Рабочая программа по русскому в 9 классе по программе В. Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Горбатова Ольга Владимировна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_9_kl_babayc.doc394.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Читы

 


          «РАССМОТРЕНО»

      Руководитель  МО

______________________                                ____________________                  

Протокол №

                        от «___»___________  2012 г.

           

«СОГЛАСОВАНО»

     Заместитель директора

        по УВР МБОУ «СОШ № 19»

                  ___________________________

                «_____»_________________2012 г.

.

                                           

     

2012 – 2013 учебный год   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по  русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу  под редакцией В. В. Бабайцевой  для 5-9 классов.  Авторы программы Ю.С.Пичугов, А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост. Л. М.  Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2012 г.

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Основные цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем:

формирование у учащихся языковой интуиции;

приобретение и систематизация знаний о родном языке;

овладение функциональной грамотностью;

расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;

овладение орфографией и пунктуацией;

формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;

формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.

            Эти цели обусловливают следующие задачи:

дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики,

           орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии,

           синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти

           знания на практике;

развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов,  грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

 Затруднения и пути их решения

            Хотелось бы видеть в учебнике больше связных текстов для комплексного анализа, а в дополнительных дидактических материалах -  тесты, по форме, содержанию и уровню сложности подобные тем, что используются на ГИА. Учебник не содержит заданий, направленных на подготовку к ГИА, поэтому приходится самому подбирать тесты и использовать их на уроках – повторения и обобщения изученного.

       Технологии, используемые в образовательном процессе:

      Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

     Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

     Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

      Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

      Информационно-коммуникационные технологии.

       Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета русского языка, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

 Технология разноуровневого  обучения

 Технология обучения как учебного исследования

Технология обучения в сотрудничестве

 Метод проектов

 Информационные технологии.

Технологии оценивания  достижений учащихся

 Технология "Портфолио"

 Рейтинговые технологии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

 Технология проведения дискуссий

-Тренинговые технологии

Индивидуальные особенности класса

      Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся8 класса и специфики классного коллектива.

В классе обучаются 32 ученика. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.

Основная масса обучающихся класса – это дети со средними и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно выделить группу обучающихся ( Гальцева Ирина, Иванов Артём, Комов Александр, Мастеров Никита, Островский Леонид, Погодаев Степан), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Поскольку в этой группе – неформальные лидеры классного коллектива, их отношение к учебе не вызывает у большинства обучающихся негативного отношения и порицания, а поощряется и принимается за норму. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.

В классе есть ученица, Круковская Алёна, которая перешла и класса компенсирующего, она замкнута, необщительна, отличается крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличается.   В работе с ней   будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного материала, адаптируя его к интеллектуальным особенностям, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать её личностным и индивидуальным особенностям: медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Есть и воспитанница детского дома № 1 – Пермякова Ирина,  которая справляется с программой на базовом уровне, девочка доброжелательна, в классе со всеми отношения ровные. Она не вызывает особой тревоги.

        Небольшая группа учеников (Белоусов Илья, Большухина Валерия, Дектярук Людмила, Елагин Виталий, Елдулов Алексей, Епифанцева Мария, Жеребцова Анастасия, Краснов Илья, Лебедева Мария, Омельченко Олеся, Перминова Ирина, Шубенкова Анастасия, Щелканова Анна) проявляет желание и возможность изучать  язык  на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки ЗУНов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера.  

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

Критерии оценивания

 

Нормы оценок по русскому языку

Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в  сборнике “Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы”. — М., «Просвещение» 2007.)

 

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов

    Диктант оценивается одной отметкой.

    Оценка «5» - выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

    Оценка «4» - выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

  Оценка «3» - выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.  Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

   Оценка «2» - выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». 

  При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки , для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Проведение и проверка зачета

        При проведении зачета учителю следует придерживаться следующих правил:

Все учащиеся должны находиться в равных условиях (все без исключения должны сдавать зачеты, оцениваться по единым критериям и т.п.).

Все учащиеся должны выполнять обязательную часть зачетной работы, дополнительная часть выполняется по желанию ученика; к работе над нею разрешается приступать только после того, как будет выполнена обязательная часть зачета.

Учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим затруднения (задать наводящий вопрос; указать задание, выполненное с ошибкой; помочь обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждений и т.п.).

Допускается досрочная сдача зачета (для наиболее подготовленных учащихся)

Оценивание и фиксация результатов зачета

        Оценивание отдельных заданий

За успешное выполнение любого задания из обязательной части работы, независимо от его сложности, выставляется 1 балл. Этим подчеркивается равноценность всех заданий с точки зрения формирования опорных, базовых знаний и умений.

Задания дополнительной части оцениваются двумя, тремя или четырьмя баллами в зависимости от сложности задания, его трудоемкости, общеобразовательной «ценности» проверяемых навыков и других факторов.

Для того, чтобы за задание был выставлен максимальный балл (для заданий обязательной части – 1 балл), необходимо, чтобы оно было выполнено полностью и без ошибок. (Два задания обязательной части, выполненные наполовину, не дают в сумме один балл.)

К оценке выполнения заданий дополнительной части можно подойти более строго, требовать детальных обоснований, тщательного оформления решения. Соответствующие требования учитель обязан сообщить ученикам и в случае их нарушения может снижать оценку за выполнение данного задания (из-за допущенных недочетов засчитать за задание, например, не 4 балла, как это предусматривается в зачетной работе, а только 3 или 2 балла).

Оценивание зачетной работы в целом.

Выполнение зачетной работы оценивается в соответствии с критериями, разработанными для каждого зачета. Таблица с критериями приводится ниже.. В ней указывается минимальное число баллов, которое должен набрать ученик, чтобы получить ту или иную оценку по каждому зачету.

Выполнение обязательной части зачета оценивается по двухбалльной шкале: "зачтено" – "не зачтено". Сумма баллов, заработанных учеником, равняется числу верно выполненных обязательных заданий, а неверное выполнение или невыполнение остальных заданий не учитывается. От ученика не требуется выполнить все обязательные задания, он может допустить ошибку в каком-то задании или к какому-то заданию не приступить вовсе, но все же получить оценку “зачтено”.

Выполнение дополнительной части оценивается только в том случае, если ученик набрал нужное число баллов по обязательной части. Для получения каждой из оценок "4" и "5" указывается два критических значения: не только число баллов, которое нужно набрать за выполнение дополнительных заданий, но и число баллов, которое требуется набрать по обязательной части.        

