анализ работы по здоровьесберегающим технологиям за 2011-2012 уч. год
материал по русскому языку (7 класс) на тему

Смирнова Ольга Леонидовна

  Анализ работы по использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе за 2011-2012 год.

В 2011 году на базе Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида была организована работа экспериментальной программы по применении здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе. Участниками данной работы стали учащиеся 7 класса в количестве 10 человек. Перед организацией деятельности мной были  проведены диагностики : на выявление отношения ребят к здоровому образу жизни, на установление уровня работоспособности и отношения к предмету и образовательному процессу. По  результатам диагностик и анкетирования определилась тема, цель и пути реализации работы по экспериментальной программе. Тема:  Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.  Цель и задачи:

Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:


Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха,

освещение класса и доски, монотонные

неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,

слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение

примеров,

рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный,

 самостоятельная работа, аудиовизуальный,

практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа,

 выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя,

исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы,

направленные на самопознание и развитие (интеллекта,

эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для

дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности

требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная

гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка,

соревновательный момент. Стимуляция внутренней

мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности,

интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудничество — авторитарность,

учет возрастных особенностей); ученик — ученик

(сотрудничество — соперничество, дружелюбие —

враждебность, активность — пассивность,

заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная

картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка,

четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной

 активности

Темп окончания урока

                                                                                                        (Приложение 1)

                                                                                                     

  Анализ работы по использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе за 2011-2012 год.

В 2011 году на базе Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида была организована работа экспериментальной программы по применении здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе. Участниками данной работы стали учащиеся 7 класса в количестве 10 человек. Перед организацией деятельности мной были  проведены диагностики : на выявление отношения ребят к здоровому образу жизни, на установление уровня работоспособности и отношения к предмету и образовательному процессу. По  результатам диагностик и анкетирования определилась тема, цель и пути реализации работы по экспериментальной программе. Тема:  Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.  Цель и задачи:

Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.

Разработать комплекс здоровьесберегающих  упражнений, способствующих повышению познавательного интереса к изучаемому предмету, активности  и работоспособности учащихся на уроках;

Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного психо физического и нравственного развития;

Способствовать формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;

Свою работу строила по трём направлениям:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации учебного процесса и              познавательной активности школьников;

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках ;

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Большое значение имеет организация урока. Урок строится в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывается время для каждого задания, чередуются виды работ. В своей работе во избежание усталости учащихся использую такие  виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений.

На каждом уроке необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты).

Ещё необходимо вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Приемы работы :

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать.

Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».  При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения. На протяжении всего учебного года можно было видеть, что учащиеся 7 класса с большим желанием и  интересом посещают уроки письма и чтения. На уроках не испытывают дискомфорта, нет напряжения и усталости. Познавательная активность, работоспособность имеют положительную динамику. Результаты итоговых диагностик и анкетирование показали значительные изменения отношения учащихся к своему здоровью, образу жихни, к учебному процессу в целом.

С каким настроением вы идёте на урок?

        

 Устаете ли вы к окончанию уроков русского языка?

                                                                                                       

                                                                                                                                      (Приложение 2)

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока


Часть урока 

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

                                                                                                                                                    (Приложение 3)

ДИАГНОСТИКА «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ И К ЗДОРОВОМУ      ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

Методика измерения, рекомендованная С.Дерябо, В.Ясвиным кандидатами психологических наук, кафедры экологической психологии  Московского психолого-педагогического института апробирована и внедрена: - в работе с учениками 10-11 классов для определения существующего уровня отношения к здоровью и здоровому образу жизни  с целью планирования работы по здоровьесбережению;

 - диагностика применена, как элемент исследования в н/и работе ученицы 11 класса Кашафутдиновой Э. «Влияние образа жизни на состояние здоровья школьников». Выход работы на городскую научно-практическую конференцию был успешным -2 место.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ.

Из двух предлагаемых высказываний А и Б, которые описывают противоположные мнения, ситуации, выберите то, которое более подходящее для вас.

