Русский язык 25.11. 2011г.
Тема .Общее понятие о тексте и основных типах речи: рассуждение.
Цель урока:
1. Актуализация знаний учащихся, полученных на прошлых уроках ( типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).
2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.. Развитие устной и письменной речи.
3. Привитие любви к русскому языку.
Краткое описание:
Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро».Повторить типы речи. Работа в группах. Отработка структуры текста-рассуждения.. Работа по текстам, опорным карточкам.
. Оборудование урока: схема, тексты, раздаточный материал, опорные карточки
Опережающее обучение: типы речи (описание, повествование, рассуждение)
Схема.
1. ТЕЗИС – то, что надо доказать. 2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы. 3. ВЫВОД - итог рассуждения.
Пословицы о маме. 1. Птица рада весне, а дитя - матери. 2. Сердце матери лучше солнца греет 2. Ближе матери друга нет. 3. Материнская молитва со дна моря достаёт. 4. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
Раздаточный материал: Текст №1 На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой) Текст 2: Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой) Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод Ход урока
I. Повторение пройденного о типах речи.
Учитель. Какие вы знаете типы речи? Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение. Учитель. Что такое описание? Ученик. Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой? Учитель. Что такое повествование? Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло? Учитель. Что такое рассуждение? Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему? Работа в группах.
Учитель. Прочитайте тексты. 1 группа.
Текст 1: На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)
2 группа. Текст 2: Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой) 3 группа.
Текст 3: Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод К какому типу речи относится каждый из этих текстов? Ученик. Первый текст относится к описанию. Учитель. Почему относится к описанию? Ученик. Потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой? Учитель. К какому типу речи относится второй текст? Ученик. Второй текст относится к повествованию. Учитель. Почему к повествованию? Ученик. Потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку и к этим словом можно задать вопрос что делал?. Учитель. К какому типу речи относится третий текст? Ученик. Этот текст относится к рассуждению, в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод. II. Объяснение нового материала. Учитель. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение о маме. Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение? Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода. Учитель. Что такое тезис? Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать. Учитель. Что такое доказательство? Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста. Учитель. Что такое вывод? Ученик. Вывод – это заключение рассуждения. Учитель. Любите вы свою маму и за что вы её любите? Ученик. Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь. Ученик. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму. Ученик. Она раньше всех встает, позже всех ложится. Ученик. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами. Учитель. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви? Ученик. Материнская ласка конца не имеет. Ученик. Всякой матери свое дитё мило. Ученик. Птица рада весне, а дитя - матери. Ученик. Ближе матери друга нет. Ученик. Сердце матери лучше солнца греет. Ученик. Материнская молитва со дна моря достаёт. Ученик. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать. Учитель. У текста рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения. При составлении тезиса можно применить эти слова: - Докажем это… - Это можно доказать так… - Почему и вот почему… - Это объясняется следующим образом При доказательстве: - Во-первых,… - Во-вторых,… - В-третьих,… - Допустим… При выводе: - Итак,… - Обобщим сказанное,,… - Таким образом,… - Следовательно,...
Отработка структуры текста - рассуждения. Текст Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет:" За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. Учитель. Прочитайте текст, выделите три основные части и вставьте специальные слова. Работа по опорным карточкам Части рассуждения Примеры 1. Тезис. Мама - самое священное слово на земле. Это можно доказать так. 2.Доказательства.
1.Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама. 2.Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей. 3.В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать»
3. Выводы. Таким образом, все самые дорогие святы- ни названы и озарены именем матери. Учитель. Применять в тексте специальные слова вы научились. Попробуйте, применяя слова и языковые обороты, написать сочинение- рассуждение о маме. В своём сочинении вы можете использовать пословицы о маме Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по теме «При солнышке тепло, а при матери добро».
|