анализ работы по здоровьесберегающим технологиям за 2011-2012 уч. год
материал по русскому языку (7 класс) на тему
Анализ работы по использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе за 2011-2012 год.
В 2011 году на базе Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида была организована работа экспериментальной программы по применении здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе. Участниками данной работы стали учащиеся 7 класса в количестве 10 человек. Перед организацией деятельности мной были проведены диагностики : на выявление отношения ребят к здоровому образу жизни, на установление уровня работоспособности и отношения к предмету и образовательному процессу. По результатам диагностик и анкетирования определилась тема, цель и пути реализации работы по экспериментальной программе. Тема: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”. Цель и задачи:
Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozheniya.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
| Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители |
Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности |
Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа |
Чередование видов преподавания |
Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) |
Место и длительность применения ТСО | Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения |
Поза учащегося, чередование позы | Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: интерес к изучаемому материалу |
Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие) |
Эмоциональные разрядки на уроке | Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности | Момент наступления утомления и снижения учебной активности |
Темп окончания урока |
(Приложение 1)
Анализ работы по использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе за 2011-2012 год.
В 2011 году на базе Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида была организована работа экспериментальной программы по применении здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе. Участниками данной работы стали учащиеся 7 класса в количестве 10 человек. Перед организацией деятельности мной были проведены диагностики : на выявление отношения ребят к здоровому образу жизни, на установление уровня работоспособности и отношения к предмету и образовательному процессу. По результатам диагностик и анкетирования определилась тема, цель и пути реализации работы по экспериментальной программе. Тема: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”. Цель и задачи:
Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.
Разработать комплекс здоровьесберегающих упражнений, способствующих повышению познавательного интереса к изучаемому предмету, активности и работоспособности учащихся на уроках;
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного психо физического и нравственного развития;
Способствовать формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;
Свою работу строила по трём направлениям:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и познавательной активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках ;
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение имеет организация урока. Урок строится в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывается время для каждого задания, чередуются виды работ. В своей работе во избежание усталости учащихся использую такие виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений.
На каждом уроке необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Ещё необходимо вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Приемы работы :
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать.
Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения. На протяжении всего учебного года можно было видеть, что учащиеся 7 класса с большим желанием и интересом посещают уроки письма и чтения. На уроках не испытывают дискомфорта, нет напряжения и усталости. Познавательная активность, работоспособность имеют положительную динамику. Результаты итоговых диагностик и анкетирование показали значительные изменения отношения учащихся к своему здоровью, образу жихни, к учебному процессу в целом.
С каким настроением вы идёте на урок?
Устаете ли вы к окончанию уроков русского языка?
(Приложение 2)
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
| Время | Нагрузка | Деятельность |
1-й этап. Врабатывание | 5 мин. | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение |
2-й этап. | 20-25 | Максимальное снижение на 15-й мин. | Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом |
3-й этап. Конечный порыв | 10-15 мин. | Небольшое повышение работоспособности | Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного |
(Приложение 3)
ДИАГНОСТИКА «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ И К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»
Методика измерения, рекомендованная С.Дерябо, В.Ясвиным кандидатами психологических наук, кафедры экологической психологии Московского психолого-педагогического института апробирована и внедрена: - в работе с учениками 10-11 классов для определения существующего уровня отношения к здоровью и здоровому образу жизни с целью планирования работы по здоровьесбережению;
- диагностика применена, как элемент исследования в н/и работе ученицы 11 класса Кашафутдиновой Э. «Влияние образа жизни на состояние здоровья школьников». Выход работы на городскую научно-практическую конференцию был успешным -2 место.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ.
Из двух предлагаемых высказываний А и Б, которые описывают противоположные мнения, ситуации, выберите то, которое более подходящее для вас.
Если вам полностью подходит вариант А, вы зачёркиваете букву А
Если вы скорее склоняетесь к варианту А, но не можете полностью с ним согласиться, то в средней части вы рисуете стрелку в сторону буквы А.
