Падеж имен существительных
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Основная цель урока – отработать умение определять падеж имен существительных. На данном уроке учащиеся открывают для себя, что в русском языке существует ряд слов, которые не изменяются по падежам и называют их несклоняемыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Падеж имен существительных»
ЦЕЛИ:
развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже;
отрабатывать умение определять падеж имен существительных;
развивать память, логическое мышление, творческое воображение
воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер,
экран, раздаточный материал ( карточки)
ТИП УРОКА: урок обобщения знаний
ФОРМА УРОКА: урок-путешествие
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у нас будет необычным, вы побываете и в роли путешественников, и в роли исследователей, и в роли астрономов А отправимся в путешествие мы с вами на паровозике. -Постойте, а какое время года у нас сейчас? ( ВЕСНА) - Правильно, ребята. Сегодня второй день весны. Поэтому открываем с ВАМИ рабочие тетради и записываем сегодняшнее число | Проверяют готовность к уроку; настраиваются на работу Записывают в тетрадях число и классную работу |
Актуализация имеющихся знаний | Чтение стихотворения « Весна» В рощах птичье пенье, А в классе – тишина Проходили мы склонение, Склоняется « Весна». Весна, весны, весне, весну, весною, о весне… Гуляет зайчик по окну Как зайчик на блесне - Ребята, а как изменяется слово « весна»? Посмотрите, а паровозик наш дальше не едет. Давайте определим тему нашего урока, чтобы продолжить путешествие - Какая тема сегодняшнего нашего урока? Давайте запишем ее в наших тетрадях Постановка цели урока | Учатся общаться на заданную тему; отвечают на вопросы; демонстрируют успешность Прослушивание стихотворения Ответы на вопросы Запись темы в тетради |
Беседа - А сколько падежей в русском языке? - А помните ли вы их названия? Давайте повторим?! | Демонстрируют умение свободно общаться на заданную тему; отвечают на вопросы Ответы учащихся Именительный, дает название, отвечает на вопросы: кто?что? Родительный( раньше называли его Родственным), часто указывает на принадлежность и отвечает на вопросы: кого?чего? ( дочь Аллы, ветка рябины) Дательный, называет человека и предмет, адресата: кому? чему? – что-то дает ( подарок другу, письмо родным) Винительный: кого? что? – но в вопросах не заключено значение вины, а обозначают они направленность действия на что-то или кого-то ( выучил стихи, нарисовал картину) Творительный: кем? чем? – дружен со словом творить, т.е. строить, рисовать, сочинять, поэтому чаще всего называет предмет, с помощью которого творить и с кем творит. Раньше этот падеж называли орудийным. Предложный: о ком? о чем? ( название придумал М.В.Ломоносов), без предлогов не употребляется ( о маме, в классе) | |
3. Решение поставленной задачи | - Что ж, название и вопросы падежей повторили, а теперь давайте поможем нашим друзьям-падежам, которые будут с нами путешествовать, найти свои места , выполнив задание, которое лежит у вас на партах – это карточка №1 -______, что нам необходимо будет выполнить в первом испытании | Осуществляют поиск способа решения задачи; участвуют в обсуждении; приобретают навыки общения по теме Чтение задания к карточке №1 и его выполнение ( 1 человек у доски, остальные на местах) |
4. Ситуация «разрыва» | - Хорошо, ребята, мы помогли падежам , а теперь, давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь и поработаем в роли исследователей. У вас у всех на партах лежат исследовательские листы, в которых вам необходимо, определяя падеж имен существительных, построить новое созвездие, по которому мы будем ориентироваться вовремя путешествия. Ну что, все готовы?! - Определите падеж существительных, постройте график | Формулируют и выражают собственное мнение; осознают собственные потребности; учатся планировать свою деятельность. Учащиеся работают самостоятельно на раздаточном материале |
5. Физминутка | Физминутка «Падежи» Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны | Демонстрируют свою внимательность Повторение движений за учителем |
6. Ситуация «успеха» | - Почему у слово « пальто» вы не смогли точно определить падеж? | Демонстрируют успешность; сотрудничают друг с другом и учителем. Изменяют словосочетание по падежам( 1 человек у доски, остальные на местах) Учащиеся называют несклоняемые существительные какие им известны |
Давайте изменим по падежам словосочетание «у красивого пальто» - Действительно, слово «пальто» не изменяется по падежам, но сам падеж у него можно определить по зависимому прилагательному. А какие еще слова, подобные слову « пальто» вы знаете? ШОССЕ, КИНО, РЕЗЮМЕ, ПИАНИНО, ФОРТЕПИАНО | ||
7. Конкретизация: работа по учебнику | - А сейчас ответьте на вопрос: Для чего нужно уметь изменять слова по падежам? Безусловно, чтобы построить грамотное предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь правильно изменять слова по падежам - склонять их. Ребята, мы подъехали с вами к станции, которая называется « Закрепляйка» Откройте свои учебники на 209 странице, упражнение 524. Наша задача составить и записать словосочетание, обозначая падеж имен существительных и выделяя окончание. | Демонстрируют уровень овладения способом действия; учатся контролировать свои действия и оценивать способ действий. Выполнение упражнения № 524 ( 1 человек у доски, остальные на местах) |
8. Итог урока: рефлексия | Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться на нашу конечную станцию. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке. - Какую цель перед собой ставили? - Достигли ли этой цели и как? - Какие задания были трудными, и в чем состояла трудность? - Получили ли удовольствие, работая на уроке? | Учатся оценивать свои действия и достижения; учатся высказывать своё мнение по заданной теме. Ответы учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа
Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...
урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"
данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....
урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"
Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в творительном падеже....
урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения
Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК Именительный падеж имен существительных
Урок русского языка с использованием ЭОР в 4 классе...
Урок английского языка во 2 классе по теме "Притяжательный падеж имен существительных"
Здесь представлена подробная разработка урока и презентация к уроку. Урок проводится в 3 четверти 2 класса по УМК под ред. М.З. Биболетовой....