Урок письма по теме "Напиши мне письмо..."
методическая разработка (русский язык) по теме
Урок письма проводился с учащимися 4-го класса. В подготовке и проведении урока самое активное участие принимали учащиеся 6-го класса. Основная цель урока - популяризировать эпистолярный жанр. На уроке присутствовали представители почтовой службы района и республики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma_2008g.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Напиши мне письмо…»
Цели: познакомить с историей возникновения письма; познакомить с письмом как разновидностью текста; показать значение переписки в жизни людей; обогатить речеведческие знания учащихся; способствовать овладению учащимися речевым этикетом, культурой выражения чувств.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа,
инсценировка.
Оборудование: плакаты для словарной работы; отрывки из фильмов «Сказка о царе Салтане…», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Мимино», «Любовь и голуби», «Трактористы», «Волга-Волга»; книжная выставка, портреты Цицерона, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Эпиграф:
…для писем существует не только свой стиль,
но и свой предмет речи.
(из древнегреческого сочинения «О слоге»)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
«История души человеческой едва ли не интереснее истории всего народа», - утверждал М.Ю.Лермонтов.
Но «душу можно ль рассказать»? Вопрос риторический. И все же время от времени люди прибегают к одному из способов это сделать: они пишут письма, делясь своими горестями и радостями.
Инсценировка
Учитель: Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Это он! Это он!
Это Печкин! Почтальон!
(Входят почтальон Печкин, почтальон Харитоша
(фильм «Трактористы») и письмоносица Стрелка (фильм «Волга-Волга»)
Печкин: Здравствуйте! Это здесь проходит урок письма? Или я ошибся дверью? На днях я получил письмо-приглашение. Вот оно.
(читает)
«Уважаемый господин Печкин!
Приглашаем Вас к нам в гости на урок письма. Надеемся, что Вы придете и расскажите нам много интересного про почтовую службу.
Ждем Вас 17-го апреля 2008 года.
4 а класс»
- Это вы писали? Вот спасибо за приглашение! А то засиделся я в своем Простоквашине.
Но я пришел не один, а с коллегами: почтальоном Харитошей из кинофильма «Трактористы» и письмоносицей Стрелкой из кинофильма «Волга-Волга». Мы расскажем вам много интересного из истории почтовой службы, научим вас писать письма, объясним значение письма в жизни человека. Но сначала мы хотим загадать вам для разминки загадки. Подсказываю: все ответы связаны с почтовым делом.
(гости задают вопросы, ученики отвечают)
Стрелка: Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет.
Дверца узкая под крышей -
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Горделивого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят,
Во все стороны летят. (почтовый ящик)
Харитоша: С подружками и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам. (газета)
Стрелка: Почту - письма и журналы
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом! (почтальон)
Харитоша: С чего начинается почта? (с буквы П)
Печкин: Молодцы ребята!
Учитель: Уважаемый Печкин! Вы пока отдохните с дороги, а мы с детьми проведем небольшую словарную работу: должны же они понимать, о чем пойдет речь на уроке. А помогут мне консультанты, учащиеся 6-го класса.
3 . Словарная работа.
(На доске плакат со словарной статьей слова письмо и плакат со словарными словами)
ПИСЬМО, -а, мн. письма, -сем, -сьмам; ср. 1. Написанный текст, рассылаемый для сообщения чего-нибудь. Написать письмо. 2. Умение писать. Учиться письму. 3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи. Иероглифическое письмо. 4. Манера художественного изображения. Икона старинного письма.
ПИСЬМОВНИК. В старину: Сборник образцов для составления писем.
ПИСЬМОНОСЕЦ. То же, что почтальон.
ПОЧТАЛЬОН.(французское) Почтовый служащий, доставляющий на дом адресатам поступающую на их имя корреспонденцию. Появилось слово в русском языке в начале XV111 века.
ПОЧТА. Государственное учреждение, осуществляющее функции связи, в ведении которого находится пересылка и доставка писем, денег, посылок и т.п.
Первые случаи употребления слова почта в письменных памятниках относятся к 1668 году.
ПОЧТАМТ. (Восходит к немецкому Postamt)Главное почтовое учреждение в большом городе. Известно с XV111 века.
