Рабочая программа по русскому языку 5 класс Бабайцева
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008. Программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю)
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой гимназии используется учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2008
Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2008
Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2008
Общая характеристика учебного курса, его места и роль в общеобразовательной подготовке школьников и системе обучения данному предмету:
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Учебный предмет «Русский язык» занимает особое место в системе гимназического образования. Он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей гимназиста, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для 5-9 классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в гимназии. Региональный компонент реализуется в данной программе содержательно: через тексты для упражнений, диктантов, изложений, описание природы родного края.
Краткий анализ факторов, обуславливающих специфику преподавания курса в конкретном образовательном учреждении и классе:
Данная рабочая программа составлена для 5 «А» класса МБОУ «Гусиноозерская гимназия». В начальной школе обучение класса проводилось по программе развивающего обучения Л. В. Занкова. В 5 классе предполагается продолжить линию развивающего обучения. Особое внимание уделяется мотивированности детей к самостоятельной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей выделять признаки и свойства объектов, организовывать свою деятельность.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Содержание программы учебного предмета
5 КЛАСС
Введение (2 ч.)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку (1 ч).
Роль языка в жизни общества (1ч).
ВВОДНЫЙ КУРС (82ч.)
Орфография (11 ч). Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Диктант № 1
Морфология и орфография (24 ч)
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тс я и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными .
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Диктант № 2
Диктант № 3
Синтаксис и пунктуация (47 ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
Контрольное тестирование № 1 по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5
Контрольный диктант № 6 по теме: «Синтаксис и пунктуация»
ОСНОВНОЙ КУРС (73 ч.)
Понятие о литературном языке (1ч).
Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (19 ч)
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначецие мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и иы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография (39 ч)
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных
СЛОВ.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных и — о.
Правописание корней с чередованием гласных г — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).
Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Контрольное тестирование № 2 по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»
Контрольный диктант № 7 по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»
Лексикология и фразеология (14 ч)
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение 98 использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение (10 ч)
Контрольный диктант № 8 по теме: «Повторение»
Развитие связной речи (37 ч.)
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства в устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
Изложение, близкое к тексту № 1 Изложение, близкое к тексту № 2
Изложение, близкое к тексту № 3 Сочинение на грамматическую тему № 1
Выборочное изложение № 4 Изложение, близкое к тексту № 5
Сочинение о любимом животном № 2 Сочинение № 3
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем | Количество часов | Плановые сроки похождения | Фактическая дата | Контрольные работы | Развитие речи |
ВВЕДЕНИЕ |
Знакомство с УК и организацией занятий по русскому языку. Культура работы с книгой | 1 | 3.09. |
Роль языка в жизни общества | 1 | 4.09. |
ВВОДНЫЙ КУРС. ОРФОГРАФИЯ | 98 11+2 |
Орфограмма | 1 | 5.09. |
Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | 6.09. |
Правописание безударных гласных в приставках | 1 | 7.09. |
Рр. Устная и письменная формы речи. | 1 | 7.09. | р\р |
Гласные И, А, У после шипящих | 1 | 10.09. |
Закрепление изученного. (подготовка к ЕГЭ) | 1 | 11.09. |
