урок русского в 6 классе "Числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка по ФГОС в 6 классе на тему "Числительное как часть речи" по технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока Числительное | 25.27 КБ |
числительное презентация к уроку 6 класс | 2.15 МБ |
технологическая карта урока | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 127» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
____________________________________________________________________________________________________________________
РОССИЯ, 443112, г. Самара, ул. Академика Н.Д. Кузнецова, д.7
Тел./факс (846) 950-00-55; e- mail: school127a@samtel.ru;
Конспект открытого урока
русского языка в 6 классе
«Имя числительное как часть речи»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Сидоренко Татьяна Владимировна
г. Самара
2016г.
Тема урока: « Имя числительное как часть речи» Слайд 1
Цели урока:
дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных;
формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делая самостоятельные выводы, способствовать развитию культуры речи учащихся;
воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
- - Запишите число, классная работа , а тему определите сами, отгадав загадку:
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
-Запишите тему: Слайд 1(Имя числительное как часть речи)
- Этап мотивации
Мир освещается солнцем,
а человек – знанием.
Пословица
Как вы понимаете смысл данной пословицы? Слайд 2
- Над какой темой мы работали на последних уроках? (Глагол и его особые формы: причастие и деепричастие)
- Какой раздел языкознания изучает части речи? (Морфология)
- Что нового мы узнали и чему научились,
изучая этот раздел?
- Сегодня нам предстоит изучить
ещё одну тему из этого раздела,
а значит – мы будем открывать новое знание.
Как вы думаете, как будет строиться наш урок? Слайд 3
- Этап актуализации ранее изученных знаний
- Для того, чтобы перейти к новой теме, нам нужно повторить уже изученный материал. Что нужно сделать в первую очередь, чтобы определить часть речи? (Задать вопрос и определить значение,
морфологические признаки, синтаксическую роль) Слайд 4
- А сейчас я вам предлагаю задание на пробное действие – задание, связанное с новой темой.
На слайде и на карточках, которые лежат у вас на партах, приведены словосочетания. Определите, какой частью речи являются в них слова со значением количества.
Получить два, принести в дневнике двойку, схлопотать пару, двоится в глазах, удвоившие результаты, во втором часу, разделившись по тройкам, полученная тройка, распределиться по трое, стать по три человека. Слайд 5
- Этап выявления места и причины затруднения
- Поднимите руку те, у кого это задание вызвало затруднение.
- Почему оно у вас возникло? (Мы не знаем правила
об особенностях числительных) Слайд 6
- Этап построения выхода из затруднения
- Какова же цель вашей деятельности на уроке открытия нового знания?
(Узнать правило определения числительного как части речи)
- Совершенно верно, а какова тема урока?
(«Числительное как часть речи»)
- Что нужно делать дальше?
- (1. Проанализировать слова.
2. Найти причину отнесения к той или иной части речи.
3. Сформулировать правило.
4. Построить алгоритм) Слайд 7
Итак, мы составили алгоритм:
- Найду в предложении слово с числовым значением
- Задам к нему вопрос
- Определю разряд
Если вопрос СКОЛЬКО? – количественное числительное,
если вопрос КОТОРЫЙ ПО СЧЁТУ? – порядковое Слайд 8
VI. Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи
- А теперь вернёмся к заданию на пробное действие. Определите, какой частью речи являются в них слова со значением количества.
- Получить два, принести в дневнике двойку, схлопотать пару, двоится в глазах, удвоившие результаты, во втором часу, разделившись по тройкам, полученная тройка, распределиться по трое, стать по три человека. Слайд 10
Проверка по эталону. Слайд 11
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Выпишите имена числительные, распределяя из на две группы: количественные и порядковые.
Три пальмы, пятидесяти человек, первый день, шестьдесят деревьев, одиннадцать часов, пятьсот книг, тридцатый по счёту, семьсот тонн, двенадцатого числа, сотый покупатель, двенадцать страниц, четырнадцатый ряд, четырнадцать файлов.
Слайд 12,13
- Этап включения в систему знаний и повторение
Запишите под диктовку, найдите числительные, определите разряд, подчеркните как член предложения.
Пернатые часы
Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время. Слайд 14
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Предлагаю вам оценить свою работу.