ЯМ. В старину: почтовая станция, где проезжающие меняли лошадей.
ЯМСКОЙ. В старину: относящийся к перевозке на лошадях почты, грузов и пассажиров.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, когда в России появились первые регулярные почтовые пересылки и кто их осуществлял? Об этом вам расскажут мои помощники.
Ученик 1: - В 1619 г. царь Михаил Федорович «установил» Ямской приказ. Во главе его до 1628 г. находился герой 1612 г., освободитель Москвы, боярин, князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642). В функции ямского приказа входило наблюдение за службой ямщиков, за сбором ямщицких денег. А также - за аккуратностью доставки вручаемой им корреспонденции. Судя по записям иностранцев, посещавших Россию XV11 в. , ямская гоньба была в то время хорошо организована. Например, Из Новгорода в Москву (расстояние около 600 км) проезжали за 72 часа.
Ученик 2: «Ямская гоньба» с самого начала всегда была государственным делом. Кроме перевозки пассажиров она обслуживала почтовую переписку как государственных лиц, так и корреспонденции купцов, горожан, дворян.
В 1664 г. царь Алексей Михайлович основал Почтовое ведомство.
Помимо «государевых надобностей», пересылалась и частная переписка. Тогда же была введена единая форма для работников почты - зеленый кафтан и эмблема - рожок с орлом.
Регулярная международная почтовая связь Москвы с зарубежными странами началась именно в середине ХУ11 века.
4. Беседа по вопросам.
- Как называют того, кто пишет письмо?
- Как называют того, кому пишут письмо?
- Как вы думаете, можно ли письмо назвать текстом?
- Из каких составных частей состоит письмо?
- А для чего на конверты приклеивают марки?
Ученик 1: (рассказывает, если не смогут ответить учащиеся 4-го класса) Письма и почтовые открытки – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, , кто посылает письмо, должен купить ему билет - почтовую марку. По одним сведениям, почтовые марки придуманы в Англии более ста сорока лет тому назад по другим сведениям, первая почтовая марка появилась во Франции в 1849 году с изображением богини плодородия Цереры.
Первая марка в России появилась 150 лет назад. Она была коричневого цвета. На ней изображены герб России и почтовый рожок. Ее номинал - 10 копеек серебром, цена по тем временам немалая. Марка была издана тиражом 3 миллиона экземпляров и разошлась полностью.
С тех пор марки стали не только средством платежа, «билетом» для письма, но и особым видом искусства и предметом коллекционирования. Людей, коллекционируют марки, называют филателистами. Дело в том, что, помимо марок, выпускаемых огромными тиражами для массового использования, в почтовой связи, также выпускаются марки, приуроченные к особым датам.
Марка – вещь очень полезная и даже красивая, только вот ее немножко недоизобрели - лизать оборотную сторону марки, когда наклеиваешь ее на конверт, не доставляет никакого удовольствия.
Ученик 4-го класса (читает стихотворение Джани Родари)
Марки невкусные Скорее придумайте
Намазаны клеем. Марку отличную,
Мы с дочуркой Которую клеит
Об этом жалеем. Варенье клубничное!
Красивую марку «Ура» троекратное
Дочурка лизнет, Маркам почтовым,
Скорчится, сморщится Намазанным
И - заревет: Сладким сиропом фруктовым!
Учитель: А знаете ли вы, как появилась первая открытка?
Ученик 2. Известна дата, когда появилась первая открытка,- 7 октября 1775 года. Возникновение поздравительных писем связывают именно с этой датой и необычной историей.
В немецком городе Ольденбурге некий книготорговец по имени Шварц рассердился на своего друга. Но так как он был воспитанным, вежливым человеком и не мог сказать другу в глаза то, что больше всего хотелось, а именно: «Чтоб тебя черт побрал!» - он нашел другое решение.
На белом листе картона Шварц напечатал один из рисунков книги, которая в то время имела большой успех и называлась «Пять тысяч чертей». На этом рисунке главного героя черт волочил в преисподнюю, именно этого желал своему другу книготорговец.
