Комплексный анализ текста.
материал по русскому языку (8 класс) по теме

Коробейникова-Макарова Ольга Владимировна

Обучающая значимость комплексного анализа художественного текста очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей,чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура. Для комплексного анализа текста взят отрывок из исторического романа С.Бородина "Дмитрий ДОнской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

        Обучающая значимость комплексного  анализа  художественного  текста   очевидна:  с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового  вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только  замечать и  воспринимать образность и выразительность лучших  образцов художественного  слова, но и совершенствовать  свою  речь, прививается  истинная любовь к родному  языку как культурному  достоянию  нации,  гордость  за  него.

       

       Войска пошли. Пошли в неведомую даль, навстречу лихому врагу, за землю Русскую, за свои города и села, каждый за свое маленькое счастье и за большую свою отчизну.

        Так прошли они – тысячи, тысячи людей – через град Москву, где теснились    вдоль улиц москвитяне, где уж не скоро придется вновь пройтись, погулять. Много тут было хожено, много гуляно. Оборачивались в свои переулки, не прерывая песни; оглядывались  на свои улицы; с песней проходили мимо своих домов, откуда их привечали воплями и  окликами.

       Шли, шли, и не было им конца. Уходили навстречу врагу, впереди их ждали ветры и грозы, и стрелы, и мечи мурзавецкие.

       В ровном зеленом поле, на виду у Москвы, перед входом в синие сырые леса, на солнце нежно зеленели составленные в кружок молодые березки, и в их тени на столе стояла чаша, лежало евангелие и золотился крест. С крестом в руках ждали их епископы, архимандриты, весь московский притч.

        Войска остановились.

         Молебен не был долог.

         Словно затушевывая кистью  небесную лазурь, самоставленный митрополит Михаил-Митяй взмахнул кропилом, и хор запел многие лета воинству, коему  осталось сей жизни немного дней.

          И когда из рядов  вышел Сергий и пошел к князьям церкви, стихло все; все поклонились иноку, покрытому пылью дорог.

          Сергий широко благословил народ:

          -Да поможет вам бог!

И войско низко поклонилось ему в ответ  на низкий его поклон. Простые слова, пыль на рясе, пыль на сединах, строгий, незлой взгляд уверил их паче молитв в счастливом конце похода.

           Митяй надменно покосился на Сергия, который уже  шел обратно с краю тронувшихся в дальнейший путь войск.

           Дмитрий в кругу князей, бояр и воевод стоял, пропуская войска. Он крепко сидел на рослом  белом коне; позолоченный панцирь сверкал как пламя; позолоченный шелом высился над всеми. Надо б в великокняжеской  шапке быть ему тут, но он провожал их не как князь, а как воин. Опытным глазом он всматривался в своих кметей. [1]Он хотел разгадать, какими они будут там, куда   еще не скоро дойдут.

          Пропустив тысячу и тысячу человек, он попрощался с теми из воевод и бояр, которые уже сейчас трогались   с войском. Сам же  оставался отдать последние  распоряжения по Москве, поручить надежному человеку семьи и город и заутра   тронуться вслед войскам.

        Дмитрий повернул коня. Он ехал навстречу войскам, и воины, прерывая песню, оборачивались к нему.

1.Назовите тему текста.

2.В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль.

3.Назовите проблему, затронутую в тексте.

4.К какому стилю и типу речи относится текст?

5.По тексту определите жанр произведения, из которого взят отрывок.

6.О каком Сергии   и Дмитрии в тексте идет речь.

7.Назовите слова, ушедшие из активного словаря.  Классифицируйте их.

8. Объясните лексическое значение слов:  инок, притч, ряса, шелом, сей.

9. При помощи каких глаголов автор создает панораму похода, движения    

     многочисленного войска.

10. Найдите развернутое сравнение, антитезу.

11. Укажите   составные именные сказуемые со значением многократности

   действия в прошлом.

12. Укажите,  какой частью речи являются слова    навстречу, впереди.

13. Укажите суффикс в причастии  составленные  и объясните  его    

      правописание.

14.Назовите способ образования слов  

      взмахнул, великокняжеские, прерывая, всматривался.

15. Разберите слово по составу    позолоченному.

16. Сделайте словообразовательный разбор слова

      затушевывая.

17.Найди слово, в котором  звуков больше чем букв.

18. В каком слове все согласные звуки звонкие.

19. Сделай фонетический разбор слова  низко.

20. Объясните  знаки препинания в предложении

      Уходили навстречу врагу…

21. Сделайте синтаксический разбор предложения  

      Он ехал навстречу войскам, и воины, прерывая песню, оборачивались к нему

1.Проводы московским  князем  Дмитрием  русского войска из Москвы.

2. «Пошли в неведомую даль, навстречу лихому врагу, за свою землю Русскую, за свои города и села, каждый за свое маленькой счастье и за большую свою отчизну».

3.Защита Отечества, патриотизм.

4.Художественный стиль, повествование.

5. Исторический роман.

6. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.

7.Историзмы: князья, бояре, воевода, панцирь.

   Архаизмы: москвитяне, шелом, сей, паче, кметей,

8. Инок -  послушник при монастыре; притч – церковное руководство;  ряса - одеяние священника;  шелом -  шлем  - защитный головной убор;  сей - этот.

9.Пошли, прошли, оборачивались, оглядывались, шли, уходили.

10. Словно затушевывая кистью небесную лазурь, самоставленный митрополит

       Михаил-Митяй взмахнул кропилом, и хор запел многие лета воинству, коему

      осталось сей жизни    немного дней.

11.Было хожено,  (было) гуляно.

12.Наречие.

13.Суффикс – енн-. Страдательное причастие прошедшего времени, образованное от

      глагола на –ить, 2 спряжения.

14.Взмахнул-префиксальный;

      великокняжеский – сложение двух основ при  помощи соединительной

      гласной  о;

       прерывая – суффиксальный ;

       всматривался – суффиксально-префиксальный.

15. Позолоченному  - ому  -окончание

                                      -енн-  – суффикс

                                     -по-  – приставка

                                     -золоч - - корень.

16. Затушевывая -   затушевать – тушь.

17. Прерывая, коему,  сырые, неведомую.

18. Молебен.

19. Низко   - [ниска] – 2 слога.

      [н] – согласный  звонкий  мягкий.

      [и] – гласный ударный.

      [c] – согласный глухой свистящий твердый.

      [к] – согласный глухой твердый.

      [а] – гласный безударный

-----------------------------------------------------------

     5 букв 5 звуков

20.Сложное предложение  с  2 грамматическими основами, во втором простом  

      предложении однородные подлежащие, запятая перед повторяющимся союзом и.

21.Повествовательное невосклицательное сложное   с 2 грамматическими основами–

     он ехал, воины оборачивались.

1. Простое распространенное  двусоставное.

2. Простое  распространенное  двусоставное  осложнено деепричастным оборотом.


[1] Кметь - воин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...