Занимательный русский
рабочая программа (русский язык, 5 класс) по теме
Программа занятий с одарёнными детьми "Занимательный русский" (34 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
учебно-методической литературы: 1.Секреты орфографии: Кн. Для учащихся/.Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко Л.А. Концевая М.: Просвещение, 1994 2.Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: Кн. для учащихся/ Л.А.Шкатова.-М.:Просвещение,1991 3.Подготовка к олимпиадам по русскому языку.5-11/М.М.Казбек-Казиева.-М.:Айрис-пресс,2010 Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа. Часы выделены из школьного компонента гимназии №18 на групповые занятия по русскому языку с одаренными детьми .
Для формирования устойчивых навыков владения языком необходимо углубление знаний о языке и речи и совершенствование навыков языкового анализа. В связи с этим предусматривается повторение и обобщение лингвистических знаний, развитие соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, морфологии. А также речевых умений и навыков, связанных с анализом и созданием текстов разных стилей речи. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического применения в речи. Развитие таких качеств речи, как правильность, точность, выразительность может быть достигнуто при строгом соблюдении языковых норм.
Большое внимание уделяется развитию орфографических навыков.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.
Учитывая разную степень усвоения знаний, целесообразно создать дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети учатся образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объем информации. Отличительные особенности одаренных детей:
- имеют более высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, творческие возможности, активную познавательную потребность, испытывают радость от умственного труда.
Цели работы с одаренными детьми:
1.Выявление одаренных детей.
2.Создание условий для оптимального развития способностей.
Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, вижу выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей. При работе возьму за основу развивающую систему обучения, во главу угла которой ставится задача общего развития школьников.
Цели дидактической системы: организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека. Л.С. Выготский писал о том, чтобы обучение ориентировалось на зону ближайшего развития, т. е. опережало развитие, вело его за собой.
Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня:
- обучение на высоком уровне трудности;
- быстрый темп изучения программного материала;
- осознанное обучение;
- общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.
Развивающая педагогика выдвигает цель - развитие личности обучаемого. Характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.
Преобладающие формы работы: групповые, коллективные.
Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
Условиями, при которых обучение становится развивающим (по Л.С. Выготскому), являются:
1)Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности.
2) Создание в учебном процессе " ситуации успеха" для ученика.
3) Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.
4) Реализация принципа: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.
При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. Творческие по форме и содержанию уроки развивают разносторонние способности ребят. Содержание урока рассчитано не просто на запоминание, а на творческое воображение при эмоциональном восприятии. Игровые моменты всегда вызывают у учеников интерес, оживляют урок, развивают воображение, смекалку, дают возможность проявлению творчества и раскрытию индивидуальности.
Театрализация обучения, необычное применение наглядности в виде зрительных лингвистических образов позволит учителю помочь ребятам полюбить уроки русского языка.
На уроке “Слово в гостях у 5 родственников”рассмотрим слово с т. з. всех разделов лингвистики, произведём все виды разборов. При изучении раздела “Морфология” составим сопоставительную таблицу “Части речи и члены предложения”. При составлении задаются вопросы: «Почему ЧР выполняют разные роли в предложении? Почему ученые разделили все слова на ЧР?» Вопросы такого характера помогут не повторить, а обобщить, сопоставить, выявить существенные признаки изучаемых явлений. При изучении грамматических тем наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление.
Знания не даются в готовом виде. Широко используются блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность учителя на поддержку познавательного интереса учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.
