Урок русского языка в 5 классе "Спряжение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Основным приёмом организации деятельности учащихся является создание проблемной ситуации, игра, самооценивание, просмотр теоретического материала через файловую презентацию, выполнение тренировочных упражнений. Урок с традиционной методикой с применением разнообразных приёмов организации деятельности для организации познавательного интереса с использованием информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spryazhenie_glagola.doc | 76 КБ |
spryazhenie_glagolov.ppt | 877 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Спряжение глагола.
Цели:
- Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
- Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
- Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
Оборудование. Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока
Слово учителя: (Психологический настрой).
Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.
Слайд 1
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок -
Нам пора начать урок.
Урок у нас действительно необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.
Слайд 2
Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.
II. Проблемная ситуация:
- Какая часть речи подчёркнута?
Глагол.
- Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?
Незнайка не знает.
- От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?
От спряжения.
- А какую тему не знает Незнайка?
Спряжение глаголов.
- Поможем Незнайке?
Да.
III. Переход к новой теме.
Слово учителя:
Запишите число, тему урока
Слайд 3 «Спряжение глаголов».
Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.
- Что такое спряжение?
Изменение по лицам и числам.
- Сколько спряжений в русском языке?
Два.
Слово учителя:
Слайд 4
Незнайка совершает кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум островам:
1 и 2 спряжение. Какой остров самый сложный?
II cпряжение. Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.
IY. Изложение нового материала.
Обратите внимание на таблицу.
Слайд 5
пишу пишешь пишет пишем пишете пишут | несу несёшь несёт несём несёте несут | ворчу ворчишь ворчит ворчим ворчите ворчат | свечу светишь светит светим светите светят |
- К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?
К I спряжению.
- как вы это определили?
По окончаниям.
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.
Сверим наши выводы.
Слайд 6 Открывается остров «I спряжение»
Работа по таблице.
- К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?
Ко II спряжению.
- Как вы это определили?
По окончаниям.
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.
- К какому спряжению относятся эти глаголы?
Ко II спряжению.
Сверим наши выводы.
Открывается остров «II спряжение»
Слайд 7
- А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?
Они ударные и безударные.
- По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?
По ударным.
- А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Слово учителя:
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.
Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.
Слайд 8
Пишем – рисуем - полем – пляшем – | Чертим – чиним – маним – просим |
Проверка по слайду 9
Слово учителя:
Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.
- Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?
Поставили в неопределённую форму.
Слово учителя:
Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255. Запомни!
- Чтение алгоритма по учебнику.
Слово учителя:
Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:
Учащиеся хором проговаривают.
Слайд 10
Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.
Y. Тренировочные упражнения.
- Физминутка.
Слайд 11
Слово учителя:
А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.
Платить, ужинать, ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.
- А теперь поработаем с текстом.
Слайд 12
В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.
Шторм.
Сегодня с рассвета Бесну..тся море, Вороча..т камни, Встаёт на дыбы. И пен..тся волны В широком просторе, С разбега дробясь О гранитные лбы. Как будто бы вызов Природою брошен, И листья шуршат На крутом берегу. | И ветер мохнатое Небо ерош..т И гнёт кипарис На бульваре в дугу. Крикливые чайки Пугливо притихли. Баркасы укрылись За каменный мол. По улицам города Нос..тся вихри, И тополь стоит Весь до веточки гол. |
Проверка по слайду 13
Слово учителя:
Слайд 14
Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)
1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т
2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т
3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т
Проверка по слайду 15
Слово учителя:
Слайд 16
А теперь выполним творческое задание.
- Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения на тему «Шторм на море».
Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.
Ученики комментируют.
YI. Заключение.
- Что сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
- А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.
Слайд 17
Рефлексия:
Понравился ли вам урок? Если да, то напишите мне на память смс-сообщения со своими впечатлениями.
Слайд 18
Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спряжение глаголов. Спряжение глаголов .
. чита ю чита ешь чита ет чита ем чита ете чита ют нес у нес ёшь нес ёт нес ём нес ёте нес ут ворч у ворч ишь ворч ит ворч им ворч ите ворч ат свеч у свет ишь свет ит свет им свет ите свет ят
Глаголы I спряжения имеют окончания - у (-ю) , -ешь (-ёшь) , -ет (-ёт) , -ем (-ём) , -ете (-ёте) , ут (-ют) . Ид ёт, ид ут - 1спряжение
Глаголы II спряжения имеют окончания - у ( -ю) , -ишь , -ит , -им , -ите , -ат (-ят). Лет ит , лет ят - II спряжение
I спряжение II спряжение Пишем – Чертим – рисуем – чиним – полем – маним – пляшем – просим Напиши неопределённую форму данных глаголов
I спряжение II спряжение Пишем – писать Чертим – черт ить рисуем – рисовать чиним – чин ить колем – колоть маним – ман ить пляшем – плясать просим - прос ить Проверь себя
Запомни ! Ко второму же спряжению Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на –е- спрягать нельзя.
Платить ужинать сеять ловить играть спешить рыть учить
Сегодня с рассвета Бесну .. тся море, Вороча .. т камни, Встаёт на дыбы. И пен .. тся волны В широком просторе, С разбега дробясь О гранитные лбы. Как будто бы вызов Природою брошен, И листья шуршат На крутом берегу. И ветер мохнатое Небо ерош .. т И гнёт кипарис На бульваре в дугу. Крикливые чайки Пугливо притихли. Баркасы укрылись За каменный мол. По улицам города Нос .. тся вихри, И тополь стоит Весь до веточки гол. Шторм Вставь пропущенные буквы
Шторм Сегодня с рассвета Бесну ет ся море, Вороча ет камни, Встаёт на дыбы. И пен ят ся волны В широком просторе, С разбега дробясь О гранитные лбы. Как будто бы вызов Природою брошен, И листья шуршат На крутом берегу. И ветер мохнатое Небо ерош ит И гнёт кипарис На бульваре в дугу. Крикливые чайки Пугливо притихли. Баркасы укрылись За каменный мол. По улицам города Нос ят ся вихри, И тополь стоит Весь до веточки гол.
«Четвёртое лишнее» Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т Ла..т, се..т, чита..т, кле..т Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..тся
«Четвёртое лишнее» Смотр и т, дыш и т, тревож и тся, та е т Ла е т, се е т, чита е т, кле и т Вид и т, пиш е т, завис и т, держ и тся
Творческое задание Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения - и составить с ними предложения на тему «В море». Грохотать, гнать, крутить, выть, сверкать, катить.
Прозвенел звонок, Закончился урок! ! -До свидания! -До следующего путешествия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Наклонения глагола"
Урок русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола". Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии....
Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и ...
Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)
Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино, позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото....
Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"
Целью данного урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв...
Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»
Цели урока развивать речь , логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и углубить знания по теме "Глагол»; воспитыв...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»
Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...