(демонстрация открытки)
Но произошло не то, что он ожидал. Его друг развеселился и всем показывал это забавное послание. В книжный магазин Шварца хлынули покупатели,, чтобы приобрести картинку с чертом, ведь у каждого был кто-то, кому хотелось досадить,.
Почтовые служащие долго не принимали всерьез эту новинку и много лет относились к ней как к пустой затее. Считали, что открытки не станут покупать, не будут ими пользоваться, ведь мало кто захочет, чтобы и другие узнали то, что «предназначено только адресату».
Но почтовые служащие заблуждались относительно будущего открытки. Успех ее был огромен, и сегодня жизнь без нее была бы лишена многих красок. Время изменило ее назначение, сейчас ее цель не досадить, а доставить удовольствие.
Первые открытки делались вручную из бисера, шелка, перьев, ракушек и других материалов.
(демонстрация открыток, сделанных из шелка и биссера)
5. Рассказ о средствах доставки почты. (рассказывают почтальон Печкин, Стрелка и Харитоша; рассказ сопровождается демонстрацией отрывков из фильмов)
Печкин: Какими только способами не переправляли письма. Для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы - гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Древнем Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.
( показывает глиняную табличку)
Стрелка: Много-много лет назад, когда не было ни самолетов, ни пароходов, почту отправляли с гонцами. Спешат гонцы-всадники, передают друг другу письма-весточки, как бегуны палочку-эстафетку.
( отрывок из «Сказки о царе Салтане…»)
Харитоша: Была раньше и голубиная почта. Летят голуби, к лапкам трубочки привязаны, в трубочках - письма на маленьком клочке бумаги.
Например, во время осады Парижа (1871 г.) некоторые послания были доставлены в город почтовыми голубями. Правительственные донесения были настолько миниатюрными, что один голубь мог перенести до 40 000 сообщений. Сообщения затем воспроизводились с помощью проектора. Эффективность голубиной почты была низкой: из 392 голубей только 59 достигли места назначения.
(отрывок из к/ф «Любовь и голуби»)
- А почему именно голуби были почтальонами?
Печкин: Звенела колокольчиками почтовая тройка. Пыль летела из-под копыт. Уставали кони. Скорее бы добраться до почтовой станции, сменить коней и мчаться дальше.
(отрывок из к/ф «Огонь, вода и медные трубы»)
- А зимой почтовая кибитка еле пробиралась среди сугробов. Мороз, метель, дороги не видно, холодно ямщику.
(отрывок из к/ф «Морозко»)
Стрелка: Бушуют волны, тонет корабль-парусник. В бутылку запечатывают письмо, бросают бутылку в море. Может быть, доплывет она до берега или другой корабль подберет ее.
(отрывок из к/ф «Дети капитана Гранта»)
- Кстати, первооткрыватель Колумб тоже воспользовался «бутылочной» почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.
Харитоша: А когда появились железные дороги, повезли почту в почтовых вагонах.
(отрывок из к/ф «Джентльмены удачи»)
Печкин: По морям и океанам поплыли пароходы и теплоходы, тоже почту повезли. В самые дальние страны.
(отрывок из к/ф «Большая семья»)
Стрелка: Поднялись в небо самолеты. Стала почта крылатой. Авиапочта самая быстрая.
(отрывок из к/ф «Мимино»)
Харитоша: В дальние горные села почта прилетает на почтовом вертолете.
(отрывок из к/ф «Мимино»)
6. Рассказ о значении письма во время Великой Отечественной войны.
Ученик (читает стихотворение Глеба Горбовского «Письмо»; звучит музыка)
На дне окопного оврага
Добыл я гильзу из стены.
А в ней - истлевшая бумага,
Письмо, пришедшее с войны.
Должно быть, кто-то перед боем
Смочил графит карандаша
И с перемазанной губою
Писал, как думал, - не спеша.
Вручал слова бумаге бренной,
Писал, склоняясь к фитилю.
…и вот слова сожрало время.
И лишь одно сквозит: «люб-лю»…
Одно осталось…Но упрямо
Горит сквозь все, что в жизни есть!
…Что он «лю-бил»? Отчизну? Маму?
Иль ту, которую?.. Бог весть…
Любил, и все. Не по приказу.
А по приказу он в тот раз,
Наверно, встал и умер сразу.
