Урок письма по теме "Напиши мне письмо..."
методическая разработка (русский язык) по теме

Катчиева Лилия Микояновна

Урок письма проводился с учащимися 4-го класса. В подготовке и проведении урока самое активное участие принимали учащиеся 6-го класса. Основная цель урока - популяризировать эпистолярный жанр. На уроке присутствовали представители почтовой службы района и республики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_2008g.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема:  «Напиши мне письмо…»

      Цели:  познакомить с историей возникновения письма; познакомить с письмом как  разновидностью текста; показать значение переписки в жизни людей; обогатить речеведческие знания учащихся; способствовать овладению учащимися речевым этикетом, культурой выражения чувств.

Методические приемы:  рассказ учителя, аналитическая беседа,  

                                                инсценировка.

Оборудование: плакаты для словарной работы; отрывки из фильмов «Сказка о царе Салтане…», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Мимино», «Любовь и голуби», «Трактористы», «Волга-Волга»; книжная выставка, портреты Цицерона, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

                               

                                           

  Эпиграф:                                         

    …для писем существует не только свой стиль,

                                                 но и свой предмет речи.

                                               

                                               (из древнегреческого сочинения «О слоге»)

Ход урока

     1.  Вступительное слово учителя

     «История души человеческой едва ли не интереснее истории всего народа», -  утверждал М.Ю.Лермонтов.

     Но «душу можно ль рассказать»? Вопрос риторический. И все же время от времени люди прибегают к одному из способов это сделать: они пишут письма, делясь своими горестями и радостями.

Инсценировка

         Учитель:    Кто стучится в дверь ко мне

                              С толстой сумкой на ремне?

                              Это он! Это он!

                              Это Печкин! Почтальон!

(Входят почтальон Печкин, почтальон Харитоша

(фильм «Трактористы») и письмоносица Стрелка (фильм «Волга-Волга»)

     Печкин:   Здравствуйте! Это здесь проходит урок письма? Или я   ошибся дверью?  На днях я получил письмо-приглашение. Вот оно.

(читает)

                           «Уважаемый господин Печкин!

     Приглашаем Вас к нам в гости на урок письма. Надеемся, что Вы придете и расскажите нам много интересного про почтовую службу.

     Ждем Вас 17-го апреля 2008 года.

                                                                              4 а класс»

     - Это вы писали?  Вот спасибо за приглашение! А то засиделся  я в своем Простоквашине.

    Но я пришел не один, а с коллегами: почтальоном Харитошей из кинофильма «Трактористы» и письмоносицей Стрелкой из кинофильма «Волга-Волга». Мы расскажем вам много интересного из истории почтовой службы, научим вас писать письма, объясним значение письма в жизни человека. Но сначала мы хотим загадать вам для разминки загадки. Подсказываю: все ответы связаны с почтовым делом.

(гости задают вопросы, ученики отвечают)

     Стрелка:       Синий домик у ворот.

                             Угадай, кто в нем живет.

                             Дверца узкая под крышей -

                             Не для белки, не для мыши,

                             Не для вешнего жильца,

                             Горделивого скворца.

                             В эту дверь влетают вести,

                             Полчаса проводят вместе.

                             Вести долго не гостят,

                             Во все стороны летят.                                    (почтовый ящик)

     Харитоша:         С подружками и сестрами

                                  Она приходит к нам,

                                  Рассказы, вести новые

                                  Приносит по утрам.                                            (газета)

 

  Стрелка:        Почту - письма и журналы

                           По домам разносит он.

                           Ходит он во все кварталы

                           И заходит в каждый дом!                         (почтальон)

     Харитоша: С чего начинается почта?                      (с буквы П)

     Печкин:  Молодцы ребята!

     Учитель: Уважаемый  Печкин! Вы пока отдохните с дороги, а мы с детьми проведем небольшую словарную работу: должны же они понимать, о чем пойдет речь на уроке. А помогут мне консультанты, учащиеся 6-го класса.

       3 .  Словарная работа.

(На доске плакат со словарной статьей слова письмо и плакат со словарными словами)

      ПИСЬМО, -а, мн. письма, -сем, -сьмам; ср. 1. Написанный текст,    рассылаемый для сообщения чего-нибудь. Написать письмо. 2. Умение писать. Учиться письму. 3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи. Иероглифическое письмо. 4. Манера художественного изображения. Икона старинного письма.

