Модульный урок в 8 классе по теме "Дополнение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Модульный урок в 8 классе
1. Название модуля: «Дополнение».
2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомить учащихся с дополнением как второстепенным членом предложения.
3. Целевой план действий для учащихся:
повторить известные грамматические значения дополнения;
изучить способы выражения дополнения;
познакомиться с прямыми и косвенными дополнениями;
развивать умение выполнять синтаксический разбор предложения;
воспитывать интерес к языку.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnenie.rar | 208.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала Голубева Ольга Александровна
учитель русского языка и литературы
ОГБОУ ССКОШ I и II видов г. Смоленска
Модульный урок в 8 классе
1. Название модуля: «Дополнение».
2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомить учащихся с дополнением как второстепенным членом предложения.
3. Целевой план действий для учащихся:
повторить известные грамматические значения дополнения;
изучить способы выражения дополнения;
познакомиться с прямыми и косвенными дополнениями;
развивать умение выполнять синтаксический разбор предложения;
воспитывать интерес к языку.
- 4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Цель: повторить порядок проведения синтаксического разбора предложения.
Методический комментарий для учащихся. Выполните синтаксический разбор предложения: Солнце осветило землю своими золотыми лучами.
Ответ:
Солнце (подлежащее, выражено сущ.) осветило (сказуемое, выражено глаголом) землю (дополнение, выражено сущ.) своими(определение, выражено местоим.) золотыми (определение,выражено прилаг.) лучами (дополнение, выражено сущ.).( Простое, повеств., невоскл., двусост., распр.).
Уровень В.
Цель: повторить порядок проведения синтаксического разбора предложения.
Методический комментарий для учащихся. Выполните синтаксический разбор предложения: Спорить с ними я никогда не мог.
Ответ:
Спорить(сказуемое,выражено глаголом) с ними (дополнение, выражено местоим.) я (подлеж., выражено местоим.) никогда (обстоятельство, выражено отриц. местоим.) не мог (сказуемое, выражено глаголом).( Простое, повеств., невоскл., двусост., распр.).
Уровень С.
Цель: повторить порядок проведения синтаксического разбора предложения.
Методический комментарий для учащихся. Выполните синтаксический разбор предложения: Охотники убили семнадцать бекасов. Чем выражено дополнение?
Ответ:
Охотники (подлеж.,выражено сущ.) убили (сказуемое, выражено глаголами) семнадцать бекасов (дополнение, выражено словосоч.) .( Простое, повеств., невоскл., двусост., распр.).
- б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Цель: познакомить учащихся с понятиями «прямое и косвенное дополнение»; изучить способы выражения дополнений;
Методический комментарий для учащихся. Рассмотрите слайды Презентации. Ответьте на следующие вопросы:
1. Какой второстепенный член называется дополнением?
2. Чем может быть выражено дополнение?
3. На какие группы делятся дополнения?
в) закрепление нового материала.
Уровень А.
Задание 1.
Цель: развивать умение отличать дополнения от других членов предложения.
Методический комментарий для учащихся: Сопоставьте предложения. Устно укажите, в роли каких членов предложения выступают выделенные слова?
1. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб. 2. На верх мачты я прикрепил флаг. – Наверху развевается флаг. 3. За поворотом мы увидели пруд. – Пруд тянулся вдоль деревни. 4. Ребята из сухих сучьев разожгли костер. – Костер разгорался сильнее. 5. Туча постепенно облегала небо. – Небо постепенно облегала туча. 6. Из-за крыш виднелся беловатый хребет горы. – Вскоре туристы увидели вдали беловатый хребет горы.
Ответ:
1. Раскидистый дуб (подлежащее) возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб (дополнение). 2. На верх мачты я прикрепил флаг (дополнение). – Наверху развевается флаг(подлежащее) . 3. За поворотом мы увидели пруд (дополнение). – Пруд (подлежащее) тянулся вдоль деревни. 4. Ребята из сухих сучьев разожгли костер (дополнение). – Костер (подлежащее) разгорался сильнее. 5. Из-за крыш виднелся беловатый хребет (подлежащее) горы. – Вскоре туристы увидели вдали беловатый хребет (дополнение) горы.
- Задание 2.
Цель: познакомить учащихся со способами выражения дополнений в предложении.
Методический комментарий для учащихся: Подчеркните дополнения; укажите, чем они выражены.
1. Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
2. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу- бу».