Если вам полностью подходит вариант А, вы зачёркиваете букву А

Если вы скорее склоняетесь к варианту А, но не можете полностью с ним согласиться, то в средней части вы рисуете стрелку в сторону буквы А.

Если вам полностью подходит вариант Б, вы зачёркиваете букву Б.

Если вы скорее склоняетесь к варианту Б, но не можете полностью с ним согласиться, то в средней части вы рисуете стрелку в сторону буквы Б

Рекомендация.

Если вы считаете какую-то ситуацию маловероятной для вас, всё-таки постарайтесь сделать выбор. В опроснике, естественно, не может быть «правильных» и «неправильных» ответов: ваше мнение ценно именно таким, какое оно есть.

Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает ваше мнение.

                                   

   ОПРОСНИК

1. А если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или безболезненнон вздутие, то я заметил бы это очень быстро.

2. А. когда я от нечего делать пролистываю журнал, различные статьи о здоровье я просто пропускаю.

3. А. если мне предложат проводить свои выходные в группе здоровья или спортивном зале, я, конечно, этим воспользуюсь.

4. А. я  решительно вмешиваюсь, если кто-то из моих близких начинает совершать поступки, которые вредят его здоровью.

5. А. я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т.д.

6. А. я выписываю или покупаю газеты, журналы и книги по проблемам здоровья.

7. А. если позволяет время, я стараюсь пройти куда мне нужно пешком.

8. А. когда я выбираю подарок кому то из членов своей семьи, мне не приходит в голову купить что либо из предметов личной гигиены.

9. А. когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю прилив бодрости, энергии во всём организме.

10. А. когда знакомые в компании начинают говорить о различных процедурах по сохранению здоровья, мне становится просто скучно.

11. А. я стараюсь уклоняться от различных профилактических обследований.

12. А. мне удалось заинтересовать своих друзей книгами и статьями о здоровом образе жизни.

13. А. по-моему те, кто находит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать по улице, - это не совсем нормальные люди.

14. А. я стараюсь знакомиться с людьми, которые много знают о том, как поддерживать своё здоровье на должном уровне.

15. А. я редко задумываюсь о том, правильно ли я питаюсь.

16. А. порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нём что-то разладилось.

17.А. когда в гостях я вижу библиотеку, мои глаза сами останавливаются на книгах о поддержании здоровья.

18. А. когда я покупаю зубные пасты, кремы, жевательные резинки и т.п., я практически не ориентируюсь на их «оз-доровительный»  эффект, подчёркиваемый в рекламе.

19. А. мне приходилось обучать других людей способам улучшения своего самочувствия.

20. А. у меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и т.п.

21. А. я никогда не ищу литературу с описаниями методик оздоровления организма.

22. я ежедневно занимаюсь оздоровлением своего организма, несмотря на другие важные дела.

23. я с удовольствием занимаюсь спортом и понимаю важность для организма.

Б я обратил бы на него внимание, когда оно стало бы достаточно большим.

Б. я их просматриваю более внимательно в первую очередь.

Б. я предпочту оставаться дома и заниматься своими делами.

Б. пожалуй, я не всегда прилагаю к этому достаточно усилий и зачастую готов с этим смириться.

Б. мне это сразу же бросается в глаза.

Б.я не трачу на это деньги.

Б. я всё равно лучше спокойно подъеду на автобусе или такси.

Б. я часто делаю именно такие подарки, потому что они кажутся мне вполне подходящими.

Б.  я прежде всего просто утоляю жажду.

Б. я с удовольствием включаюсь в беседу.

Б. они являются хорошим стимулом, чтобы позаботиться о состоянии своего здоровья.

Б. я не предпринимал таких попыток.

Б. я даже завидую им, ведь забота о своём здоровье – это радостное и увлекательное занятие.

Б. такие люди для меня не более интересны, чем другие.

Б. я в целом придерживаюсь правил здорового питания.

Б. любая боль в организме – это всего лишь определённая реакция нервной системы.