Таблица тематического распределения часов
№ | Разделы, темы | Авторская программа 204 часа | Рабочая программа 34часа |
Введение в лингвистику | 17 | 17 |
1. | Фонетика | 1 | 1 |
2. | Орфоэпия | 2 | 2 |
3. | Графика | 1 | 1 |
4. | Морфемика | 1 | 1 |
5. | Орфография | 4 | 4 |
6. | Культура речи | 1 | 1 |
7. | Синтаксис и пунктуация | 5 | 5 |
8. | Текстоведение | 2 | 2 |
Основные разделы лингвистики | 14 | 14 |
9. | Словообразование | 2 | 2 |
10. | Лексикология и фразеология | 3 | 3 |
Морфология | 9 | 9 |
11. | - Имя существительное | 3 | 3 |
12. | - Имя прилагательное | 3 | 3 |
13. | - Глагол | 3 | 3 |
14. | Повторение изученного в 5 классе | 3 | 3 |
ИТОГО: | 34 | 34 |
2.Содержание обучения |
ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ(17) |
Фонетика (1) |
Фонетика. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слова. «В стране Фонетика». Понятие о фонеме. |
Орфоэпия (2) |
Особенности произношения безударных гласных. Безударная гласная в корне. Анализ сочинения по картине Врубеля «Царевна-лебедь». |
Особенности произношения согласных звуков. Правописание согласных в корне слова. Тайна фонемы. «Опасные согласные». |
Графика (1) |
Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я. «Йотоносители». Роль букв ъ, ь в обозначении звукового состава |
Морфемика (1) |
Чередование гласных в морфемах. «Кто командует корнями». Морфема – значимая часть слова. Анализ словарного диктанта. |
Орфография (4) |
Орфография как раздел правописания. Орфограммы в корне слова. |
Правописание падежных окончаний имён существительных. |
Правописание личных окончаний глаголов. |
Правописание тся и ться в глаголах. Написание ь после шипячих. |
Культура речи (1) |
Речевой этикет. Театральная мастерская. |
Синтаксис и пунктуация (5) |
Основные единицы синтаксиса. «Командиры и рядовые». Виды связи: согласование, управление, примыкание. |
Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения. Урок-кроссворд. |
Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение. «Непростое простое предложение» |
Пунктуация как раздел правописания. Сложное предложение. Понятие о сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях. Знаки препинания в сложном предложении. |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. |
Текстоведение (2) |
Тема и основная мысль текста. |
Редактирование текста. Деловая игра «Редакция». |
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (14) |
Словообразование (2) |
Тайна рождения слова. Правописание приставок. Игры с приставками – секреты правописания приставок. |
Чередование в корнях –кос-//-кас//, -лаг-//-лож-, -раст-//ращ-//-рос-. Кто командует корнями |
Лексика и фразеология (3) |
Тропы речи. Поэтическая мастерская. Пробы пера. |
Фонетические особенности иноязычных слов. Правописание буквы ы и и после ц. |
Фразеологизмы, их языковые особенности. Как рождаются фразеологизмы. Тайна фразеологического значения. |
Морфология(9) |
Имя существительное(3) |
Морфология. Урок-игра«Путешествие на планету Морфология» |
Имя существительное. Правописание суффиксов –ек-, -ик-, -чик-, -щик-. |
Культура речи. Правильное употребление существительных. Игры и шарады. |
Имя прилагательное (3) |
Разряды прилагательных. Словообразование имён прилагательных. «Как рождается слово». Способы словообразования. |
Правописание кратких и полных прилагательных. |
Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. |
Глагол (3) |
Словообразование глаголов. Виды глаголов. Спряжение глаголов. |
Правописание суффиксов -ива-(–ыва-), -ова-(-ева-). |
Правописание глаголов. Чудесные гибриды: причастие и деепричастие. |
Повторение изученного (3) |
Творческая мастерская. Не с разными частями речи. |
Правописание морфем. «Слово в гостях у пяти родственников». (Слово с точки зрения всех разделов лингвистики). |
Блиц-турнир для эрудитов. |
Список рекомендованной учебно-методической литературы
Секреты орфографии: Кн. для учащихся/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1994
Русский язык в рисунках: Кн. для учащихся/ В.М. Бурмако. - М.: Просвещение, 1991
Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: Кн. для учащихся/ Л.А. Шкатова. - М.: Просвещение, 1991
Прогулки со словами: Учебное пособие по русскому языку/ А.Е. Смирнов. – М.: А/О Изд. «Радуга», 1994
Русский язык в школе и дома. Изд. ООО «Наш язык»
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Русский язык. 5-й класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2008
Тематический контроль по русскому языку. Учимся писать и говорить правильно. 5-й класс. М.: «Интеллект-Центр», 2000
9.Подготовка к олимпиадам по русскому языку.5-11 классы/М.М.Казбек-
Казиева.-М.:Айрис-пресс,2010
Согласовано Согласовано
Протокол Заместитель директора по УМР
заседания методического _______________/Нашеба Л.В./
объединения учителей «______» ___________ 2010 г.