И вот воскрес.
Во мне.
Сейчас.
Учитель: С первых дней войны были организованы специальные полевые почты, которые осуществляли прием, обработку, доставку и вручение адресатам всех видов отправлений: писем, бандеролей, посылок, газет.
Нескончаемым потоком с первых дней войны шли на фронт письма с коротким адресом: «Полевая почта…». Отцы, матери, жены, братья и сестры, близкие друзья и знакомые старались поддержать теплым словом тех, кто воевал. Вот одно из них.
Ученик 1 (читает письмо сыну Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, командира авиационной дивизии Михаила Васильевича Водопьянова)
« Мой дорогой Вася!
Итак, мой сын - летчик. Твоим рукам стал послушен штурвал самолета, твоей стихией становится воздух. Вместе с тысячами молодых патриотов ты смело и гордо входишь в семью крылатых соколов, а в скором времени, пересев на истребитель или бомбардировщик, будешь боевым летчиком.
Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья нашего народа. Помни, что я рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был.
До свидания, Вася, крепко обнимаю тебя.
Твой отец М. Водопьянов»
Учитель: Подвиги совершали не только на фронте, но и в тылу. И один из таких подвигов совершила простая русская женщина, которая во время войны спасла от верной гибели более сорока детей-сирот. Об этом в своем письме в газету рассказала одна из приемных дочерей.
Ученик 2 (читает письмо)
Когда началась война, мой родной отец ушел на фронт, и мы с мамой не успели эвакуироваться из Ленинграда. Началась блокада. Мама заболела цингой. Скоро она умерла. Меня соседи сдали в детский дом. Помню, как нас, очень больных детей, эвакуировали из Ленинграда.
Наконец приехали в город Ставрополь. Встречать вышло все местное население. Давали большие кульки с подарками, а мы были такими тощими, обессиленными, что не могли даже удержать в руках эти кульки. Нас положили тут же на берегу, и люди стали разбирать детей. Мне очень хотелось, чтобы меня кто-нибудь взял, хотелось иметь маму. Но никто меня не брал. Говорили, что если взять, то разве хоронить.
Меня увезли в больницу. Туда за мной и пришла Деревская Александра Аврамовна, которая стала мне второй матерью.
Самой старшей из нас Вале (большой) исполнилось всего 10 лет. А семья наша все прибавлялась
В конце 1945 года мы переехали на Украину. Там наша семья пополнилась еще двадцатью тремя ребятами. А всего мама воспитала 42 человека.
7. Рассказ учащихся об эпистолярном жанре.
Ученик 1: В наше бурное время напрочь забыли, что когда-то существовал даже особый эпистолярный стиль, согласно которому и принято было излагать мысли в письмах. Обращение такого рода, как «ваша светлость», «многоуважаемый», «любезный», «милостивый государь» и другие создавали впечатление учтивости и придавали конкретность форме вежливости.
Зачинателем эпистолярного жанра в литературе считается Цицерон. Его письма предназначались для широкой публики, и их стиль и построение определялись риторикой. Позднее жанр письма станет ведущим в публицистике.
Эпистолярный роман - роман в форме писем, которыми обмениваются главные герои. Возникает он в европейской литературе в ХУ111 в. Самые известные эпистолярные романы - «Памела» и «Кларисса» С.Ричардсон, «Страдания молодого Вертера» И.В.Гете. В традиции эпистолярного романа написана повесть Ф.М.Достоевского «Бедные люди».
Ученик 2: Включать отдельные письма в произведения тоже стало традицией во всей мировой литературе. Эти письма играют определенную композиционную роль. Кроме того, в художественных произведениях письмо служит дополнительным средством социально-психологической характеристики героя. Например, письмо Хлестакова своему другу Тряпичкину из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», письмо Обломова Ольге Ильинской из романа И.А.Гончарова «Обломов», переписка княгини Марьи с подругой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», письмо Григория Мелехова семье из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». И этот список можно продолжать и продолжать.
Ну и как тут не вспомнить письмо Татьяны к Онегину А.С.Пушкина.