Б. у меня вызывает интерес другая литература.

Б. для меня это важно, потому что я во всём стараюсь учитывать, как это повлияет на моё здоровье.

Б. у меня нет такого опыта.

Б. я полностью разделяю чувства таких  людей.

Б. мне приходилось это делать.

Б. я уделяю время своему здоровью только в случае необходимости.

Б. мне лень этим заниматься.

Как подсчитывать результаты?

Результаты определяются с помощью «КЛЮЧА»

За полное соответствие ответа с ответом в ключе даётся 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа -2 балла, за стрелку в противоположную сторону – 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе – 0 баллов.

КЛЮЧ

1. А.  5.Б  9.А  13.Б  17. Б   21.Б    ( эмоциональная шкала)

2. Б   6.А 10.Б 14.А 18. Б   22. А   (познавательная шкала)

3.А   7.А 11.Б  15.Б 19.А    23. Б    (практическая шкала)

4. А  8.Б  12.А 16.Б  20.А               (шкала поступков)

Затем подсчитывается сумма баллов по каждой строке и общая сумма, являющаяся показателем «интенсивности».

Эмоциональная

шкала

Познавательная

шкала

Практическая

шкала

Шкала поступков

Интенсивность

1. 5 и менее

2. 6

3. 7-8

4.  9

5. 10-11

6. 12

7. 13-14

8. 15-16

9. 17-18

1.   -

2. 0-1

3. 2-3

4. 4-5

5. 6

6. 7-8

7. 9-10

8. 11

9. 12-18

1. 0-2

2. 3-4

3. 5-6

4. 7

5. 8-9

6. 10-11

7. 12-13

8. 14

9. 15-18

1.  –

2. 1-2

3. 3

4. 4-5

5. 6

6. 7-8

7.  9

8. 10

9. 11-18

1. 13 и менее

2. 14-18

3. 19-23

4. 24-28

5. 29-34

6. 35-39

7. 40-44

8. 45-49

9. 50 и более

Анализ результатов:

Эмоциональная шкала.  Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает в себя вопросы, диагностирующие, насколько человек чувствителен к различным жизненным проявлениям своего организма.

Высокие баллы говорят о том, что отношение к здоровью в большей степени проявляется в эмоциональной сфере. Человек способен получать удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер. Забота о здоровье для него – это просто необходимость, но никак не увлекательное занятие, он «глух» к жизненным проявлениям своего организма.

Познавательная шкала. Измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько он готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни, вторая – насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме.

Высокие баллы говорят о том, что человек проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию, но сам не проявляет активности в её поиске и т.п.

Практическая шкала. Измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своём здоровье, когда они организуются другими людьми, вторая – насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.

Высокие баллы говорят о том, что человек активно заботится о свеем здоровье: посещает спортивные секции, делает зарядку, закаливается, развивает у себя умения и навыки вести здоровый образ жизни.

Низкие баллы говорят о том, что человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своём здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае он может что-то предпринимать, если от него потребует ситуация.

Шкала поступков. Измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков. Направленных на изменение своего окружения в соответствии с существующим у него отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они заботились о здоровье, вели здоровый образ жизни, вторая – насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья – на других людей, на общество в целом.

Высокие баллы говорят о том, что человек активно стремится изменять своё окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандировать различные средства оздоровления организма, вообще создавать вокруг себя здоровую жизненную среду.

Низкие баллы  говорят о том, что отношение к здоровью остаётся «личным делом» этого человека, он не стремится как-то изменить своё окружение и т.д.

 Показатель интенсивности отношения получается путём суммирования баллов по четырём предыдущим шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется.

Высокие баллы по интенсивности в целом говорят о том, что у человека есть сформированное хорошее отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

 Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека сформировано плохо, он находится в «зоне риска; в этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.

                                                                                                                                                 (Приложение 4)

Методика для изучения объёма и концентрации внимания, утомляемости и работоспособности

Название методики: «Корректурная проба» (1 – 11 классы)

Автор: Бурдон

Описание методики:

Обследуемым предлагается бланк с рядами букв: 40 рядов по 40 букв в каждом.

