Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе Тема: "Склонение имён существительных"
методическая разработка по русскому языку по теме
Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе
Тема: " Склонение имён существительных"
Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существительных; развитие связной письменной и устной речи, памяти, орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка
Буйгина Вера Ивановна
МСКОУ «Тутальская школа-интернат VIII вида»
Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе
Тема: " Склонение имён существительных"
Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существительных; развитие связной письменной и устной речи, памяти, орфографической зоркости.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Мы за парты тихо сели
И на доску поглядели.
2. Сообщение темы.
Упражнение на развитие зрительного восприятия
-Из букв расположенных на доске составить слово: «Склонение.
3.Повторение .
Пора за работу нам всем приниматься
В тетрадях красиво писать и стараться.
_Что такое имя существительное?
_Как изменяется имя существительное ?
_Сколько склонений у имён существительных ?
_Какие существительные относятся к 1 склонению ?
_Какие существительные относятся ко 2 склонению ?
_Какие существительные относятся к 3склонению ?
4.Работа над ошибками.
Задание. Прочитайте стихотворение «Сделай выбор» букв
Вот з_ма катит как раз,
Чем засыпает она нас?
Вьюгами , м_телями
И сн_гами белыми.
_Как проверить правильность написания этих слов?
Если буква гласная
Вызвала сомнение
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
_Вставьте пропущенные буквы , подберите проверочные слова.
_О каком времени года это стихотворение?
_Найдите слова о зиме. Запишите их в столбик.
М_телями_
С_негами _
В _югами _
_ В каком числе стоят эти существительные ?
_Поставьте существительные в единственное число и запишите их во второй столбик.
_ Определите склонение существительных.
5. Закрепление .
1 Сравнить рисунки и найти отличия.
_ Работа по картинке .
_Какое время года наступит после зимы ?
_ Назовите месяцы весны.
_ Посмотрите внимательно на картинку.Нам она поможет составить небольшой рассказ. Для этого должны дополнить предложения , которые изображены на картинке.
2. Как проверить звонкую или глухую согласную в середине или в конце слова ?
Если слышишь парный звук ,
Будь внимательней, мой друг !
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд на льды-
Будешь грамотным и ты.
3.Что обозначает мягкий знак ?
Мягкий знак ,мягкий знак-
Без него нельзя никак !
Банька в банку превратится
Вот что может получится.
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
4.Синеет над головой _ _ _
Ярче светит_ _ _
С крыш свисают длинные _ _ _
Проваливается под ногами рыхлый _ _ _
Зазеленела на пригорках _ _ _
Радостно чирикает _ _ _
Задание. Вставьте пропущенные слова. Прочитайте текст.
_О каком времени года прочитали?
_Какой месяц начинает весну?
_Озаглавьте рассказ.
_Запишите заглавие.
_ Составленный рассказ запишите, вставленные слова подчеркните одной чертой.
_Поставьте к ним вопросы.
_Какая часть речи отвечает на вопрос что?
_Определите род и склонение этих существительных.
5.Релаксация.
Дети сидят с закрытыми глазами, слушают звон ручьёв и пение птиц.
6.Сравнить рисунки и найти на них отличия.
_Написать названия различных предметов в единственном числе.
Девочки работают по рисунку : «На катке».
Мальчики работают по рисунку : «В столярной мастерской».
Задание. Определить склонение имён существительных. Выполнить самостоятельно ,с последующей проверкой.
Девочки. Ель, берёза, портфель, сумка, шапка, шарф.
Мальчики. Долото, щипцы, стол, скамейка, линейка, треугольник.
Запомнить: слово щипцы употребляется только во множественном числе, поэтому склонение не определяется.
7.Работа по иллюстрации.
Посмотрите на иллюстрации . На них изображено , то о чём мечтают девочка и мальчик.
Мальчики записывают: о чём мечтает мальчик
Девочки записывают: о чём мечтает девочка.
Задание. Определить склонение имён существительных.
8.Какое время года следует за весной?
_ Что растёт и созревает в огороде?
1.ряд ( сообща) на листке записывают название овощей 2 склонения.
2.ряд ( сообща )на листке записывают название ягод 1склонения.
Огурец, помидор, перец, лук, чеснок, кабачок, баклажан, картофель.
Клубника, земляника, малина, смородина, клюква, рябина, черника.
Условие: выигрывает тот ряд , который запишет больше слов.
9.Какое время года следует за летом?
Назовите осенние месяцы.
Работа по учебнику. Упражнение 312, стр. 123.
Задание. Прочитайте текст. Найдите предложение , в котором говорится о рябине. Прочитайте и запишите.
Найдите предложение о берёзе . прочитайте и запишите.
По каким признакам можно судить , что наступила осень?
10. Разгадывание кроссворда.
_У существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?
_У существительных какого рода на конце после шипящих мягкий знак не пишется?
По вертикали.
2.Чёрный, проворный,
Кричит: «Крак»
Червякам враг.
3. Маленький мужичок –
5.На зелёном шнурочке
Белые звоночки.
6.Бьют его рукой и палкой-
Никому его не жалко,
А за что беднягу бьют?
А за то , что он надут.
По горизонтали.
1.Чёрный Ивашка ,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт,
Там заметку кладёт.
4.Под соснами , под ёлками
Лежит мешок с иголками.
6. Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошки.
Задание. Записать отгадки, определить склонение, род.
11.Итог урока. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
12.Оценки.
13. Домашнее задание .Упр. 333, с.129.
Список литературы.
1.Бетенькова Н. М. , Фонин Д. С. Конкурс грамотеев : Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы :кн. Для учителя/Н. М. Бетенькова,. Д. С. Фонин - М. : Просвещение : АО «учеб. лит.» , 1995,- 208 с.
2.Волина В. В. Русский язык. /В.В Волина – Екатеринбург :Изд – во « АРГО». 1996. – 496 с. ( Серия « Учимся играя» ).
3.Программы для 5 -9 классов специальных ( коррекционных ) учрежденийVIII вида : Сб. 1. – М : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 224 с. Под редакцией
В. В. Воронковой.
4.Векеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку : тетр. для учащихся 5 кл. спец.( коррекц. ) общеобразоват. школы VIII вида / И.В. Веркеенко. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 111 с. : ил. – ( Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида.)
5.Воронкова В. В. Русский язык учебник для 5 класса специальных
( коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида/ В .В. Воронкова, Москва« Просвещение» 2005.
6. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э. В, Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку « Состав слова» для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/ Н.Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская Москва « Просвещение» 2005. 125 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".
В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....
Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».
Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...
Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).
Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....
Презентация к уроку письма и развития речи 6 класс
"Склонение имен прилагательных женского рода"...
Урок письма и развития речи 5 класс
"Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения...
Урок письма и развития речи 6 класс
"Склонение имён прилагательных женского рода"...
урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"
Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....