Если вам полностью подходит вариант Б, вы зачёркиваете букву Б.
Если вы скорее склоняетесь к варианту Б, но не можете полностью с ним согласиться, то в средней части вы рисуете стрелку в сторону буквы Б
Рекомендация.
Если вы считаете какую-то ситуацию маловероятной для вас, всё-таки постарайтесь сделать выбор. В опроснике, естественно, не может быть «правильных» и «неправильных» ответов: ваше мнение ценно именно таким, какое оно есть.
Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает ваше мнение.
ОПРОСНИК
1. А если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или безболезненнон вздутие, то я заметил бы это очень быстро. 2. А. когда я от нечего делать пролистываю журнал, различные статьи о здоровье я просто пропускаю. 3. А. если мне предложат проводить свои выходные в группе здоровья или спортивном зале, я, конечно, этим воспользуюсь. 4. А. я решительно вмешиваюсь, если кто-то из моих близких начинает совершать поступки, которые вредят его здоровью. 5. А. я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т.д. 6. А. я выписываю или покупаю газеты, журналы и книги по проблемам здоровья. 7. А. если позволяет время, я стараюсь пройти куда мне нужно пешком. 8. А. когда я выбираю подарок кому то из членов своей семьи, мне не приходит в голову купить что либо из предметов личной гигиены. 9. А. когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю прилив бодрости, энергии во всём организме. 10. А. когда знакомые в компании начинают говорить о различных процедурах по сохранению здоровья, мне становится просто скучно. 11. А. я стараюсь уклоняться от различных профилактических обследований. 12. А. мне удалось заинтересовать своих друзей книгами и статьями о здоровом образе жизни. 13. А. по-моему те, кто находит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать по улице, - это не совсем нормальные люди. 14. А. я стараюсь знакомиться с людьми, которые много знают о том, как поддерживать своё здоровье на должном уровне. 15. А. я редко задумываюсь о том, правильно ли я питаюсь. 16. А. порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нём что-то разладилось. 17.А. когда в гостях я вижу библиотеку, мои глаза сами останавливаются на книгах о поддержании здоровья. 18. А. когда я покупаю зубные пасты, кремы, жевательные резинки и т.п., я практически не ориентируюсь на их «оз-доровительный» эффект, подчёркиваемый в рекламе. 19. А. мне приходилось обучать других людей способам улучшения своего самочувствия. 20. А. у меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и т.п. 21. А. я никогда не ищу литературу с описаниями методик оздоровления организма. 22. я ежедневно занимаюсь оздоровлением своего организма, несмотря на другие важные дела. 23. я с удовольствием занимаюсь спортом и понимаю важность для организма. | Б я обратил бы на него внимание, когда оно стало бы достаточно большим. Б. я их просматриваю более внимательно в первую очередь. Б. я предпочту оставаться дома и заниматься своими делами. Б. пожалуй, я не всегда прилагаю к этому достаточно усилий и зачастую готов с этим смириться. Б. мне это сразу же бросается в глаза. Б.я не трачу на это деньги. Б. я всё равно лучше спокойно подъеду на автобусе или такси. Б. я часто делаю именно такие подарки, потому что они кажутся мне вполне подходящими. Б. я прежде всего просто утоляю жажду. Б. я с удовольствием включаюсь в беседу. Б. они являются хорошим стимулом, чтобы позаботиться о состоянии своего здоровья. Б. я не предпринимал таких попыток. Б. я даже завидую им, ведь забота о своём здоровье – это радостное и увлекательное занятие. Б. такие люди для меня не более интересны, чем другие. Б. я в целом придерживаюсь правил здорового питания. Б. любая боль в организме – это всего лишь определённая реакция нервной системы. Б. у меня вызывает интерес другая литература. Б. для меня это важно, потому что я во всём стараюсь учитывать, как это повлияет на моё здоровье. Б. у меня нет такого опыта. Б. я полностью разделяю чувства таких людей. Б. мне приходилось это делать. Б. я уделяю время своему здоровью только в случае необходимости. Б. мне лень этим заниматься. |
Как подсчитывать результаты?
