рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы Булотовой Л.П. "Практическая стилистика"(сборник элективных курсов филологического и гуманитарно-эстетического блока, Краснодар, 2006) с учетом требований выпускнику 9 класса и социально- гуманитарного профиля школы. Программа предполагает не только ознакомление с теоретическим материалом, но и практическую направленность с широким использованием активных форм обучения работы с текстами разных стилей речи. Курс расчитан на 34 часа. В нем указано колличество часов на изучение каждой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край МО Туапсинский район
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 с. Кривенковское
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол №1
от 30 августа 2010 года
Председатель педсовета
___________ Ю.В.Козлов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2 вида
По элективному курсу « Уроки мастеров слова»
Класс 9
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель Аведьян Эрика Альгирдовна
Программа разработана на основе программы Булатовой Л.П «Практическая стилистика» , сборник программ элективных курсов филологического и гуманитарно-эстетического блока, Краснодар, 2006г.
Пояснительная записка
Язык - важнейшее средство общения человека. Основной задачей курса является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной речи учащихся.
Предлагаемая программа составлена на основе программы Булатовой Л.П. «Практическая стилистика». С учетом требований к уровню подготовки выпускников 9 класса и социально-гуманитарного профиля нашей школы, в рабочей программе расширены темы «Тропы», «Стилистические фигуры», добавлены часы к изучению данных тем. Программа рассчитана на 34 часа и составлена с целью:
выработать у учащихся высокую коммуникативную, языковую, лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию;
научить ребят чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, выражать себя в слове;
Обогатить словарный запас и обучить умению связно и правильно излагать свои мысли;
вооружить знаниями о нормах языка;
ознакомить с изобразительно- выразительными средствами языка, их использованием в художественной литературе;
формировать теоретические и практические знания о закономерностях целесообразного отбора и использования языковых средств в зависимости от цели и условий высказывания;
развивать языковой эстетический идеал.
Данная программа представляет собой не только ознакомление с теоретическим материалом, но и практическую направленность. Она предполагает широкое использование активных форм обучения , различных видов самостоятельной и исследовательской работы учащихся: правку предложений и текстов, работу с индивидуальными карточками и составление таковых, работу с различными словарями, текстами разных стилей речи, написание сочинений и рефератов, подготовку устных сообщений. Подбор заданий и упражнений рассчитан на предупреждение речевых и стилистических ошибок. Большое внимание уделяется работе с текстами как творением словесного искусства, образцом работы мастеров слова.
Данная программа направлена на ознакомительное и более глубокое изучение уже знакомых старшеклассникам тем. Учитывая возрастные особенности учащихся, упор делается именно на более глубокое изучение уже знакомых старшеклассникам тем. Программа построена на интеграции русского языка и литературы.
Для того, чтобы добиться поставленной цели, перед учителем и обучающимися ставятся следующие задачи:
приобретение языкового чутья, слушая и читая образцовые тексты, редактируя неудачные;
овладевать навыками стилистической правки текста;
овладевать всеми ресурсами языка, делающими нашу речь выразительной и точной4
развивать творческое мышление и духовную культуру учащихся.
В основе процесса предполагается работа с текстами разных стилей речи, исследовательские и творческие работы учащихся.
В программе указано количество часов на изучение каждой темы. В конце программы даны списки научно- учебной и справочной литературы.
В конечном итоге учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
иметь необходимые знания о русском языке, его ресурсах, формах реализации;
владеть нормами литературного языка;
знать изобразительно- выразительные средства, уметь их находить в тексте, обладать приемами их анализа, применять в собственной речи;
анализировать тексты разных стилей речи;
употреблять синонимы для выражения различных смысловых отношений;
редактировать тексты.
Для достижения поставленных целей используются следующие методы и приемы:
сообщение теоретических сведений;
стилистический анализ слов и конструкций, текстов;
беседа, предполагающая использование словарей;
совершенствование созданных учащимися текстов;
самостоятельная работа по выявлению характерных языковых средств или ошибок, речевых недочетов;
приемы наблюдения, сравнения, сопоставления;
прием синонимической замены;
стилистический эксперимент;
прием моделирования;
прием решения познавательных речевых задач;
прием рецензирования;
приемы редактирования, среди которых могут быть выделены упражнения на исправление речевых недочетов и упражнения на редактирование связных текстов;
упражнения, направленные на освоение языковых норм;
самостоятельный подбор из СМИ, книг примеров с целью нахождения, характеристики, объяснения целесообразности состава и функций используемых средств.
Программа
(34ч)
Слово- основная единица Омонимы как оппозиция тождества. Типы омонимов, причины их появления.
Синонимы. Контекстуальные синонимы. Градация. Антонимы. Контекстуальн-ые антонимы. Антитеза
Паронимы. Паронимы и культура речи. Словарь паронимов.
Основной закон сочетаемости слов. Оксюморон.
Явление многозначности. Изобразительные средства, связанные с многозначностью: метафора, метонимия.
Исконная и иноязычная лексика. Типология иноязычных слов, уместность их употребления.
Стили языка. Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стиль.Выбор слова. Стилистически маркированная лексика. Экспрессивная лексика.
Фразеология. Типы, характеристика, значения фразеологизмов. Уместность употребления. Изобразительные возможности.
Изобразительные возможности фонетики. Ассонанс. Аллитерация.
Строй простого предложения и стилистические функции порядка слов в предложении. Синтаксический параллелизм. Инверсия.
Стилистические свойства словообразования.
Употребление форм существительных и прилагательных.
Употребление форм прилагательных и числительных.
Употребление форм местоимений и глаголов.
