"Великое русское слово"
занимательные факты по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Департамент образования Владимирской области
МБОУ СОШ №36 г. Владимира
Лингвистический брейн-ринг
«Великое русское слово»
Брейн-ринг подготовили и провели:
учителя русского языка и литературы
Антонова Н. Н. и Антонов А.В.
педагог-организатор Белова Л.Н.
Владимир 03.01. 2012 г.
1. Описание игры.
Игра проводится между тремя школами города. В ней принимают участие знатоки русского языка, учащиеся 9 классов. В каждой команде 5 игроков, размещающихся за игровыми столами в актовом зале школы.
2.Оборудование.
Компьютерная презентация.
Музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал.
3.Цели:
Обучающие:
1)углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;
2)формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
1)развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
2)развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях
Воспитывающие:1)прививать любовь к родному языку;
2) формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Ход игры
Слайд№1
Ведущий: Добрый день! На брейн-ринге мы рады приветствовать школы№10,35,36, а посвящаем мы эту игру русскому языку.
Слайд№2
1-й ученик :
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник!
Тебе посвящаем мы праздник сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык
Слайд№3
2-й ученик: Русский язык – это язык великих мастеров художественного слова и знаменитых ученых-лингвистов: Пушкина и Толстого, Даля и Ушакова, Ожегова и Шахматова. Всех их связывало одно – любовь к родине, к России. Ведь Родина – это тепло семейного очага, это бескрайние лесные просторы, ромашковые поля и белоствольные березки.
ПЕСНЯ «Ромашковые поля»
Слайд №4, 5,6
Ведущий: И всех нас, собравшихся в этом зале, объединяет одно – любовь к родному языку . Вот почему сегодня в зале школы №36 встречаются сильнейшие игроки – представители 9 классов школ № 10, 35 и 36.
Слайд №7
Девиз нашей игры: "Выучи русский язык, и ты откроешь перед собой весь мир».
С напутственным словом к игрокам обращается методист ГИМЦ Гулякова Надежда Сергеевна.
Слайд№8
Ведущий: Уважаемые игроки и болельщики! Игра «Бейн-ринг» состоит из 6 раундов: «Пунктуационная задача», «Язык художественной литературы», «Пословицы и поговорки», «Историзмы и архаизмы»,»Фразеология», «Культура речи». За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если команда не знает ответа, отвечает любая другая команда. Объявляется жеребьевка. Капитаны, подойдите ко мне. В соответствии с выбранным номером команды и будут отвечать на мои вопросы.
Команды, займите места за игровыми столами. Слайд №9
Разминка! Угадайте, о каком знаке препинания идет речь.
Разминка для игроков школы № 36 Внимание на сцену
(4 девочки говорят вместе слова под музыку)
Мы сестрички.
У нас общие привычки.
Так у нас уж повелось
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем.
Очень крепко дружим.
В «Синтаксисе» служим.
Ведущий: Какой это знак? А какую же службу выполняют кавычки в синтаксисе?
Разминка для игроков школы № 10. Внимание на сцену!
(На сцене два мальчика говорят вместе. Музыкальное сопровождение.)
Я знак непростой.
Я знак двойной.
Я вмещу не только слово,
Предложение большое.
Ведущий: О каком же знаке препинания идет речь?
Почему без скобок на письме не обойтись?
Разминка для игроков школы №35
(На сцене девочка пляшет. Говорит слова. Музыкальное сопровождение)
Я девица завитая.
Я девица занятая.
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня.
Ведущий: Что же это за знак препинания? Какие функции выполняет запятая в тексте?
Слово жюри. Слайд № 10
Ведущий: Объявляется первый раунд « Пунктуационная задача».
Вам необходимо расставить знаки препинания в предложении. Задание выполняется самостоятельно, а затем передается жюри. Я засекаю время, а вы начинаете работать. Слайд №11
(Текст на экране и на листочках у игроков)
Мы тронулись в путь с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса когда лошади выбивались из сил казалось дорога вела на небо потому что сколько глаз мог разглядеть она все поднималась и наконец пропала в облаке которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы,как коршун ожидающий добычу.
Внимание на экран! Правильный ответ. Слайд №12
Ведущий: Русская пунктуация прошла огромный путь развития, прежде чем обрести системный характер.
(Слайд № 13) (Дети рассказывают о становлении русской пунктуации)
1-й ученик: Раньше всех была введена точка ( с 80-х годов 15 столетия), затем запятая (к концу первой четверти 16 в). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой. Появление и упорядочение знаков препинания связывают с развитием книгопечатания. Так, в книгах первой половины 16 века уже использовались такие знаки препинания: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак. Несколько позднее появился восклицательный знак.
