Веселая грамматика
занимательные факты по русскому языку (5 класс) по теме
Занимательный материал в стихотворной форме, включение которого в канву урока очень нравится учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_grammatika.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательный материал для проведения уроков
русского языка в 5-6 класса
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться.
Мышки и кошка.
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки-
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути - отчего не подвезти?!
(В. Приходько).
Посчитайте, сколько звуков [ш] в данном стихотворении и зачем их столько понадобилось автору?
Разделительный мягкий знак.
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё-
Перед я, ю, и, е, ё.
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья
Твердый знак.
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Приставка ПРИ-
Приближение.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при -, несомненно.
Присоединение.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Помни, что при- говорят обо всём,
Что добрые руки приделали…
Неполнота действия.
Язык прикусил - не совсем откусил.
Пригорело - не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-
Нахождение вблизи
На пригорке придорожном,
В пригороде приморском…
На пришкольном участке пригожем
Даже привередливому – приволье.
Приставка пре-
В значении «очень»:
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой-
Пре- мы напишем при этом.
Причудливый прискорбный-
Запомнить мы должны!
Их пишем не по правилам,
Вернее…вопреки.
Сходна с пере-
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь – не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.
Запомнить:
Пренебрегать, преследовать, презрение-
Ты не найдёшь им объяснения.
Пренебрегать, преследовать, презрение.
Запомнить их - разумное решение.
Приставки ВОЗ -, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, БЕЗ-.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз -, из -, через-, раз-, и без-,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их лишь только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
Раз -, из-, воз-, низ-, без- и через-
Перед согласными глухими
Всегда меняют з на с.
Непроизносимые согласные.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Оно не произносятся,
И что писать, неясно вам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
Чередование гласных в корне.
Если после корня –а,
В корне будет и всегда!
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
Под удареньем пишем гар-,
Без ударенья- гор.
К примеру: загорел, загар.
Наоборот: зар-, зор-.
Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедленья,
Тут же отыщутся дополненья.
(Люблю маму - кого? вин. п.
Горжусь братом - кем? тв.п.)
Определение
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой?- ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
(Первый снег, интересный фильм.)
Обстоятельство
На вопросы: где? когда?
как? откуда и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам, да-да.
(Высоко забрался, внимательно читаю.)
Однородные члены предложения.
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
Обращение.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй.
Знаки препинания
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.
Вопросительный знак
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу,
Разогнуться не могу.
(А. Шибаев)
Восклицательный знак
Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца.
(А. Шибаев)
Точка
У нее особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка-
Вывод прост:
Это значит –
Точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать,
Точку слушать надо.
И хотя она тверда
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,
Если только мысли
Нить
От воды избавить,
Если точку не забыть
Вовремя поставить.
(Ф. Кривин)
Запятая
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам постоять чуть- чуть
И отправляться
Дальше в путь,
Выйдет на дорожку-
Всем
Подставит ножку.
(А. Шибаев)
Тире
Ляжет палочкой
На строчку,
-Проходите
По мосточку.
(А. Шибаев)
Двоеточие
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется
Ему
Разъяснить нам,
Что к чему…
(А. Шибаев)
Многоточие
Стоят три кумушки
Рядком,
Ведут беседу,
Но- тайком,
Какими-то
Далекими
Туманными
Намеками.
(А. Шибаев)
Кавычки
Всегда подслушать
Норовят то,
Что другие
Говорят…
(А. Шибаев)
Скобки
Словам
Раскрывают
Объятья:
-Ждем в гости вас,
Милые братья!
(А. Шибаев)
О плане
Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без плана.
Будь, как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!
Главные мысли
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе-
Ты только вдумайся,
Только всмотрись-
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу,
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой-
Ты только вдумайся,
Только всмотрись-
Откроется самая главная мысль.
Упражнения для письма под диктовку.
В поле травы хороши,
А на речке камыши.
Мимо поля, мимо ржи
Шли колючие ежи.
Плавниками трепеща,
И зубаста, да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща.
Я руки в воду опущу,
Я их в воде прополощу.
Или я зажгу свечу,
Или лампочку включу,
А ещё я играю во что захочу,
А ещё хохочу я над чем хочу.
***
Цыплёнок прыгнул на циновку
И там на цыпочки привстал.
А мимо шёл цыган на танцы.
-Цып- цып,- цыплёнка он позвал.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде её птенцы.
Цирк откроется в субботу.
Уж приехали борцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Веселая грамматика " ( Подготовка к школе )
Программа « Веселая грамматика » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Целью программы является подготовка р...
Веселая грамматика( турнир по русскому языку для учащихся 5-6 классов)
Веселая грамматика( турнир по русскому языку для учащихся 5-6 классов) Цели. 1. Проверить знания участников по темам: словообразование, орфография, лексика....
"Веселая грамматика"
Интеллектуальная игра - соревнование предназначена для детей 3 -4 классов....
КВН по русскому языку "Веселая грамматика"
КВН проводится в рамках Недели русского языка...
Урок русского языка в 5 классе "Веселая грамматика"
Урок русского языка в 5 классе проводится в рамках предметной недели. Содержит задания, свзанные с орфографией, этимологией. Сопровождается презентацией....
Мастер-класс "Веселая грамматика"
Разработка мастер-класса "Веселая грамматика" можно использовать при повторении на уроках тувинского языка и литературы для развития речи учащихся средних классов....
"Веселая грамматика"
конспект для проведения логопедического КВН...