Правописание глухих и звонких согласных. | 1 | 12.09. |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | 13.09. |
Закрепление изученного. (подготовка к ЕГЭ) | 1 | 14.09. |
Правописание удвоенных согласных в корне слова | 1 | 14.09. |
Закрепление изученного | 1 | 17.09. |
Р | Р.р Речь диалогическая и монологическая | 1 | 18.09. | р\р |
Диктант №1 | 1 | 19.09. | Дикт. |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ | 24+5 |
Морфология и орфография | 1 | 20.09. |
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное | 1 | 21.09. |
3 | Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное | 1 | 21.09. |
Имя прилагательное | 1 | 24.09. |
P/р. Понятие о связном тексте | 1 | 25.09. | р\р |
Глагол. Морфологические признаки глагола. | 1 | 26.09. |
Прошедшее время. | 1 | 27.09. |
Настоящее и будущее время | 1 | 28.09. |
Закрепление изученного | 1 | 28.09. |
Закрепление изученного (практикум) | 1 | 1.10. |
Р.р. Тема | 1 | 2.10. | р\р |
Диктант с грамматическим заданием №2 | 1 | 3.10. | Дикт. |
Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 4.10. |
Склонение имен существительных | 1 | 5.10. |
Склонение имен существительных | 1 | 5.10. |
Закрепление изученного. (подготовка к ЕГЭ) | 1 | 8.10. |
Имена существительные собственные. | 1 | 9.10. |
Р.р. Тема (продолжение) | 1 | 10.10. | р\р |
Наречие. Различение наречий по вопросу | 1 | 11.10. |
Правописание наречий | 1 | 12.10. |
Местоимение. Личные местоимения. | 1 | 12.10. |
Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения. | 1 | 15.10. |
Служебные части речи. Предлог. | 1 | 16.10. |
Р.р. Тема (продолжение) | 1 | 17.10. | р\р |
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами предложения и в сложных предложениях. | 1 | 18.10. |
Частица. Значения частиц. | 1 | 19.10. |
Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» | 1 | 19.10. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. № 3 | 1 | 22.10 | Дикт. |
Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 23.10. |
Р.р. Основная мысль текста. | 1 | 24.10. | р\р |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | 47+9 |
Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 1 | 25.10. |
Понятие о синтаксисе и пунктуации | 1 | 26.10. |
Пунктуационный разбор. | 1 | 26.10. |
Предложение. | 1 | 29.10 |
Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 30.10. |
Р.р. Простой план. | 1 | 31.10. |
Невосклицательные и восклицательные предложения. | 1 | 1.11. |
Члены предложения. | 1 | 2.11. |
Главные члены предложения. | 1 | 2.11. |
Синтаксический разбор предложения. | 1 | 12.11 |
Закрепление | 1 | 13.11 |
Р.р. Изложение. близкое к тексту.№ 1 | 1 | 14.11 | Изл. |
Р.р. Изложение. близкое к тексту.№ 1 | 1 | 15.11 | Изл. |
Главные члены предложения. | 16.11 |
Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 16.11 |
Второстепенные члены предложения | 1 | 19.11 |
Определение | 1 | 20.11 |
Дополнение | 1 | 21.11 |
Обстоятельство | 1 | 22.11 |
Члены предложения (обобщение) | 1 | 23.11 |
Контрольное тестирование № 1 по теме: «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 23.11 | тест |
Анализ контрольного тестирования | 1 | 26.11 |
Словосочетание. | 1 | 27.11 |
Сочинительные и подчинительные словосочетания | 1 | 28.11 |
Р.р. Изложение,близкое к тексту.№ 2 | 1 | 29.11 | и |
Словосочетание(обобщение) | 1 | 30.11 |
Предложения с однородными членами | 1 | 30.11 |
Предложения с однородными членами | 1 | 3.12 |
Обобщающее слово при однородных членах | 1 | 4.12 |
Предложения с однородными членами. | 1 | 5.12 |
Р.р. Понятие о последовательной связи предложений в тексте. | 1 | 6.12 | р\р |
Однородные члены предложения (закрепление) | 1 | 7.12 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием.№ 4 | 1 | 7.12 | Дикт. |
Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 10.12 |
Предложения с обращениями | 1 | 11.12 |
Р.р. понятие о параллельной связи предложений в тексте. | 1 | 12.12 | р\р |
Предложения с вводными словами, указывающими на уверенность или неуверенность говорящего. | 1 | 13.12 |
Предложения с вводными словами, указывающими на последовательность перечисления. | 1 | 14.12 |
Сложное предложение. | 1 | 14.12 |
Сложносочинённые и сложноподчиненные предложения. | 1 | 17.12 |
Союзы в сложном предложении. | 1 | 18.12 |
Простые и сложные предложения. | 1 | 19.12 |
Р.р. Выразительные средства устной речи. | 1 | 20.12 | р\р |
Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | 21.12 |
Контрольный диктант № 5 | 1 | 21.12 |
Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 24.12 |
Предложения с прямой речью. | 1 | 25.12 |
Р.р. Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного стиля. | 26.12 | р\р |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | 27.12 |
Диалог | 1 | 28.12 |
Повторение изученного в разделе: «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 28.12 |
Закрепление изученного. (подготовка к ЕГЭ) | 1 |
Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация» |
Контрольный диктант по теме: «Синтаксис и пунктуация» № 6 | 1 | Дикт. |
Анализ контрольного диктанта | 1 |
P/р. Книжные стили. Характеристика научного стиля. | 1 | р\р |
ОСНОВНОЙ КУРС | 94 |
Понятие о литературном языке. Нормы литературного языка | 1 |
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. ОРФОЭПИЯ | 19+3 |
Фонетика,графика,орфография,орфоэпия. | 1 |
Звуки речи и буквы. Алфавит. | 1 |
Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. | 1 |
Р.Р. Характеристика художественного стиля. | 1 | р\р |
Ударение, его особенности в русском языке | 1 |
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. | 1 |
Орфограммы -гласные и орфограммы -согласные. | 1 |
Правописание безударных гласных в корне | 1 |
Гласные буквы после шипящих | 1 |
Гласные буквы и-ы после ц. |
Р.р. Изложение,близкое к тексту.№ 3 | 1 | Изл. |
Р.р. Изложение,близкое к тексту. № 3 | 1 | Изл. |
Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме. | 1 |
Непроизносимые согласные звуки и их обозначение на письме. | 1 |
Удвоенные согласные и их обозначение на письме. | 1 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь. | 1 |
Значение букв Я, Ю, Е, Ё. | 1 |
Повторение изученного в разделе «Фонетика.Графика.Орфография.Орфоэпия» | 1 |
Закрепление изученного. (подготовка к ЕГЭ) | 1 |
Тестирование.№ 2 | 1 | тест |
Орфоэпические нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь. | 1 |
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. | 39+10 |
Понятие о морфемике. | 1 |
Основа слова и окончание | 1 |
Основа слова и окончание | 1 |
Р.р. Типы речи. | 1 | Р\р |
Корень слова. Исторические изменения в составе слова | 1 |
Корень слова. Понятие об этимологии. | 1 |
Приставки. Суффиксы. | 1 |
Чередование звуков в корне слова. | 1 |
Р.р. Повествовать – значит рассказывать. | 1 | р\р |
Чередование звуков в корне слова. | 1 |
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний. | 1 |
Чередование звуков. Урок-практикум. | 1 |
Морфемный разбор слова | 1 |
Р.Р. Подготовка к сочинению о слове. | 1 | р\р |
Р.р. Сочинение на грамматическую тему.№ 1 | 1 | Соч |
Р.р. Выборочное изложение.№ 4 | 1 | изл |
Правописание корней с чередование гласных а - о. | 1 |
Правописание корней лаг-лож, кас-кос | 1 |
Закрепление правописания корней лаг-лож, кас-кос | 1 |
Правописание корней гар-гор, зар-зор | 1 |
Р.р. Описание. | 1 | р\р |
Закрепление правописания корней гар-гор, зар-зор | 1 |
Правописание корней с чередование гласных а - о. | 1 |
Правописание корней с чередованием гласных е - и | 1 |
правописания корней с чередованием гласных е - и | 1 |
Р,р. Как описать животное? | 1 | р\р |
Р.р. Изложение,близкое к тексту.№ 5 | 1 | изл |
Правописание корней с чередованием гласных е - и |
Закрепление изученного. (подготовка к ЕГЭ) |
Контрольное тестирование по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография» № 3 | 1 | т |
Анализ контрольного тестирования | 1 |
Правописание согласных и гласных в приставках | 1 |
Правописание согласных и гласных в приставках | 1 |
Правописание приставок, оканчивающихся на з (с). | 1 |
Правописание приставок роз- (рос-) –раз- (рас) | 1 |
Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. | 1 |
P/р. Подготовка к сочинению. | 1 | р\р |
Р.р. Сочинение о любимом животном.№ 2 | соч |
Правописание приставки пре- при | 1 |
Правописание приставки при-пре | 1 |
Правописание приставки при-пре |
Закрепление правописания приставок при- и при- | 1 |
Контрольный диктант по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография» № 7 | 1 | Дикт. |
Анализ контрольного диктанта | 1 |
1 | Словообразование. | 1 |
1 | Основные способы словообразования. Сложные и сложносокращенные слова. | 1 |
Закрепление по теме: «Основные способы словообразования» | 1 |
Практикум по теме: «Морфемика. Орфография». | 1 |
Работа над ошибками. |
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ | 14+8 |
1 | Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка. | 1 |