Результаты определяются с помощью «КЛЮЧА»
За полное соответствие ответа с ответом в ключе даётся 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа -2 балла, за стрелку в противоположную сторону – 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе – 0 баллов.
КЛЮЧ
1. А. 5.Б 9.А 13.Б 17. Б 21.Б ( эмоциональная шкала)
2. Б 6.А 10.Б 14.А 18. Б 22. А (познавательная шкала)
3.А 7.А 11.Б 15.Б 19.А 23. Б (практическая шкала)
4. А 8.Б 12.А 16.Б 20.А (шкала поступков)
Затем подсчитывается сумма баллов по каждой строке и общая сумма, являющаяся показателем «интенсивности».
Эмоциональная шкала | Познавательная шкала | Практическая шкала | Шкала поступков | Интенсивность |
1. 5 и менее 2. 6 3. 7-8 4. 9 5. 10-11 6. 12 7. 13-14 8. 15-16 9. 17-18 | 1. - 2. 0-1 3. 2-3 4. 4-5 5. 6 6. 7-8 7. 9-10 8. 11 9. 12-18 | 1. 0-2 2. 3-4 3. 5-6 4. 7 5. 8-9 6. 10-11 7. 12-13 8. 14 9. 15-18 | 1. – 2. 1-2 3. 3 4. 4-5 5. 6 6. 7-8 7. 9 8. 10 9. 11-18 | 1. 13 и менее 2. 14-18 3. 19-23 4. 24-28 5. 29-34 6. 35-39 7. 40-44 8. 45-49 9. 50 и более |
Анализ результатов:
Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает в себя вопросы, диагностирующие, насколько человек чувствителен к различным жизненным проявлениям своего организма.
Высокие баллы говорят о том, что отношение к здоровью в большей степени проявляется в эмоциональной сфере. Человек способен получать удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер. Забота о здоровье для него – это просто необходимость, но никак не увлекательное занятие, он «глух» к жизненным проявлениям своего организма.
Познавательная шкала. Измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько он готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни, вторая – насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме.
Высокие баллы говорят о том, что человек проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию, но сам не проявляет активности в её поиске и т.п.
Практическая шкала. Измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своём здоровье, когда они организуются другими людьми, вторая – насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.
Высокие баллы говорят о том, что человек активно заботится о свеем здоровье: посещает спортивные секции, делает зарядку, закаливается, развивает у себя умения и навыки вести здоровый образ жизни.
Низкие баллы говорят о том, что человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своём здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае он может что-то предпринимать, если от него потребует ситуация.
Шкала поступков. Измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков. Направленных на изменение своего окружения в соответствии с существующим у него отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они заботились о здоровье, вели здоровый образ жизни, вторая – насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья – на других людей, на общество в целом.
Высокие баллы говорят о том, что человек активно стремится изменять своё окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандировать различные средства оздоровления организма, вообще создавать вокруг себя здоровую жизненную среду.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью остаётся «личным делом» этого человека, он не стремится как-то изменить своё окружение и т.д.
Показатель интенсивности отношения получается путём суммирования баллов по четырём предыдущим шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется.
Высокие баллы по интенсивности в целом говорят о том, что у человека есть сформированное хорошее отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека сформировано плохо, он находится в «зоне риска; в этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.
(Приложение 4)
Методика для изучения объёма и концентрации внимания, утомляемости и работоспособности
Название методики: «Корректурная проба» (1 – 11 классы)
Автор: Бурдон
Описание методики:
Обследуемым предлагается бланк с рядами букв: 40 рядов по 40 букв в каждом.
Испытуемые должны в каждом ряду вычёркивать определённую букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время 5 мин.