      ПИСЬМОВНИК. В старину: Сборник образцов для составления писем.

      ПИСЬМОНОСЕЦ. То же, что почтальон.

      ПОЧТАЛЬОН.(французское) Почтовый служащий, доставляющий на дом адресатам поступающую на их имя корреспонденцию. Появилось слово в русском языке в начале XV111 века.

     ПОЧТА. Государственное учреждение, осуществляющее функции связи, в ведении которого находится пересылка  и доставка писем, денег, посылок и т.п.

       Первые случаи употребления слова почта в письменных памятниках относятся к 1668 году.

    ПОЧТАМТ. (Восходит к немецкому Postamt)Главное почтовое учреждение в большом городе. Известно с XV111 века.

    ЯМ. В старину: почтовая станция, где проезжающие меняли лошадей.

   ЯМСКОЙ. В старину: относящийся к перевозке на лошадях почты, грузов и пассажиров.

       Учитель:  А знаете ли вы, ребята, когда в России появились первые регулярные почтовые пересылки и кто их осуществлял? Об этом вам расскажут мои помощники.

      Ученик 1:    - В 1619 г. царь Михаил Федорович «установил» Ямской приказ. Во главе его до 1628 г. находился герой 1612 г., освободитель Москвы, боярин, князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642). В функции ямского приказа входило наблюдение за службой ямщиков, за сбором ямщицких денег. А также - за аккуратностью доставки вручаемой им корреспонденции. Судя по записям иностранцев, посещавших Россию XV11 в. , ямская гоньба была в то время хорошо организована. Например, Из Новгорода в Москву (расстояние около 600 км) проезжали за 72 часа.

Ученик 2: «Ямская гоньба» с самого начала всегда была государственным делом. Кроме перевозки пассажиров она обслуживала почтовую переписку как государственных лиц, так и корреспонденции купцов, горожан, дворян.

     В 1664 г. царь Алексей Михайлович основал Почтовое ведомство.

     Помимо «государевых надобностей», пересылалась и частная переписка. Тогда же была введена единая форма для работников почты - зеленый кафтан и эмблема - рожок с орлом.

     Регулярная международная почтовая связь Москвы с зарубежными странами началась именно в середине ХУ11 века.

4.  Беседа по вопросам.

     - Как называют того, кто пишет письмо?                            

     - Как называют того, кому пишут письмо?                          

     - Как вы думаете, можно ли письмо назвать текстом?        

     - Из каких составных частей состоит письмо?

     -   А для чего на конверты  приклеивают марки?

Ученик 1: (рассказывает, если не смогут ответить учащиеся 4-го класса)                                                       Письма и почтовые открытки – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде,  плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику,  письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, , кто посылает письмо, должен купить ему билет - почтовую марку. По одним сведениям, почтовые марки придуманы в Англии более ста сорока лет тому назад по другим сведениям, первая почтовая марка появилась во Франции в  1849  году с изображением богини плодородия Цереры.

     Первая марка в России появилась 150 лет назад. Она была коричневого цвета. На ней изображены герб России и почтовый рожок. Ее номинал - 10 копеек серебром, цена по тем временам немалая. Марка была издана тиражом 3 миллиона экземпляров и разошлась полностью.

      С тех пор марки стали  не только средством платежа,  «билетом» для письма,  но и особым видом искусства и предметом коллекционирования. Людей, коллекционируют марки, называют филателистами. Дело в том, что,  помимо марок,  выпускаемых огромными тиражами для массового использования,  в почтовой связи, также выпускаются марки, приуроченные к особым датам.

      Марка – вещь очень полезная и даже красивая, только вот ее немножко недоизобрели - лизать оборотную сторону марки,  когда наклеиваешь ее  на конверт,  не доставляет никакого удовольствия.

Ученик 4-го класса  (читает  стихотворение Джани Родари)

     Марки невкусные                                  Скорее придумайте

     Намазаны клеем.                                    Марку отличную,

     Мы с дочуркой                                       Которую клеит

     Об этом жалеем.                                     Варенье клубничное!

     Красивую марку                                     «Ура» троекратное

     Дочурка лизнет,                                      Маркам почтовым,
    Скорчится,  сморщится                           Намазанным

     И  - заревет:                                           Сладким сиропом фруктовым!

Учитель:  А знаете ли вы,  как появилась первая открытка?

