Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
материал по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи". Данный урок является первым при изучении раздела "Имя числительное". Урок дает возможность ученикам понять, что такое имя числительное и каковы его морфологические признаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe_kak_chast_rechi.docx | 15.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя числительное как часть речи.
Цели урока: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.
Ход урока.
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
а) Слово учителя.
В одной из русских летописей XVII века читаем: «…Знай же то, что есть 100 и что есть тысяща, и что есть тма, и что есть леодр…», «… сто есть десятью десять, а тысяща есть десять сот, тма есть десять тысящ…»
- Как вы думаете, о чем идет речь?
- Об имени числительном.
- А что же в нем такого интересного? Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь и попробуем разобраться, что же это за часть речи.
- Как, по-вашему, образовалось слово числительное? От какого слова?
- От слова число. Счет возник в древности. Большую роль играют числа первого десятка. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место.
- Какие числительные, касающиеся вас, вы можете назвать? (6 класс, 25 человек, 12 лет).
- Задайте к ним вопросы. (Какой? Сколько?).
- Значит числительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? и какой?
- А что обозначает?
- Как можно записать числительные? (цифрами и словами).
- Запишите слова пятак, пятерня, пятерка.
- Можно записать их и цифрами, и буквами? А почему?
- А вот на Руси цифры обозначались буквами и для этого ставили специальный знак ~ титло.
Единицы - А – 1, В – 2 Г - 3 и т.д.
Десятки - I - 10, К - 20, Л - 30 и т.д.
Сотни - Р - 100, С - 200, Т - 300.
б) Работа с учебником. А теперь прочитаем материал, данный в учебнике.
- Что же такое имя числительное?
- На какие вопросы отвечает?
- На какие разряды делится?
Закрепление изученного.
а) Числительные часто употребляются. Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.
Все как один, в один голос, за один присест, как свои пять пальцев, как две капли воды, в два счета, на все четыре стороны.
- Запишите их.
- А в каких жанрах устного народного творчества используются числа? (загадки, пословицы, поговорки, считалки)
б) Игра «Кто больше?» проводится по рядам.
- Вспомнить и записать пословицы, поговорки и загадки, в составе которых есть числительные.
Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь – один отрежь. Восемьдесят восемь ног, все по полу шаркают за работой жаркою. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.
- На какие вопросы отвечают эти числительные? Образуйте от них, если возможно, числительные, которые отвечают на вопрос какой? (второй, седьмой, сотый, восемьдесят восьмой).
- Какие числительные у нас получились? (порядковые)
- В чем их отличие от количественных?
в) Определение синтаксической роли числительных.
- Давайте посмотрим, какую роль в предложении могут выполнять числительные.
Два и два – четыре. Байкал лежит на высоте 456 метров. Мы живем в одной квартире. Семеро ребят отправились в поход.
г) Грамматические задачи.
Смор1а, по2л, 100л, элек3к, 100рона, па3от, о5, 100янка, 40а, 100н, 7я, ви3на.
д) Задание на развитие внимания.
- Какие числительные входят в эти слова?
Семилетка, восьмерка, двойной, полуостров, одинаковый, девяностолетие, удесятерить, троекратный, четверг, миллионер, пятиэтажный, двуколка, одноклассник, сороконожка, четвероногий, пятерня, двадцатилетие, воссоединять, троекратно.
- А какой части речи представленные слова? Можно записать их цифрами? Почему?
4. Обобщение изученного.
- С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке?
- На какие вопросы отвечает имя числительное?
- Что обозначает?
- Какую синтаксическую роль выполняет?
5. Выставление оценок за урок.
6. Домашнее задание. Подобрать фразеологизмы, в составе которых есть числительное ТРИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"
Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....
Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
урок русского в 6 классе "Числительное как часть речи"
Урок русского языка по ФГОС в 6 классе на тему "Числительное как часть речи" по технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания....