Урок русского языка "ОТ АЗ ДО ИЖИЦЫ"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Пелевина Ольга Владимировна

Урок  предполагает знакомство учащихся с историей языка;формирование коммуникативных навыков;повышение культуры общения,развитие связной речи; воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_az_do_izhicy.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОТ АЗ ДО ИЖИЦЫ

Цели урока:

знакомство учащихся с историей языка;

формирование коммуникативных навыков;

повышение культуры общения,

развитие связной речи;

воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.

Оборудование: проектор для демонстрации таблиц Формы работы: индивидуальная, групповая ( при подготовке)

СОТ: ИКТ, проблемное обучение.

Форма проведения: рассказ, викторина

Участники: учащиеся 9 класса

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Знакомство с церковнославянской азбукой.

 Ведущий: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».. Слово — дар, равный дару света, земли, воды. Русский язык ученые и писатели называют богатейшим языком мира. Ты родился, и уже владелец сокровища — сладкой речи своей природной. Природный язык не выдумывают, его наживают. От поколения к поколению. Сегодня наше занятие посвящено истории русского языка, его истокам- церковнославянскому языку. Он открывает нам врата в нашу культуру. Сказ наш начнем с истории славянской азбуки. Она существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица . До сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Константином (Кириллом). Большинство современных исследователей полагает, что он создал глаголицу. Позднее (по-видимому, на соборе в Преславе, в столице болгарского царя Симеона в 893 году) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу. Ведущий: Одним из важных источников по истории славянской письменности является «Сказание о письменах», написанное в конце IX — начале Х века неким черноризцем (монахом) Храбром. «Сказание» это было довольно популярно во времена средневековой Руси, об этом свидетельствует количество дошедших до нас списков «Сказания». Из 73 сохранившихся рукописных списков XIV—XVIII веков более половины древнерусского происхождения. Это сочинение древнеболгарского книжника написано на церковнославянском языке и рассказывает об особенностях славянской азбуки, об условиях ее возникновения. Черноризец Храбр писал, что Кирилл опирался на опыт создания мировых алфавитов и даже начал свою азбуку с той же буквы, что и более ранние еврейский и греческий алфавиты, но упорядочил славянское письмо и тем самым совершил научный подвиг.Вот что написано: «…Святой Кирилл сотворил первую букву «Аз». Та первая буква «Аз», Богом данная роду славянскому для открытия к разуму уст, учащихся буквам, великим раздвижением уст возглашается.А другие буквы малым раздвижением уст возглашаются и произносятся.Вот буквы славянские, как их подобает писать и произносить:
аз, буки, веди, глаголь, добро... до юса.»

Ведущий: Русская азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке, и только в ней, есть содержание.
Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. Давайте вспомним фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждому с детства и служит для запоминания последовательности цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д. Можно сказать, что каждая буква азбуки- живая, в ней светится душа! Праславянская Азбука представляет собой Послание — совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие — то есть букву. При этом системы начертания букв для передачи одной и той же звуковой системы могут быть разными, например, кириллица или глаголица. Рассмотрим три первые буквы азбуки — Аз, Буки, Веди. Азъ — "я”. Буки (букы) — "буквы, письмена”. Веди (веде) — "познал”, совершенное прошедшее время от "ведити” — знать, ведать. Объединяя акрофонические названия первых трёх букв Азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде – я знаю буквы. Вместе приведённые выше фразы и составляет азбучное Послание: Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти! Современный перевод Послания: Я знаю буквы:
Письмо — это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям —
Постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо —
Знание — дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!

3. Викторина на знание истории языка ( класс делится на 2 команды) 1.Назовите по-церковнославянски: 1 команда  2 команда
Глаза    Щеки
Губы     Волосы
Лоб      Борода
Голова Правая рука
Живот Пальцы
2.В результате реформы 1918 г. была упразднена буква i – и-десятеричное. Почему она так называлась? Каковы причины ее упразднения?