Приведем в качестве примера критерии оценивания одного из зачетов, обязательная часть которого состоит из 9 заданий, а дополнительная часть – из 3 заданий. Каждое обязательное задание оценивается одним баллом, первое дополнительных задания – тремя баллами, а два других дополнительных задания – двумя  баллами каждое. Критерии оценивания зачета представлены в таблице:                                                                                                    

Отметка

"Зачет"

"Зачет и 4"

"Зачет и 5"

Обязательная часть

7 баллов

8 баллов

8 баллов

Дополнительная часть

2 балла

3 баллов

Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.         

        

График контрольных диктантов, изложений и сочинений

№ п/п


Наименование разделов

Всего часов

Плановых уроков

 Диктантов

Изложений

Сочинений

Тест

1

Общие сведения о языке  

 1

1

-

-

-

2

 Повторение изученного в  8 классе  

2

-

-

-

-

Синтаксис и пунктуация

3

 Сложное предложение  - 3 часа

3

-

1

-

1

4

Сложносочинённое предложение  

8

3

-

-

1

5

Сложноподчиненное предложение    

19

 5

1

1

3

6

 Сложные бессоюзные предложения  

8

4

-

-

2

7

Сложные предложения с разными видами связи    

5

2

-

-

1

8

Предложения с чужой речью  

7

3

1

-

-

9

 Общие сведения о языке

5

2

-

-

-

10

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах -  

10

3

-

-

11

Итого:

68

23

3

1

8

 Содержание тем учебного курса для 9 класса

Общие сведения о языке – 1 ч.

Вводный урок о русском языке – 1 ч.

Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.

Основные формы существования национального русского языка: русский         литературный язык,   территориальные диалекты       (народные говоры),      социальные диалекты   (жаргоны)   и просторечия.      Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей). Понятие о литературном языке. Русский   литературный язык - основа  национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной    литературы.   Основные   отличия литературного языка от языка художественной литературы. Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая  норма  и  ее признаки.   Виды   норм русского литературного языка. 

Знать   формы   существования национального русского языка, понимать  его неоднородность, сферу  функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики   литературного   языка (территориальные   и   социальные диалекты)

Уметь  использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и  общества.

Понимать,   что   ядром   современного русского языка является литературный язык,

уметь  объяснять разнообразие лексического состава русского языка.

Применять  общие  правила произношения  и  написания слов, их изменения и соединения друг с другом,  находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.

Повторение изученного в 5-8 классах (2 ч.)

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Знать опознавательные  признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.

Сложное предложение (3 ч.)

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

Сложносочиненное предложение (8  ч.)

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Сложноподчинённое предложение (19 ч.)

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.

Сложное бессоюзное предложение (8 ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи (5ч.)

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты .

Предложения с чужой речью (5ч.)

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.

Уметь определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (10ч.)

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы,  грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, самостоятельных, практических работ, написание сочинений.

Основным видом контроля являются работа по форме ГИА, сочинение, тестирование.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения, сочинения  разнообразных жанров, тесты, контрольные работы в форме ГИА.

                                        

Тематическое планирование

Число

Тема урока

Д/з

I четверть – 18 часов

 Общие сведения о языке – 1 час

1

Богатство, образность, точность русского языка

С. 5, упр.2

Повторение изученного в 8 классе – 2 часа

2

Повторение синтаксиса и пунктуации.  Лексико - орфографическая работа

С. 9, упр. 11

3

Повторение синтаксиса и пунктуации.  Лексико - орфографическая работа

С. 13, упр. 21

Синтаксис и пунктуация  

Сложное предложение  - 3 часа

4

Основные виды сложных предложений

§ 202, упр. 27, с. 17

5

Р./р. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

Повторить виды сложных предложений

6

Р./р.  Написание изложения с элементами сочинения

Повторить сочинительные союзы

Сложносочинённое предложение – 8 часов

7

Союзы и значения сложносочиненных предложений

§ 203, упр. 35 (без примечания)

8

Смысловые отношения в ССП и   расстановка знаков препинания в нем

§ 203, упр.42

9

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.

§ 203, 204, упр. 47 выучить наизусть

10

Р.Р. Анализ    изложений  

Подготовиться к словарному диктанту

11

Повторение орфографии

Составить словарный диктант

12

Тест по разделу «Сложносочинённые предложения»

Упр. 60, подготовиться к диктанту

13

Контрольный диктант по разделу «Сложносочинённые предложения».

Повторить виды сложных предложений

14

Анализ контрольного диктанта, теста, работа над ошибками

Закончить работу над ошибками.

Сложноподчиненное предложение  - 19 часов (в I четверти – 4 часа)

15

Строение СПП, подчинительные союзы и союзные слова в СПП

§ 26, § 205, 206, упр. 69, 79

16

Р./р.  Стили речи (обобщение изученного). Аннотация.

§ 19, упр. 93

17

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

§ 207, 208, упр. 85, 92

18

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Упр. 86.

II четверть – 15 часов

Сложноподчиненное предложение  ( продолжение)  - 15 часов

19

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

§ 209, упр. 101, 104.

20

Виды придаточных предложений

§ 210, упр. 109, 110.

21

Р./р.  Портретный очерк

§ 20, упр. 108

22

Р./р.  Портретный очерк

Написать сочинение - миниатюру

23

Придаточные подлежащные и сказуемные

§ 211, 212, упр. 118

24

Придаточные определительные

§ 213, выписать примеры из художественного текста

25

Придаточные определительные

§ 213, мини - сочинение

26

Придаточные дополнительные

§ 214, упр. 139, 140

27

Придаточные обстоятельственные

§ 215, упр. 153, 145.

28

Придаточные обстоятельственные

§ 215. упр. 147, 157

29

Обобщение изученного по разделу «Сложноподчинённые предложения»

Подготовиться к тесту

30

Тест по разделу «Сложноподчинённые предложения»

Написать сочинение

31

Р./р.  Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

План, работа с черновиком

32

Р./р.  Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

Повторить орфограммы

33

Повторение орфографии

Повторить словарные слова.

