Урок развития речи в 7 классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Изложение с элементами сочинения "Лебединая верность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_s_elementami_sochineniya.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Изложение с элементами сочинения.
Лебединая верность
Цель урока:
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.
- Развивать диалогическую речь учащихся, формировать умение выстраивать рассуждение, подбирать аргументы, вести дискуссию по проблеме.
На доске эпиграфы
«Рыбы, птицы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не обижайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля»
(Р.Рождественский)
« Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.»
В. Берестов
Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к разговору, который не должен оставить никого из нас равнодушным. К разговору, который касается всех нас. Мы будем говорить о природе, о ё защите и охране, о том, какие трудные времена она переживает сейчас. Заботясь о сохранении родной природы, нужно помнить, что законы сами по себе не спасут их, а Красная книга не оградит от вымирания. Это могут сделать только люди. А главное, нужно помнить, что природа – это наш дом, в котором жить нам, нашим потомкам, всему живому. А для этого его нужно содержать в полном порядке.
Начать наш урок я хотела бы отрывком из повести Е.Исаева «Убил охотник журавля» (вставить отрывок)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? О чём заставило задуматься?
В.Исаев говорит о том, что «не царь природы человек, не царь, а сын,» а замечательный писатель Б.Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей» как бы продолжает эту мысль.
«… А природа она покуда стерпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это царём-то зваться. Сын он её, старшенький. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб малиньку…»
А как вы понимаете это выражение «Не царь природы человек, не царь, а сын»?
Б.Васильев призывает нас быть разумными. Мы должны помнить, что «у растений и животных нет адвокатов, им не у кого просить помощи…»
Природа находится сейчас в ужасном состоянии. Возможно, кто-то из васподумает: а мы-то здесь причём?
Это кто-то загрязняет реки химическими отходами, кто-то вырубает леса, убивает животных. Это не мы. Да и какой вред можем нанести природе лично мы. Подумаешь, сломали одну ветку, сорвали цветок, напились берёзового сока. Это ведь ничего страшного, правда? Как вы считаете, ребята?
Конечно же, природе будет хуже от этого. Это всё маленькие раны, нанесённые природе. А если одну такую рану нанесёшь ты, другую – товарищ, ещё кто-то. Что станет с природой?
А как объяснить то, что ребята убивают кошек, собак. Издеваются над ними, привязывают к хвосту банки. И им приятно смотреть на это. Почему так происходит, почему люди такие жестокие?
На уроках литературы мы много говорим о бережном отношении к животным, птицам. Мы переживаем за них, принимаем их боль как свою.
- Какие произведения вам запомнились?
- Почему они вас так взволновали?
Сегодня я хочу познакомить вас с небольшим рассказом, который называется «Лебединая верность.»
Чтение текста….
Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. Егерь рассказывал: Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.
Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Тая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки.
Я приплыл в залив рано утром. Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши, тут и нашёл подбитую птицу. Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке. Обошёл его, убедился – хищников нет. «Как же вас назвать? - подумал. Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия.»
Весь месяц плавал к лебединому озеру. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать – крыло было перебито.
Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали ещё два молодых лебедя. А в это время начался отлёт птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним. На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо.» А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Её пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!
(К.Хромов)
Беседа по тексту.
- Почему рассказ называется «Лебединая верность?»
- Что произошло однажды с лебедем?
- Кто остался рядом с подбитым лебедем?
- Кто помог птицам?
- Правильно ли поступила Лилия, отпустив детей своих одних в далёкие края?
- Как чувствовала себя Лилия во время отлёта птиц?
Чтобы хорошо написать изложение, нужно не только знать текст, но и грамотно написать его. Поэтому сейчас мы поработаем с вами над орфографией и пунктуацией.
Ребята у доски
Словарный диктант
Не понимая, повисло, браконьер, егерь, неподвижно, полуостровок, обирать, перевязал, раненое, лебединое, гортанный, устроенный, неплохо, в сине небо, не хотелось.
Пунктуационный разбор
Я оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло.
Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края.
Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло.
Любовь к нашей природе, к животным, к птицам. Сколько об этом сказано, написано…Мы обращались к разным литературным жанрам на эту тему.
А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы послушали удивительную песню на слова А. Деменьтьева в исполнении прекрасного певца и композитора Е. Мартынова.
Песня называется «Лебединая верность».
Чем похожи и в чём различие песни и нашего рассказа?
На втором уроке мы пишем изложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...