Урок русского языка в 9 классе. "Сложноподчинённые предложения"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Урок русского языка в 9 классе. "Сложноподчинённые предложения. Закрепление пройденного". По характеру познавательной деятельности учащихся репродуктивный, частично-поисковый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinyonnye_predlozheniya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Сложноподчинённые предложения.
ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Цели:
- совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчинённых предложений и умения определять виды придаточных предложений;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
- воспитывать у учащихся интерес к русскому языку; чувство патриотизма, ответственности.
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично – поисковый;
- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Оборудование: таблицы, компьютеры, раздаточный материал (текcты, карточки со схемами).
ПЛАН УРОКА.
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время (мин) |
I. | Организационный момент | Определить готовность к уроку. | 0,5 |
II. | Постановка темы и целей урока. | Нацелить учащихся на урок. | 1, 5 |
III. | Тест. (Взаимопроверка) | Актуализировать и оценить знания и умения учащихся по теме «СПП» | 5 |
IV. | Практическая работа. | Повторить и систематизировать знания по теме «Сложноподчинённые предложения»; совершенствовать умения определять тип СПП, находить главную и придаточную части, заменять СПП синонимическими конструкциями и наоборот. | 17 |
V. | Проверочная работа. Работа с текстом. Подготовка к ГИА. | Проверить умения учащихся находить СПП в тексте; пересказывать текст сжато, применяя различные приёмы сжатия. | 15 |
VI. | Подведение итогов урока. | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке. | 2 |
VII. | Сообщение домашнего задания. | Разъяснить содержание домашнего задания. | 1 |
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Постановка темы и целей урока. (Слайд 1)
- Тема сегодняшнего урока «Сложноподчинённые предложения».
- Подумайте, чем же мы будем заниматься на уроке. (Слайд 2)
- В текстовых заданиях при подготовке к задания, направленные на знания «Сложного предложения», а также при написании изложения
III. Тест. (Взаимопроверка). (Слайд 3)
IV. Закрепление темы.
1. Дайте определение и расскажите о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с определительными, изъяснительными и обстоятельственными придаточными предложениями.
Определительные придаточные предложения | Изъяснительные придаточные предложения | Обстоятельственные придаточные предложения |
определяют существительное или местоимение в главной части предложения | изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения (сказуемое) | обозначают место, время, цель, причину, условие, уступку, сравнение, следствие, образ или способ действия, меру и степень |
отвечают на вопросы: какой? который? чей? | отвечают на падежные вопросы | отвечают на вопросы обстоятельства |
| присоединяются союзами: что, чтобы, как будто | присоединяются союзами |
присоединяются союзными словами: какой, который, чей, где, кто, что | присоединяются союзными словами: кто, что, чей, отчего, почему, зачем, как, где, когда | придаточные места присоединяются союзными словами: где, куда, откуда |
Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы. | Дети чувствуют, кто их любит. | Иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.С. Пушкин.) |
Местоименно-определительное придаточное: Кто ищет, тот всегда найдет. |
2. Определение вида придаточного предложения.
- Давайте вспомним алгоритм.(Слайд 6)
- Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (алгоритм выведен на рабочий стол индивидуального компьютера) (2 мин.):
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
3. 1-группа. Замените выделенные части предложений на СПП с различными придаточными.
- Миллионы людей, томившиеся в лагерях смерти, погибли непокоренными, с твердой уверенностью в победу своей матери-Родины.
-Вернувшись с полей битв Великой Отечественной войны, доблестные солдаты России приступили к восстановлению фабрик, заводов, целых городов.
- Д.С. Лихачёв говорил: «Память – основа совести и нравственности, основа культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей».
Вывод: о роли СПП в речи.
2-группа по карточкам.
VI. Проверочная работа.
Работа с текстом.
- Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст.
Сформулируйте основную мысль, содержащуюся в тексте, выразите своё отношение к ней.
К приемам сжатия текста относятся: (Через мультимедийную приставку)
VII. Подведение итогов.
1. Работа с эпиграфом.
- Определить тип предложения.
2. Работа с карточками.
- Зачеркните те вопросительные знаки, на которые в ходе урока вы получили ответы.
Подведение итогов.
VII. Сообщение домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".
Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...
Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".
Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....
Урок русского языка на тему "Сложное предложение"
Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....