III четверть – 20 часов ( 13 часов + 7 часов развития речи)

Сложные бессоюзные предложения  - 8 часов (5 часов + 2 часа развития речи + 1 час тест )

34

Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

§ 216, упр. 170, 171

35

Тире в бессоюзном сложном предложении

§ 216, упр. 179, 182

36

Двоеточие в  бессоюзном сложном предложении.

§ 216, упр. 188, 200

37

Р./р.  Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль

Выписать из словаря 10 слов

38

Р./р.  Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль

Написать сочинение

39

Обобщающий урок по разделу «Бессоюзное сложное предложение»

Повторить § 216, упр. 199

40

Тест по разделу «Бессоюзное сложное предложение »

Повторить § 216

41

Тест по разделу «Бессоюзное сложное предложение »

Повторить орфограммы

42

Повторим орфографию

Упр. 207, 208, 212, 213

Сложные предложения с разными видами связи  - 5 часов

43

Сложные предложения с разными видами связи

§ 204, выписать 3 сложных предложения, схемы.

44

Сложные предложения с разными видами связи

Упр. 226

45

Сложные предложения с разными видами связи

Упр. 236, 240.

46

Тест по разделу «Сложные предложения с разными видами связи»

Подготовиться к диктанту

47

Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с разными видами связи»

Повторить §27, 28

Предложения с чужой речью – 7 часов

(4 часа + 2 часа развитие речи + 1 час контрольный диктант)

48

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

Упр. 247, 249

49

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

§ 217, 218, упр. 253

50

Предложения с косвенной речью

§ 219, упр. 258

51

Цитаты и способы цитирования

§ 220, упр. 265

52

Р./р. Подготовка и написание изложения с элементами сочинения

План, черновик.

53

Р./р. Подготовка и написание изложения с элементами

сочинения

Подготовиться к диктанту

54

Контрольный диктант по разделу «Предложения с чужой

речью»

Сделать работу над ошибками

IV четверть – 15 часов

Общие сведения о языке – 5 часов (3 часа + 2 часа по развитию речи)

55

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества

Упр. 281

56

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

§ 63, 64, 221. 222.

57

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

Написать сочинение

58

Р./р. Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили

§ 22,  упр. 140

59

Р./р. Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили

§ 23, упр. 150

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах -10  часов

( 8 часов + 2 часа контрольный диктант + 1 час зачёт)

60

Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках

Повторить фонетику, упр. 293, 301

61

Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках

Повторить фонетику, упр. 302, 299

62

Систематизация и обобщение изученного по морфемике

Упр. 316, 317

63

Систематизация и обобщение изученного по морфемике

Упр. 318

64

Систематизация и обобщение по морфологии

Повторить части речи, упр. 331, 333

65

Систематизация и обобщение по морфологии

Упр. 335, 338

66

Систематизация и обобщение по морфологии

Упр. 339, 344, 345

67

Контрольный диктант  и анализ диктанта по разделу «Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах»

Упр. 349, 352

68

Анализ диктанта по разделу «Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах»

Закончить работу над ошибками

Дата

Основные разделы.

Тема урока.

Кол-во часов

Элементы

содержания

Требования к уровню

 подготовки

Элементы

дополнительного содержания

Вид

контроля

внутрипредметные

межпредметные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I четверть – 18 часов

 Общие сведения о языке – 1 час

1

Богатство, образность, точность русского языка

1

Основные  разделы  русского языка,  синтаксис, пунктуация, цитатный план, мировые языки, место русого языка среди языков мира, языковые явления    ( от смысла к  поискам средств его выражения и к устной и письменной речи), единицы языка.

Знать о богатстве, образности и точности русского языка; основные средства художественной выразительности, находить их в тексте.

Уметь строить связное монологическое высказывание.

Текст, тема и основная мысль текста, абзацное членение, микротемы, способы цитирования, эпиграф, непроверяемые гласные и согласные в корне слова, синонимы.

И. Бунин «Слово», отрывок из поэмы С. Поделкова «Власть сердца», высказывания о русском языке К. Паустовского,  Л. Толстого, Н. Гоголя

Устное высказывание.

Повторение изученного в 8 классе – 2 часа

2

Повторение синтаксиса и пунктуации.  Лексико - орфографическая работа

1

Повторить основные вопросы орфографии, пунктуации ( тире между подлежащим и сказуемым, запятая в сложном предложении), морфемного разбора, образование частей речи

Знать изученные орфограммы и пунктограммы, порядок морфемного разбора слов, образование частей речи. Уметь применять данные знания на практике.

 Синонимы, лексическое значение слов, знаки препинание в предложениях с однородными членами, текст, способы связи между предложениями, тип речи.

 Дидактический материал из произведений  И. Соколова - Микитова, Н. Морозова, К. Паустовского, В Липатова, В. Чивилихина.

Словарный диктант.

  3

Повторение синтаксиса и пунктуации.  Лексико - орфографическая работа

1

Повторить некоторые вопросы синтаксиса и пунктуации, односоставные и двусоставные предложения;  вспомнить основные единицы языка и разделы науки о языке.

Знать изученные орфограммы и пунктограммы, порядок морфемного разбора слов, образование частей речи. Уметь применять данные знания на практике.

Грамматическая основа предложения, виды односоставных предложений, отличие сложного предложения от простого с однородными членами.

Дидактический материал из произведений К. Паустовского, Ю. Казакова,  И. Соколова - Микитова, В. Липатова, А. Чаковского, И. Тургенева.

Самостоятельная работа.

Синтаксис и пунктуация  

Сложное предложение  - 3 часа

4

Основные виды сложных предложений

1

Сложное предложение   как  единица   синтаксиса.   Основные  виды сложных предложений.   Смысловое, структурное и интонационное  единство частей сложного предложения. Основные средства  связи  между частями сложного предложения

Знать известное о сложных предложениях и их видах, о средствах связи простых предложений  в составе сложных, уметь различать простые и сложные предложения, определять их виды,  средства связи.

Интонация, союзы,

союзные слова, бессоюзные сложные предложения, тема, основная мысль, правописание наречий, синтаксический разбор предложения, неполные предложения.

Высказывания о русском языке Н. Карамзина, Л. Толстого, И. Бунина, А. Тарковского, А. Фета, Р. Рождественского, Я. Полонского, С. Гершанова, А. Пушкина, К. Булычёва.

Тест

5 -6

Р./р. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

2

Обучать сжатому и подробному пересказу текста, написанию изложения с элементами сочинения, высказыванию своего отношения к проблемам, затронутым в тексте.

