Конспект урока "Н-НН в суффиксах имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Целью урока «Н-НН в суффиксах имен прилагательных» является знакомство с правилами написания Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных. Тип урока - изучение нового материала. Форма урока - урок-открытие.
Урок проводится с использованием интерактивной доски и элементами КМ-школы.
Основным видом деятельности на уроке являются рассуждения учащихся. Ребята рассуждают и на основе опорного материала, предложенного учителем, делают выводы и изучают новый материал. Учитель только подводит ребят к этим выводам.
Главное, чтобы вся деятельность на уроке соответствовала форме урока. Ученики постоянно должны делать открытия, пусть даже самые маленькие. Даже то, что учитель начинает урок с песенки, уже удивляет детей и является для них открытием.
Все задания достаточно нестандартны, что привлекает учащихся и вызывает интерес к уроку.
Закрепление изученного материала дифференцировано. Сильный ученик может поработать с КМ-тренажёром, слабым можно предложить карточки-перфокарты с самопроверкой, а все остальные могут выполнить интересное задание – «цветной» диктант. Данное задание не только заинтересует детей, но и позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения темы в короткий срок.
Домой детям можно задать какое-нибудь необычное задание: сочинить сказку, стишок, придумать таблицу и т.д. по изученной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n-nn_v_suffiksah_prilagatelnyh.doc | 56 КБ |
n-nn_v_suffiksah_prilagatelnyh.ppt | 839 КБ |
dnevnik_k_otkr.uroku_.doc | 31.5 КБ |
kartochki_k_uroku.doc | 39.5 КБ |
cv_dikt.docx | 11 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по русскому языку
Учитель Щербовских Людмила Александровна
Класс 6 «Б»
Количество учащихся в классе 25
Количество учащихся на уроке 25
Дата проведения урока 26.01.10
Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных
Тип урока Изучение нового материала
Форма урока Урок-открытие
Цели урока:
- Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
- Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
- Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.
Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5класс», бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – компьютер, интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока
- Организационный момент
(Учитель поёт под гитару песенку на мотив «Учат в школе»)
Книжки разные читать, вечно что-то сочинять
Любят дети, любят дети, эти дети.
За природой наблюдать, очень много-много знать
Обо всём, что совершается на свете.
Про глагол и про тире мы узнали в сентябре,
Очень многое мы вместе изучили.
А сегодня я хочу, и я, ребята, не шучу,
Чтоб открытие вы сами совершили.
У.: Как вы уже, наверно, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-…
Д.: Открытие.
- Подготовка к изучению нового материала
- Словарная работа
У.: Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?
Д.: Да.
У.: Дома вы выяснили по словарю значение слова «открытие».
Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие?
Д.: Открытие – это…
У.: Как вы думаете, легко ли сделать открытие?
Д.: Наверно, нелегко.
У.: Какие люди могут сделать открытие?
Д.: Смелые, умные, трудолюбивые.
У.: А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?
Д.: Да, хотели бы.
У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники» (Приложение №1). Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.
- Повторение темы « Способы образования прилагательных»
У.: Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.
Д.: Приставочный, суффиксальный, сложение.
У.: Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2)
ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)
КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)
ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)
ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)
КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-)
КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-)
ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)
У.: Итак, каким способом образованы все эти слова?
Д.: Суффиксальным.
У.: От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?
Д.: От существительных.
У.: Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?
Д.: Есть Н-НН.
У.: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3)
Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
У.: Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)
Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
- Объяснение нового материала
- Решение проблемной ситуации
У.: Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.
Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.
У.: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?
Д.: В суффиксе –ЯН- написано НН.
У.: Как можно назвать эту группу слов?
Д.: Исключения
- Знакомство с таблицей
У.: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №7) В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.
Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.
У.: Сделайте новое открытие.
Д.: В них пишется Н.
У.: Почему в этих словах пишется Н?
Д.: Н входит в корень.
- Закрепление нового материала
- Индивидуальная дифференцированная работа
- Тренажер КМ-школа (самостоятельная работа ,1ученик) – тренажёр «Н-НН в суффиксах прилагательных», урок «Правописание суффиксов прилагательных», диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.5класс»
- Индивидуальные карточки-перфокарты (2 ученика)
(Приложение №2). Самопроверка, выставление отметки.
Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.
Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.
- «Цветной» диктант (Презентация - слайд №8)
У.: Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)
Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.
- Ледяная фигура
- Былинный герой
- Деревянный дом
- Ржаной хлеб
- Румяное лицо
- Авиационный перелёт
- Мужественный человек
- Кожаная куртка
- Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №9)
У.: Посмотрите на экран. Поставьте в свои «дневники» оценку в соответствии с ключом. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3».