     

     Ученик 2. Известна дата, когда появилась первая открытка,- 7 октября  1775 года. Возникновение поздравительных писем связывают именно с этой датой и необычной историей.

      В немецком городе Ольденбурге некий книготорговец по имени Шварц рассердился на своего друга. Но так как он был воспитанным, вежливым человеком и не мог сказать другу в глаза то, что больше всего хотелось, а именно: «Чтоб тебя черт побрал!» -  он нашел другое  решение.

     На белом листе картона Шварц напечатал один из рисунков книги, которая в то время имела большой успех и называлась «Пять тысяч чертей».  На этом рисунке главного героя черт волочил в преисподнюю, именно этого желал своему другу книготорговец.

(демонстрация открытки)

     Но произошло не то,  что он ожидал. Его друг развеселился и всем показывал это забавное послание. В книжный магазин Шварца хлынули покупатели,, чтобы приобрести картинку с чертом,  ведь у каждого был кто-то,  кому хотелось досадить,.

     Почтовые служащие долго не принимали всерьез эту новинку и много лет относились к ней как к пустой затее. Считали,  что открытки не станут покупать, не будут ими пользоваться, ведь мало кто захочет,  чтобы и другие узнали то, что «предназначено только адресату».

     Но почтовые служащие заблуждались относительно будущего открытки. Успех ее был огромен,  и сегодня жизнь без нее была бы лишена многих красок. Время изменило ее назначение,  сейчас ее  цель не досадить,  а доставить удовольствие.

     Первые открытки делались вручную из бисера, шелка, перьев, ракушек и других материалов.

(демонстрация открыток, сделанных из шелка и биссера)

5.  Рассказ о средствах  доставки почты. (рассказывают почтальон Печкин, Стрелка и Харитоша; рассказ сопровождается демонстрацией отрывков из фильмов)

Печкин: Какими только способами не переправляли письма. Для  переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы - гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров!  Но будь они посыльными в Древнем Вавилоне, где писали на глиняных табличках,  им бы пришлось нелегко.

                              ( показывает глиняную табличку)

Стрелка: Много-много лет назад, когда не было ни самолетов, ни пароходов, почту отправляли с гонцами. Спешат гонцы-всадники, передают друг другу письма-весточки, как бегуны палочку-эстафетку.

                           ( отрывок из «Сказки о царе Салтане…»)

   

  Харитоша: Была раньше и голубиная почта. Летят голуби, к лапкам трубочки привязаны, в трубочках - письма на маленьком клочке бумаги.

     Например, во время осады Парижа (1871 г.) некоторые послания были доставлены в город почтовыми голубями. Правительственные донесения были настолько миниатюрными, что один голубь мог перенести до 40 000 сообщений.   Сообщения затем воспроизводились с помощью проектора. Эффективность голубиной почты была низкой: из 392 голубей только 59 достигли места назначения.

(отрывок из к/ф «Любовь и голуби»)

     - А почему именно голуби были почтальонами?

     Печкин:  Звенела колокольчиками почтовая тройка. Пыль летела из-под копыт. Уставали кони. Скорее бы добраться до почтовой станции, сменить коней и мчаться дальше.

(отрывок из к/ф «Огонь, вода и медные трубы»)

      - А зимой почтовая кибитка еле пробиралась среди сугробов. Мороз, метель, дороги не видно, холодно ямщику.

(отрывок из к/ф «Морозко»)

     Стрелка: Бушуют волны, тонет корабль-парусник. В бутылку запечатывают письмо, бросают бутылку в море. Может быть, доплывет она до берега или другой корабль подберет ее.

(отрывок из к/ф «Дети капитана Гранта»)

     - Кстати, первооткрыватель Колумб тоже воспользовался «бутылочной»  почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.

      Харитоша: А когда появились железные дороги, повезли почту в почтовых вагонах.

                                      (отрывок из к/ф «Джентльмены удачи»)

     Печкин: По морям и океанам поплыли пароходы и теплоходы, тоже почту повезли. В самые дальние страны.

(отрывок из к/ф «Большая семья»)

   Стрелка:  Поднялись в небо самолеты. Стала почта крылатой. Авиапочта самая быстрая.

(отрывок из к/ф «Мимино»)

     Харитоша: В дальние горные села почта прилетает на почтовом вертолете.

(отрывок из к/ф «Мимино»)

6. Рассказ   о значении письма во время Великой Отечественной войны.