Если вы хорошо разобрались в новой теме и сможете легко применять
изученное правило на практике, нарисуйте на полях улыбающийся смайл. Если у вас остались вопросы, вы немного затруднялись
при выполнении заданий – серьёзный смайл. Если вы совсем ничего не поняли - грустный смайл.
Слайд 15
- Домашнее задание
Вспомнить и записать 5 пословиц с числительными, определить их разряд.
Слайд 17
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этап мотивации Мир освещается солнцем, а человек – знанием. Пословица Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Над каким разделом мы работали на последних уроках? ) (Глагол и его особые формы : причастие и деепричастие) (Морфология) Какой раздел языкознания изучает части речи? Что нового мы узнали и чему научились , изучая этот раздел? Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему из этого раздела , а значит – мы будем открывать новое знание . Как вы думаете, как будет строиться наш урок?
2 . Этап актуализации - Для того, чтобы перейти к новой теме, нам нужно повторить уже изученный материал. Что нужно сделать в первую очередь, чтобы определить часть речи ? (Задать вопрос и определить значение, морфологические признаки, синтаксическую роль)
- А сейчас я вам предлагаю задание на пробное действие – задание, связанное с новой темой. На слайде и на карточках, которые лежат у вас на партах, приведены словосочетания. Определите, какой частью речи являются в них слова со значением количества. Получить два, принести в дневнике двойку, схлопотать пару, двоится в глазах , удвоить результаты, разделиться по тройкам, получить тройку, распределиться по трое , стать по три человека.
3. Этап выявления места и причины затруднения - Поднимите руку те, у кого это задание вызвало затруднение. - Почему оно у вас возникло? (Мы не знаем правила об особенностях числительных)
1 4. Этап построения выхода из затруднения (Узнать правило определения числительного как части речи) («Числительное как часть речи») 1. Проанализировать слова. 2. Найти причину отнесения к той или иной части речи. 3. Сформулировать правило. 4. Построить алгоритм) Какова же цель вашей деятельности на уроке открытия нового знания? - Совершенно верно, а какова тема урока? - Что вы будете делать дальше?
Итак, мы составили алгоритм: Найду в предложении слово с числовым значением Задам к нему вопрос Определю разряд Если вопрос СКОЛЬКО? – количественное числительное, если вопрос КОТОРЫЙ ПО СЧЁТУ? – порядковое
Порядковые Количественные Могут быть любым членом предложения. Изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам и числам, два только по родам. Сколько? Называет число ( количество ) предметов при счёте. Изменяются по падежам, числам и родам. 3. Морфологические признаки Какой (по счёту)? 2. Вопрос Определение, реже – сказуемое и подлежащее. 4. Синтаксическая функция Называет порядковый номер предметов при счёте. 1. Значение Имя числительное как часть речи
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи - А теперь вернёмся к заданию на пробное действие. Определите, какой частью речи являются в них слова со значением количества. Получить два, принести в дневнике двойку, схлопотать пару, двоится в глазах, удвоить результаты. Разделиться по тройкам, получить тройку, Распределиться по трое, стать по три человека.
После выполнения задания на доску вывешивается эталон Получить два ( числ ), принести в дневнике двойку( сущ ), схлопотать пару( сущ ), двоится( гл ) в глазах, удвоить( гл ) результаты . Разделиться по тройкам( сущ ), получить тройку( сущ ), Распределиться по трое( числ ), стать по три( числ ) человека.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Выпишите имена числительные, распределяя из на две группы: количественные и порядковые . Три пальмы, пятидесяти человек, первый день, шестьдесят деревьев, одиннадцать часов, пятьсот книг, тридцатый по счёту, семьсот тонн, двенадцатого числа, сотый покупатель, двенадцать страниц, четырнадцатый ряд, четырнадцатый файл.
Количественные (Сколько?) Три Пятидесяти Шестьдесят Одиннадцать Пятьсот Семьсот Двенадцать Четырнадцать Порядковые (Который по счёту?) Первый Тридцатый Двенадцатого Сотый Четырнадцатый
8. Включение в систему знаний и повторение Запишите под диктовку, найдите числительные, определите разряд, подчеркните как член предложения. Пернатые часы Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Всё ли вам было понятно? Предлагаю вам оценить свою работу. Если вы хорошо разобрались в новой теме и сможете легко применять изученное правило на практике, нарисуйте на полях улыбающийся смайл. Если у вас остались вопросы, вы немного затруднялись при выполнении заданий – серьёзный смайл. Если вы совсем ничего не поняли – грустный смайл.