Инструкция:
«Даны ряды букв. Ваша задача, просматривая строчки слева направо, вычёркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы 5 минут».
Стимульный материал
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ
Оценка результатов:
Объём внимания и работоспособности оценивается по количеству просмотренных букв.
Нормы объёма внимания и работоспособности:
6 - 7 лет (1 кл.) – 400 знаков и выше (12 рядов);
8 - 10 лет (2-4 кл.) – 600 знаков и выше (15 рядов);
11 – 15 лет (5-9 кл.) – 800 знаков и выше (24 ряда);
с 16 лет и дальше - 850 знаков и выше (с 24 по 33 ряд).
Концентрация внимания – по количеству сделанных ошибок.
Нормы концентрации внимания:
6 - 7 лет (1 кл.) – до 10 ошибок;
8 - 10 лет (2-4 кл.) – до 5 ошибок;
11 – 15 лет (5-9 кл.) – до 5 ошибок;
с 16 лет и дальше – до 5 ошибок.
(Приложение 5)
Внешние признаки утомления при умственной работе по С. А. Косилову
№ | Признаки | Степень утомления |
Незначительное | Значительное | Резкое |
1. | Внимание | Редкие отключения | Рассеянное, длительные и частые отключения | Ослабленное, реакция на новые раздражители слабая |
2. | Поза | Непостоянная, подтягивание ног, выпрямление туловища | Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивания, поддержание головы руками | Стремление положить голову на парту, вытянуться, откинуться на спинку стула |
3. | Движения | Точные | Неуверенные, замедленные | Суетливые движения рук, ухудшение почерка |
4. | Интерес к новому материалу | Ярко выраженный интерес, наличие вопросов | Слабый интерес, отсутствие вопросов | Полное отсутствие интереса, безразличие, апатия |
(Приложение 6.)
Требования к организации и проведению физкультурных минуток
№ | Требования |
1. | Физиологически обоснованным временем для проведения физкультурных минуток является 15 – 20-я минута урока (занятия). |
2. | Каждая физкультурная минутка должна включать в себя 3 – 5 упражнений, повторяемых не менее 4 – 6 раз. |
3. | Упражнения, включенные в физкультурные минутки, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, и их результативность. |
4. | Физкультурные минутки должны проводиться на начальном этапе утомления, так как выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. |
5. | Перед проведением физкультурных минуток необходимо обеспечить позитивный эмоциональный настрой учащихся. |
6. | В подборе комплекса упражнений для физкультурных минуток необходимо учитывать преобладающий вид деятельности на уроке (занятии). |
Требования к организации и проведению физкультурных пауз
№ | Требования |
1. | Физиологически обоснованным временем для проведения физкультурных пауз является 20 – 25-я минута 4 – 6 занятия урока (занятия). |
2. | Комплексы для физкультурных пауз должны состоять из упражнений, не требующих сложной координации движений и большого пространства, которые можно выполняться в положениях «сидя» и «стоя» в медленном или среднем темпе. |
3. | Каждое упражнение в комплексе для физкультурных пауз должно выполняться не менее 3 – 4 раз. |
4. | Комплексы упражнений для физкультурных пауз должны меняться не реже двух раз в месяц, так как их повторение утомляет и не дает положительного эффекта. |
(Приложение 7)
Виды упражнений на дыхание
№ | Виды упражнений | Функции |
1. | Упражнения на дыхание с повышенной интенсивностью вдоха | улучшение вентиляции легких; активизация тканевого питания головного мозга. |
2. | Упражнения на дыхание с повышенной интенсивностью выдоха | изменение давления в венозных сосудах головы; увеличение скорости обменных процессов в головном мозге. |
3. | Упражнения на замедленное дыхание | расширение мелких сосудов головного мозга и сердца; защита головного мозга от кислородного голодания; активизация защитных механизмов головного мозга. |
4. | Упражнения на дыхание с изменением просвета воздухоносных путей | активизация обменных процессов головного мозга; улучшение циркуляции крови во внутричерепном пространстве. |
