Статья "Использование литературных текстов на уроках русского языка"
статья по русскому языку по теме

Канафьева Татьяна Михайловна

Текст художественной литературы как средство развития интереса учащихся к урокам русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                     

             «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 

         ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ

 НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА».

                                                             

                                                               Автор:  учитель русского языка

                                                                             и литературы  Канафьева Т.М.

                                                                             МБОУ «Гимназия №4»                  

                                                                               г. Дзержинский  

                                                                               Московской области

Тема : «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ

              РУССКОГО ЯЗЫКА».

Цель : показать необходимость использования текстов художественной литературы на уроках русского языка для развития у учащихся интереса к предмету.

       Не секрет, что уроки русского языка современные школьники считают скучными.

Спросите , какие уроки им нравятся больше других. Назовут историю, географию, физику. И почти никогда не скажут - русский язык. Он нужен? Да, нужен. Грамотно писать необходимо. Но любить? Как же так? Язык великого народа, язык, который может быть «нежным и громоподобным, взволнованным и строгим», - и… скучный!                                                                                                                            

      Как пробудить у учащихся интерес к изучению предмета?  Этот вопрос в последние годы волнует всех учителей–словесников. Большую роль в появлении   мотивов к изучению языка играет использование в  работе  литературного текста. Подобные уроки решают на практике несколько задач: помогают учащимся понять язык, синтаксический строй текста, готовят их к лингвистическому анализу произведения и , конечно, повышают интерес не только к литературе, но и к занятиям родным языком.

     Предметы русский язык и литература взаимосвязаны.   Это позволяет объяснение новой темы, повторение пройденного, закрепление трудных случаев правописания осуществлять на текстах литературных произведений.

     Так при проведении в 6 классе урока «Особая форма глагола - причастие», целью которого является обобщение материала по теме «Причастие», закрепление

изученных орфограмм и совершенствование пунктуационных навыков можно использовать следующий текст.

        « Книга- это самое быстролетное  из творений, созданных человеческим умом, человеческими руками. Хорошая книга- это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. Хорошая книга- это дверь, раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый, пусть и не очень большой каждый раз, уголок жизни.»

                                                                                       (Л.Кассиль).

После чтения текста проводится беседа.

  - Найдите в тексте причастия. Докажите, что это причастия.

  - Есть ли различия между этими причастиями?

                                  Учащиеся говорят о различиях:

                        1) в значении: причастия    созданных,  заполненный      обозначают признак того предмета, который испытывает действие:  творения, созданные умом, руками;

  …сосуд, заполненный мыслями, знаниями, чувствами,- значит это страдательные причастия;      причастия раскрывающаяся, впускающая обозначают признак того предмета, который сам производит действия:   дверь, раскрывающаяся…(сама); дверь, впускающая…(сама),-значит, это действительные причастия;

                          2) в образовании: дети говорят об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени и об образовании страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

-Какие пунктограммы встречаются в тексте?

-Что такое причастный оборот и когда он на письме выделяется запятыми?

-Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

 Таким образом, мы повторили основные правила правописания и пунктуации по теме «Причастие», используя текст Льва Кассиля.

      Выявить уровень знаний учащихся по этой же теме поможет текст

К. Паустовского:

   «Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным. Рваные снасти хлестали по ветру. Даже в номере гостиницы, освещенном лампой с зеленым абажуром, были видны следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, около окон, рама была вдавлена внутрь, торчала сорванная ветром водосточная труба».

            Диктант написан. Его результаты покажут степень усвоения учащимися пройденного материала, помогут наметить пути дальнейшей работы на уроках.

  В работе использовались небольшие по объему тексты,  они несли воспитательное и познавательное значение. Связные тексты, отрывки из художественных и научно- популярных книг интересны для школьников, они обогащают словарь учащихся, помогают создавать свои творческие работы на более высоком уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...