Готовимся к ЕГЭ по русскому языку и литературе
материал по русскому языку (11 класс) на тему
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку и литературе программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов анализа. Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и дома правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии. Для активизации познавательной деятельности в программу включены такие разделы, как "Стилистика", "Анализ текста", и т.д., которые предполагают самостоятельное освоение материала, анализ текстов ражных функциональных стилей.. В предложенном материале подобраны основные средства выразительности речи с примерами. Материал предлагается использовать как памятку-распечатку на каждого ученика. Поможет учащимся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ по русскому языку и литературе.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
подготовила
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель Российской Федерации
Васенина Тамара Александровна
г. Омутнинск, 2012 год.
Средства выразительности речи.
Памятка для учащихся.
Тропы: (троп – это оборот речи, в котором слово употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности)
Эпитет – образное определение: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.
Сравнение – сопоставление одного понятия с другим. она тревожна , как листы; как гусли многострунна
Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.
Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству. Пустых небес прозрачное стекло, лунный серп, густеет облаков волнистое руно.
Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом («Парус»)
Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи: Я три тарелки съел.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит.
Синекдоха – разновидность метонимии. Основанная на переносном значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Все спит – и человек, и зверь, и птица.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое.
Уж небо осенью дышало.
Здесь даже камни плачут.
Россия вспрянет ото сна.
Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков.
Автор «Героя нашего времени» ( вместо М.Лермонтов)
Северная Пальмира или Северная Венеция – Петербург;
Мать городов русских – Киев;
Черное золото вместо нефть;
Царь зверей вместо лев.
Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья.
В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках…
Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..
Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.
Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Стилистические средства изобразительности
( фигуры речи)
Антитеза – противопоставление:
что ищет он в стране …, ты и убогая, ты и обильная…, мне нравилась девушка в белом, теперь я люблю в голубом.
Черный вечер, белый снег.
Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. (Сказка о рыбаке и рыбке)
Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.
Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, мертвые души, горячий снег, грустная радость, траурный наряд.
Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало..
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.
Анафора – единоначалие: Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную…
Клянусь я первым днем творенья, Это утро, радость эта,
Клянусь его последним днем. Эта мощь и дня и света,
Клянусь позором преступленья Этот крик и вереницы,
И вечной правды торжеством. Эти стаи, эти птицы…( А. Фет)
М. Лерионтов)
Эпифора – одинаковое завершение:
« Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди.
Бессоюзие – придает фразе динамику:
Швед, русский – рубит, колет режет.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри…
Многосоюзие – придает предложению плавность, замедленность.
И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.
Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.
Инверсия – необычный порядок слов.( Белеет парус одинокий.)
Умолчание – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.
Нет, я хотел… быть может, вы…
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске к-л подразумеваемого члена предложения.
Мы села – в пепел, грады – в прах…
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.
Знаете ли вы украинскую ночь?
Кто не проклинал станционных смотрителей,
Кто с ними не бранился?
Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к-л или ч-л для усиления выразительности речи.
Цветы, любовь, деревья, праздность
Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)
Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!
Фонетические изобразительно-выразительные средства.
Аллитерация – повторение согласных звуков в слове: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.
Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)
Ассонанс- повторение гласных звуков в слове:
думаю думу свою.
Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.
Багровое взметнулось полымя
Над рокотом аэродрома,
А голуби, как будто голые,
Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…
Литература:
1.Н.Б.Егорова и др. «Поурочные разработки по русскому языку» 11 класс, М., Вако 2005 год.
2. Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.» М., Айрис пресс, 2002г.
3. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-155866-1354434564.jpg)
Готовим к ЕГЭ по русскому языку на литературе
Методы работы с текстовой информацией на уроках литературы и русского языка для успешной подготовки к части С ЕГЭ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-187569-1359042439.jpg)
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-203516-1360927940.jpg)
Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.
Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/29/picture-524360-1490781465.jpg)
Готовимся к экзамену по русскому языку. Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические)
Открытый урок для учащихся и их родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/23/picture-459936-1403551574.jpg)
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-456712-1402764458.jpg)
Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"
Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-94353-1644127891.jpg)
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...
Комментарии
Готовимся к ЕГЭ. Выразительные средства языка
Памятка-рекомендация поможет учащимся находить в художественном произведении изобразительно-выразительные средства языка, обеспечит расширение лингвистического кругозора, углубление знаний о языке.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку и литературе
Очень полезный материал ученикам, спасибо Вам огромное!
Спасибо за публикацию
Возьму себе на заметку.