Урок развития речи в 9 классе "Мое представление о личности Александра Пушкина по картине О. А. Кипренского"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Урок разработан на основе системно- деятельностного подхода в образовании, ориентирован на формирование универсальных учебных действий, интегрирует знания по литературе, мировой художественной культуре и русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_razvitiya_rechi_v_9_klasse.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи в 9 классе
Тема урока: подготовка к написанию сочинения «Мое представление о личности А. С. Пушкина по картине О. А. Кипренского».
Организационный момент
Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, помочь осознать цели урока, совместно с учащимися спланировать этапы деятельности для достижения результата.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД | |
Записывают эпиграф к уроку, анализируют его, отвечая на вопросы учителя. «На его портретах существуют не только лица, но как бы вся жизнь написанных им людей – их страдания, порывы, мужество, любовь. Все оставило след в их облике и было перенесено на холст» ( Паустовский о живописных портретах Кипренского) | Задает вопрос учащимся: «Какую особенность живописных портретов Кипренского отмечает Паустовский? | ||
Устно формулируют цель урока: создать словесный психологический портрет Пушкина | «Художник создал живописный портрет Пушкина, а нам какой портрет необходимо создать?» | Формирование способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий | |
Предлагают этапы деятельности для достижения цели: Узнать историю создания портрета. Выяснить, к какому периоду жизни поэта относится этот портрет. Что пережил Пушкин к этому периоду, каким стал? Что осознал? Рассмотреть портрет и устно описать. Составить план сочинения и записать в тетрадь Собрать словарный материал для написания сочинения. | «Что необходимо для написания сочинения?» |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения. Помочь использовать известные им по урокам литературы факты биографии и творчества Пушкина для создания словесного портрета поэта.
Планируемые результаты: ученики должны сделать вывод, что перед ними портрет поэта, достигшего своей поэтической зрелости, многое пережившего, осознавшего свое великое пророческое предназначение. «Умнейшего человека России»,- по выражению Николая1.
Изучение нового материала
Цель: организовать групповую деятельность учащихся по сбору словарного материала для описания внешности Пушкина.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают в группах по 4 человека по карточкам: выбирают из ряда предлагаемых определений позы, взгляда, лица поэта наиболее правильные и точные, озвучивают их и записывают определения в тетрадь. | «1. Внимательно рассмотрите портрет Пушкина. Что хотел передать Кипренский в облике поэта? Обрати внимание на позу, взгляд, глаза, черты лица, одежду поэта. 2.Что изображено на заднем плане? 3.Каковы особенности колорита картины? | Помочь овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. |
Планируемые результаты: учащиеся должны записать в тетрадь:
1.Поза поэта- величавая, полная достоинства, уверенности.
2.Руки- скрещены на груди
3.Лицо выделено светом, открытое, но в тоже время волевое, значительное.
4.Глаза умного человека, в них скрыта затаенная грусть
5.Взгляд задумчивый, спокойный и одновременно устремленный вдаль, полный поэтического вдохновения.
6. Одет строго и просто. На нем черный сюртук и белая рубашка.
Закрепление учебного материала.
Цель: организовать работу по составлению плана сочинения.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | ууд |
Обсуждают и предлагают пункты плана сочинения, записывают в тетрадь: 1.Время и история создания портрета А. Пушкина 2.Что пережил поэт к этому времени? 3.Как это отразилось в его внешности? (Поза, взгляд, глаза, лицо, поза) 4.Колорит картины | «Какое впечатление произвела на вас картина Кипренского?» | Формирование способности определять последовательность действий, оценивать результаты и формулировать их в письменной форме. |
Подведение итогов
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД |
Пишут сочинение на 2-ом уроке. | Формирование потребности в самовыражении |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Читаем, говорим, пишем по тексту Ю. Яковлева и картине Е. Широкова « Друзья»
Цели: 1. Закрепить знания признаков «тип речи»; формирование навыков сочинения разных типов речи; 2. Способствовать обогащению словарного запаса уч...
Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...
Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"
Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....
Технологическая карта урока развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Материал к уроку...
Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"
Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...
Презентация к уроку развития речи в 7 классе "Подготовка к сочинению-описанию по картине Б.Кустодиева"Сирень"
Качественная подготовка к написанию сочинения...
Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....