(Приложение 8)
Виды упражнений для мышц рук, плечевого пояса и спины
№ | Виды упражнений | Функции |
1. | Сжимание и разжимание пальцев рук | снятие напряжения мышц мелкой моторики руки; активизация кровообращения в области кистей, предплечий и плечевого пояса. |
2. | Круговые вращения кистями рук вправо и влево |
3. | Круговые вращения руками в локтевых суставах внутрь и наружу |
4 | Круговые вращения руками в плечевых суставах вперед и назад |
5. | Поочередные махи левой и правой руками |
6. | Поочередные наклоны головы вправо и влево; вперед и назад | снятие напряжения мышц шеи и плечевого пояса; активизация кровообращения в области шеи и плечевого пояса; расширение мелких сосудов головного мозга, активизация мозгового кровообращения; профилактика нарушений осанки. |
7. | Поочередные повороты головы вправо и влево |
8. | Поочередные круговые вращения головы вправо и влево |
9. | Поочередные наклоны туловища вправо и влево в положении сидя | снятие напряжения мышц верхнего плечевого пояса и спины; активизация кровообращения в области плечевого пояса и спины; профилактика нарушений осанки. |
10. | Поочередные наклоны туловища вправо и влево в положении стоя |
11. | Поочередные наклоны туловища вперед и назад в положении стоя |
12. | Круговые вращения туловища вправо и влево в положении стоя |
13. | Поочередные повороты туловища вправо и влево |
(Приложение 9)
Виды упражнений для мышц глаз
№ | Виды упражнений | Функции |
1. | Движения глазами вверх и вниз | снятие напряжения двигательных мышц глаз и микромышц хрусталика; активизация кровообращения в области глаз; профилактика нарушений зрения. |
2. | Движения глазами вправо и влево |
3. | Круговые движения глаз вправо и влево |
4. | Поочередное закрывание и открывание глаз |
(Приложение 10.)
Музыкальные произведения
№ | Название произведения | Особенности использования |
1. | И. С. Бах. Хор | Расслабление мышц рук |
2. | Ф. Шопен. Прелюдия №4 | Расслабление мышц туловища |
3. | Ф. Шопен. Прелюдия №15 | Регуляция ритма сердечных сокращений |
4. | П. И. Чайковский. «Времена года» | Повышение сосредоточенности |
5. | К. Глюк. «Мелодия» | Мобилизация общего физического и психического тонуса организма |
6. | Ж. Бизе. Тема «Тореадор» | Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план воспитательной работы в 8 классе на 2011-2012 уч.г.
План составлен понедельно и включает в себя такие напраления деятельности: ценностно-ориентированную, эколого-краеведческую, трудовую, художественно-эстетическую и др....
Анализ работы школы-искусств №1 на 2011-2012 уч .год.
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы-искусств №1 ставил перед собой следущие цели и задачи.Цель: развитие и воспитание личности...
Анализ работы МАОУООШ д. Горки за 2011-2012 учебный год
Предложен анализ работы школы за2011-12 учебный год, выполненный завучем школы.Выделены основные аспекты работы завуча....
Анализ работы МО учителей музыки за 2011-2012 учебный год
Структура написания анализа работы городского МО часто является персонализированной и не имеет строгой логики построения. Я предлагаю свою версию анализа работы городского МО, которую можно использова...
Анализ воспитательной работы в 9 классе за 2011-2012 учебный год
Деятельность в 2011-2012 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом ...
Аналитическая справка по технологии за 2011-2012 у.г. МБОУ «Белоозерская СОШ»
Тестирование «Характер взаимодействия учителя и учащихся на уроках технологии» показало:·...
Анализ работы ПДО Колодюк Н.А. 2011-2012
А) 1 классы программа «Умники и умницы» дополнительное образование детей 7 – 11 лет, срок реализации 4 года – первый год обучения, возраст учащихся 7-8 лет.Основные задачи на данный учебный год были с...