2-й ученик: В « Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого был использован новый знак – скобки, который в ту пору называли «вместным» знаком. К концу 18 века появились тире, кавычки и многоточие. Знак тире (или «черту») первым начал применять Карамзин, русский писатель и историк.
В грамматических трудах тире впервые упоминается у языковеда А. А. Барсова, ученика М. В. Ломоносова. Этот ученый назвал тире «молчанкой».
3- й ученик: И другие знаки препинания раньше имели иные наименования. Так, точку с запятой в 16 веке называли «подстолия», а в 17 веке – «полуточие». Восклицательный знак именовался «удивный», а кавычки – знаком «пресекательным», «отменительным». Знак переноса вначале относили к пунктуационным знакам и называли «единитным».
Слово жюри. Слайд №14
Ведущий: Родной язык – это язык нашего детства. Это первое робкое слово, произнесенное на родном языке, это милая сердцу интонация маминого голоса, это любимые книги и незабываемые иллюстрации к ним. Проверим, помнят ли наши игроки любимые в детстве произведения А. С. Пушкин.
2 раунд. «Язык художественной литературы». Слайд №15
Вопрос игрокам школы №36. Смотрим на экран и слушаем. Слайд №16
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Ведущий: Что обозначает слово «чета» в данном отрывке?
Жар –это …? (Четами –парами; жар – пыл, страсть)
Вопрос команде школы№ 10. Внимание! Смотрим на экран и слушаем!
Слайд № 17
Ты вразумил меня, герой, -
Со вздохом голова сказала,-
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой….
Ведущий: Десница – это..?
(десница – правая рука.)
- А как называлась в старину левая рука? (шуйца).
Вопрос игрокам школы №35 . Смотрим на экран и слушаем! Слайд №18
И я был витязь удалой!
В кровавых битвах супостата
Себе я равного не зрел…
-Супостат – это? (Враг)
- Назовите пословицу или поговорку, в которой говорится о супостате, т. е. враге.
Ведущий: Читая в детстве удивительные произведения А. С. Пушкина, мы начинаем постепенно понимать, что для каждого из нас родной язык – святой язык. Слайд №19 -22
2-й ученик: Родной язык, святой язык.
Отца и матери язык!
Как ты прекрасен! Целый мир
В твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя
Мне в песне открывала мать.
А сказки бабушки потом
Я научился понимать.
Родной язык, родной язык.
С тобою смело шел я вдаль.
Ты радость возвышал мою.
Ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем
Я в первый раз молил творца:
«О, боже, мать мою прости,
Прости меня, прости отца.
Слово жюри. Слайд №23
Ведущий: 3 раунд «Пословицы и поговорки». В нем будут состязаться капитаны. Капитаны, подойдите ко мне. Вам необходимо вспомнить как можно больше пословиц и поговорок о дружбе. Каждый из вас по очереди будет называть по одной поговорке или пословице. Выиграет тот капитан, кто последним назовет пословицу. Слайд №24
Слово жюри. Слайд №25
Слайд № 26,27,28
Ведущий: Наша родина – Россия, но у каждого из нас есть и малая родина. Это то место, где мы родились и выросли . Для многих из нас –это город Владимир. Я предлагаю вам вместе со мною перенестись на несколько столетий назад, пройтись по древним улицам города, внимательно вглядеться в вывески на зданиях, на воротах домов, в витринах магазинов.
4 раунд »Историзмы и архаизмы».
-Каким же ремеслом занимались в нашем городе несколько столетий назад? Чем торговали? А вывески вы увидите на экране. ( Отгадываем все вместе) Слайд №29
1) Скорняк (мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий)
2) Бондарь работает до 20 ч. (мастер по изготовлению бочек)
3)Шорник. Быстро и дешево! (Мастер по изготовлению уздечек, шор)
4)Обращайся к маклаку! Не прогадаешь! (торговец подержанными вещами)
5)Опытный бортник (человек, занимающийся добычей меда диких пчел.)
6)Заходите! Здесь продается щепетильный товар.
(мелкие предметы личного обихода : нитки, иголки)
Вспомним строки из пушкинского «Евгения Онегина» Все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный ( «связанный с торговлей галантереей, то есть мелкими предметами личного обихода»)
5-й ученик: К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
Слово жюри. Слайд №30
ВЕДУЩИЙ: Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира. Сколько в нем синонимов, антонимов, многозначных слов, яркой образной фразеологии! И чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа во всем многообразии его лексики и фразеологии. И я надеюсь, что вы сейчас легко справитесь со следующим заданием.
5 раунд «Фразеология».
- Задание выполняется самостоятельно на листочках. Вам необходимо подобрать фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.