от ______ № _______
___________ /Балахова В.П./
№ | Содержание ( разделы, темы) | Кол- во час. | Дата по плану | Дата по факту | Оборуд. |
I четверть |
1 | Фонетика. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слова. «В стране Фонетика». Понятие о фонеме. | 1 | 03.09.10 | Схема «Речевой аппарат человека» |
2 | Особенности произношения безударных гласных. Безударная гласная в корне. | 1 | 10.09.10 | Тетрадь «Проверь себя» |
3 | Особенности произношения согласных звуков. Правописание согласных в корне слова. Тайна фонемы. «Опасные согласные». | 1 | 17.09.10 | Раздат.матер |
4 | Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я. «Йотоносители». Роль букв ъ, ь в обозначении звукового состава | 1 | 24.09.10 | Схемы |
5 | Чередование гласных в морфемах. «Кто командует корнями». Морфема – значимая часть слова. | 1 | 01.10.10 | Раздат.матер |
6 | Орфография как раздел правописания. Орфограммы в корне слова. | 1 | 08.10.10. | Раздат.матер |
7 | Правописание падежных окончаний имён существительных. | 1 | 15.10.10 | Схема |
8 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | 22.10.10 | Таблица№8 |
9 | Правописание тся и ться в глаголах. Написание ь после шипячих. | 1 | 29.10.10 | Схема |
II четверть |
10 | Речевой этикет. Театральная мастерская. | 1 | 12.11.10 | Костюмы |
11 | Основные единицы синтаксиса. «Командиры и рядовые». Виды связи: согласование, управление, примыкание. | 1 | 19.11.10 |
12 | Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения. Урок-кроссворд. | 1 | 26.11.10 | Раздаточные материалы |
13 | Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение. «Непростое простое предложение» | 1 | 03.12.10 | Таблица№12, №13 |
14 | Пунктуация как раздел правописания. Сложное предложение. Понятие о сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | 10.12.10 | Таблица№14 |
15 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. | 1 | 17.12.10 | Тетрадь «Проверь себя» |
16 | Тема и основная мысль текста. | 1 | 24.12.10 | Худож.тексты |
III четверть |
17 | Редактирование текста. Деловая игра «Редакция». | 1 | 14.01.11 | Раздаточные материалы |
18 | Правописание приставок. Игры с приставками – секреты правописания приставок. | 1 | 21.01.11 |
19 | Чередование в корнях. –кос-//–кас-, -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-. «Кто командует корнями». | 1 | 28.01.11 |
20 | Тропы речи. Поэтическая мастерская Пробы пера. | 1 | 04.02.11 |
21 | Правописание буквы ы и и после ц. | 1 | 11.02.11 | Раздат.матер |
22 | Фразеологизмы, их языковые особенности. Как рождаются фразеологизмы. Тайна фразеологического значения. | 1 | 18.02.11 | Фразеолог. словарь Костюмы для инсценир. |
23 | Морфология. Урок-игра «Путешествие на планету Морфология» | 1 | 25.02.11 | Таблицы№4, №5 |
24 | Имя существительное. Правописание суффиксов –ек-, -ик-, -чик-, -щик-. | 1 | 04.03.11 | Раздат.матер . |
25 | Культура речи. Правильное употребление существительных. Игры и шарады. | 1 | 11.03.11 |
26 | Разряды прилагательных. Словообразование имён прилагательных. «Как рождается слово». Способы словообразования. | 1 | 18.03.11 | Раздат.матер. Словообраз. словарь Этимологич. словарь |
IV четверть |
27 | Правописание кратких и полных прилагательных. | 1 | 01.04.11 | Раздат.матер. |
28 | Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. | 1 | 08.04.11 | Магнитофон Орфоэпич. словарь |
29 | Словообразование глаголов. Виды глаголов. Спряжение глаголов. | 1 | 15.04.11 | Таблица№8 |
30 | Правописание суффиксов –ива-(–ыва-), -ова-(-ева-). | 1 | 22.04.11 | Раздат.матер. |
31 | Правописание глаголов. Чудесные гибриды: причастие и деепричастие. | 1 | 29.04.11 | Таблицы№7, №8 |
32 | Творческая мастерская. Не с разными частями речи. | 1 | 06.05.11 | Схема |
33 | Правописание морфем. «Слово в гостях у пяти родственников». (Слово с точки зрения всех разделов лингвистики). | 1 | 13.05.11 | Схемы разборов |
34 | Блиц-турнир для эрудитов. | 1 | 20.05.11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка" для 7 класса
данное мероприятие поможет проверить знания уч-ся по русскому языку, привить интерес к изучению способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развить интеллект, внимание, память, во...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН "Занимательный русский язык"
Цель: закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения; освоить этимологический анализ слова.Задачи: привить интерес к русскому языку, с...
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Занимательный русский язык: звуки и буквы. Выступление Красильниковой С. В.
Занимательный материал к уроку русского языка....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра "Занимательный русский". 5 класс
Цели игры:• обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;•...
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка»
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка " для 5-7 классов с презентацией
Лингвистическая викторина для учащихся 5-7 классов содержит задания, направленные на развитие творческого применения знаний и интереса к изучаемому предмету....