3. В русском языке есть слова, в корнях которых наблюдается чередование корневых сочетаний оро – а, оло – ла, ере – ре: ворота – вратарь, голова – главарь, берег –прибрежный. Это явление полногласных (оро) и неполногласных (а) сочетаний связано с влиянием церковнославянского языка, в основе которого лежит южнославянский говор. Слова с полногласными сочетаниями (холод, морок) являются восточнославянскими, т.е. исконно русскими (русизмы), а слова с неполногласием (хлад, мрак) – заимствованы из церковнославянского языка. Такие слова называются церковнославянизмами, они имеют оттенок высокой лексики. Подберите соответствующую пару: 1 команда2 команда
Город- Мороз -
Хоромы -Серебро-
Волость -Дерево-
Порох -Золото-
4. Объясните происхождение фразеологизма «Зарыть талант в землю».

5. Объясните пословицы: Начать с азов Гулял, бродил, к азам вернулся. Бог дал живот, даст и здоровье. 6. Современные школьники скажут, что знают азбуку «от А до Я». А как бы сказали… В Древней Руси? В Древней Греции?

 7. Задание: В церковнославянской пунктуации были такие знаки: Как Вы думаете, каким современным знакам они соответствуют?
Вместительный
Удивительный
Вносный
Примечательный
Статейный
8.В русском языке существует огромное количество фразеологизмов: один в поле не воин, два сапога пара, семь бед – один ответ. Немало в русском языке и библейских фразеологизмов. Из фразеологизмов, представленных ниже, пропали местоимения. Попробуйте отыскать их среди этих местоимений: сия, сам, аз, своих, все, меня, всякое, сего. своя ….…… не познаша тайна …….… велика есть врачу, исцелися ……….. ……… даяние благо да минует …….. чаша сия не от мира ….……. малая закваска квасит …….. тесто Мне отмщенье и …..… воздам

9. Попробуйте определить разряд местоимений (личное, определительное, указательное, вопросительное, притяжательное, возвратное, неопределенное, относительное, отрицательное, количественное): МестоименияРазряд
сия
сам
аз
своих
все
меня
всякое
сего
10.В русском языке много заимствованных библейских слов. Определите исконное и заимствованное слово и распределите их по колонкам: слово, серафим, икона, ангел, воскресение, прокуратор, легион, пасха, Господь исконное греческое древнееврейское латинское

11. Эти буквы кириллицы называли «немыми братьями» Назовите эти буквы. Почему они так называются.

12. Составьте слова из букв, названия которых даны в славянском варианте. Образцы буквенных наборов: 1 команда 2 команда
«веди», «слово»
«нам»,   «слово»
«слово»,«есть»
«аз»      «аз»
«есть», «рцы»
«твердо»

 


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОТВЕТЫ 1. Глаза – очи; губы – уста; лоб –чело; голова – глава; живот – чрево; щеки – ланиты, волосы – власы, борода – брада, правая рука – десница, пальцы – персты. 2. Она так называлась, поскольку обозначала в буквенной цифири число 10. Причинами ее упразднения было то, что звук, который она обозначала [и], чаще обозначался соответствующей буквой и, буквенная цифирь была заменена на цифры. 3. Город – град; хоромы – храм; волость – власть; порох – прах; Серебро - сребро, дерево - древо, золото - злато, мороз – мраз. 4. Притча о талантах. 5. Аз- первая буква азбуки( начать сначала, вернуться к началу), Живот- жизнь) 6. В Древней Руси – «от аза до ижицы». В Древней Греции – «от альфы до омеги». 7. «Вместительный» - скобки, «удивительный» - восклицательный знак, «вносный» - кавычка, «примечательный» - звездочка, «статейный» - параграф. 8.своя своих не познаша; тайна сия велика есть; врачу, исцелися сам; всякое даяние благо; да минует Меня чаша сия; не от мира сего; малая закваска квасит все тесто; мне отмщенье и Аз воздам. 9.Сия, сего – указательное, Аз, меня – личное, Сам, весь, всякий – определительное, Своих – притяжательное 10. Воскресение, Господь – исконное, Ангел, икона – греческое, Серафим, пасха – древнееврейское, прокуратор, легион – латинское 11. Ь ( ерь), Ъ( ер)- не обозначают звука. 12. Весна, сестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...