Ученик  (читает стихотворение Глеба Горбовского «Письмо»; звучит музыка)

На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней - истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал, - не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю.

…и вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «люб-лю»…

Одно осталось…Но упрямо

Горит сквозь все, что в жизни есть!

…Что он «лю-бил»? Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть…

Любил, и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне.

Сейчас.

     Учитель: С первых дней войны были организованы специальные полевые почты, которые осуществляли прием, обработку, доставку и вручение адресатам всех видов отправлений: писем, бандеролей, посылок, газет.

     Нескончаемым потоком с первых дней войны шли на фронт письма с коротким адресом: «Полевая почта…». Отцы, матери, жены, братья и сестры, близкие друзья и знакомые старались поддержать теплым словом тех, кто воевал. Вот одно из них.

     Ученик 1 (читает письмо сыну Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, командира авиационной дивизии Михаила Васильевича Водопьянова)

     « Мой дорогой Вася!

     Итак, мой сын - летчик. Твоим рукам стал послушен штурвал самолета, твоей стихией становится воздух. Вместе с тысячами молодых патриотов ты смело и гордо входишь в семью крылатых соколов, а в скором времени, пересев на истребитель или бомбардировщик, будешь боевым летчиком.

     Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья нашего народа. Помни, что я рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был.

     До свидания, Вася, крепко обнимаю тебя.

    Твой отец М. Водопьянов»

     Учитель: Подвиги совершали не только на фронте, но и в тылу. И один из таких подвигов совершила простая русская женщина, которая во время войны спасла от верной гибели более сорока детей-сирот. Об этом в своем письме в газету рассказала одна из приемных дочерей.

     Ученик 2 (читает письмо)

      Когда началась война, мой родной отец ушел на фронт, и мы с мамой не успели эвакуироваться из Ленинграда. Началась блокада. Мама заболела цингой. Скоро она умерла. Меня соседи сдали в детский дом. Помню, как нас, очень больных детей, эвакуировали из Ленинграда.

     Наконец приехали в город Ставрополь. Встречать вышло все местное население. Давали большие кульки с подарками, а мы были такими тощими, обессиленными, что не могли даже удержать в руках эти кульки. Нас положили тут же на берегу, и люди стали разбирать детей. Мне очень хотелось, чтобы меня кто-нибудь взял, хотелось иметь маму. Но никто меня не брал. Говорили, что если взять, то разве хоронить.

     Меня увезли в больницу. Туда за мной и пришла Деревская Александра Аврамовна, которая стала мне второй матерью.

     Самой старшей из нас Вале (большой) исполнилось всего 10 лет. А семья наша все прибавлялась

     В конце 1945 года мы переехали на Украину. Там наша семья пополнилась еще двадцатью тремя ребятами. А всего мама воспитала 42 человека.

    7. Рассказ учащихся об эпистолярном   жанре.  

     Ученик 1:    В наше бурное время напрочь забыли, что  когда-то существовал даже особый эпистолярный стиль, согласно которому и принято было излагать мысли в письмах.  Обращение такого рода, как «ваша светлость»,  «многоуважаемый», «любезный», «милостивый государь»  и другие создавали впечатление учтивости и придавали конкретность форме вежливости.

       Зачинателем эпистолярного жанра в литературе считается Цицерон. Его письма  предназначались для широкой публики, и их стиль и построение определялись риторикой. Позднее жанр письма станет ведущим в публицистике.

     Эпистолярный роман - роман в форме писем,  которыми обмениваются главные герои. Возникает он в европейской литературе в ХУ111 в. Самые известные эпистолярные романы - «Памела»  и «Кларисса»  С.Ричардсон,  «Страдания молодого Вертера»  И.В.Гете. В традиции эпистолярного романа написана повесть Ф.М.Достоевского «Бедные люди».

     Ученик 2: Включать отдельные письма в произведения тоже стало традицией во всей мировой литературе. Эти письма играют определенную композиционную роль. Кроме того, в художественных произведениях письмо служит дополнительным средством социально-психологической характеристики героя. Например, письмо Хлестакова своему другу Тряпичкину из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»,  письмо Обломова Ольге Ильинской из романа И.А.Гончарова «Обломов»,   переписка княгини Марьи с подругой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»,  письмо Григория Мелехова семье из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».  И этот список можно продолжать и продолжать.