( Слайд № 31. Дети раздают листочки)
1)Дальний родственник – (седьмая вода на киселе)
2)Еще молод и неопытен –(молоко на губах не обсохло)
3)Очень умный –(семи пядей во лбу)
4)Оказаться в глупом положении-(сесть в калошу)
5)Ничем не проймешь (как с гуся вода)
6)Все нипочем, ничто не страшно (море по колено)
7)Бесследно пропасть, исчезнуть (как в воду канул)
(Ответы. Слайд №32)
Ведущий: А знаете ли вы, что история фразеологических оборотов раскрывает многие интересные и характерные стороны русской национальной культуры и быта. Слайд №33
1-й ученик: Мозги набекрень, т. е. кто-либо с причудами, со странностями.
Долгое время головной убор, надетый набекрень , вызывал насмешки: это было отклонение от правил ношения головных уборов. Поэтому человек, носивший шапку набекрень, казался не вполне здравомыслящим. Вспомните, на иллюстрациях к русским народным сказкам Иванушка-дурачок всегда нарисован в шапке набекрень.
2-й ученик: А вот еще один фразеологический оборот. К ЧЕРТУ НА КУЛИЧКИ, У ЧЕРТА НА КУЛИЧКАХ, т. е. очень далеко, неведомо куда, неведомо где.
Кулички – измененное диалектное слово кулижки (от кулига) в значении »лесные полянки»; места, выжженные, вырубленные и приспособленные для возделывания эемли, а также островки на болоте». Кулижки находились, как правило, далеко от сел. Существовало поверье, что там обитает нечистая сила. Кулички стали ассоциироваться с куличами и пасхами, что повлекло за собой изменение значения: отправляться к черту на кулички – ехать неизвестно куда и зачем.
3-й ученик: Приложить руку ( к чему-либо), т. е. принять участие в чем-нибудь предосудительном. В прошлом, когда большая часть населения была неграмотной, в случае необходимости (заключения письменного договора) вместо подписи ставили на бумаге отпечаток своего пальца, предварительно смазанного красящим веществом (прилагали руку).
1-й ученик: Разводить бодягу, т. е. заниматься пустяками: балагурить, шутить, тянуть время. Бодяга – пресноводная губка, употребляемая как лечебное средство. Вероятно, разводя настой бодяги, болтали о пустяках, шутили, балагурили.
2-й ученик: Спать без задних ног, т. е. очень крепко (обычно в состоянии усталости). Сравнение со сном животных. После тяжелой работы лошадь ложится и спит, совершенно расслабив задние ноги. Если в это время попытаться поднять ее, она будет силиться встать на передние ноги, задние же некоторое время будут оставаться совершенно непослушными.
Слово жюри. Слайд №34
Ведущий: Разговорная речь постоянно вторгается в литературную норму. Спорных вопросов типа «как лучше или правильнее сказать» возникает множество. Мы с вами попробуем разобраться в этом на некоторых примерах.
6 раунд «Культура речи». Слайд №35
-Вы должны найти речевые, смысловые, грамматические ошибки и исправить их.
Внимание! Вопрос команде школы № 36
(Разыгрывается сценка. Почтальон приносит конверт.)
Уважаемый абонемент!
Просим Вас срочно прийти на абонент и заплатить штраф за задержание книги «Мой друг – интернет».
-Какие вы обнаружили ошибки в извещении?
( Ошибки: Абонемент – документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-нибудь, а также само право на это.
Абонент – тот, кто пользуется абонементом, или учреждение, имеющее абонемент.
Заплатить штраф – оплатить штраф
Вопрос команде школы № 10
(Сценка.)
- Постойте! Ребята, а вы знаете, что вход в театр по предъявлению билета?
-Конечно, знаем.
-Мальчики, а где в театре бельэтаж?
-Бельэтаж - это самый нижний этаж.
- Девочки, а где амфитеатр?
-Это яма под сценой, откуда дублер подсказывает.
Ведущий: Какие ошибки вы обнаружили в диалоге?
( Ответ: по предъявлению – по предъявлении
Бельэтаж - первый ярус балконов
Партер – места в зрительном зале расположенные рядами параллельно сцене. А в театре 16 – 17 вв – стоячие места перед сценой, предназначенные для зрителей низших сословий.
Амфитеатр – возвышающиеся друг над другом задние ряды партера или весь партер, поднимающийся уступами
Дублер – тот, кто дублирует кого-либо. Выполняет что-нибудь сходное, одинаковое, параллельно с другим.
Суфлер – работник театра, суфлирующий актерам.
Внимание! Вопрос команде школы №35
( Сценка)
-Бабушка! Налей супа самого густейшего, дай побольше макаронов, нарежь помидоров, и не забудь положить, не забудь в черное крепкое кофе две ложки, нет - три сахарного песку. Есть хочется!
Ведущий: Какие же ошибки вы обнаружили в речи мальчика?