Знать особенности сжатого и подробного пересказа текста. Уметь подробно и сжато пересказывать текст, высказывать свое отношение по проблемам, затронутым в тексте

Текст, стиль речи, знаки препинание в предложениях с однородными членами, простое и сложное предложение, диалог   предложения с прямой речью

К. Чуковский    « Воспоминание о Борисе Житкове»

Изложение

Сложносочинённое предложение – 8 часов

7

Союзы и значения сложносочиненных предложений

1

Основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям; замена  бессоюзных предложений сложносочиненными, а сложносочиненные  -  простыми предложениями с однородными членами постановка запятых между частями ССП.

Знать группы сочинительных союзов, соединяющих простые предложения в составе сложносочинённых; условия постановки запятой   в  сложносочинённом предложении.

Уметь определять типы сочинительных союзов в ССП.

Грамматическая основа, простые предложения с однородными челнами, морфологический разбор глагола, правописание производных союзов, виды сказуемых, правописание проверяемых гласных.

Дидактический материал из произведений Ф. Тютчева, С. Аксакова, А. Пушкина, Л. Толстого, А. Фадеева, Д. Гранина, А. Семенихина, К. Паустовского, Л. Леонова, М. Шолохова, М. Горького, М. Лермонтова.

 

8

Смысловые отношения в ССП и   расстановка знаков препинания в нем

1

Определение смысловых отношений в сложносочинённых предложений (одновременность, последовательность, причина и следствие).

Знать виды смысловых отношений в ССП, условия расстановки запятой в нем. Уметь определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении, правильно расставлять в нем запятые.

Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова, грамматическая основа предложения.

Дидактический материал из произведений  И.  Бунина, В. Арсеньева,  Л. Леонова, Я. Смелякова, пословицы и поговорки, афоризмы.

Графический диктант.

9

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.

1

Обобщить знания, умения и навыки по теме «ССП» (определять значения, выраженные в ССП, указывать, какие смысловые оттенки вносят в предложение союзы, объяснять постановку знаков препинания).

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным  членом,  производить     синтаксический     и пунктуационный  разбор  предложений, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения

Значения союзов, правописание приставок пре- и при-, не- и ни-, правописание суффиксов имён прилагательных,  правописание наречий, правописание проверяемых гласных в корне.

Дидактический материал из произведений  М. Пришвина, Г. Федосеева, М. Горького, В. Короленко, Г. Маркова, Н. Михайлова, Г. Николаева, С. Антонова, И. Тургенева.

Самостоятельная  работа

10

Р.Р. Анализ    изложений  

1

Проанализировать структуру изложений, указать на орфографические ошибки, ошибки в употреблении сложных предложений, использовании причастных и деепричастных оборотов, вводных конструкций.

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста.

Тема, основная мысль, проблематика,  микротемы, абзац, абзацное членение, приемы компрессии, развёрнутый ответ на вопрос, элементы сочинения.

К. Чуковский  

«Воспоминание о Борисе Житкове».

Работа над ошибками

11

Повторение орфографии

1

Обобщить и систематизировать  изученные орфограммы, правописание ь знака после шипящих, правописание гласных и согласны в корне.

Уметь объяснять изученные орфограммы, выделять орфограммы в слове, графически объяснять их.

Основная мысль текста, правописание падежных окончаний глаголов, правописание наречий.

Дидактический материал из произведений  М. Панова, И. Соколова - Микитова, А. Чехова, А. Пушкина.

Словарный диктант, объяснительный диктант

12

Тест по разделу «Сложносочинённые предложения»

1

Выбор необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест)

Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике.

 Неологизмы. слова, относящиеся к официально - деловой речи, оглушение и озвончение согласного.

Дидактический материал из произведений  А. Пушкина,  М. Лермонтова, А. Грибоедова, Н. Рубцова.

Тест

13

Контрольный диктант по разделу «Сложносочинённые предложения».

1

Проверить  знания и умения учащихся по  теме «Сложносочиненное предложение»;

Умение проводить синтаксический и морфемный разбор предложений.

Знать теоретический материал по данному разделу, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Тире между подлежащим и сказуемым, обобщающее слово при однородных членах предложения, знаки препинания в ССП.

Д. С. Лихачёв «Память культуры»

Диктант

14

Анализ контрольного диктанта, теста, работа над ошибками

1

Объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, правильно оформлять запись в тетради, используя графическое объяснение.

Исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

Грамматическая основа сложных предложений, морфемный разбор слов, синтаксический разбор сложного предложения.

Д. С. Лихачёв «Память культуры», Дидактический материал из произведений  А. Пушкина.

Работа над ошибками

 Сложноподчиненное предложение  - 19 часов (в I четверти – 4 часа)

15

Строение СПП, подчинительные союзы и союзные слова в СПП

1

Различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными).

Знать строение и особенности СПП,

Уметь определять строение и особенности СПП.

Сложное предложение, грамматическая основа, тире между подлежащим и сказуемым.

Дидактический материал из произведений  Я. Княжнина, К. Ушинского, Л. Толстого, П. Павленко.

16

Р./р.  Стили речи (обобщение изученного). Аннотация

1

Повторить некоторые особенности научного и публицистического стиля речи, познакомиться с примерами справочных аннотаций, обязательные и факультативные компоненты аннотации.

Знать известные сведения о стилях речи, понятие «аннотация», ее обязательные и факультативные компоненты. Уметь обобщать известные сведения, писать аннотацию.

Сложноподчиненное предложение, строение, связь главного с придаточным, текст, средства связи предложений в тексте, жанры, цитаты.

А. Н. Толстой  «Детство Никиты», словарь - справочник «Юному книголюбу», «Энциклопедический словарь юного филолога», Э. Вартаньян «Путешествие в слово»

Диктант «Проверь себя»

17 - 18

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

2

Познакомить с основным значением придаточного предложения, научить определять границы придаточного предложения. Роль         указательных слов. Особенности присоединения    придаточных    предложений     к главному.

Знать особенности присоединения придаточных предложений к главному.  Уметь объяснять особенности присоединения придаточных предложений к главному; определять роль указательных слов.

Правописание приставок пре- и при-, не с наречиями, правописание суффиксов имён прилагательных,  морфемный разбор, правописание и проверяемых и непроверяемых гласных в корне.