(чтение письма Татьяны Лариной Евгению Онегину, ученица 11-го класса)
8. Хит-парад «Самые-самые…» - А я вашему вниманию хочу предложить хит-парад «Самые-самые…» История сохранила много ценных образцов, например, письма Галилео Галилея, Бенедикта Спинозы, Гете, Шиллера… Взять,, например, Пьетро Джордани (1774 -1848 гг.), письма которого были собраны и изданы в семи томах. Он много путешествовал по Италии, был знаком с известными людьми своего времени. Таким образом, накопилась любопытная информация о той эпохе.
Ученик 1: У Галилея в монастыре воспитывалась дочь. С мая 1623 по декабрь 1633 (год ее смерти) она отправила отцу 124 письма, переполненные фактами, чувствами, радостями, сомнениями и страданиями, поведав таким образом о монастырской жизни в ХУ11 веке.
Ученик 2: Вице-министр казначейства и министр строительства Японии Вичи Нод написал из заморских поездок своей жене Мицу с июля 1961 до ее смерти в марте 1985 года 1 307 писем, состоящих в общем из 50 тысяч иероглифов. Эти письма были опубликованы в 25 томах на 12 404 страницах.
Ученик 1: Письмо самого большого размера хранится в национальном музее Турции и представляет собой пергамент длиной 9 метров. Его отправил в ХУ1 столетии персидский шах турецкому султану Сулейману Великолепному.
Ученик 2: Самое большое «по объему» личное письмо состоит из 1 миллиона 402 тысяч 344 слов. Его писал ровно 2 года англичанин Элан Форман своей жене Дженет, начав его 3 января 1982 года и отправив по почте 25 января 1984 года.
Ученик 1: Самое маленькое письмо в 40 слов ереванский мастер Эдуард Казарян написал на сантиметровом кусочке человеческого волоса.
Ученик 2: Семьдесят пять лет переписывались между собой Ида Макдугал из австралийского города Тасмания с Ритой Нортон из английского графства Кент. Причем обе подруги отвечали на письма сразу после их получения.
Ученик 1: Великий философ Вольтер написал своим друзьям 210 тысяч писем, и каждое из них можно считать литературным произведением. Впрочем, в эпистолярном жанре лидирует английский писатель Бернард Шоу - 250 тысяч писем!
Ученик 2: Что же касается самой короткой переписки, то она превратилась просто в классический пример.
Виктор Гюго, желая узнать, как продается его новый роман «Отверженные», , отправил в адрес издателей Харстома и Блакетта письмо: «?» Издатели, не мудрствуя лукаво, также лаконично ответили: «!»
Печкин: Вот это да! Столько лет работаю почтальоном, а такого не слышал. Но, к сожалению, нам пора на работу. Всего вам хорошего!
(поют песню)
Пойдем по Бандеролевой,
Свернем мы на Гибридную,
На Телеграфной улице мы постоим в тени,
Сургучные, Шпагатные,
Конвертные, Доплатные,
Как будто в мир почтовый
Позвали они нас.
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок.
Старые письма… «Свидетели немые…». Мгновения, пережитые другими, незнакомыми нам людьми, запечатленные в письмах, начинают оживать для нас, приобретать цвет, запах и звук, мистический смысл сверкающего потока времени. Письма – попытка остановить мгновения жизни. Письма – это история. Письма – состояние души, запечатленное в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"
В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...
Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"
Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...
урок письма "Я пишу тебе письмо"
Цели и задачиОбразовательные:Расширение сведений об эпистолярном жанре, знакомство с классификацией писем.Совершенствование навыка составления писем различной стилевой и видовой принадлежности.В...
урок письма "Я пишу тебе письмо"
Цели и задачиОбразовательные:Расширение сведений об эпистолярном жанре, знакомство с классификацией писем.Совершенствование навыка составления писем различной стилевой и видовой принадлежн...
Статья по английскому языку на тему "Сдать ЕГЭ на 100 баллов: Письмо. С1. I. Структура письма и стандартные фразы."
Статья по английскому языку на тему "Сдать ЕГЭ на 100 баллов: Письмо. С1. I. Структура письма и стандартные фразы."...
методическая разработка конспекта урока по предмету "Графика и письмо" - "Письмо букв по точкам, по образцу и самостоятельно"
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...