10. Домашнее задание: Вспомнить и записать 5 пословиц с числительными, определить их разряд.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6А классе тема «Имя числительное как часть речи»
учитель Сидоренко Т.В.
Урок составлен на основе рабочей программы для основного общего образования по русскому языку 5-9 классы. Авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова – М.: Дрофа, 2013., в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Тема Части речи. Имя числительное, урок №1 (п/п №154).
Дата проведения урока 23.03.2016 г.
| Имя числительное как часть речи |
|
|
| Предметные УУД: работать с вопросами и заданиями по разделу «Имя числительное как часть речи». Познавательные УУД: умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; Личностные УУД: контролировать процесс и результат учебной лингвистической деятельности; Регулятивные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, развивать умение анализировать, владеть основами самооценки в учебной и познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: самостоятельно определять цели своего обучения. |
| Учебные: направить действия учащихся на совершенствование лингвистических навыков, проверить умение определять часть речи; правильно использовать алгоритм нахождения имени числительного, совершенствовать умение решать лингвистические задачи. Развивающие: Способствовать развитию грамотной речи, умения аргументировано выступать при обсуждении проблем. Развивать познавательный интерес учащихся, логику, мышление, память. Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение объективно оценивать свои знания. Умение применять полученные знания в жизни. |
| урок открытия нового знания в рамках технологии деятельностного метода |
| учебник «Русский язык. 6 класс». М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014. Русский язык. Разноуровневые задания. 6 класс / Сост. М.М. Казбек-Казиева. – М.:ВАКО, 2013. Раздаточный материал (карточки с заданиями для работы индивидуально, в парах) |
| Ноутбук учителя, мультимедийный проектор, презентация, подготовленная к уроку доска. |
Технологическая карта урока
Этап урока | Минуты | Содержание учебного материала | * ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. | 1 | Ф | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Создаёт познавательную мотивацию. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | |
2. Вводная беседа. Актуализация опорных знаний. Демонстрация 1 слайда презентации | 1 | Ребята! Мне хочется начать наш урок маленьким стихотворением: Как обойтись бы без числа -Запишите тему: (Имя числительное как часть речи)
| Ф | Работа с эпиграфом к уроку. Учитель проводит актуализацию знаний, устанавливает тематические рамки, подводит учащихся к целеполаганию. | Учащиеся называют тему урока и записывают её в тетрадь. |
3. Этап мотивации Демонстрация 2,3 слайда презентации | Мир освещается солнцем, а человек – знанием. Пословица Учитель: - Как вы понимаете смысл данной пословицы? - Над какой темой мы работали на последних уроках? (Глагол и его особые формы: причастие и деепричастие) - Какой раздел языкознания изучает части речи? (Морфология) - Что нового мы узнали и чему научились, изучая этот раздел? - Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему из этого раздела, а значит – мы будем открывать новое знание. Как вы думаете, как будет строиться наш урок? (Выясним, чего мы не знаем, выполним пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и сами откроем новое знание). | Ф | Учитель создает проблемную ситуацию, затрагивает три пласта мотивации учащихся: «хочу», «могу» и «буду», подводит учащихся к самостоятельной формулировке темы урока, цели, задач. | Учащиеся внутренне собираются и нацеливаются на «покорение новых вершин». Учащиеся анализируют ситуацию, самостоятельно формулируют тему, цель урока задачи. | |
4. Актуализация опорных знаний и умений учащихся Демонстрация 4, 5 слайда презентации 5. Этап выявления места и причины затруднения Демонстрация 6 слайда презентации | 5 | Учитель: - Для того чтобы перейти к новой теме, нам нужно повторить уже изученный материал. Что нужно сделать в первую очередь, чтобы определить часть речи? (Задать вопрос и определить значение, морфологические признаки, синтаксическую роль) - А сейчас я вам предлагаю задание на пробное действие – задание, связанное с новой темой. На слайде и на карточках, которые лежат у вас на партах, приведены словосочетания. Определите, какой частью речи являются в них слова со значением количества. (Получить два, принести в дневнике двойку, схлопотать пару, двоится в глазах, удвоившие результаты, во втором часу, разделившись по тройкам, полученная тройка, распределиться по трое, стать по три человека.) - Поднимите руку те, у кого это задание вызвало затруднение. - Почему оно у вас возникло? (Мы не знаем правила об особенностях числительных) | Ф Ф | Учитель показывает презентацию, организует работу с карточками, задает вопросы по правилам определения частей речи и их признаков. Организует обобщение актуализированных знаний. Учитель даёт возможность ученикам осознать и зафиксировать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. | Учащиеся работают с карточками, отвечают на вопросы учителя. Вспоминают, что они уже умеют и знают по данной теме; активизируют мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализируют, сравнивают, обобщают. При попытке самостоятельно выполнить предложенное задание вычленяют затруднения и фиксируют их. Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали. В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения. Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений. |
