Комплексный анализ текста.
материал по русскому языку (8 класс) по теме
Обучающая значимость комплексного анализа художественного текста очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей,чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура. Для комплексного анализа текста взят отрывок из исторического романа С.Бородина "Дмитрий ДОнской"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающая значимость комплексного анализа художественного текста очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.
Войска пошли. Пошли в неведомую даль, навстречу лихому врагу, за землю Русскую, за свои города и села, каждый за свое маленькое счастье и за большую свою отчизну.
Так прошли они – тысячи, тысячи людей – через град Москву, где теснились вдоль улиц москвитяне, где уж не скоро придется вновь пройтись, погулять. Много тут было хожено, много гуляно. Оборачивались в свои переулки, не прерывая песни; оглядывались на свои улицы; с песней проходили мимо своих домов, откуда их привечали воплями и окликами.
Шли, шли, и не было им конца. Уходили навстречу врагу, впереди их ждали ветры и грозы, и стрелы, и мечи мурзавецкие.
В ровном зеленом поле, на виду у Москвы, перед входом в синие сырые леса, на солнце нежно зеленели составленные в кружок молодые березки, и в их тени на столе стояла чаша, лежало евангелие и золотился крест. С крестом в руках ждали их епископы, архимандриты, весь московский притч.
Войска остановились.
Молебен не был долог.
Словно затушевывая кистью небесную лазурь, самоставленный митрополит Михаил-Митяй взмахнул кропилом, и хор запел многие лета воинству, коему осталось сей жизни немного дней.
И когда из рядов вышел Сергий и пошел к князьям церкви, стихло все; все поклонились иноку, покрытому пылью дорог.
Сергий широко благословил народ:
-Да поможет вам бог!
И войско низко поклонилось ему в ответ на низкий его поклон. Простые слова, пыль на рясе, пыль на сединах, строгий, незлой взгляд уверил их паче молитв в счастливом конце похода.
Митяй надменно покосился на Сергия, который уже шел обратно с краю тронувшихся в дальнейший путь войск.
Дмитрий в кругу князей, бояр и воевод стоял, пропуская войска. Он крепко сидел на рослом белом коне; позолоченный панцирь сверкал как пламя; позолоченный шелом высился над всеми. Надо б в великокняжеской шапке быть ему тут, но он провожал их не как князь, а как воин. Опытным глазом он всматривался в своих кметей. [1]Он хотел разгадать, какими они будут там, куда еще не скоро дойдут.
Пропустив тысячу и тысячу человек, он попрощался с теми из воевод и бояр, которые уже сейчас трогались с войском. Сам же оставался отдать последние распоряжения по Москве, поручить надежному человеку семьи и город и заутра тронуться вслед войскам.
Дмитрий повернул коня. Он ехал навстречу войскам, и воины, прерывая песню, оборачивались к нему.
1.Назовите тему текста.
2.В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль.
3.Назовите проблему, затронутую в тексте.
4.К какому стилю и типу речи относится текст?
5.По тексту определите жанр произведения, из которого взят отрывок.
6.О каком Сергии и Дмитрии в тексте идет речь.
7.Назовите слова, ушедшие из активного словаря. Классифицируйте их.
8. Объясните лексическое значение слов: инок, притч, ряса, шелом, сей.
9. При помощи каких глаголов автор создает панораму похода, движения
многочисленного войска.
10. Найдите развернутое сравнение, антитезу.
11. Укажите составные именные сказуемые со значением многократности
действия в прошлом.
12. Укажите, какой частью речи являются слова навстречу, впереди.
13. Укажите суффикс в причастии составленные и объясните его
правописание.
14.Назовите способ образования слов
взмахнул, великокняжеские, прерывая, всматривался.
15. Разберите слово по составу позолоченному.
16. Сделайте словообразовательный разбор слова
затушевывая.
17.Найди слово, в котором звуков больше чем букв.
18. В каком слове все согласные звуки звонкие.
19. Сделай фонетический разбор слова низко.
20. Объясните знаки препинания в предложении
Уходили навстречу врагу…
21. Сделайте синтаксический разбор предложения
Он ехал навстречу войскам, и воины, прерывая песню, оборачивались к нему
1.Проводы московским князем Дмитрием русского войска из Москвы.
2. «Пошли в неведомую даль, навстречу лихому врагу, за свою землю Русскую, за свои города и села, каждый за свое маленькой счастье и за большую свою отчизну».
3.Защита Отечества, патриотизм.
4.Художественный стиль, повествование.
5. Исторический роман.
6. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.
7.Историзмы: князья, бояре, воевода, панцирь.
Архаизмы: москвитяне, шелом, сей, паче, кметей,
8. Инок - послушник при монастыре; притч – церковное руководство; ряса - одеяние священника; шелом - шлем - защитный головной убор; сей - этот.
9.Пошли, прошли, оборачивались, оглядывались, шли, уходили.
10. Словно затушевывая кистью небесную лазурь, самоставленный митрополит
Михаил-Митяй взмахнул кропилом, и хор запел многие лета воинству, коему
осталось сей жизни немного дней.
11.Было хожено, (было) гуляно.
12.Наречие.
13.Суффикс – енн-. Страдательное причастие прошедшего времени, образованное от
глагола на –ить, 2 спряжения.
14.Взмахнул-префиксальный;
великокняжеский – сложение двух основ при помощи соединительной
гласной о;
прерывая – суффиксальный ;
всматривался – суффиксально-префиксальный.
15. Позолоченному - ому -окончание
-енн- – суффикс
-по- – приставка
-золоч - - корень.
16. Затушевывая - затушевать – тушь.
17. Прерывая, коему, сырые, неведомую.
18. Молебен.
19. Низко - [ниска] – 2 слога.
[н] – согласный звонкий мягкий.
[и] – гласный ударный.
[c] – согласный глухой свистящий твердый.
[к] – согласный глухой твердый.
[а] – гласный безударный
-----------------------------------------------------------
5 букв 5 звуков
20.Сложное предложение с 2 грамматическими основами, во втором простом
предложении однородные подлежащие, запятая перед повторяющимся союзом и.
21.Повествовательное невосклицательное сложное с 2 грамматическими основами–
он ехал, воины оборачивались.
1. Простое распространенное двусоставное.
2. Простое распространенное двусоставное осложнено деепричастным оборотом.
[1] Кметь - воин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...