Конспект урока на тему: "Критерии вида"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Конспект урока на тему: "Критерии вида". Изчение новой главы популяционно-видовой уровень. Конспект содержит в себе полное описание критериев вида, основные понятия по теме, а также презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvernutyy_konspekt_uroka_na_temu.kriterii_vida.doc819.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый конспект урока на тему: «Критерии вида»

Задачи:

– обучения: понятия «вид» и «критерии вида»; изучить его структуру.

– воспитания: продолжать формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

–развития: продолжать формирование грамотной речи при использовании научных терминов; совершенствовать познавательные умения учащихся через использование когнитивных операций (сравнение, синтез, обобщение), продолжить формирование умения наблюдать и объяснять явления.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы обучения: фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, демонстрация презентации, объяснение, рассказ.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация на тему: «Критерии вида».

Основные понятия: «Вид; критерии вида - морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический; ареал».

Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин)

– Здравствуйте! Присаживайтесь! Ребята, давайте вспомним материал предыдущей темы и проверим выполнение домашнего задания.

               2. Актуализация изученных знаний (7 мин)

Ребята, на прошлом уроке вами была изучена тема: «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов». Сейчас мы с вами повторим изученный материал:

1. Перечислите методы селекционной работы.

2. Чем массовый отбор отличается от индивидуального?

3. Что такое гетерозис?

3. Изучение нового материала (25 мин)

Ребята, сегодня мы с вами приступаем к новой главе, которая называется популяционно-видовой уровень. Из этой главы вы узнаете: что такое биологический вид и каковы его критерии; что называют популяцией; почему важно изучать демографические характеристики популяций и что это такое; как строится биологическая классификация и каким образом она связана с эволюцией живых организмов. А начнем мы с вами с критерия вида. Тема нашего урока звучит так: «Критерии вида». Запишите тему урока и сегодняшнее число в ваши тетради и давайте приступим  к ее изучению.

Мир живых существ состоит из огромного количества отличных друг от друга растений, животных, грибов, микроорганизмов. Все они должны добывать себе пищу, завоевывать жизненное пространство, размножаться. В процессе решения этих проблем живые организмы смогли образовать множество различных форм, каждая из которых приспособилась к жизни при определенных физических условиях и в определенном окружении. Люди давно обратили внимание на различия между окружавшими их животными и растениями и пытались их систематизировать. Однако в древние времена при классификации организмов использовались не биологические, а другие принципы. Животных, например, делили на полезных, вредных, безразличных для человека. Растения — на дающих плоды, волокно или древесину.
С развитием биологии пришло понимание того, что виды представляют собой важные биологические единицы, которые необходимо классифицировать и изучать.

- Как вы думаете, что такое вид?

- Какие виды растений и животных вы знаете?

В определении встретилось понятие ареал. Как вы думаете, что это такое? Давайте запишем определение ареала в свои тетради.

Виды представляют собой устойчивые генетические системы, так как в природе отделены друг от друга целым рядом барьеров.

Вид представляет собой одну из основных форм организации живого. Однако определить, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет, иногда бывает трудно. Поэтому для решения вопроса о принадлежности особей к данному виду используется целый ряд критериев:



       

Морфологический критерий – главный критерий, основанный на внешних различиях между видами животных или растений. Этот критерий служит для разделения организмов, которые четко отличаются по внешним или внутренним морфологическим признакам. Но следует отметить, что очень часто между видами существуют очень тонкие отличия, которые можно выявить лишь при длительном изучении данных организмов.

Географический критерий – основан на том, что каждый вид обитает в пределах определенного пространства (ареала). Ареал – это географические границы распространения вида, размеры, форма и расположение в биосфере которого отлично от ареалов других видов. Однако этот критерий также недостаточно универсален по трем причинам. Во-первых, ареалы многих видов географически совпадают, во-вторых, существуют виды космополиты, для которых ареалом является практически вся планета (кит-касатка). В-третьих, у некоторых быстро расселяющихся видов (домового воробья, домовой мухи и др.) ареал настолько быстро изменяет свои границы, что не может быть определен.

Экологический критерий – предполагает, что каждый вид характеризуется определенным типом питания, местом обитания, сроками размножения, т.е. занимает определенную экологическую нишу.
Этологический критерий – заключается в том, что поведение животных одних видов отличается от поведения других.

Генетический критерий – заключает в себе главное свойство вида – его генетическую изоляцию от других. Животные и растения разных видов почти никогда не скрещиваются между собой. Конечно, вид не может быть полностью изолирован от потока генов со стороны близкородственных видов, но при этом он сохраняет постоянство генетического состава на протяжении эволюционно длительного времени. Самые четкие границы между видами проходят именно с генетической точки зрения.
 

Не существует абсолютного критерия вида. Различные критерии связаны между собой и только в совокупности определяют целостность и единство вида. В природе эта целостность поддерживается благодаря репродуктивной изоляции, которая препятствует смешению видов. Такая изоляция обеспечивается множеством механизмов, например: различиями ареалов, разными сроками или местами размножения, особенностями поведения и многими другими.

4. Закрепление изученного материала(7 мин)

Ребята, в качестве закрепления, давайте выполним лабораторную работу в тетради на печатной основе на стр. 67.

«изучение морфологического критерия вида»

Цель работы: определить, можно ли только по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду.

Ход работы: (инструктивная карта)

1. рассмотрите предложенные вам объекты

2. сделайте их морфологические описания. Заполните таблицу.

Объект

Морфологическое

описание

1. хлорофитум пучковатый
2.бальзамин махровый

Листорасположение,

стебель, листья и т.д.

3. В соответствии с целью работы сделаете вывод. ( Морфологический критерий важный, но для того, чтобы определить принадлежность особи к какому - либо виду не достаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев)

5. Домашнее задание (2 мин)

Ребята, откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Параграф  4.1 (стр. 134-137), ответить устно на вопросы в конце параграфа.

6. Подведение итогов (2 мин).

Итак, на этом уроке мы получили знания о критериях вида. Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 8 классе: "Виды теплопередачи. Теплопроводность"

Конспект урока в 8 классе: "Виды теплопередачи. Теплопроводность"...

конспект урок-обобщение по кулинарии "Виды теста"

Тема: Обобщение и закрепление «Виды теста»Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о различных видах пресного теста и их отличительными особенностями.Задачи:- научить различать и называть различные ...

конспект урока СБО на тему "Виды жилых помещений" 5 класс

урок предназначен для учащихся 5 класса...