3. К двум прибавить десять.
4. Ему приказали вернуться.
5. Он выпил несколько чашек кофе.
- Они нашли его больное место.
Ответ:
1. Все молчат, и только Володька что-то (местоимение) бормочет.
2. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу- бу» (звукоподражание).
3. К двум прибавить десять (числительное).
4.Он приказал вернуться (глагол в н.ф. ).
5. Он выпил несколько чашек кофе (цельное словосочетание).
6. Они нашли его больное место (фразеологизм).
Задание 3.
Цель: научить различать прямое и косвенное дополнение.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид.
А) Осен_ю бел_чка дела_т большие запасы.
Б) Пр_плыла к н_му рыбка .
В) Ветер сл_мал дерево .
Г) Со_нце осв_тило пш_ничное поле.
Д) К утру м_роз высушил дороги и тонким ле_ком зат_нул лужу.
Ответ:
- А) Осенью белочка делает большие запасы(прямое).
Б) Приплыла к нему (косвенное) рыбка .
В) Ветер сломал дерево(прямое) .
Г) Солнце осветило пшеничное поле (прямое).
Д) Ранняя весна одела город (прямое) в нежную зелень (косвенное) каштанов.
- Уровень В.
Задание 1.
- Цель: развивать умение отличать дополнения от других членов предложения.
Методический комментарий для учащихся: Сопоставьте предложения. Устно укажите, в роли каких членов предложения выступают выделенные слова?
1. Сказки Пушкина я люблю. - Сказки Пушкина любимы всеми.
2. Письмо мне вручил брат. - Письмо было вручено мне братом. 3. Лес окутал густой туман. - Густой туман окутал лес. 4. Доклад мы поручили Пете. - Петя должен был сделать доклад. 5. Дорожки усыпали листья. - Листья усыпали дорожки. 6. Деревья покрыл иней. - Иней покрыл деревья. 7. Баркас унес в море ураган. - Баркас был унесен в море ураганом. 8. Мне послышался шепот. - Я услышал шепот.
Ответ:
- 1. Сказки Пушкина (дополнение) я люблю. - Сказки Пушкина (подлежащее) любимы всеми.
2. Письмо (дополнение) мне вручил брат. - Письмо (подлежащее) было вручено мне братом. 3. Лес окутал густой туман (подлежащее) . - 4.Лес окутан густым туманом (дополнение) Доклад мы поручили Пете (дополнение) . - Петя (подлежащее) должен был сделать доклад. 5. Дорожки усыпали листья (подлежащее). - Дорожки усыпаны листьями (дополнение) . 6. Деревья покрыл иней (подлежащее). - Деревья покрыты инеем (дополнение). 7. Баркас (дополнение) унес в море ураган. - Баркас (подлежащее) был унесен в море ураганом. 8. Мне послышался шепот (подлежащее). - Я услышал шепот (дополнение).
Задание 2.
Цель: познакомить учащихся со способами выражения дополнений в предложении.
Методический комментарий для учащихся: Подчеркните дополнения; укажите, чем они выражены.
1. Никто не встретил меня.
2. Я вспомнил свой поединок.
3. Оба тогда мы болтали пустое.
4. Вдруг закричали в толпе, что государь ожидает пленных.
5. Нас с Савельичем проводили до ворот.
6. Марья Ивановна просила меня спасти ее.
7. К первому присоединился второй башкирец.
8. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза.
Ответ:
1. Никто не встретил меня ( местоим.).
2. Я вспомнил свой поединок (сущ.).
3. Оба тогда мы болтали пустое ( прилаг.).
4. Я прошу вас (местоим.) говорить ( глагол в н.ф.) тише.
5. Нас с Савельичем ( словосоч.) проводили до ворот.
6. Не откладывай на завтра ( нареч.) то, что можешь сделать сегодня.
7. К первому (числит.)присоединился второй башкирец.
8. Он стал для нас яблоком раздора (фразеологизмом) .
- Задание 3.
Цель: научить различать прямое и косвенное дополнение.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид.
- Моя бабушка любит соб_рать лекарстве_ые р_стения.
- Моя искре_ость п_разила Пугачева.
- Дай мне, пожалу_ста, молока.
- Сказали, в течени_ дня не будет воды.
- Я никому не позволю себя обман_вать.
- Из г_зет и старых журналов я узнавал о жизни других народов.
- Без музыки и пес_н не проходит ни один праз_ник.