Дидактический материал из произведений  Н.  Гоголя, В. Ключевского, А. Радищева, Ф. Достоевского, К. Федина, И. Павлова, Ю. Овчинникова, М. Булгакова, А. Герцена, К. Циолковского.

Тест

II четверть – 15 часов

Сложноподчиненное предложение  ( продолжение)  - 15 часов

19

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

1

Сложноподчиненными предложениями  с несколькими придаточными; строение предложений в схемах, составлении схем, по образцам, данным в учебнике, синтаксический разбор предложений.

Знать виды СПП с несколькими придаточными  (с однородным,  неоднородным и последовательным подчинением). Уметь определять вид СПП с несколькими придаточными.

Правописание не с разными частями речи, -ться и –тся в глаголах, правописание непроверяемых согласных в корне, синтаксический разбор сложного предложения, правописание наречий, чередующиеся гласных в корне.

Дидактический материал из произведений  В. Арсеньева, К. Паустовского, М. Пришвина, Д. Гранина, М. Булгакова, Д. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

20

Виды придаточных предложений

1

 Виды придаточных предложений по значению и строению,   способы  их   различения.   Однозначные   и многозначные придаточные.

Знать основные виды придаточных предложений по строению и значению. Уметь определять основные виды придаточных предложений. 

Правописание  проверяемых безударных гласных в корне слова, непроизносимых проверяемых гласных в корне слова, неизменяемы приставки.

Дидактический материал из произведений  В. Арсеньева, А. Пушкина, М. Булгакова, Н. Сумина, пословицы и поговорки.

Предупредительный диктант

21- 22

Р./р.  Портретный очерк

2

Портретный очерк; композиция  очерка главная мысль, «открытое» идейно – проблемное сопоставление и противопоставление, описательные элементы ( портрет, пейзаж, интерьер).

Знать понятие «очерк», композиционную структуру очерка. Уметь писать портретный очерк, учитывая его композиционную структуру и языковые особенности.

Герой портретного очерка, сочинение – миниатюра, тема, основная мысль текста, проблематика, эпитеты, психологический портрет, средства выразительности, интервью.

Отрывки из очерков М. Горького, В. Пескова, Р. Гамзатова, Л. Почивалова, И. Руденко, В. Астафьева, К. Паустовского, В. Солоухина.

Портретный очерк.

23

Придаточные подлежащные и сказуемные

1

Определяя их границы (с одним и несколькими придаточными); определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову

Знать строение и особенности придаточных подлежащных и придаточных сказуемных. Уметь находить их в тексте, определять  строение и особенности.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, предложения с прямой речью, цитаты, простые предложения с однородными членами, лексическое значение слова.

Дидактический материал из произведений   М. Лермонтова, А. Герцена, Д. Лихачёва, Ф. Достоевского, А. Грибоедова, пословицы и поговорки.

24 - 25

Придаточные определительные

2

 Придаточные определительные, союзные слова, смысловые оттенки, которые вносят союзные слова, отличие простых предложений с обособленными определениями от сложных с придаточными определительными, место придаточного.

Знать строение и особенности придаточных определительных, смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение.

Уметь составлять придаточные определительные.

Грамматическая основа, лексическое значение слова, пунктуационный разбор, сложносочинённые предложения, однородные и неоднородные определения,  предложения с обособленными определениями и обстоятельствами, стили речи.

Дидактический материал из произведений   А. Плещеева, В.  Астафьева,  Д. Лихачёва, И. Андроникова, М. Лермонтова, И. Гончарова, А. Пушкина.

Графический диктант, словарный диктант

26

Придаточные дополнительные

1

Определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову; средства передачи косвенной речи, слова, имеющие значение речи.

Знать строение и особенности придаточных  дополнительных. Уметь составлять придаточные дополнительные, находить их в тексте, составлять их схемы.

Падежные вопросы, предложения с прямой речью, фразеологизмы, синтаксический и пунктуационный разбор,  орфографический разбор слов, синонимы, не с разными частями речи.

Отрывок из повести А. С. Пушкина « Капитанская дочка», из романа «Евгений Онегин», дидактический материал из произведений В. Белова, А. Островского.

Словарный диктант

27 - 28

Придаточные обстоятельственные

2

 Значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову, стилистические   особенности союзов,    связывающих придаточные     обстоятельственные   с главным

Знать строение и особенности придаточных  обстоятельственных. Уметь составлять придаточные обстоятельственные, находить их в тексте; составлять их схемы.

Синонимы, однокоренные слова, однозначные и многозначные слова, синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения, правописание приставки не- и ни-, частицы не и ни, односоставные и неполные предложения.

Дидактический материал из произведений   А. Пушкина, Е. Долматовского, М. Светлова, К.  Ушинского, А. Андроникова, И. Бунина, Ю. Казакова, Ю. Ороховацкого.

Графический диктант, самостоятельная работа

29

Обобщение изученного по разделу «Сложноподчинённые предложения»

1

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчиненные предложения»

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

Афоризмы, орфографический разбор слова, -ться и –тся в глаголах, знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Отрывок из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», отрывок из поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»

Контрольный словарный диктант.

30

Тест по разделу «Сложноподчинённые предложения»

1

Выбор необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест), правильно оформлять.

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

Союзы и союзные слова, виды придаточных обстоятельственных, правописание проверяемых безударных гласных в корне.

Дидактический материал из произведений   Л. Андреева, братьев Стругацких, Л. Толстого.

Тест

31- 32

Р./р.  Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

2

Микротемы и микротекст.  Соотношение смысловых частей текста и пунктов плана, элементы сочинения.

Знать особенности написания данного типа изложения.

Уметь применять данные знания на практике.

Н. А. Пленкин  «Изложение с языковым разбором текста «

Аудиозапись текста изложения

Изложение

33

Повторение орфографии

1

Повторить изученный материал на основе анализа изложений и сочинений, вопросы культуры речи.

Знать изученные виды орфограмм и пунктограмм.

Уметь применять данные знания на практике.

Союзы и союзные слова, правописание наречий, вводные слова, приставки не- и ни-, слитное и раздельное написание с существительными.