6. Этап построения выхода из затруднения Демонстрация 7 слайда презентации Демонстрация 8 слайда презентации Демонстрация 9 слайда презентации | 4 | - Какова же цель вашей деятельности на уроке открытия нового знания? (Узнать правило определения числительного как части речи) - Совершенно верно, а какова тема урока? («Числительное как часть речи») - Что нужно делать дальше? (1. Проанализировать слова. 2. Найти причину отнесения к той или иной части речи. 3. Сформулировать правило. 4. Построить алгоритм) Итак, мы составили алгоритм:
Если вопрос СКОЛЬКО? – количественное числительное, если вопрос КОТОРЫЙ ПО СЧЁТУ? – порядковое | Ф | Организует деятельность учащихся по составлению алгоритма. «Добыча информации» (источником может служить учебник, учитель, интернет ресурсы) | Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение. На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока). Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр. |
7. Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи Демонстрация 10 слайда презентации Демонстрация 11 слайда презентации | 10 | - А теперь вернёмся к заданию на пробное действие. Определите, какой частью речи являются в них слова со значением количества. Получить два, принести в дневнике двойку, схлопотать пару, двоится в глазах, удвоившие результаты, во втором часу, разделившись по тройкам, полученная тройка, распределиться по трое, стать по три человека. Проверка по эталону. | П | Организует фиксирование нового знания. | Ученики в парах решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия. |
8. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Демонстрация 12, 13 слайдов презентации | 7 | - Выпишите имена числительные, распределяя их на две группы: количественные и порядковые. Три пальмы, пятидесяти человек, первый день, шестьдесят деревьев, одиннадцать часов, пятьсот книг, тридцатый по счёту, семьсот тонн, двенадцатого числа, сотый покупатель, двенадцать страниц, четырнадцатый ряд, четырнадцать файлов. | И | Организует деятельность по применению новых знаний. Создаёт ситуацию успеха для каждого ученика. | Ученики, применяя знания, полученные на уроке, самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. |
9. Этап включения в систему знаний и повторение. Демонстрация 14 слайда презентации | 9 | Запишите под диктовку, найдите числительные, определите разряд, подчеркните как член предложения. Пернатые часы Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время. | И | Учитель доводит полученный навык до автоматизированности использования и подготавливает учеников к дальнейшему погружению в тему. | Учащиеся фиксируют полученное знание, рассматривают, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. |
10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Демонстрация 15 слайда презентации | 1 | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему научились? - Какую цель вы поставили в начале урока? - Вы достигли поставленной цели? - Предлагаю вам оценить свою работу. Если вы хорошо разобрались в новой теме и сможете легко применять изученное правило на практике, нарисуйте на полях улыбающийся смайл. Если у вас остались вопросы, вы немного затруднялись при выполнении заданий – серьёзный смайл. Если вы совсем ничего не поняли - грустный смайл. | И | Учитель организует рефлексию и самооценку учебной деятельности. | Ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
Домашнее задание Демонстрация 16 слайда презентации | 1 | 1. упр. 592 (по учебнику) 2.Вспомнить и записать 5 пословиц с числительными, определить их разряд. | И | Комментирует задания, отвечает на вопросы, благодарит за урок. | Делают свой выбор, записывают домашнее задание по выбору. |
*ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка "Правописание омонимичных частей речи"
Урок- повторение в начале 9 класс...
Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"
"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...
Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"
Презентация по теме "Глагол как часть речи"....
Урок русского языка "Причастие как часть речи"
Урок русского яыка по теме "Причастие как частья речи" с презентацией (1-й урок в теме)...
Презентация к уроку русского языка по теме "Части речи" 2 класс
Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме "Части речи" помогает учителю в объяснение учебного материала....
Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....
Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых является умение моделировать пр...