     Ну и как тут не вспомнить письмо Татьяны к Онегину А.С.Пушкина.

               (чтение письма Татьяны Лариной Евгению Онегину, ученица 11-го класса)

          8. Хит-парад «Самые-самые…»   -   А я вашему вниманию хочу предложить хит-парад «Самые-самые…»  История сохранила много ценных образцов,  например,  письма Галилео Галилея, Бенедикта Спинозы, Гете, Шиллера… Взять,, например,  Пьетро Джордани (1774 -1848 гг.),  письма которого были собраны и изданы в семи томах. Он много путешествовал по Италии, был знаком с известными людьми своего времени. Таким образом, накопилась любопытная информация о той эпохе.

        Ученик 1:    У  Галилея в монастыре воспитывалась дочь. С мая 1623 по декабрь 1633 (год ее смерти) она отправила отцу  124  письма,  переполненные фактами,  чувствами, радостями, сомнениями и страданиями, поведав таким образом о монастырской жизни в ХУ11 веке.

          Ученик 2:    Вице-министр казначейства и министр строительства Японии Вичи Нод написал из заморских поездок своей жене Мицу с июля 1961 до ее смерти в марте 1985  года  1 307  писем,  состоящих в общем из 50 тысяч  иероглифов. Эти письма были опубликованы в 25 томах на 12 404 страницах.

             Ученик 1: Письмо самого большого размера хранится в национальном музее Турции и представляет собой пергамент длиной 9  метров. Его отправил в ХУ1 столетии персидский  шах  турецкому  султану Сулейману Великолепному.  

           Ученик 2: Самое большое «по объему» личное письмо состоит из 1  миллиона 402 тысяч 344  слов. Его  писал  ровно 2  года англичанин Элан Форман своей жене Дженет, начав его 3 января 1982  года и отправив по почте 25 января 1984 года.

             Ученик 1: Самое маленькое письмо в 40 слов ереванский мастер Эдуард Казарян написал на   сантиметровом  кусочке  человеческого волоса.

            Ученик 2: Семьдесят пять лет переписывались между собой Ида Макдугал из австралийского города Тасмания с Ритой Нортон из английского графства Кент. Причем обе подруги отвечали на письма сразу после их получения.

           Ученик 1: Великий философ Вольтер написал своим друзьям 210 тысяч писем,  и каждое из них можно считать литературным произведением. Впрочем, в эпистолярном жанре  лидирует английский писатель  Бернард Шоу - 250  тысяч писем!

            Ученик 2: Что же касается самой короткой переписки,  то она превратилась просто в классический пример.

     Виктор Гюго,  желая узнать, как продается его новый роман «Отверженные», , отправил в адрес издателей Харстома и Блакетта письмо: «?»  Издатели, не мудрствуя лукаво, также лаконично ответили: «!»

          Печкин: Вот это да! Столько лет работаю почтальоном, а такого не слышал. Но, к сожалению, нам пора на работу. Всего вам хорошего!

(поют песню)

 Пойдем по Бандеролевой,

 Свернем мы на Гибридную,

 На Телеграфной улице мы постоим в тени,

 Сургучные, Шпагатные,

 Конвертные, Доплатные,

 Как будто в мир почтовый

 Позвали они нас.

Учитель:  Вот и  подошел  к концу наш урок.  

     Старые письма… «Свидетели немые…».  Мгновения,  пережитые другими, незнакомыми нам людьми, запечатленные в письмах, начинают оживать для нас, приобретать цвет,  запах и звук,  мистический смысл сверкающего потока времени.  Письма – попытка остановить мгновения  жизни. Письма – это история. Письма – состояние души, запечатленное в слове.

     

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

урок письма "Я пишу тебе письмо"

Цели  и задачиОбразовательные:Расширение сведений об эпистолярном жанре, знакомство с классификацией писем.Совершенствование навыка составления писем различной стилевой и видовой принадлежности.В...

урок письма "Я пишу тебе письмо"

Цели  и задачиОбразовательные:Расширение сведений об эпистолярном жанре, знакомство с классификацией писем.Совершенствование навыка составления писем различной стилевой и видовой принадлежн...

Статья по английскому языку на тему "Сдать ЕГЭ на 100 баллов: Письмо. С1. I. Структура письма и стандартные фразы."

Статья по английскому языку на тему "Сдать ЕГЭ на 100 баллов: Письмо. С1. I. Структура письма и стандартные фразы."...