Местоимение как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок-путешествие с элементами проектной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie.docx | 88.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШДС № 15
Проект «Местоимение»
«Местоимение как часть речи:
общее значение,
морфологические признаки,
синтаксическая роль»
конспект урока
по русскому языку
5 класс
учитель
русского языка и литературы:
Климова Наталья Борисовна
г. Симферополь
Цель:
закрепить полученные знания о местоимение, его грамматические категории, разряды по значению.
Выработать навыки умело использовать местоимения в речи.
Подготовиться к защите проекта «Местоимение».
Оборудование:
учебник, таблицы «Разряды местоимений», «Части речи», тексты для редактирования и подбора местоимений.
Форма проведения урока: урок-путешествие с элементами проектной технологии.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Сообщение темы, цели. Актуализация опорных знаний.
- Слово учителя.
Урок начинаем рассказом о том, как Тыкто узнал, кто он есть на самом деле.
*На предыдущем уроке Люба получила «3». А все потому, что она путала части речи. Как-то вечером девочка мысленно повторяла определения существительного, прилагательного, числительного. И вдруг у окна Люба заметила что-то странное, это было крошечное создание.
- Ты кто? - спросила девочка.
- Я - Тыкто, - ответил гость.
- Да кто вы?
- Я - Ктовы, - обрадовался человечек.
- Какой, который, чей? – Спрашивала девочка.
- Я - часть языка, а какая - и сам не знаю.
- А кто знает? - девочке стало интересно.
- Он, она, они.
- Так спроси у кого-то.
- Никто не знает. Говорят идти в страну частей речи и обязательно с другом.
- Я пойду, - согласилась девочка.
Люба закрыла глаза и вместе с Тыкто полетела в эту страну.
- Работа с таблицей «Части речи».
*Девочка и Тыкто подошли к первому домика с надписью «существительное», постучали в дверь. Прозвучал вопрос: «Кто?» «Девочка и Тыкто. Пустите нас. Мы тоже существительные », - сказала она.
- Любу пустим, а его нет.
- Он тоже существительное. Ты на вопросы отвечаешь? - Обратилась к другу.
- Не знаю, не умею я вопросы задавать. Может, ты умеешь? Пиши, - попросил он.
- Пояснительная диктант (записать предложения, найти местоимения).
Без ядра орех ничто, как и человек без сердца. Мудрым никто не родился, а научился. Весна ленивого не любит, она проворного ласкает.
*Обрадовалась Люба, постучала в дверь.
Он тоже существительное. Ибо отвечает на вопрос кто? что?
- Ничего подобного, это часть речи указывает на предмет, но не называет его. Идите дальше.
Наши герои побежали дальше и оказались к дому с надписью «Прилагательное». На стук кто-то выглянул в окно и спросил: «Какой, чей?».
- Может, ты на такие вопросы отвечать? - Спросила Люба.
- Не знаю, - тихо сказал Тыкто и попросил ее писать дальше.
- Комментируемое письмо.
Лучше свое отдать, чем чужое взять. Каждая лисичка свой хвостик хвалит. Мой дом — моя крепость.
*Выполнив эту задачу, девочка попросила:
- Пустите, - это прилагательное.
- Нет, он хоть отвечает на такие же вопросы, указывает на признак, но не называет ее. Идите дальше.
Схватила Люба Тыкто за руку и потащила его к домику с надписью «числительное». На звонок задали вопрос: «Сколько, который?».
- Может, ты на эти вопросы отвечать? - С надеждой спросила она.
- Пиши, - со слезами на глазах сказал человечек.
- Комментируемое письмо.
Столько наговорил, что и в шапку не соберешь. У него столько правды, сколько в решете воды. Сколько дорог не исходишь, а все не одолеешь.
- Хоть он и указывает на количество, но не называет его. Это не числительное, - услышала Люба в ответ, когда начала доказывать, что ее друг числительное. Разочарованная Люба и Тыкто подошли к новому домика с надписью «Местоимение» и услышали объяснение.
- Мини-проект «Разряды местоимений по значению».
III. Работа над закреплением знаний, умений, навыков.
- Выборочный диктант с заданием.
Выписать местоимения, определить грамматические категории, синтаксическую роль.
Почитай отца и мать, будет тебе везде хорошо. Чужого на свой аршин не меряй! Он бы и рад косить, и некому косу носить. Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
- Игра «Лишнее слово».
Из 3-х местоимений назвать два одинаковых по разряду.
- Мы, вы, что.
- Кто-нибудь, что, любой.
- Весь, всякий, вы.
- Мой, столько, твой.
- Никто, ничто, кто-то.
- Творческое конструирование.
Дополнить загадки местоимениями.
Черная корова (весь) мир поборола. Что вокруг (тебя) бежит, а не догонит? У (нас) зимой белым цветом сад зацвел, будто летом. Сама холодная, а (других) жжет. (Какой) пряжи нет в продаже? (Кто) всегда правду говорит?
- Игра «Кто сообразительный?».
1. Какое местоимение состоит из одной буквы? (Я).
2. Какие 2 местоимения мешают ездить по дороге? (Я, мы).
3. Какое женское имя состоит из 30 я? (Зоя).
4. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы, мы, ты).
- Лингвистическая игра.
Заменить краткие определения словами, в состав которых входят местоимения.
1. Слишком уверенный в себе (самоуверенный).
2. Кто имеет отношение ко всему миру (всемирный).
3. Происходит из другого языка (иноязычный).
4. Проходит в этом году (нынешний).
На этом закончилось пребывание Любы и Тыкто в стране частей речи. В заключение Тыкто пожал руку девочке и сказал:
- Ты - настоящий друг!
- И ты мне помог. Теперь я буду правила учить.
И упражнения выполнять?
IV. Домашнее задание и его инструктаж.
Написать сочинение-повествование «Что я люблю больше всего на свете». Использовать местоимения.
V. Итоговая беседа.
- «О чём идет речь?».
1. Он взял себе на плечи большое дело - определять вещи. (Имя существительное)
2. Кто даст существительному-волшебнику признак или примету? (Имя прилагательное).
3. Кто может определить число вещей, порядок при счете? (Числительное).
VI. Оценивание учебных достижений учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс
Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные" и &quo...