- Я ездила в город с подругой.
- Василий хорошо играет в шахматы.
- Мы встретились на мосту.
Ответ:
1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения (прямое дополнение).
2. Моя искренность поразила Пугачева (прямое дополнение).
3. Дай мне, пожалуйста, молока (прямое дополнение).
4. Сказали, в течение дня не будет воды (прямое дополнение).
5. Я не позволю себя (прямое дополнение)обманывать.
6. Из старых журналов (косвенное дополнение) я узнавал много интересного.
7. Без музыки и песен (косвенное дополнение) не проходит ни один праздник.
8. Я ходила к подруге (косвенное дополнение).
9. Василий хорошо играет в шахматы (косвенное дополнение).
10. Все вспоминали о праздничном вечере (косвенное дополнение).
- Уровень С.
Задание 1.
- Цель: развивать умение отличать дополнения от других членов предложения.
Методический комментарий для учащихся: Устно составьте с данными словами и словосочетаниями предложения, в которых они выступают вначале как подлежащие, затем — как дополнения (формы слов можно менять).
Осень, двадцать, учиться, немало людей, филькина грамота.
Ответ:
1.Наступила осень (подлежащее). - Я люблю осень (дополнение).
- Двадцать (подлежащее) — целое число. - Сто делится на двадцать (дополнение).
- Учиться (подлежащее) — всегда пригодится. - Я хочу учиться (дополнение).
- Немало людей (подлежащее) приходит сюда. - Мы пригласили немало людей (дополнение).
- Эта филькина грамота (подлежащее) никому не нужна.- Этот документ оказался филькиной грамотой (дополнение).
Задание 2.
Цель: познакомить учащихся со способами выражения дополнений в предложении.
Методический комментарий для учащихся: Подчеркните дополнения; укажите, чем они выражены.
1. На лицо мне пахнул ранний утра холодок.
2. Редеет ночного тумана покров.
3. Через несколько дней меня выслушал врач.
4. Глубина впадины равна одиннадцати километрам.
5. Споры мы отложили на завтра.
6. Безродного пригрел и ввел в мое семейство.
7. Мы попросили девочку спеть.
8. Врач посоветовал отцу уехать на юг.
Ответ:
- 1. На лицо мне пахнул ранний утра (сущ.)холодок.
2. Дятел старательно продолжал свое «тук-тук» (звукоподражание).
3. Через несколько дней меня (мест.)выслушал врач.
4. Глубина впадины равна одиннадцати километрам (словосоч.).
5. Споры мы отложили на завтра (нареч).
6. Безродного (прилаг.) пригрел и ввел в мое семейство.
7. Мы попросили девочку спеть (глаг. в н.ф.).
8. Друг посоветовал мне (мест.) не вешать нос (фразеологизм).
- Задание 3.
Цель: научить различать прямое и косвенное дополнение.
Методический комментарий для учащихся: Найдите дополнения при переходных глаголах и определите их падеж. Выпишите словосочетания «перех. гл. с не + сущ. в Род.п.» и «перех. гл. + сущ. в Вин.п.». Сделайте вывод, какие дополнения вы выписали.
1) Под Новый год пахнет мандаринами и шоколадом.
2) Мы выйдем с тобой побродить на просторе.
3) Я не люблю иронии твоей.
4) В новогоднюю ночь все ждут волшебных мгновений.
5) О зимней сказке мечтают и взрослые, и дети.
6) К празднику мама сшила мне красивое платье.
7) Я хочу поговорить с тобой об этом.
8) Первый раз о парусах и колесах я услышал в этом кружке.
9) В своей оде Державин нарисовал условный портрет монарха.
10) Мы не будем искать причин такого поведения.
11) Ищу я друга и собрата.
12) Давно я не брал в руки шашек.
13) Вытрите руки полотенцем.
14) Вы не прибегните к чужой помощи.
15) Он пренебрег моим советом.
Ответ:
Не люблю иронии ( перех. гл. с не + сущ. в Род.п), сшила платье ( перех. гл. + сущ. в Вин.п.), нарисовал портрет монарха (перех. гл. + сущ. в Вин.п.), не будем искать причин ( перех. гл. с не + сущ. в Род.п), ищу друга и собрата (перех. гл. + сущ. в Вин.п.), не брал шашек ( перех. гл. с не + сущ. в Род.п) .
Выписаны прямые дополнения.
