Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по русскому языку _______________________________________________________________ «10» класса
Программа: __________________________________________________________________________________________________________________
Учебник: Н.Г. Гольцова и И.В. Шамшин __________________________________________________________________________________________
Всего часов по программе: 68__(1 раз в неделю) + 1 час
Дополнительная литература: Н.Г. Гольцова и М.А. Мищерина Русский язык 10-11 класс и др. М. «Русское слово»
№ п/п |
Тема урока (формы проведения) |
Основные понятия темы |
Требование к уровню подготовки |
Сопутствующее повторение |
Работа по развитию речи | Контроль ЗУН | Межпредметные связи | Применяемые технологии |
Дата | ||||||||||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||||||||||||
| Слово о русском языке | Эпиграф, стили русского языка. Нормированность литературного языка. Части текста. Тип текста, план. | Должны уметь: рассказать об основных функциях языка в современном мире; аргументировано охарактеризовать основные стили русского языка. | Эпиграф, типы речи, стили речи. | Эпиграф, текст, тема, идея текста. |
| Литература |
|
|
| |||||||||||||||||||
2 | Слово и его значение | Слово, его значение, прямое и переносное значение. Единицы языка. Толковый словарь. | Должны уметь: употребить в речи нужные по смыслу значение многозначного слова. Дать толкование лексического значения слова. | Словарные слова, словосочетания, безударные гласные. | План текста. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
3 | Однозначность и Многозначность Слов Работа с толковыми словарями. | Многозначность слова. Лексикография, фразеология. | Определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить словои его лесическое значение. | Монологическая речь, безударные гласные. | Типы и стили речи. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
4 | Изобразительно-выразительные Средства Русского языка. | Лексические изюбразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, сравнение, метонимия.) | Должны уметь находить в художественной речи тропы и объяснять их роль; употреблять в своей речи. | Словарные слова, безударные гласные, синтаксический разбор предложения. | Изобразительные средства русского языка. | Сочинение – миниатюра | Литература |
|
|
| |||||||||||||||||||
5 | Омонимы и Их употребление Работа со словарями Омонимов. | Омонимы, омоформы, омофоны, | Должны знать определения омонимов, омографов, омофонов, омоформ и их различать. | Чередующиеся гласные, синтаксический разбор предложения. | Работа с художественным текстом, наблюдение за изобразительными средствами русского языка. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
6 | Паронимы и Их употребление Работа со словарями паронимов. | Определения паронимов | Должны правильно употреблять паронимы в речи, работать со словарем. | Чередующиеся гласные, план простой и сложный, разбор слова по составу. | Работа с художественным текстом, наблюдение за изобразительными средствами русского языка. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
7 | Синонимы и Их употребление Работа со словарями синонимов. | Синонимы, их основные типы. | Находить в предложенных текстах синонимы и определять их роль. | Чередующиеся гласные, разбор слова по составу. | Работа с художественным текстом, наблюдение за изобразительными средствами русского языка. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
8 | Антонимы и Их употребление Работа со словарями антонимов | Антонимы, их основные типы. | Находить в предложенных текстах антонимы и определять их роль. | Окончания существительных, стили литературного языка. | Композиция построения сочинения– рассуждения |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
9 | Р/Р Сочинение – рассуждение. |
| Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Закрепить навык построение сочинение-рассуждение. |
|
| Сочинение |
|
|
|
| |||||||||||||||||||
10 | Происхождение лексики современного русского языка. Роль старославянизмов в создании текстов высокого стиля. Лингвинистический анализ текста: А.С.Пушкин «Пророк» или «Воспоминания в Царском Селе». | Лексика исконно русская и заимствованная, старославянизмы, диалектизмы, жаргонизмы. | Должны знать происхождение исконно русской лексики, пути появления в языке заимствованных слов. | Окончания прилагательных, стили литературного языка. | Выразительное чтение с соблюдением интонации обособления. |
| Стихи |
|
|
| |||||||||||||||||||
11 | Лексика общеупотребитель-ная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики неологизмов. Окказиональные слова. (индивидуально-авторские неологизмы). Для анализа можно взять произведения Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, писателей-символистов. | Общеупотреби-тельная лексика, ограниченная сфера употребления. | Основные группы слов по сфере их употребления в речи, работа с толковым словарем, употреблять в речи заимствованные слова. | Окончания глаголов, стили литературного языка. | Интонация предложения с обособленными членами. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
12 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеоло - гические словари. | Фразеология, фразеологические единицы | Должны уметь определять фразеологические обороты, основные источники появления фразеологизмов, их значение. | Окончания глаголов, стили литературного языка. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
13 | Лексикография. Обобщающий урок. Сопоставление словарных статей из словарей разного типа: «земля», «слово»,«правда», «ложь», «ключ» и т.д. – в толковом словаре синонимов, антонимов и т.д. Пословицы и поговорки с данными словами. | Лексикография, основные типы словарей русского языка. | Пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации. | Окончания причастий, морфологический разбор. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
14 |
Диктант |
| Проверка орфографических и пунктуационных навыков. |
|
|
Диктант |
|
|
|
| |||||||||||||||||||
15-16 | Звуки и буквы. Фонетически разбор слова. Из истории славянской письменности и русского алфавита. | Звук, буква, ударение, редукция, транскрипция, сонорные, шумные, звонкие звуки. Артикуляция. | Должны знать характеристики гласных и согласных звуков, порядок фонетического разбора слова, двойную роль буквы. | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, причастий. | Сообщения, размышления на основе текста. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