Р.р. Типы речи. Рассуждение. | р\р |
1 | Лексическое значение слова. | 1 |
1 | Основные способы его толкования | 1 |
1 | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
1 | Закрепление по теме: «Однозначные и многозначные слова | 1 |
1 | Прямое и переносное значения слова. | 1 |
1 | Р/р. Типы речи. Рассуждение | 1 | р\р |
1 | Омонимы. | 1 |
1 | Синонимы. | 1 |
1 | Закрепление по теме: «Синонимы» | 1 |
1 | Антонимы. | 1 |
1 | Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления | 1 |
1 | P.Р. Расширяйте свой словарь. | 1 | Р\р |
Историзмы,архаизмы, неологизмы. |
1 | Заимствованные слова. Фразеологизмы. Старославянизмы. | 1 |
1 | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 1 |
1 | Р.Р. Текст. Лексические средства связи предложений в тексте. | 1 | р\р |
1 | P/р. Подготовка к сочинению. | 1 | р\р |
Написание сочинения № 3 | 1 | Соч. |
Р.р. Текст. Киносценарий. | 1 | р\р |
Р.р. Текст. Киносценарий. | 1 | р\р |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ | 10 |
Систематизация и обобщение изученного по орфографии. | 1 |
Практикум по орфографии. | 1 |
Систематизация и обобщение изученного по пунктуации. | 1 |
Систематизация и обобщение изученного по культуре речи. | 1 |
Контрольный диктант по теме: «Повторение»№ 8 | 1 | Дикт. |
2 | Закрепление изученного. (подготовка к ЕГЭ) | 1 |
2 | Закрепление изученного. (подготовка к ЕГЭ) | 1 |
Резервные уроки. | 2 |
Формы и средства контроля
В соответствии с требованиями о преподавании русского языка плановых контрольных работ 19:
Контрольных диктантов - 8
Контрольное тестирование – 3
Изложение – 5
Сочинение - 3
№ п/п | № урока | Вид работы | Дата |
1. | 15 | Контрольный диктант № 1по теме: «Повторение изученного в 4 классе» |
2. | 26 | Контрольный диктант № 2 по теме: «Морфология и орфография» |
3. | 42 | Контрольный диктант № 3 по теме: «Морфология и орфография» |
4. | 56-57 | Изложение № 1 по теме: «Синтаксис и пунктуация» |
5. | 65 | Контрольное тестирование № 1 по теме: «Синтаксис и пунктуация» |
6. | 69 | Изложение, близкое к тексту№ 2 |
7. | 77 | Контрольный диктант № 4 по теме: «Синтаксис и пунктуация» |
8. | 88 | Контрольный диктант № 5 |
8. | 98 | Контрольный диктант№ 6 по теме: «Синтаксис и пунктуация» |
9. | 112-113 | Изложение, близкое к тексту№ 3 |
10. | 121 | Контрольное тестирование по теме: «Фонетика. Орфография»№ 2 |
11. | 137 | Сочинение на грамматическую тему № 1 |
12. | 138 | Выборочное изложение № 4 |
13. | 149 | Выборочное изложение № 5 |
14. | 152 | Контрольное тестирование по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»№ 3 |
15. | 160 | Сочинение о любимом животном № 2 |
16. | 165 | Контрольный диктант№ 7 по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография» |
17. | 191 | Сочинение № 3 |
18. | 199 | Контрольный диктант № 8 по теме: «Повторение» |
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки;
уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008.
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008
Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008
Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 16-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008
Дополнительная литература
Базилевская В. Б. Русский язык (теория, практика, синтаксический разбор): Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Воронеж: Родная речь, 2003г.
Белова И. В., Коротенко Л. В.Мы пишем без ошибок (из опыта работы учителей русского языка Белгородской области по методике интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой) – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008г.
Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990г.
Малюшкин А. Б.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс – М: Творческий центр «Сфера» - 2005
Никитина Е. И. Уроки развития речи. К учебному пособию «Русская речь». 5 класс — М: Дрофа – 2000
Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под редакцией В. В. Бабайцевой) Составитель Вялкова Г. М.- М:Глобус, 2009
Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой. Автор-составитель Т. И. Курылёва - Волгоград - 2006
Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой – Волгоград- 2004
Русский язык. 5 класс. Индивидуальный контроль знаний: карточки-задания - Волгоград - 2003
Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь. 5 класс – Москва – Эксмо – 2008
Фролова Т. Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. Книга для учителя – Симферополь: Таврида, 2006г.