Л. Андреев « Ангелочек», С. Мясникова  «Пейзажная живопись Куинджи»

Тест

III четверть – 20 часов ( 13 часов + 7 часов развития речи)

Сложные бессоюзные предложения  - 8 часов (5 часов + 2 часа развития речи + 1 час тест )

34

Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

Основные признаки сложных бессоюзных предложений,  знаки препинания в них, приём сопоставления, сравнения с синонимичными   сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.  

Знать особенности сложного бессоюзного предложения как единицы синтаксиса; условия постановки в них знаков препинания (запятой и точки  с запятой). Уметь находить бессоюзные сложные предложения  в тексте, строить   схемы.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, тире между подлежащим и сказуемым, правописание приставок пре- и при-,  правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Дидактический материал из произведений И. Дрожжина, А. Пушкина, Н. Рубцова, М. Исаковского, Н. гоголя, И. Тургенева, И. Бунина, А.  Толстого, А. Чехова.

Контрольный словарный диктант

35

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

Границы частей сложного бессоюзного предложения,   смысловые отношения между ними (значения), интонация перечисления, пояснения, противопоставления, замена бессоюзных предложений союзными и наоборот.

Знать условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении; смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении..

Уметь правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, определять смысловые отношения.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения, -ться и –тся в глаголах, морфемный и морфологический разбор, правописание частиц,  буквы о-ё после шипящих в корне слова, буквы ы – и после ц в корнях и окончаниях, орфоэпические нормы.

Пословицы и поговорки народов мира, дидактический материал из произведений Н. Сладкова, С. Шуртакова, А. Пушкина, К. Паустовского,  М. Лермонтова, И. Крылова, Н. Некрасова.

36

Двоеточие в  бессоюзном сложном предложении.

1

Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения причины, пояснение, дополнения.

Знать условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Уметь правильно расставлять знаки препинания в БСП.

Правописание личных окончаний глаголов, правописание удвоенных согласных в корне слова, правописание проверяемых безударных гласных в корне.

Дидактический материал из произведений И. Гёте, Г. Плеханова, Н. Карамзина, Л. Толстого, Н. Рубцова, С. Сырова

37 -38

Р./р.  Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль

2

Повторить изученное о разговорном стиле;

Обратить внимание на использование характерных особенностей стиля.

Знать изученные сведения о стилях речи.

Уметь определять черты разговорного стиля, отмечать его ведущие функции.

Синонимы, антонимы, фразеологизмы,  синтаксические конструкции, письмо, аргументы,  многозначные и однозначные слова.

Н. Рубцов «Цветы», С. А. Алексиевич «У войны – не женское лицо», фрагмент письма А. Вертинского.

39

Обобщающий урок по разделу «Бессоюзное сложное предложение»

1

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложные бессоюзные предложения».

Знать изученный теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять эти знания на практике.

Виды сложных предложений, синтаксический разбор сложного предложения, синонимическая замена.

Дидактический материал из произведений Л. Ошанина, М. Горького, С. Острового

Творческий диктант

40- 41

Тест по разделу «Бессоюзное сложное предложение »

2

Систематизация знаний для сдачи ГИА.  Знакомство со структурой  КИМов, правила заполнения бланков.

 Уметь применять знания на практике, знать алгоритм выполнения заданий, правильно оформлять записи в бланке КИМов.

Простые и сложные предложения.  Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях.

С. Маршак « Всенародный язык», дидактический материал из произведений В. Рослякова.

Тест

41

Повторим орфографию

1

Обобщить и систематизировать знания по теме «Орфография»: проверяемые, непроверяемые гласные.

Знать изученные виды орфограмм и пунктограмм. Уметь применять данные знания на практике.

Разноуровненные карточки по нахождению бессоюзного предложения, правописание орфограмм.

Дидактический материал из произведения С. Маршака, А. Куприна, В. Белова.

 Самостоятельная работа

Сложные предложения с разными видами связи  - 5 часов

42 – 43 –44

Сложные предложения с разными видами связи

3

Сложные предложения с различными видами связи с более простыми конструкциями и наоборот, признаки строения сложных предложений с разными видами связи, семантические и структурные различия, приём постановки знаков препинания между двумя рядом стоящих союзов.

Знать общие признаки строения сложных предложений с разными видами связи и общие пунктуационные правила в них. Уметь находить сложные предложения с разными видами связи в тексте, составлять их схемы, правильно расставлять в них знаки препинания, устанавливать в них семантические и структурные различия.

Сочинительная связь, подчинительная связь, бессоюзная связь, правописание наречий,  фонетический, морфологический, морфемный разбор, правописание суффиксов имён прилагательных, правописание проверяемой непроизносимой согласной в корне слова, правописание приставок.

Дидактический материал из про-изведений  Г. Николаева, М. Пришвина, О. Фокиной, М. Исаковского, М. Матусовского, И. Тургенева, М. Лермонтова,  Л. Львова, А. Чехова, Л. Толстого, Д. Менделеева, В. Солоухина.

Предупредительный диктант, словарный диктант, диктант «Проверь себя»

45

Тест по разделу «Сложные предложения с разными видами связи»

1

Систематизация знаний для сдачи ГИА.  Знакомство со структурой  КИМов, комплексная работа с текстом.        

 Уметь применять знания на практике, знать алгоритм выполнения заданий, правильно оформлять записи в бланке КИМов.

Знаки препинания в сложном предложении, общий второстепенный член предложения, бессоюзные сложные предложения.

Дидактический материал из про-изведений  А. Пушкина,  Н. Гоголя, А. Фадеева, Л. Толстого.        

Тест

46

Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с разными видами связи»

1

Проверить  знания и умения учащихся по  теме «Сложные предложения с разными видами связи»    

Воспроизводить текст, воспринимаемый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Тире между подлежащим и сказуемым, обобщающее слово при однородных членах предложения.

В. Астафьев «Приветное слово».

Диктант

Предложения с чужой речью – 7 часов

 (4 часа + 2 часа развитие речи + 1 час контрольный диктант)

47 - 48

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

2

Способы передачи чужой речи;  предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом содержания, стиля высказывания.

Знать способы передачи чужой речи; особенности строения предложений с прямой речью; оформление на письме предложений с прямой речью. Уметь выявлять способы передачи чужой речи; правильно оформлять на письме.

Вводные слова и предложения, знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения, виды сложных предложений, стили речи, диалог, синтаксические синонимы.

Дидактический материал из про-изведений  Н. Гарина - Михайловского,  М. Булгакова, В. Коржикова, Ю. Яковлева.

