учащимся провести анализ полученных данных.

Предполагаемые ответы учащихся:

- самореализация не требует непременного карьерного роста: построение карьеры считают мотивирующим фактором всего 38% россиян.

- учиться новому, лучше узнавать себя, расширять свои возможности (17,6%), это значит, осознавать свое мастерство и вместе с тем чувствовать, что еще есть, куда расти.

- одна треть опрошенных обязательным условием работы считают комфорт и благоприятную обстановку в коллективе.

-некоторое количество ответов звучит так: «Работа приносит мне удовлетворение».

Ведущий.

        Какие потребности удовлетворяет работа? Для ответа на этот вопрос нам необходима помощь специалистов, которые расскажут о потребностях человека. (в качестве специалистов выступают подготовленные учащиеся)

1 специалист.(рисует на доске основание пирамиды потребностей)

Основные потребности есть у каждого человека. Это потребность в пище, одежде, жилье, свежем воздухе. [2]

2 специалист.(дополняет рисунок)

Социальные потребности. Каким бы необщительным и замкнутым ни был человек, у него возникает потребность в общении, в любви и дружбе, желание с кем-нибудь поговорить. У него возникает желание иметь друзей и семью, принадлежать к какой-нибудь группе.

Удовлетворение этих двух видов потребностей позволяет человеку иметь все необходимое и он не одинок.

3 специалист. (заканчивает рисунок)

Значит ли, что человеку больше ничего не нужно? Оказывается, что нет. Есть еще один вид потребностей – индивидуальные. Они отличаются у разных людей. Иногда различаются значительно. Например, один человек готов брать на себя ответственность за выполнение трудного дела. Другой никогда не возьмется за сложную работу. Один старательно продвигается по службе, добиваясь определенного статуса. Другой работает, что называется, «за идею». Одни люди стремятся к власти, другие предпочитают творчество.

Аналитик.

Идея расположить потребности в определенном порядке возникла у американского психолога А. Маслоу. («Теория человеческой мотивации», 1943). «Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».[3]

Ведущий.

Проведенные опросы показывают, что именно работа помогает человеку удовлетворять все  три типа потребностей: основные, социальные и индивидуальные. И именно индивидуальные потребности определяют отношение человека к работе.

Обращение к участникам круглого стола:

-Какие типы человеческих потребностей вы можете назвать в дополнение к тем, что уже названы?

-Почему потребности человека изображают в виде пирамиды?

- Почему люди ходят на работу? Ваш вариант ответа.

(ответы учащихся)

 Ведущий.

Почему нам важно, чтобы нас признавали на рабочем месте? По мнению  психоаналитика Элен Веккьяли «В самом общем смысле признание удовлетворяет наше глубокое, всем знакомое желание почувствовать собственную важность для окружающих. Оно подтверждает, что мы – полноправные члены группы, часть целого, более того, без общественного признания невозможно самоуважение».

Но человек должен понимать, за что получает признание окружающих и начальства.

«Далеко не всегда мы способны опираться на собственную оценку. По идее, мы должны быть озабочены не тем, насколько мы замечательны, креативны, умелы, умны (за этим кроются гордыня и тщеславие), а тем, получилась или не получилась у нас работа. В этом случае мы опираемся на собственную оценку и испытываем радость не от похвалы, а от плодов своего труда» (Мария Тимофеева). [4]

        Таким образом, первая причина, по которой человек ходит на работу,  это (ответы учащихся) - признание.

        Вторая   причина – многим людям нравится делать общее дело, решать задачи государственной важности, проводить исследования, которые изменят будущее.

Третья причина – наличие коллектива, в котором  есть с кем соревноваться. Многим людям необходимо присутствие соперника для более продуктивной работы. А хороший коллектив может стать важной частью жизни человека, откуда он сможет получать поддержку и помощь.

Четвертая причина – воспитание самодисциплины, необходимости придерживаться определенного режима труда и отдыха. Особенно для людей, которые имеют сложности с самоорганизацией.

Аналитик.

        В заключение  мы предлагаем одному из участников ответить на вопросы:

  1. Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников?
  2. Как высказываются твои родители о своей профессии?
  3. Был ли ты на рабочем месте своих родителей?
  4. Понравилось ли оно тебе?
  5. Что говорят о твоих родителях их сослуживцы?
  6. Представлял ли ты себя на рабочем месте своих родителей?
  7. Как ты думаешь, в чем нужность профессии твоих родителей?
  8. Какие качества характера нужны для их профессий?

Все участники круглого стола все вместе отвечают на последний вопрос и заполняют кластер  (схема на магнитной доске, различные качества характера заранее  напечатаны на карточках; если не подойдут заготовленные, то можно воспользоваться маркером).

Рефлексия.

Ведущий.

        Подумайте над следующими высказываниями известных людей о работе.

Есть только один способ проделать большую работу – полюбить ее. (Стив Джобс)

Труд по обязанности — это работа, а работа по склонности — досуг. (Бернард Шоу)

Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо – вот чего ты должен желать. (Марк Аврелий)

Список литературы:

  1. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес.М.Наука, 1994, стр.85
  2. Arendt Н. «The Human Condition», University of Chicago Press, 1958
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирамида_потребностей_по_Маслоу
  4. http://1001.ru/articles/post/16662


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем людям украшения

Зачем людям украшения. Алмазный фонд...

Зачем мы ходим в горы?

конспект урока по русскому языку для 11 класса. Подготовка к сочинению-рассуждению...

Презентация по изобразительному искусству для 5 класса "Зачем людям украшения"

В помощью учителю изобразительного искусства для проведения урока в 5 классе по теме "Зачем людям украшения"...

Познавательное коррекционное занятие "Зачем люди трудятся"

Это занятие помогает раскрыть значение труда в жизни человека. С его помощью формирую у детей с ОВЗ представление о трудовой деятельности человека, расширяю знания об орудиях труда,...

Зачем люди общаются?

презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Н.Боголюбова)...

Презентация по предмету ИЗО 5 класс по теме"Зачем людям украшения?"

ФГОС.  5 класс. Презентация  поможет ввести обучающихся 5 класса в проблемный урок, после её просмотра  сделать выводы, ответить на вопрос "Зачем людям украшения?" Полученный ...

Заседание дискуссионного клуба по теме «Зачем нужно ходить в школу?»

Создание условий для осознания детьми своего нового статуса «первоклассник» и «пятиклассник»....