17 | Орфоэпия. Выразительное чтение поэтических и прозаических произведений. Знакомство с орфоэпическими вариантами. | Орфоэпические нормы. | Должны соблюдать орфоэпические нормы в обыденной речи. | Одна и две буквы Н в суффиксах наречий. Словосочетание. | Интонация в предложениях со вставными конструкциями. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
18 | Ударение. Типы ударения. Словесные ударения. | Динамическое, разноместное, подвижное ударение, «иканье». | Должны знать нормы произнесения, уметь работать со словарем. | НЕ слитно и раздельно с существительными. | Интонация в предложениях с междометиями. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
19 | Роль ударения в определении значения и формы слова (омографы, омоформы и т.д.) | Омографы, омоформы. | Уметь работать со словарем. | НЕ слитно и раздельно с причастиями. | Интонация в предложениях с однородными членами. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
20 | Состав слова. Морфемный разбор слова. Исторические изменения в морфемном составе слова. | Аффиксы, словообразующие и формообразующее, основа слова. | Должны уметь находить значимые части слова, определять их роль, выполнять морфемный разбор, различать процессы слова и формообразования. | НЕ слитно и раздельно с глаголами и деепричастиями. | Интонация в предложениях с прямой речью. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
21 | Слообразование. Слово- образовательный разбор слова. Слово- образовательные модели разных частей речи. | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | Должны знать основные способы образования слов, порядок словообразовательного разбора, пользоваться словообразовательным словарем. | НЕ слитно и раздельно с местоимениями. | Интонация в предложениях с вводными словами. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
22 | Формообразование. Понятие парадигмы. | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | Должны знать сущность формообразования, пользоваться словарем. | НЕ слитно и раздельно с наречиями. | Интонация в предложениях с обращениями. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
23 | Р/Р Сочинение – рассуждение. |
| Проверка орфографических и пунктуационных навыков .отработать навык написания вступления и заключения в сочинении-рассуждении |
|
| Сочинение – рассуждение |
|
|
|
| |||||||||||||||||||
24 | Принципы русской орфографии. Урок – семинар. | Орфография, морфология, морфологический принцип орфографии, фонетическое написание, традиционное. | Должны знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии. |
| Цитирование. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
25 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | Ударение, проверяемые, непроверяемые гласные, проверочное слово. | Должны знать правила прописания безударных гласных в корне слова. | Знаки препинания в сложном предложении. | Цитирование. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
26 | Чередующиеся гласные в корне слова | Чередование, суффикс, ударение. | Должны знать правила прописания чередующихся гласных в корне слова. | Знаки препинания в простом предложении. | Крылатые слова и выражения. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
27 | Употребление гласных после шипящих: в корне слова, в окончании, в суффиксе. | Шипящие, ударение, часть речи, часть слова. | Должны уметь определять часть речи, состав слова, знать правила правописания орфограммы. | Тире между подлежащим и сказуемым. | Введение крылатых слов и выражений в речь. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
28 | Употребление гласных после Ц: в корне слова, в окончании, в суффиксе. | Часть речи, состав слова. | Должны уметь определять часть речи, состав слова, знать правила правописания орфограммы. | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | Использование диалога в речи. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
29 | Диагностическая работа. |
| Проверка орфографических и пунктуационных навыков |
|
| Тестирование |
|
|
|
| |||||||||||||||||||
30 | Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. | Звонкие согласные и глухие. | Должны уметь находить в словах звонкие и глухие, непроизносимые согласные, знать правила. | Синтаксический разбор простого и сложного предложения. | Размышления на основе текста. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
31 | Правописание двойных согласных. | Двойные согласные. | Должны уметь находить в словах двойные согласные, знать правила. | Диалог и прямая речь. | Размышления на основе текста. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
32 | Правописание гласных и согласных в приставках. | Фонетический, морфологический принципы, ударение. | Должны уметь правильно писать приставки в словах. | Предложения с несколькими рядами однородных членов. | Сообщение на заданную тему. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
33 | Приставки Пре- и при- | Омофоны, морфологический принцип. | Должны знать правописание приставок, зависящих от значения. | Обособленные члены предложения, обособленные обстоятельства. | Монологическое высказывание. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
35 | Употребление ъ и ь, прописных букв. Правила переноса слов. | Фонетический принцип, традиционный. | Должны уметь правильно писать приставки в словах. | Обособленные определения. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
36 | Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор. | Лексико-грамматические разряды. | Должны уметь указывать грамматические признаки существительных | Обособление приложений | Монологическое высказывание. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
37 | Правописание падежных окончаний существительных. | Стилистические нормы ,варианты окончаний. | Должны уметь не ошибаться в написании окончаний существительных , выбирать нужный вариант окончаний в речи. | Текст , тема, основная мысль. | Сообщение на заданную тему. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
38 | Правописание сложных имён существительных. |
| Правильно писать суффиксы существительных, правила написания сложных существительных. | Микротемы, абзац. | Монологическое высказывание. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
39 | Диктант. |
| Проверка орфографических и пунктуационных навыков. |
|
| диктант |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