Словарный диктант, самостоятельная работа

49

Предложения с косвенной речью

1

Предложения с косвенной речью,  замена прямой речи косвенной, сложноподчинённые предложения, предложения по цели высказывания, диалог, монолог.

Знать способы передачи чужой речи; оформление на письме предложений с косвенной  речью. Уметь выявлять способы передачи чужой речи; правильно оформлять на письме.

Сложноподчинённые предложения, союзы и союзные слова, предложения по цели высказывания, синтаксический разбор сложного предложения, устаревшие слова,.

Отрывок из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», отрывок из романа А. С. Пушкина «Арап Петра Великого»,  из повести «Выстрел».  

50

Цитаты и способы цитирования

1

Дать понятие «цитаты», охарактеризовать основные способы цитирования (прямая речь, косвенная речь, предложения с вводными словами. отдельные слова или словосочетания).

Знать понятие «цитата», основные способы цитирования (прямая речь, косвенная речь, предложения с вводными словами, отдельные слова или словосочетания). Уметь оформлять на письме разные способы цитирования.

Предложения с прямой речью, правописание проверяемых безударных гласных в корне слова, вводные слова и предложения, тема и основная мысль текста, диалог, монолог, правописание чередующихся гласных в корне

Дидактический материал из про-изведений  М. Горького, Б. Шоу, А. Франса, В. Шугаева,  Л. Толстого, В. Берестова, В. Белинского, А. Герцена, И. Тургенева.

Словарный диктант.

51 - 52

 

Р./р. Подготовка и написание изложения с элементами сочинения

2

Продолжить работу над анализом текстов по написанию   сжатого изложения, а затем сочинение – рассуждение.

Знать особенности написания сжатого изложения, элементы сочинения. Уметь применять данные знания на практике.

Лексическое значение слова, предложения с прямой речью, сложные предложения, тезис, аргумент, очерк, основная мысль текста.

А. Шугаев «Хранитель Мелихова»

Изложение

53

Контрольный диктант по разделу «Предложения с чужой речью»

1

Проверить  знания и умения учащихся по  теме «Предложения с чужой речью».    

Знать изученный теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять эти знания на практике.

Диалог в тексте, сложные предложения, знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

В. Шефнер « Имя для птицы»

Диктант

IV четверть – 15 часов

Общие сведения о языке – 5 часов (3 часа + 2 часа по развитию речи)

54

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества

1

Обобщить уже известный материал, связанный с основными функциями языка, его особенностями как развивающего явления.

Знать о смысле слова «язык», о роли языка в жизни общества. Уметь строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Лексическое значение слов, тире между подлежащим и сказуемым, виды предложения по цели высказывания, вводные слова и предложения.

Дидактический материал из про-изведений  А. Леонтьева, Н. Формановской, А. Леонтьева.

55 - 56

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

2

Обобщить уже известный материал, связанный с основными функциями языка, его особенностями как развивающего явления.  

Знать семью славянских языков, факты, которые свидетельствуют о родстве языков. Уметь строить связное монологическое высказывание по теме.

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении и тире в бессоюзном сложном предложении, правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Дидактический материал из произведений  В. Колесова,  А. Пушкина, А. Грибоедова, отрывок из «Слова о полку Игореве»

Словарный диктант.

57 - 58

Р./р. Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили

2

Повторить основные сведения о стилях речи; углубить знания о синонимах, продолжить размышлять над тем, что такое язык, что значит владеть русским языком.

Знать изученные сведения о стилях речи; сходства и функции научного и официально-делового стилей. Уметь обобщать изученные сведения (о стилях речи); выяснять сходства и различия стилей речи.

Синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, стилистически нейтральные фразеологизмы, основные единицы языка,  сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Лицо коня»,  отрывки из стихотворений С. Баруздина  «Слова бывают разные»,    Н. Рыленкова «Горят, как жар слова».

Словарный диктант.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах -10  часов

 ( 8 часов + 2 часа контрольный диктант + 1 час зачёт)

59 - 60

Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках

2

Гласные и согласные звуки, сильная и слабая позиция. безударные гласные в корне

( проверяемые, чередующиеся, непроверяемые),  буквы ё – о, а, у, и после шипящих, и – ы после ц,  правописание неизменяемых приставок, разделительные ь и ъ знаки.

Знать теоретический материал по фонетике; условия выбора правописания гласных в корнях, правописания согласных в корнях и приставках. Уметь применять данные знания на практике, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Тема и основная мысль текста, звуки и буквы, фонетический разбор слова, твёрдые и мягкие согласные, парные и непарные согласные по твёрдости - мягкости, глухости - звонкости,  морфемы, тире между подлежащим и сказуемым, однокоренные слова и форма.

Дидактический материал из произведений М. Панова, И. Бунина, К. Паустовского, В. Катаева, А. Чехова, М. Горького,  А. Толстого, Д. Лихачёва, С. Аксакова, А. Куприна, М. Лермонтова.

Самостоятельная работа

61 - 62

Систематизация и обобщение изученного по морфемике

2

Систематизировать и обобщить материал по морфемике, правописание гласных и согласных в приставках, способы образования слов в русском языке, разбор по составу.

Знать изученный теоретический материал по морфемике. Уметь применять данные знания на практике; строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Стили речи, однокоренные слова,  цитаты. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, форма одного и того же слова,  правописание личных окончаний глаголов.

Дидактический материал из про-изведений А. Толстого,  Д. Лихачёва,  А. Куприна. С. Аксакова, М. Лермонтова,  В. Сухомлинского.

Словарный диктант.

63 – 64 - 65

Систематизация и обобщение по морфологии

3

Систематизировать и обобщить материал по морфологии, морфологический разбор слова, три группы частей  речи, неизменяемые и изменяемые части речи.

Знать изученный теоретический материал по морфологии. Уметь применять данные знания на практике; строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, буквы о – ё после шипящих, синонимы, односоставные предложения, правописание окончаний глаголов.

Дидактический материал из про-изведений Н. Гоголя. А. Ахматовой, И. Тургенева, М. Пришвина, С. Михалкова, И. Никитина.

Распределительный диктант.

66 - 67

Контрольный диктант  и анализ диктанта по разделу «Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах»

2

Проверить знания и умения по изученному материалу. Объяснять причину появления ошибок,

Знать изученный теоретический материал по данному разделу. Уметь применять эти знания на практике

Сложное предложение, грамматическая основа, односоставные предложения, сложные прилагательные.