Фролова Т. Я. Мы пишем без ошибок. Русский язык. Правописание. Интенсивный курс. Часть II – Симферополь: Таврида, 2008г.
Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах – Симферополь: Таврида, 2007г.
Фролова Т. Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах – Симферополь: Таврида, 2007г.
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
CD «Большая Советская энциклопедия»
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
1С Репетитор. Русский язык.
1С Репетитор. Русский язык. Варианты ЕГЭ 2006
1С Репетитор. Тесты по пунктуации
СD Репетитор-тренажёр. Русский язык. Основной курс.
СD Конструктор тестов. Тренажёр.
СD «Энциклопедия русского языка»
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН
http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM
Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html
Контрольный диктант№ 2 по теме: «Морфология и орфография»
Кодификатор проверяемых умений:
различать части речи;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Текст диктанта
Сказка про одуванчики
Встало доброе весеннее солнышко4. Умылось оно теплым дождем и пошло гулять. Хороша была земля! Взмахнуло солнышко золотым рукавом. Брызнули солнечные пылинки. Засветились на земле маленькие желтые огоньки. Это золотые одуванчики.
А суровая зима пряталась в дремучем лесу, в сыром овраге. Выглянула она из своего укрытия, а в траве миллионы маленьких золотых солнышек. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом веселые огоньки. И ушла сама на далёкий север. Так и щеголяют теперь одуванчики сначала в желтом солнечном платье, а потом в белой пушистой шубке. (По Н. Толмачевой)
Грамматическое задание
Подчеркните все члены предложения и укажите части речи в первом предложении.
Укажите морфологические признаки слова дождём.
Контрольное тестирование № 1 по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Кодификатор проверяемых умений:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
находить орфограммы в морфемах;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Тест
1. Укажите, в каком словосочетании главное слово выделено неверно.
ЗАБОТИТЬСЯ о детях
площадка для ИГРЫ
бронзовый ЗАГАР
громко СМЕЯТЬСЯ
2. Укажите, где надо писать окончание – И:
говорили об уровн.. жизни
лечился в госпитал..
мылся в бан..
мчался по магистрал...
3. Укажите, где надо писать окончание – ОМ
с добр.. советом
за лилов.. туманом
в свободн.. полёте
со страшн.. зверем
4. Найдите ошибку в анализе предложения.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
это предложение повествовательное
это предложение простое
главные члены – тучи собирает
это предложение распространённое
5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
Набежал ветер, и лодки закачались на волне.
Белка песенки поёт, и орешки всё грызёт.
Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки, с воротника.
Ты не пой, косарь, про широку степь.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
В комнате всё смотрелось уютно, чисто, светло.
В зоопарке живут разные звери: тигры, слоны, львы, крокодилы.
«Не смей трогать Тотошку!» гневно закричала на Льва Элли.
Мама вошла в комнату и сказала: «Помогите мне, девочки, вымыть посуду».
Изложение № 1 по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Кодификатор проверяемых умений:
подробно пересказывать текст;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Текст изложения «Отважный пингвинёнок»
Упражнение 54, стр. 34
Контрольный диктант№ 4 по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Кодификатор проверяемых умений:
выделять основы предложений с двумя главными членами;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Текст диктанта
Ночь в лесу
Быстро наступает вечер в глухом лесу4. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступила в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.
Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник.
Грамматическое задание
Подчеркните все члены предложения и укажите части речи в первом предложении.
Найдите сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
Найдите предложение с однородными членами, подчеркните их.
Контрольное тестирование № 3 по теме: «Морфемика. Словообразование.
Орфография»
Кодификатор проверяемых умений:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
Тест
1. Найдите неверное утверждение.
1) Корни, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, являются разными корнями
2) Окончание - это часть слова, которая изменяется при образовании форм слова (падежа,
числа, липа и т.д.)
3) Чтобы найти окончание существительного, нужно сравнить формы разных падежей этого
существительного.
4) Любое слово имеет окончание, окончание - это последние буквы (и звуки) слова.
2. В каком ряду даны только разные формы одного слова?