Испытуемые должны в каждом ряду вычёркивать определённую букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время 5 мин.

Инструкция:

 «Даны ряды букв. Ваша задача, просматривая строчки слева направо, вычёркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы 5 минут».

Стимульный материал


АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ

Оценка результатов:

Объём внимания и работоспособности оценивается по количеству просмотренных букв.

Нормы объёма внимания и работоспособности:

6 - 7 лет (1 кл.) – 400 знаков и выше (12 рядов); 

8 - 10 лет (2-4 кл.) – 600 знаков и выше (15 рядов);

11 – 15 лет (5-9 кл.) – 800 знаков и выше (24 ряда);

с 16 лет и дальше - 850 знаков и выше (с 24 по 33 ряд).

Концентрация внимания – по количеству сделанных ошибок.

Нормы концентрации внимания:

6 - 7 лет (1 кл.) – до 10 ошибок;

8 - 10 лет (2-4 кл.) – до 5 ошибок;

11 – 15 лет (5-9 кл.) – до 5 ошибок;

с 16 лет и дальше – до 5 ошибок.

                                                                                           

    (Приложение 5)

Внешние признаки утомления при умственной работе по С. А. Косилову

Признаки

Степень утомления

Незначительное

Значительное

Резкое

1.

Внимание

Редкие отключения

Рассеянное, длительные и частые отключения

Ослабленное, реакция на новые раздражители слабая

2.

Поза

Непостоянная, подтягивание ног, выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивания, поддержание головы руками

Стремление положить голову на парту, вытянуться, откинуться на спинку стула

3.

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук, ухудшение почерка

4.

Интерес к новому материалу

Ярко выраженный интерес, наличие вопросов

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, безразличие, апатия

(Приложение 6.)

Требования к организации и проведению физкультурных минуток

Требования

1.

Физиологически обоснованным временем для проведения физкультурных минуток является 15 – 20-я минута урока (занятия).

2.

Каждая физкультурная минутка должна включать в себя 3 – 5 упражнений, повторяемых не менее 4 – 6 раз.

3.

Упражнения, включенные в физкультурные минутки, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, и их результативность.

4.

Физкультурные минутки должны проводиться на начальном этапе утомления, так как выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

5.

Перед проведением физкультурных минуток необходимо обеспечить позитивный эмоциональный настрой учащихся.

6.

В подборе комплекса упражнений для физкультурных минуток необходимо учитывать преобладающий вид деятельности на уроке (занятии).

Требования к организации и проведению физкультурных пауз

Требования

1.

Физиологически обоснованным временем для проведения физкультурных пауз является 20 – 25-я минута 4 – 6 занятия урока (занятия).

2.

Комплексы для физкультурных пауз должны состоять из упражнений, не требующих сложной координации движений и большого пространства, которые можно выполняться в положениях «сидя» и «стоя» в медленном или среднем темпе.

3.

Каждое упражнение в комплексе для физкультурных пауз должно выполняться не менее 3 – 4 раз.

4.

Комплексы упражнений для физкультурных пауз должны меняться не реже двух раз в месяц, так как их повторение утомляет и не дает положительного эффекта.

                                                                                                  (Приложение 7)

Виды упражнений на дыхание

Виды упражнений

Функции

1.

Упражнения на дыхание с повышенной интенсивностью вдоха

улучшение вентиляции легких;

активизация тканевого питания головного мозга.

2.

Упражнения на дыхание с повышенной интенсивностью выдоха

изменение давления в венозных сосудах головы;

увеличение скорости обменных процессов в головном мозге.

3.

Упражнения на замедленное дыхание

расширение мелких сосудов головного мозга и сердца;

защита головного мозга от кислородного голодания;

активизация защитных механизмов головного мозга.

4.

Упражнения на дыхание с изменением просвета воздухоносных путей

активизация обменных процессов головного мозга;

улучшение циркуляции крови во внутричерепном пространстве.