- Песенка – закрепление
У.: А сейчас споём песенку, которая поможет нам запомнить новую орфограмму. Я пою первую строчку, а вы повторяете её. Готовы?
-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним – 2 р.
Суффиксы простые – 2р.
В них всегда напишем – 2р.
Букву Н одну – 2р.
Ну а две заветных – 2р.
Буквы НН поставим – 2р.
В суффикс –ОНН- - 2р.
И, конечно, -ЕНН-
Если Н в основе – 2р.
А другая – в суффикс – 2р.
Их, конечно, сложим – 2р.
И напишем две – 2р.
А потом проверим – 2р.
Нет ли исключений – 2р.
И ошибок – 2р.
Не допустим?
Нет!
- Выборочное списывание (Презентация - слайд №10)
У.: Прочитайте предложения. Из предложений необходимо выписать имена прилагательные, объясняя изученную орфограмму. Первое предложение читает Саша.
Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.
Д.: Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми.
У.: Какое слово выписываем?
Д.: Каменными.
У.: Объясни орфограмму.
Д.: Пишется Н, т.к. одна Н в корне, другая – в суффиксе.
(остальные слова)
- Домашнее задание
У.: Дома я предлагаю вам самостоятельно сделать открытие таблицы, сказки, песенки, стихотворения для быстрого запоминания изученного правила.
- Подведение итогов урока
У.: Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?
Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
У.: Достигли мы цели нашего открытия?
Д.: Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.
У.: Каждый из вас за работу над открытием получает ту отметку, которая стоит в вашем «дневнике исследователя». Молодцы, ребята!
Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд №11,12,13)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как образовались слова? Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Осенний← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) камень (- Н -) осень (- Н -)
Н-НН в суффиксах прилагательных
Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных
Обратите внимание! Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Осенний← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) камень (- Н -) осень (- Н -)
Слова-исключения ОЛОВЯ НН ЫЙ СТЕКЛЯ НН ЫЙ ДЕРЕВЯ НН ЫЙ ВЕТРЕ Н ЫЙ ЗАПОМНИ!
Н НН от существительных -ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый
ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТ Внимание ! Н НН Ледя(н,нн)ая фигура Были(н,нн)ый герой Деревя(н,нн)ый дом Ржа(н,нн)ой хлеб Румя(н,нн)ое лицо Авиацио(н,нн)ый перелёт Мужестве(н,нн)ый человек Звери(н,нн)ый крик
Проверь себя Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более ошибок - 2
Н НН от существительных -ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый
Изобретателем радио является русский ученый Александр Степанович Попов.
В 1943 году французский исследователь морских глубин Жак-Ив Кусто создал акваланг.
Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию. Кумор Лешек
До новых встреч…
Предварительный просмотр:
Дневник учёного-исследователя
_______________________________________________________________________
Дата исследования _______________________________________________________
Тема исследования _______________________________________________________
Цель исследования ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лебединый - ___________________________________________________________
Кожаный - _____________________________________________________________
Глиняный - _____________________________________________________
Традиционный - _________________________________________________
Клюквенный - __________________________________________________
Каменный - _____________________________________________________
Осенний - ______________________________________________________________
Внимание!
Н | НН |
от существительных -ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый | от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый |
Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий | от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый |
Оценка за «цветной» диктант ________________________________________
Попробуй сделать открытие самостоятельно!
Выполни на выбор одно из заданий-открытий: Придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы.
Предварительный просмотр:
Задание: Вставь Н или НН, пользуясь опорной таблицей
Соловьи ая | песня |
Соколи ый | взгляд |
Стекля ая | ваза |
Глиня ый | горшок |
Мужестве ый | человек |
Ветре ый | день |
Коллекцио ая | марка |
Дискуссио ый | вопрос |
Павли ий | хвост |
Зелё ый | лист |
.
Н | |
Н | |
НН | |
Н | |
НН | |
Н | |
НН | |
НН | |
Н | |
Н |
Проверь себя
Нет ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки – 3
5 и более ошибок 2 Оценка_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка "н и нн в суффиксах имен прилагательных"
Универсальная разработка урока русского языка в 6 классе. Урок - исследование с применением приемов ТРКМ, ИКТ....
правописание суффиксов имен прилагательных
презентация для обобщающего повторения в 10 классе....
конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных"
Уроки русского языка в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных" (конспект и презентации) (урок изучения новых знаний и урок закрепления)....
Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс
Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...
Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008....
Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.
Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации....
Урок-открытие "Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имени прилагательного"
Разработка урока поможет сделать изучение материала увлекательным путешествием в мир науки...