Выходной контроль.
Уровень А.
Цель: проверить усвоение изученного материала.
Методический комментарий для учащихся: Выполните тест:
1. Укажите, в каком предложении есть дополнение:
а) Сырая ночь ворочалась под окнами.
б) Она искала что-то в палисаднике.
в) Мы прошли вперед.
г) Солнце показалось из-за облаков.
2. Укажите, в каком предложении есть прямое дополнение:
а) Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга.
б) Я услышал едва заметный шорох.
в) Близко к морю подходят сады.
г) Берег защищен от туманов горами.
3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием:
а) Он любил подражать голосам птиц.
б) На липах сильнее стали жужжать пчелы и шмели.
в) Мы подошли к ручью напиться.
г) Нам советовали поехать на интересную экскурсию.
Ответы: 1 -б); 2 — б); 3 — а).
- Уровень В.
Цель: проверить усвоение изученного материала.
Методический комментарий для учащихся: Выполните тест:
1. Укажите предложение, в котором выделенное словосочетание является дополнением:
а) Мастер на все руки починил мне телефон.
б) Ветер поднимает тучи пыли.
в) Встретить бой готовится молодец удалый .
г) Слава о талантливом мастере дошла до самого царя.
2. Найдите предложение с прямым дополнением:
а) Книги лежали на столе.
б) Живу, горжусь сынами.
в) Хозяйка жарко натопила печь.
г) Лесник шагнул через порог.
3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
а) Мать велела поставить чайник.
б) Мы решили укрыться от дождя.
в) Желание учиться овладело мальчиком.
г) Помнить - значит предвидеть.
4. Укажите предложение, в котором верно выделено дополнение.
а) Родился я с песнями в травном одеяле.
б) И стоит береза в сонной тишине.
в) У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром.
г) В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка.
Ответы: 1 — б); 2 — в); 3 — а); 4 — а).
Уровень С.
Цель: проверить усвоение изученного материала.
Методический комментарий для учащихся: Выполните тест:
1. Укажите дополнение в предложении.
В нашей деревне дома украшают резные ставни.
а) В нашей;
б) деревне;
в) дома;
г) ставни.
2. Укажите предложение, в котором есть косвенное дополнение.
а) Я всегда любил море.
б) Собирать грибы надо осторожно.
в) В муху князь оборотился.
г) Царевич выстроил хрустальный дом.
3. Укажите предложение, где неверно выделено дополнение.
а) Буря сломала тополь под моим окном.
б) Долгожданное солнце закрыло облако.
в) Дедушка включил телевизор.
г) Печенье из рисовой муки съел Петя.
4. Укажите предложение, где дополнение выражено фразеологизмом.
а) Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной.
б) Я не буду отвечать на этот щекотливый вопрос.
в) Меня поздравили с днем рождения.
г) Каждый должен ненавидеть ложь и жадность.
5. В форме каких падежей могут употребляться прямые дополнения:
а) Род.п. без предлога;
б) Дат.п. без предлога;
в) Вин.п. без предлога;
г) Тв.п. без предлога.
Ответы: 1 -в); 2 — в); 3 — б); 4 — б); 5 — а), в).
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/505980/
http://festival.1september.ru/articles/502635/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработки модульных уроков по теме органические соединения 9 класс - 9 класс. Учебник О.С. Габриеляна.
Симбиоз ИКТ и модульной технологии на уроках химииНовые ФГОСы на ступени основного общего образования планируют следующие результаты освоения междисциплинарных учебных программ — «Формирование универс...
Модульный урок "Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды"
Данный урок проводится в теме "Важнейшие классы неорганических соединений" в 8 классе. Урок построен таким образом, что каждый учащийся является активным участником учебного процесса, позволяющего ему...
Модульные уроки по биологии в 7 классе «Класс Млекопитающие, или Звери», «Многообразие зверей»
Модульные уроки по биологии 7 класс; рабочая программа по биологии для 6-9 классов (авторы В.В. Пасечник и др.) - ку...
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....
Дворцовые перевороты. Модульный урок 7 класс
Урок помогает самостоятельно изучить и систематизировать материал по теме послепетровской эпохи в истории России....
Модульный урок 9 класс "Итоги и последствия Великой Отечественной войны"
Это урок обобщения и углубления знаний учащихся о Великой Отечественной войне, где идет формирование представлений о закономерностях победы СССР над фашистской Германией. А также прои...