1) слон, слоник, слонёнок
2) дом, домом, о доме
3)скрипач, скрипачка, скрипка
3. В каком ряду все слова однокоренные?
1) залечить, прилечу, лететь
2) рос, роспись, вопрос
росток, наращивай, вырасти
ложь, приложить, прилагать
4. В каком ряду все слова с непроверяемой безударной гласной в корне?
г ..рдероб, к...нфета. м…раж
к...р...ндаш, пол...жить, прив…зать
3) выр...сла, ц..рк, к…пуста
4) ур...жай. п...стyx. разъ...снить
5. В каком ряду все слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением?
изл…гать, выр...стает, обл.. гчить
м...лина. ог..рчиться, иозр...ст
к..нфетти, р..сток, возвр..щать
разд.. .вить, укр..шать,. гл...деть
6.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б); в), г) д), в котором
последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам;
а) | б) | в) | г) | д) |
е | и | е | и | е |
я | с | е | и | е |
е | и | и | е | и |
и | е | и | и | е |
е | и | и | е | и |
Пост..лить 1
Приб..ру
Приж..гать
Прин..мать
Бл..стать
7. Укажите слова с буквой а корне:
а) пол..гать д) оз...ренный;
б) отр..сль е) заг..релый
в) з..рянка ж) чш ...рать
г) з..ря з)Р...стов
8. Укажите, где нужно писать букву ы:
а)лекц...я; в) ц...плячий; д) ц...ганить
б) ц...тата: г) устриц...; е) краснолиц..й
9.Какое слово неправильно разобрано по составу? а) продали б) слева в) снова г) армия
Контрольный диктант № 7 по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»
Кодификатор проверяемых умений:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Текст диктанта
От весны до весны
Радостно светит в весенний день солнышко2, касается нас теплыми2 лучами. Быстро тает на полях снег. Побежали2 по дорогам веселые, говорливые ручейки. Лед на реке посинел. Надулись на деревьях пахучие клейкие почки. Уже прилетели из теплых краев грачи. Важные, черные, ходят они по дорогам. Поставили ребята на деревьях скворешни. Спешат из школы посмотреть на весенних гостей - скворцов.
Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты и деревья. Только кое-где виднеются на разливе заросли кустарников на островках.
Длинной2 вереницей летят над рекой дикие утки. А в высоком безоблачном небе собираются в стаи и тянут на родину журавли (101 слово. По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
Произведите морфемный разбор отмеченных в тексте слов.
Сочинение № 2
Кодификатор проверяемых умений:
создавать письменные высказывания;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Тема сочинения:
Памятный случай, произошедший со мной летом.
(Заглавие сочинения может быть сформулировано учащимися самостоятельно)
Изложение по теме: «Лексика и фразеология»№ 5
Кодификатор проверяемых умений:
подробно пересказывать текст;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Текст изложения «На льдине»
Упражнение 180, стр. 108
Сочинение № 3
Кодификатор проверяемых умений:
создавать письменные высказывания;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Тема сочинения:
Моё любимое животное (собака, кошка и др.)
(Заглавие сочинения может быть сформулировано учащимися самостоятельно)
Контрольный диктант № 8 по теме: «Повторение»
Кодификатор проверяемых умений:
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Текст диктанта
На лесной полянке
Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто. Кажется, что зимой на полянке никто и не живет. Но это только так кажется.
Возле куста из-под снега торчит старый пень. Это настоящий терем-теремок. Много в нем уютных зимних квартир для разных лесных жителей. Если коснуться1 его, то можно разбудить жильцов.
Под корой спрятались от холода мелкие букашки. Тут же устроился зимовать усатый жук. А в норе между корнями свернулся в тугое колечко проворный уж. Все они собирались в старый пень, чтобы занять в нем крохотную спаленку и заснуть в ней на всю долгую зиму. (102 слова. По Г. Скребицкому)
Грамматическое задание
Произведите синтаксический разбор первого предложения.
Произведите фонетический разбор слова коснуться.
Выделите морфемы в словах: пушистым, (на) полянке, спрятались
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,
учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.
Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная[1].
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.[2]
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».
Ш. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок[3].
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
[1] Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
[2] Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
[3] Примечание.
1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по авторской программе В.В.Бабайцевой, углубленный уровень
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по авторской программе В.В.Бабайцевой, углублённый уровень (280 часов)...
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....