Предложение в устной и письменной речи (синтаксис и пунктуация).Предложение как речевое высказывание.
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме
Материал может быть использован и на уроках русского языка, и во внеклассной работе с учителем. Упражнения расширят и углубят сведения по данной теме: " Предложение как речевое высказывание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozhenie_v_ustnoy_i_pismennoy_rechi.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Предложение в устной и письменной речи
(синтаксис и пунктуация).
Предложение как речевое высказывание.
Удивительным богатством владеет каждый из нас – русским языком. Но мало кто знает, сколько тайн и загадок он скрывает, какими сокровищами обладает.
Наука о языке – лингвистика – отвечает на многие вопросы, раскрывающие тайны происхождения человеческого языка, появления на Земле письма. Лингвисты изучают устройство языка, объясняют чудесные превращения слов. Чтобы глубже разобраться в этих вопросах, ближе подойти к разгадке тайн родной речи, нужно овладеть знаниями о языке.
Этим мы занимаемся на уроках русского языка, и помогает нам учебник. Но этого мало. Данный материал расширит и углубит те сведения, которые дети получают, работая с учебником русского языка, даст попробовать свои силы в выполнении трудных упражнений по предмету.
Материал может быть использован для обучающихся 5-7 классов и на уроках русского языка, и во внеклассной деятельности с учителем.
Виды заданий:
1) ЭКС (Проведем эксперимент) - задания, которые предлагают провести самостоятельное наблюдение за тем или иным языковым явлением, сделать самостоятельные выводы.
2)Словесные игры – разнообразные игры: шарады, загадки, метаграммы, кроссворды и т. д. Играть ведь можно не только с игрушками, но и со словами.
3) Анализ текста – упражнения, которые предлагают для анализа текст художественной литературы. Здесь можно выяснить поэтические достоинства данного текста, отыскать языковые явления, которые придают тексту выразительность и т. д.
ЭКС
1. Выразительно прочитать отрывки из произведений А. с. Пушкина. Обратить внимание на интонацию (пауза, тон голоса, движение голоса, темп речи) и мимику при произнесении выделенных предложений. Попробовать объяснить, почему они являются не отдельными словами, а предложениями. Что появляется в слове, когда оно превращается в отдельное предложение?
1) Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дроблях обновляет путь.
2)Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? Утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? И можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше для обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня.
( А. С. Пушкин)
2. Используя проанализированные тексты, доказать, что слово «превращаясь» в не только называет какое – то явление ( зима, пороша ), но показывает, когда происходят события, о которых говорится в тексте, помогает передать (с помощью интонации, мимики) отношение к тому, о чем рассказывается.
ЭКС
1. Особенность восклицательного предложения состоит в том, что оно произносится более высоким тоном и более энергично, чем невосклицательное. Чтобы убедиться в этом, нужно произнести несколько раз подряд оба предложения каждой пары.
1) Хорошо. До чего же хорошо!
2) Скоро рассвет? Скоро рассвет?!
3) Наступила ночь. Наступила ночь!
4) Гроза… Гроза!!!
5) Это успех. Это такой успех!
6) Пчела. Ах, пчела!
7) Тревожно. Как тревожно!
8) Холод ,слякоть. Такой холод и слякоть!
2. Обратить внимание, какие специальные «восклицательные» слова иногда употребляются в восклицательных предложениях.
ЭКС
Один исследователь русской речи считал, что предложение. Осторожно. Можно произнести двадцатью интонациями. Сколько разных интонационных вариантов этого предложения можно передать голосом? Что меняется в предложении с изменением интонации?
Игра «Кто больше?»
Чтобы показать, что предложение нужно читать с вопросительной интонацией, перед началом предложения в некоторых языках ставится перевернутый вопросительный знак. В русском языке при чтении таких предложений помогают особые «вопросительные» слова, которые очень часто используются в речи. Продолжить список таких слов. Определить, кто больше запишет таких слов.
Зачем, сколько, почему…
Игра «Мимика»
Прочитать восклицательные предложения, интонацией и мимикой передавая разные чувства: радость , ликование, восторг, волнение, надежду, опасение, тревогу, ужас, негодование, раздражение.
Иван приедет! Что за человек!
Анализ текста
Ночь
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна,
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, склоняясь, дремлет
Под звуки песни соловья.
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника.
(С. Есенин)
1) Выразительно прочитать стихотворение. Какое настроение передает автор?
2) Установить, повтором каких согласных поэту удалось передать ночные шорохи, шелест трав. С помощью каких слов описываются звуки ночи?
3) Найти примеры употребления слов в переносном значении для создания олицетворения.
4) Показать, чем достигается музыкальность, ритмичность и поэтичность текста.
5) Выучить стихотворение наизусть, передавая голосом музыку данного текста, звуки ночи.
6) Постараться запомнить особенности расстановки знаков препинания в тексте и написания всех слов. Подготовиться к записи стихотворения по памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы.
Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся начльной школы....
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Презентация. Классификация речевых нарушений. Нарушения устной и письменной речи
Презентация Классификация речевых нарушений.Нарушения устной и письменной речи...
фрагмент урока русского языка в 11 классе по теме: "Типология и функционирование сложных предложений в устной и письменной речи".
Цель урока: 1.повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме: «Типы сложного предложения. Пунктуация сложного предложения», представив групповые домашние проекты; отработ...
Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация. Предложение»
Маршрутный лист дистанционного урока...