Согласование главных и второстепенных членов предложения. Управление в русском языке.
Стилистические особенности предложений с однородными членами и обращениями.
Стилистические особенности предложений с вводными словами и вставными конструкциями.
Стилистические особенности сложных предложений и периода.
Стилистические особенности прямой и косвенной речи
Стилистические фигуры
Распределение учебных часов на изучение каждой темы курса
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
лекции | практические занятия |
1 | Слово- основная единица Омонимы как оппозиция тождества. Типы омонимов, причины их появления. | 1 | 1 | Составление конспекта и тезисов. Правка предложений. Работа с текстами (В.Брюсов « На пруду», «На берегу») |
2 | Синонимы. Контекстуальные синонимы. Градация. Антонимы. Контекстуальн-ые антонимы. Антитеза. | 1 | Правка текстов. Стилистическая функция синонимов в отрывке из «Двенадцати стульев» И.Ильфа и Е.Петрова. |
3 | Паронимы. Паронимы и культура речи. Словарь паронимов. | 1 | Стихотворение В.Маяковского «Севастополь- Ялта». Работа с карточками с использованием словаря паронимов. |
4 | Основной закон сочетаемости слов. Оксюморон. | 1 | Конспект. Редактирование текстов. |
5 | Явление многозначности. Изобразительные средства, связанные с многозначностью: метафора, метонимия. | 1 | 1 | Работа с текстами ( И.Суриков, А.Майков, Ф.Кривин « Колода») |
6 | Исконная и иноязычная лексика. Типология иноязычных слов, уместность их употребления. | 1 | Анализ предложений. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина: заимствованные слова. |
7 | Стили языка. Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стиль.Выбор слова. Стилистически маркированная лексика. Экспрессивная лексика. | 1 | 1 | Работа с текстами научного, официально- делового стиля, разговорного стиля. |
8 | Фразеология. Типы, характеристика, значения фразеологизмов. Уместность употребления. Изобразительные возможности. | 1 | 1 | Анализ текстов и предложений. С.Эйдлин «В разрезе» и «на уровне». Сочинение по фразеологизму. |
9 | Изобразительные возможности фонетики. Ассонанс. Аллитерация. | 1 | Работа с поэтическими текстами. |
10 | Строй простого предложения и стилистические функции порядка слов в предложении. Синтаксический параллелизм. Инверсия. | 1 | Работа с текстами ( по материалам КИМ ов) |
11 | Стилистические свойства словообразования. | 1 | 1 | Уроки мастеров слова. И.Северянин, В.Маяковский |
12 | Употребление форм существительных | 1 | 1 | Анализ колебаний в роде, выбор окончаний существительных |
13 | Употребление форм прилагательных и числительных. | 1 | 1 | выстраивание синонимических рядов прилагательных, выбор нужной формы в словосочетаниях |
14 | Употребление форм местоимений и глаголов. | 1 | 1 | Анализ вариантов видовых форм, стилистических ресурсов местоимений |
15 | Согласование главных и второстепенных членов предложения. Управление в русском языке. | 1 | 1 | Нахождение ошибок при неправильном согласовании, стилистическая правка текстов |
16 | Стилистические особенности предложений с однородными членами и обращениями. | 1 | 1 | Работа с тренировочными текстами при подготовке к ГИА |
17 | Стилистические особенности предложений с вводными словами и вставными конструкциями. | 1 | 1 | Составление текстов с вводными словами, анализ вводных слов в художественных и публицистических текстах |
18 | Стилистические особенности сложных предложений и периода. | 1 | 1 | Наблюдение над стилем Л.Н. Толстого |
19 | Стилистические особенности прямой и косвенной речи | 1 | 1 | Анализ предложений с несобственно – прямой речью |
20 | Стилистические фигуры | 1 | 1 | Создание собственных текстов с использованием выразительных средств. |
Список литературы
Д.Э. Розенталь Справочник по русскому языку. М., 2003
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1996
Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1998
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ
Львова С.М. Уроки словесности. М., 1997
Шанский Н.М. Русская словесность на продвинутом этапе обучения.
Практическая стилистика. Пособие для лицеев, гимназий и школ гуманитарного профиля. М., «Новая школа», 1994
Согласовано Согласовано замдиректора по УВР руководитель ШМО ________Н.Г.Воронина _____ А.А.Канашян
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Элективный курс «Создай свой бизнес» Класс 9 Часов 34 Б...
рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"
Рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова" составлена на основе программы Булатовой Л.П."Практическая стилистика" ( сб. программ филологического и гуманитарно- эстетичес...
рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"
Рабочая программа к элективному курсу "Уроки мастеров слова" составлена на основе программы Булатовой Л.П."Практическая стилистика" (сб.программ элективных курсов филологического и гуманитарно-э...
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"
Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3»
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3» составлена в соответствии с требованиями ...
Рабочая программа по элективному курсу «Грамматика английского языка» (компилятивная программа),10-11 класс,1 час в неделю (69 часов)
Рабочая программа элективного курса по английскому языку для 10-11 классов.Программа элективного курса «Грамматика английского языка» ориентирована на использование учебного пособия «...
Комментарии
Рабочая программа составлена
Рабочая программа составлена на основе программы Булотовой Л.П. "Практическая стилистика"(сборник элективных курсов филологического и гуманитарно-эстетического блока, Краснодар, 2006) с учетом требований выпускнику 9 класса и социально- гуманитарного профиля школы. Программа предполагает не только ознакомление с теоретическим материалом, но и практическую направленность с широким использованием активных форм обучения работы с текстами разных стилей речи. Курс расчитан на 34 часа. В нем указано колличество часов на изучение каждой темы.