Программа кружка "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель МО ___________ Протокол № ___ от «____»____________2011 г. | Утверждаю Директор МОУ «Должанская ООШ»_ ________Ломакина Т.М. Приказ № ___ от «__31_»__августа__2011 г. |
Рабочая программа
кружка «Занимательная грамматика»
7-8 классы
Автор-составитель
учитель русского языка и литературы
второй квалификационной
категории
МОУ «Должанская ООШ»
Юрьева Наталья
Владимировна
2011-2012 уч. год
Пояснительная записка
Данный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка в школе. Он предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, подготавливает к олимпиаде по русскому языку. Данный курс - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировки логического мышления.
Программа курса может быть реализована в объеме 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю)
Цели курса:
повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся,
углубление содержания основного курса и его практической направленности,
развитие познавательной активности,
подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
формировать общую культуру обучающегося, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;
развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;
закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.
Требования к уровню образованности обучающегося.
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать о праязыке русского языка,
кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,
буквенные и цифровые обозначения в кириллице,
определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы; синонимы, антонимы; старославянизмы, фразеологизмы.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;
уметь составить развернутое письменное и устное сообщение;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;
уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Занимательная грамматика»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия |
1-2 | Откуда пошла славянская письменность | 2 | Лекция с элементами беседы |
3-4 | Признаки старославянизмов в художественной литературе | 2 | Практическая работа |
5-6 | Славянские языки и признаки их родства | 2 | Беседа, практическая работа |
7-8 | Если хочешь познать истину, начни с азбуки | 2 | Лекция с элементами беседы |
9-10 | Глаголица и кириллица | 2 | Беседа |
11-12 | Практикум по работе с кириллицей | 2 | Практическая работа |
13-14 | Лингвистическое конструирование | 2 | Урок-размышление |
15-16 | Практикум по лингвистическому конструированию | 2 | Практическая работа |
17-18 | «Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале XXI века | 2 | Диспут |
19 | Лексическое значение слова | 1 | Лекция с элементами беседы |
20 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Лекция с элементами беседы |
21-22 | Лексические омонимы и омоформы | 2 | Лекция с элементами беседы |
23 | Омографы | 1 | Лекция с элементами беседы |
24 | Омофоны | 1 | Лекция с элементами беседы |
25 | Синонимы | 1 | Практическая работа |
26 | Антонимы | 1 | Практическая рабта |
27 | Паронимы | 1 | Лекция с элементами беседы |
28 | Исконно русские слова | 1 | Лекция с элементами беседы |
29 | Старославянизмы | 1 | Лекция с элементами беседы |
30 | Заимствованные слова | 1 | Лекция с элементами беседы |
31 | Диалектная и специальная лексика | 1 | Практическая работа |
32 | Активная и пассивная лексика | 1 | Практическая работа |
33 | Фразеологизмы | 1 | Лекция с элементами беседы |
34 | Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски | 1 | Практическая работа |
35 | Фразеологизмы-термины | 1 | Лекция с элементами беседы |
36 | Фразеологизмы-омонимы | 1 | Практическая работа |
37 | Фразеологизмы-синонимы | 1 | Практическая работа |
38 | Фразеологизмы-антонимы | 1 | Практическая работа |
39 | Тест по теме «Фразеологизмы» | 1 | Практическая работа |
40 | Стилистика. Язык- друг мой? | 1 | Дискуссия |
41 | Словесная живопись | 1 | Практическая работа |
42-43 | Сравнение | 2 | Практическая работа |
44-45 | Метафора | 2 | Практическая работа |
46 | Занимательные задачи по русскому языку | 1 | Практическая работа |
47-48 | Понятие о культуре речи. Речевой этикет | 2 | Беседа, практическая работа |
49-50 | Удачный слоган – залог успеха | 2 | Практическая работа |
51-52 | Языковое манипулирование: границы дозволенного | 2 | Лекция |
53 | Из чего строятся слова? | 1 | Лекция с элементами беседы |
54 | Значение основы и окончания. Почему корень назвали «корнем»? | 1 | Урок-размышление |
55 | Бывают ли у слов родственники? Морфемы-синонимы | 1 | Лекция с элементами беседы |
56 | Имеются ли тайны у имен существительных | 1 | Урок-размышление |
57 | Почему некоторые существительные не склоняются. Образование существительных. | 1 | Лекция |
58 | Интересное об имени прилагательном | 1 | Лекция |
59 | История кратких прилагательных. Стилистическая роль полных и кратких прилагательных. | 1 | Лекция с элементами беседы |
60 | Интересное об имени числительном. | 1 | Беседа |
61 | Отличие числительных различных разрядов от других частей речи с количественным значением. | 1 | Практическая работа |
62 | Этимология отдельных числительных | 1 | Лекция с элементами беседы |
63 | Особенности употребления местоимений в речи. Роль местоимений в устойчивых оборотах. | 1 | Лекция с элементами беседы |
64 | Слово – речь – глагол… | 1 | Лекция |
65 | История неопределенной формы и некоторых других форм глагола, этимология некоторых терминов | 1 | Урок-размышление |
66 | Занимательные задачи по русскому языку | 1 | Практическая работа |
67 | «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…» | 1 | Дискуссия |
68 | Подготовка к итоговому занятию в форме познавательной игры на тему «Знаешь ли ты русский язык? | 1 | Практическая работа |
69 | Занимательные игры, задачи | 1 | Практическая работа |
70 | Итоговое занятие в форме познавательной игры на тему «Знаешь ли ты русский язык?» | 1 | Познавательная игра |
Содержание программы
Откуда есть, пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их родства. Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка для славян.
Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Признаки старославянизмов в художественной литературе. Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-душе-, зло-. Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему.
Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица. Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, на площади Славянской установлен памятник Кириллу и Мефодию; рассказ экскурсоводов об этом памятнике.
Практикум по работе с кириллицей. Заменить буквы цифрами, а цифры- буквами. Записать в старой орфографии современные слова. Отсутствие буквы ѐ в классической кириллице. Введение буквы ѐ Карамзиным в IVIII веке. Памятник этой букве в г. Ульяновске. Объяснить происхождение и значение выражений, например, “ходить фертом”, “знать на ять”, “от аза до ижицы”, “расставить покоем” и т.д.
Лингвистическое конструирование. Перевод русских выражений на экзотический язык.
Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык
Гакусэй-га ему- студент читает.
Сэнсэй-га о-каки-ни нару- учитель пишет.
Мусуко-га каку- мальчик пишет.
Буте-га о-ханаси-ни нару- начальник говорит.
Как правильно перевести на японский язык: студент говорит, начальник читает?
Анализ примеров начать с классической латыни, затем брать примеры из других языков.
“Живой, как жизнь”. Изменения в русском языке в начале XXI века, вызванные общественными процессами. Диспут “Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?”. Выступления и сообщения учащихся.
Лексические омонимы и омоформы. Омографы. Дать понятие омографов их возникновение. Разбор задач на нахождение омографов.
Омофоны. Дать понятие омофонов, их возникновение. Разбор задач на нахождение омофонов.
Паронимы. Понятие паронимов. Исправление стилистических ошибок.
Фразеологизмы. Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски.
Смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.
Занимательные задачи по русскому языку. Комментарий к задачам по разным разделам лингвистики.
Состав слова. Морфемы. Значение приставок и суффиксов (история некоторых приставок и суффиксов, причины появления непродуктивных морфем).
Имя существительное. Тайны грамматического рода. Число имен существительных. Падежи имен существительных. Устойчивые обороты различного типа, включающие в себя существительные, употребляемые в форме только единственного числа, а также существительные, появившиеся в результате неморфологических способов словообразования.
Употребление имен прилагательных в речи. Какие прилагательные, полные или краткие, чаще встречаются в устойчивых оборотах речи и почему?
Употребление различных разрядов числительных в устной и письменной речи.
Например, пять, пяток, пятерня, пятерка. Какие числительные и почему чаще встречаются в пословицах и поговорках.
Местоимение. Особенности значения личных местоимений. Грамматическое сходство местоимений с другими частями речи.
Этимологическая справка о слове глагол. Система глагольных форм. Употребление видовременных форм глаголов в сложных предложениях. Характер глагольных форм в наиболее употребительных устойчивых оборотах речи.
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...”. Заключительное занятие в форме “круглого стола”. Организация дискуссии на тему “Что происходит с русским языком и нашим отношением к нему?”
В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада, умение аргументировать свой ответ и т.д.).
Контролируемость программы:
практическое выполнение упражнений;
практикумы;
аргументированный устный ответ;
сообщение, доклад.
Итоги работы подводятся на каждом занятии.
Учебно-методическое обеспечение программы
Литература для учителя
1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. -Москва.: Айрис-пресс, 2006.
2. С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.
3. Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.
4. Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
5. Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.
Литература для учащихся
1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
2. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.
3. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.
4. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
5. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-71595-1358526315.jpg)
Программа "Веселая грамматика " ( Подготовка к школе )
Программа « Веселая грамматика » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Целью программы является подготовка р...
Программа "Практическая грамматика английского языка"
Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....
Программа "Практическая грамматика английского языка"
Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....
Программа "Практическая грамматика английского языка"
Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-613914-1427366894.jpg)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» (спецкурс)
Цель программы «Занимательная грамматика» (начальный курс) состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный материал непоср...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-764725-1572360151.jpg)
Рабочая программа "Занимательная грамматика" для 5-6 классов, по внеурочной деятельности
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" составлена на основе УМК "Английский в фокусе" , авторы Ваулина и др. Программа расчитана на 34 занятия для учащихс...