Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Содержит материал к проведению урока русского языка по теме "Причастный оборот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastny_oborot.ppt | 136 КБ |
prichastnyy_oborot.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, о правилах его выделения запятыми. Знать: опознавательные признаки причастного оборота. Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы .
В каком из словосочетаний причастие является зависимым словом, а в каком – главным ? Пылающие искры Пылающие ярко Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Вокруг дуба толпились ребята, сбежавшиеся с соседних дворов. Вокруг дуба толпились сбежавшиеся с соседних дворов ребята.
Образуйте причастия от данных глаголов. Где находится дом Шерлока Холмса? Бывает, что литературные герои, (придумать) писателем, становятся для читателей реальными персонажами. Таков Шерлок Холмс - сыщик, (создать) талантом писателя Артура Конан Дойля. (Начинать) писателя очень увлекал детективный жанр. У Конан Дойля был любимый учитель - Джозеф Белл. По внешнему виду человека он мог рассказать о нем. Этот учитель послужил прообразом знаменитого сыщика. Шерлок Холмс воспринимается многими читателями как реально (существовать) человек. До сих пор на лондонский почтамт приходят письма, (адресовать) сыщику. В одном из домов Лондона (восстановить) квартира Шерлока Холмса и доктора Уотсона. На полу (разложить) карта, которая помогла распутать дело баскервильской собаки.
Развиваем логическое мышление. Игра «Корректор» Задание. Исправьте предложения «из ящика». Начальнику отдела «Грамотность» бригадира грузчиков Недосмотрова И. И. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ При транспортировке ящика «Предложения с причастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П. П. и Лентяйкиным Р. Р. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно. 25. 05. 2005. Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние».
Предложения с причастными оборотами Повесть, растущая в саду, известна всем. Цветы, играющие во время урока, очень красивы. Дети, отредактированные корректором, будут подвергнуты наказанию.
Домашнее задание: 1. Упражнение 73 . 2. Сочинить стихотворение по заданному началу. Шарик, который летит, летящий. Снежок, который хрустит, - хрустящий. Ручей, который журчит, - ……………….. Речь, которая звучит, -……………………
Предварительный просмотр:
Тема урока: Причастный оборот
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель:
- дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;
- создать условия для развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- помочь учащимся в осознании ценности родного языка.
Знать: опознавательные признаки причастного оборота
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы
Попутное повторение орфографии: о-е после шипящих
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, перфокарты
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.
2. Повторение по теме. Фронтальный опрос
- Что обозначает причастие? На какие вопросы отвечает?
- Как изменяются причастия?
- Какими членами предложения являются причастия?
- Что вы узнали о склонении причастий?
3. Проверка домашнего задания
- Назовите словосочетания « прич. + сущ.», « прич. + сущ.».
Вывод: существительное, связанное с причастием, может быть определяемым и зависимым. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
4. Работа по образованию причастий
Карточка №1. Задание выполняет ученик у доски.
5. Задание на повторение. Повторим тему «О-Е после шипящих»
Карточка №2. Учащимся предлагаются задания разного уровня.
6. Работа по развитию речи
- Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.
Исправьте грамматические ошибки:
1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.
(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)
Ключ
Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.
2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным)
Ключ
Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
3. Особое внимание привлекла окруженная усыпальница 39 колоннами.
(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)
Ключ
Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.
7. Перфокарты по теме «Причастный оборот»
Укажите предложения, в которых есть причастные обороты:
1. Главные ворота города Вавилона, посвященные богине Иштар, находились в пределах оборонительных стен.
2. Их поверхность была облицована кирпичом и изразцами синего цвета с изображениями драконов.
3. Миновав ворота, люди выходили на главную магистраль города.
4. Мосты, несущие воду, назывались в Риме акведуками.
5. Великолепные арочные мосты были настоящими шедеврами зодчества.
6. До наших дней сохранился акведук, через который две тысячи лет назад город Немаус принял первые тридцать миллионов литров чистейшей родниковой воды.
8. Подведение итогов урока
Чему вы сегодня учились на уроке? Мы приступили к изучению одной из самых интересных и сложных тем в курсе русского языка. Мы пытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки. Нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их.
9. Домашнее задание
1. Упражнение 73
2. Сочинить стихотворение по заданному началу.
Шарик, который летит, летящий.
Снежок, который хрустит, - хрустящий.
Ручей, который журчит, - ………………..
Речь, которая звучит, -……………………
Итак, урок окончен.
Карточка №1
Уровень 3
Расставьте знаки препинания.
1.Офицер купивший шелк удивил весь полк. 2. Сынок решивший стать врачом расстался с кожаным плащом. 3.Дружок приехавший с багажом угостил нас калачом. 4. Шорты сшитые из шотландской ткани щеголь подарил любимой маме. 5. Спрятавшийся за стеной лягушонок мечтал запрыгнуть в деревянный бочонок. 6. Учебник предложенный програм…ой завершен, по просьбе ученых он сокращен.
Программа – от греческ. pro «раньше» и gramma «написанное»
__________________________________________________________
Уровень 4
Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, вставьте пропущенные буквы.
1.Офицер купивший ш…лк удивил весь полк.2. Сынок решивший стать врач…м расстался с кожаным плащ…м. 3. Друж…к приехавший с багаж…м угостил нас калач…м. 4. Ш…рты сшитые из ш..тландской ткани щ…голь подарил любимой маме. 5. Спрятавшийся за стеной лягуш…нок мечтал запрыгнить в деревянный боч…нок. 6. Учебник предложенный програ…мой заверш…н, по просьбе уч…ных он сокращ…н.
__________________________________________________________
Уровень 5
1. Офицер купивший ш..лк удивил весь полк. 2.Сынок решивший стать врач…м расстался с кожаным плащ…м. 3. Друж…к
пр…ехавший с багаж…м угостил нас калач…м. 4. Ш…рты сшитые из ш…тландской ткани щ…голь подарил любимой маме.
5. Спрятавшийся за стеной лягуш…нок мечтал запрыгнуть в деревя…ый боч…нок. 6. Учебник предложенный програм…ой заверш…н, по просьбе уч…ных он сокращ…н.
Карточка № 2
Образуйте причастия от данных глаголов
Где находится дом Шерлока Холмса?
Бывает, что литературные герои, (придумать) писателем, становятся для читателей реальными персонажами. Таков Шерлок Холмс- сыщик, (создать) талантом писателя Артура Конан Дойля.
(Начинать) писателя очень увлекал детективный жанр. У Конан Дойля был любимый учитель - Джозеф Белл. По внешнему виду человека он многое мог рассказать о нем. Этот учитель послужил прообразом знаменитого сыщика. Шерлок Холмс воспринимается многими читателями как реально (существовать) человек. До сих пор на лондонский почтамт приходят письма, (адресовать) сыщику.
В одном из домов Лондона (восстановить) квартира Шерлока Холмса и доктора Уотсона. На полу (разложить) карта, которая помогла распутать дело баскервильской собаки.
Перфокарты по теме «Причастный оборот»
Укажите предложения, в которых есть причастные обороты:
1. Главные ворота города Вавилона, посвященные богине Иштар, находились в пределах оборонительных стен.
2. Их поверхность была облицована кирпичом и изразцами синего цвета с изображениями драконов.
3. Миновав ворота, люди выходили на главную магистраль города.
4. Мосты, несущие воду, назывались в Риме акведуками.
5. Великолепные арочные мосты были настоящими шедеврами зодчества.
6. До наших дней сохранился акведук, через который две тысячи лет назад город Немаус принял первые тридцать миллионов литров чистейшей родниковой воды.
Исправьте грамматические ошибки:
1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.
(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)
2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным)
3. Особое внимание привлекла окруженная усыпальница 39 колоннами.
(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"
Урок сопровождается презентацией, помогает осмыслитьспецифику причастного оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...
Конспект урока (с использованием ЭОР). Русский язык. 7 класс. Обособление причастного оборота
Конспект урока к учебнику Русский язык 7 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.Необходимое техническое оборудование: ЦОР...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Урок русского языка 8 класс (II вид) “Деепричастный оборот”.
Урок для коррекционной школы II вида...
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с....
Презентация к уроку русского языка 7 класс Причастный оборот. Выделение причастного оборота.
Презентация в себе содержит теоретический материал, алгоритм нахождения причастного оборота в предложении и как его выделять графически на письме....