                                                                                                  (Приложение 8)

Виды упражнений для мышц рук, плечевого пояса и спины

Виды упражнений

Функции

1.

Сжимание и разжимание пальцев рук

снятие напряжения мышц мелкой моторики руки;

активизация кровообращения в области кистей, предплечий и плечевого пояса.

2.

Круговые вращения кистями рук вправо и влево

3.

Круговые вращения руками в локтевых суставах внутрь и наружу

4

Круговые вращения руками в плечевых суставах вперед и назад

5.

Поочередные махи левой и правой руками

6.

Поочередные наклоны головы вправо и влево; вперед и назад

снятие напряжения мышц шеи и плечевого пояса;

активизация кровообращения в области шеи и плечевого пояса;

расширение мелких сосудов головного мозга, активизация мозгового кровообращения;

профилактика нарушений осанки.

7.

Поочередные повороты головы вправо и влево

8.

Поочередные круговые вращения головы вправо и влево

9.

Поочередные наклоны туловища вправо и влево в положении сидя

снятие напряжения мышц верхнего плечевого пояса и спины;

активизация кровообращения в области плечевого пояса и спины;

профилактика нарушений осанки.

10.

Поочередные наклоны туловища вправо и влево в положении стоя

11.

Поочередные наклоны туловища вперед и назад в положении стоя

12.

Круговые вращения туловища вправо и влево в положении стоя

13.

Поочередные повороты туловища вправо и влево

                                                                                                  (Приложение 9)

Виды упражнений для мышц глаз

Виды упражнений

Функции

1.

Движения глазами вверх и вниз

снятие напряжения двигательных мышц глаз и микромышц хрусталика;

активизация кровообращения в области глаз;

профилактика нарушений зрения.

2.

Движения глазами вправо и влево

3.

Круговые движения глаз вправо и влево

4.

Поочередное закрывание и открывание глаз

(Приложение 10.)

Музыкальные произведения

Название произведения

Особенности использования

1.

И. С. Бах. Хор

Расслабление мышц рук

2.

Ф. Шопен. Прелюдия №4

Расслабление мышц туловища

3.

Ф. Шопен. Прелюдия №15

Регуляция ритма сердечных сокращений

4.

П. И. Чайковский. «Времена года»

Повышение сосредоточенности

5.

К. Глюк. «Мелодия»

Мобилизация общего физического и психического тонуса организма

6.

Ж. Бизе. Тема «Тореадор»

Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план воспитательной работы в 8 классе на 2011-2012 уч.г.

План составлен понедельно и включает в себя такие напраления деятельности: ценностно-ориентированную, эколого-краеведческую, трудовую, художественно-эстетическую и др....

Анализ работы школы-искусств №1 на 2011-2012 уч .год.

В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы-искусств №1 ставил перед собой следущие цели и задачи.Цель: развитие и воспитание личности...

Анализ работы МАОУООШ д. Горки за 2011-2012 учебный год

Предложен анализ работы школы за2011-12 учебный год, выполненный завучем школы.Выделены основные аспекты работы завуча....

Анализ работы МО учителей музыки за 2011-2012 учебный год

Структура написания анализа работы городского МО часто является персонализированной и не имеет строгой логики построения. Я предлагаю свою версию анализа работы городского МО, которую можно использова...

Анализ воспитательной работы в 9 классе за 2011-2012 учебный год

Деятельность   в 2011-2012 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности,  на основе личностно - ориентированного подхода с учетом ...

Аналитическая справка по технологии за 2011-2012 у.г. МБОУ «Белоозерская СОШ»

Тестирование «Характер взаимодействия учителя и учащихся на уроках технологии» показало:·...

Анализ работы ПДО Колодюк Н.А. 2011-2012

А) 1 классы программа «Умники и умницы» дополнительное образование детей 7 – 11 лет, срок реализации 4 года – первый год обучения, возраст учащихся 7-8 лет.Основные задачи на данный учебный год были с...