40 | Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. | Качественные,относительные,притяжательные | Правильно писать окончания прилагательных, определять разряды прилагательных. | Способы связи предложений в тексте. | Монологическое высказывание. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
41 | Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. |
| Правильно писать окончания прилагательных, выделять суффиксы прилагательных. | .Сочинение- описание. | Пейзажная зарисовка «Посмотри в окно». |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
42 | Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. | Производящая основа, словообразующий суффикс. | Мотивировать свой выбор при написании Н и НН в суффиксах | Сочинение- описание. | Пейзажные зарисовки. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
43 | Правописание сложных прилагательных. | Сочинительная связь, неоднородные признаки. | Уметь отличать сложные прилагательные от словосочетаний . | Сочинение-повествование. | Сочинение-миниатюра. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
44 | Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. | Количественные,порядковые.собирательные. | Определять разряды числительных. | Стили речи. | Нахождение в текстах разных стилей речи. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
45 | Склонение имён числительных. Правописание имён числительных. | Простые,сложные,составные. | Правильно писать имена числительные. | Художественный стиль речи. | Находить признаки художественного стиля речи. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
46 | Употребление имён числительных в речи. | Собирательные числительные. | Должны уметь правильно употреблять в речи имена числительные. | Публицистический стиль речи. | Находить признаки публицистического стиля речи в текстах. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
47 | Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений. | Личные, возвратные, отрицательные ,указательные. | Определять разряды местоимений. Правильно писать местоимения. | Разговорный стиль речи. | Находить признаки разговорного стиля в текстах. |
| литература |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
48 | Диагностическая работа. |
| Проверка орфографических и пунктуационных навыков. |
|
| Тестирование. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
49 | Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. | Инфинитив, переходность, категория времени | Определять грамматические категории глагола. | Научный стиль речи. | Находить признаки научного стиля в текстах. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
50 | Правописание глаголов. | Алгоритм рассуждения. | Правильно писать окончания глаголов. | Официально-деловой стиль речи. | Находить признаки стиля речи в текстах. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
51 | Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. | Действительные, страдательные, возвратность, переходность | Определять признаки глагола и прилагательного. |
| Работа с текстами разных стилей речи. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
52 | Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | Адъективация | Определять разряды по значению, писать суффиксы причастий. |
| Работа с текстами разных стилей речи. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
53 | Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия. | Совершенный и несовершенный вид. Адвербиализация | Находить деепричастия в тексте, правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте. |
| Работа с текстами разных стилей речи. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
54 | Сочинение-рассуждение. |
| Закрепить навык работы над основной частью сочинения. |
|
| Сочинение. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
55 | Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. | Разряды, степени сравнения. | Образовывать степени сравнения, определять разряд по значению |
| Работа с текстами разных стилей речи. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
56 | Правописание наречий. | Аналитическое чтение, ударение | Уметь правильно писать наречия. |
| Работа с текстами разных стилей речи. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
57 | Слова категории состояния. Морфологический разбор. | Лексико-семантические группы. | Уметь употреблять слова данной категории в речи. | Двусоставные и односоставные предложения. |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
58 | Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога. | Простые,сложные,проиэводные,непроизводные. | Определять предлоги, грамотно писать предлоги. | Синтаксический разбор предложений. |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
59 | Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза. | Сочинительные,подчинительные,простые,составные. | Определять союзы, правильно писать. | Правописание безударных гласных. | Работа с текстами разных стилей речи. |
| Литература. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
60 | Частицы. Морфологический разбор .Правописание частиц. | Восклицательные.вопросительные..указательные. | Должны определять частицы, правильно писать их. | Правописание чередующихся гласных. | Высказывание на заданный вопрос. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
61 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. |
| Сделать правильный выбор в пользу слитного и раздельного написания слов. | Правописание согласных в корне слова. | Монологическая речь учащихся. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
62 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. |
| Уметь находить орфограмму. | НЕ со словами разных частей речи. |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
63 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия. | Интонация,эмоциональность,экспрессивность. | Определять междометия, правильно писать сложные междометия. | Правописание приставок ПРЕ-ПРИ |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
64 | Диагностическая работа |
| Проверка орфографических и пунктуационных навыков. |
|
| тестирование |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
65-68 | Резервные уроки. Обобщение изученного в 10-ом классе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО, специальность - "Документационное обеспечение управления и архивоведение")
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык"...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...