А. П. Чехов «Степь»

Диктант

68

Урок – зачёт. Комплексная работа с текстом

1

Комплексная работа с текстом в зачётной форме.

Знать теоретический материал для работы по анализу текста. Уметь выполнять задание на практике.

Основная мысль текста, стиль речи, языковые средства, стилистически окрашенные слова.

Ю. Нагибин, отрывок из книги «Москва…как много в этом звуке…»

Зачёт.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

для учащих

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

для учащихся:

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2005

2. Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2007

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2007

4. Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. -М.: Просвещение, 2005

5. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Эк-замен, 2004

6. львова С.И., Замураева Т.И. ГИА: тренировочные задания.- М.: Эксмо,2008

для учителя:

1. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Аст-рель, 2001

2. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по рус-скому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.

3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под ред. Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005

4. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006

5. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и уп¬ражнения. - М.: Дрофа, 2004

6. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005

7. Шипицына Г.М., Петровская ОС, Черников И.А. Русский язык. Дидактические материалы. 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2004

8. Шипицына Г.М. Изложение и сочинение с заданиями и ответами. - М.: Просвещение, 1997

9. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы.

По окончании 9 класса учащиеся должны уметь:

- составлять схемы сложных предложений разных типов;

- различать смысловые отношения между частями сложных предложений;

- правильно ставить знаки препинания;

- строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;

- употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;

- соотносить члены предложения и придаточные предложения;

- производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;

- различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;

- строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

- составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

- писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;

- писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Прогнозирование результатов:

-        получить успеваемость 100%;

-        продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;

-        подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации.

Перечень учебно-методического обеспечения программы УМК:

для учителя:

1.Баронина М.А.. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс. 2010.                          

2. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2009.

3. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому  языку

9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.

4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: / рель, 2001

5. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006

6. Пахнова Т. М. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под редакцией Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005

7. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл - М.: Вербум-М, 2003

8. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения. - М.: Дрофа, 2004

9. Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2007. Предпрофильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2006.

10. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки

      М.: Просвещение, 2011

11. Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.А. Русский язык. Дидактические материал 8-11     классы. - М.: Дрофа, 2004

12. Шипицына Г.М. Изложение и сочинение с заданиями и ответами. - М.: Просвещение, 1

для учащихся:

 1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

 2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2012

 3. Воителева Т.М. Русский язык 8-9 класс. Дидактические материалы. М., 2007

 4. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006

 5. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007

 6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003

 7. Капинос В.И. Русский язык 8-9 классы. Тесты. М., 2007

 8. Лимонад Т.В. С изложением на «ты». - М.: Школьная Пресса, 2001

 9. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005

10. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. Экзамен, 2004

11. Петровская С.С. Диктанты по русскому языку 9 класс. М., 2007

12. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2007

13. Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005

 14.Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации М.: Просвещение, 2005

 15. Шаповалова Т.Е. Русский язык. Сложное предложение. Тематическая тетрадь. - М.: Д фа, 2006

 16. Шипицына Г.М. Русский язык 8-11 классы. Дидактические материалы. М., 2007

Электронные  учебно-методические комплекты

1.Мультимедийная энциклопедия «Русская литература». 8-11 кл. (1 диск)

2. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 – 9 классы.  (4 диска)

3. Мультимедийное издание «Репетитор 2008 по русскому языку Кирилла и Мефодия».

4. Образовательные программы «Русский язык».

5. Диск. Тесты.9 класс.

6.(http://www.openclass.ru),(http://www.rusedu.ru),(http://www.edu.ru), (http://www.fipi.ru),(http://www.ege.edu.ru), (http://www.ruslit.metodist.ru), (http://www.sarviki.ru)

- М.: Вербум-М, 2003

10. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки.

- М.: Просвещение, 2006

11. Ермоленко Т.И. Поурочные планы к учебному комплексу под редакцией Бабайцевой В.В.- Волгоград: Учитель, 2005

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);

– репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

– репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);

– обучающая программа “Фраза”;

– программа “Домашний репетитор”;

– орфотренажер “Грамотей”,

- уроки русского языка (Кирилла и Мефодия).

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2005

2. Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2007

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2007

4. Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. -М.: Просвещение, 2005

5. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Эк-замен, 2004

6. львова С.И., Замураева Т.И. ГИА: тренировочные задания.- М.: Эксмо,2008

для учителя:

1. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Аст-рель, 2001

2. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по рус-скому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.

3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под ред. Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005

4. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006

5. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и уп¬ражнения. - М.: Дрофа, 2004

6. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005

7. Шипицына Г.М., Петровская ОС, Черников И.А. Русский язык. Дидактические материалы. 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2004

8. Шипицына Г.М. Изложение и сочинение с заданиями и ответами. - М.: Просвещение, 1997

9. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы.

- М.: Вербум-М, 2003

10. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки.

- М.: Просвещение, 2006

11. Ермоленко Т.И. Поурочные планы к учебному комплексу под редакцией Бабайцевой В.В.- Волгоград: Учитель, 2005

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);

– репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

– репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);

– обучающая программа “Фраза”;

– программа “Домашний репетитор”;

– орфотренажер “Грамотей”,

- уроки русского языка (Кирилла и Мефодия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенный курс) по УМК Бабайцевой В.В. 6 класс.

Данная рабочая программа составлена к УМК Бабайцевой для расширенного изучения в 6 классе, она рассчитана на 7 часов в неделю, направлена на ислледовательскую и проектную деятельность учащихся, включа...

Рабочая программа по русскому языку под ред. В. В. Бабайцевой для 5 класса

Материал может быть использован учителями русского языка, работающими по программе В. В. Бабайцевой...

Рабочая программа по русскому языку под ред. В. В. Бабайцевой для 5 класса

Материал может быть использован учителями русского языка, работающими по программе В. В. Бабайцевой...

Рабочая программа по русскому языку под ред. В. В. Бабайцевой для 5 класса

Материал может быть использован учителями русского языка, работающими по программе В. В. Бабайцевой...

Рабочая программа по русскому языку под ред. В. В. Бабайцевой для 9 класса

Программа адресована учителям, работающим по программе под ред. В. В. Бабайцевой....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....