Ошибки. Супа. Самого густого. Макарон. Черный крепкий кофе. Сахарного песка)
Ведущий: Ребята! А кто из вас может объяснить, от чего зависит употребление различных окончаний (а/я, у/ю ) в существительных мужского рода единственного числа родительного падежа? Как правильно: чашка чаю или чашка чая, ложка песка или песку?
Ответ:
В прежние времена при выборе данной формы исходили из того, что формы на –у/ю вещественных существительных имели количественное значение, т. е. обозначали часть целого и потому считались предпочтительнее. В настоящее время формы на у/ю употребляются все реже и происходит выравнивание по основной модели, не связанной с определенным значением. Поэтому наряду с формой чашка чаю вполне допустима чашка чая. Причем в речи формы на –а/я явно преобладают, если при существительном имеется определение: чашка крепкого чая. Формы на у/ю обычно сохраняются в словосочетании, где существительное зависит от глагола: поесть супу-
Слово жюри. Слайд №36
Ведущий: Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь можем. Ведь она зеркало души. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Слайд №37
1-й ученик: Все бывает в нашей жизни. Кто-то обзывается, а кто- то обижается; иногда мы неудачно шутим, а то и сознательно употребляем не самые приятные слова. Что и говорить – слова и бранные, и неблагозвучные , а уж сколько двусмысленных! У каждого из них своя история, свои корни, свои причины появления. Вот некоторые из них.
2- й ученик: Балбес. В дореволюционной гимназии изучали греческий и латинский языки. Поэтому школа была одним из источников проникновения в русский греческих и латинских слов, которые нередко потом приобретали иной смысл. Так, ученика, не выучившего урок и читающего с запинками, называли насмешливо «заикой». А по-латыни заика – балбус. Отсюда и обрусевшее балбес – «неуч», «невежда», «лентяй».
3-й ученик: Болван. Не очень приятно рассказывать о подобных словах, но раз уж взялись….Это слово заимствовано из немецкого balken – «бревно». Некогда исчезнувшее русское «балы» тоже имело первоначальное значение «бревно», «колода», «болванка». Значение «статуя», «идол» появилось у слова в результате слияния с турецким balvan – «столб с надписью», «статуя».
4-й ученик: Черствое, грубое слово обижает, оскорбляет. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.
Ведущий: Всех нас, собравшихся в этом зале, объединяет любовь к Родине, любовь к русскому языку! Вот почему нам с вами, дорогие друзья, предстоит сделать все, чтобы сохранить русский язык, дружбы язык, и повторить вслед за Анной Ахматовой: »И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово».
Слово жюри. Подведение итогов игры. Награждение победителей. Слайд №38
(Выходят дети)
1-й ученик: Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если ты ищешь отрады родник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
2-й ученик: Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!
3-й ученик: Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
4-й ученик: Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Ведущий: Уважаемые игроки и болельщики! Мы всем Вам от души желаем успехов в творчестве. Слайд №39
Список использованной литературы.
Даль В. И.Толковый словарь русского языка. Современная версия.// Москва,Эскимо,2006
Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь языка.//М..; Просвещение, 1980
Иванова В. А. Занимательно о русском языке//Ленинград, "Просвещение",1990
Макаров В. И., Матвеева Н. П. Словарь лексических трудностей художественной литературы.//Киев: Рад. Школа, 1989.
Ожегов С. И. Словарь русского языка// Москва, "Русский язык",1987
Пушкин А. С. Руслан и Людмила
Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно//Москва, Айрис Пресс,2008
Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка// Рад. школа, 1989
Музыка
Глинка М. Марш Черномора, увертюра к опере "Руслан и Людмила"
Завадский И .карело-финская полька
Моцарт А. 15 соната g moll
Рахманинов С. Инструментальная пьеса "Скучаю"
Римский-Корсаков Н. Увертюра к опере "Садко"
Рыбников А. инструментальные пьесы из кинофильмов
Танцевальные хиты №8
Фанфары "Детские - задорные"
Фанфары для начала и финала брейн-ринга
Шопен Ф. Ноктюрн 9,Весенний вальс
Живопись – иллюстрации картин, иллюстрации к книгам
Билибин И.
Васнецов В.
Головин А.
Кустодаев Б.
Пименов Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"
Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...
И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово
Презентация для интегрированного урока русского языка и основ православной культуры...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...
План проведения недели русского языка «Великое русское слово», посвященной Году культуры в России
Приобщение учащихся, педагогов к истории развития русского языка и осознанию его как культурного феномена и языка русской нации....
Отчёт по неделе русского языка "Великое русское слово", посвящённой Году культуры в России
Отчёт по неделе русского языка "Великое русское слово", посвящённой Году культуры в России...
Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."
Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...
Открытый урок русского языка "Великое русское слово"
Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают, что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в те...