"Нормы русского литературного языка" элективный курс 11 класс
рабочая программа (11 класс)
Элективный курс "Культура речи. Нормы русского литературного языка"11 класс рассчитан на 2 учебных часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_russkogo_literraturnogo_yazyka_elektivnyy_kurs_11klass.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Культура речи. Нормы русского литературного языка»
11 класс
на 2019 -2020 учебный год
г. Нижневартовск, 2019
Структура рабочей программы
1. Структура документа
Программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; УМК, КТП
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде семи тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
2. Пояснительная записка
Программа курса предусматривает углублённую подготовку обучающихся по русскому языку и опирается на учебные пособия Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской).
Цель.
Расширение лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, в совершенствовании их практических, коммуникативных навыков и умений, в преодолении искусственного разрыва, созданного между высшей и средней школой.
Задачи:
-ознакомить обучающихся с нормами русского языка;
-расширить и углубить знания обучающихся о стилистических средствах языка, помочь ребятам в борьбе с речевыми ошибками, предупредить неправильное употребление слов;
-помочь в устранении орфоэпических ошибок, связанных с нарушением нормы в произношении слов и ударений;
-познакомить обучающихся с ортологией частей речи;
В результате изучения курса обучающиеся должны:
-владеть нормами русского литературного языка;
-уметь находить и исправлять стилистические ошибки;
-оценивать высказывания с точки зрения языковых норм;
Тематический план предусматривает 70 часов в объеме 2 час в неделю.
Список методической литературы.
1.М.Ю. Сидорова, В.С.Савельев « Русский язык и культура речи. Конспект лекций». Издательство АЙРИС – ПРЕСС, 2009г.
2.И.Б.Голуб «Конспект лекций по литературному редактированию». Издательство АЙРИС – ПРЕСС, 2009г.
3.М. А. Штудинер «Словарь образцового русского ударения». Издательство АЙРИС- ПРЕСС, 2005г. «Полный справочник школьника и абитуриента». Издательство АЙРИС- ПРЕСС, 2005г.
4.Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ. Авторы-составители: В. И. Капинос, И.П. Цыбулько.М., Интеллект –Центр, 2012г.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в разных ситуациях общения, соблюдать в практике речевого общения нормы литературного языка, фиксировать и исправлять нарушения норм, анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам, редактировать текст, создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов, интерпретировать тексты различной стилистической принадлежности, соблюдать нормы речевого поведения, пользоваться словарями и справочниками.
Основное содержание.
Понятие о культуре речи (2ч.)
Язык и речь; современный русский литературный язык — высшая форма национального языка. Языковая и речевая личность. Культура речи как 1) область лингвистической прагматики; 2) характеристика нормативных компонентов языка; 3) атрибут личности.
Орфоэпические нормы русского языка (5ч.)
Орфоэпия и фонетика — лингвистическая наука о звуковой стороне языка.
Орфоэпическая норма – единственно возможный или предполагаемый вариант правильного, образцового произношения слов.
Акцентологическая норма – рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения.
Правильное , красивое произношение – один из показателей культуры речи. Орфоэпические нормы, как говорят теоретики культуры речи, имеют эстетическое значение. Орфоэпический практикум.
Акцентологический минимум. Отработка навыков правильного произношения и ударения. Трудные случаи в системе норм произношения и ударения. Орфоэпические словари и справочники.
Лексические нормы в русском языке (11ч.)
Лексика русского языка. Исторические модификации лексики: устаревшие слова, неологизмы. Окказионализмы.
Специфические явления лексики в синхронном осмыслении. Фразеологизмы и сфера их употребления в разных стилях речи. Многозначность, омонимия (омонимы, омофоны, омографы, омоформы), антонимия, синонимия. Паронимия как проблема культуры речи. Требование смысловой точности и многозначность русского слова. Сочетания правильные и неправильные. О подлинной и мнимой тавтологии. Наиболее типичные ошибки в словоупотреблении (употреблении слова в несвойственном ему значении, смешение синонимов, смешение паронимов, плеоназм, тавтология, нарушение норм лексической сочетаемости).
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (5 ч.)
Основные способы словообразования, их выразительные особенности.
Морфологические нормы (17ч.)
Имя существительное: род отдельных слов, склонение и род сложносоставных слов, аббревиатур; особенности в образовании падежных форм, специфика склонения географических названий.
Имя прилагательное: семантические оттенки полных и кратких форм, специфика образования форм степеней сравнения.
Имя числительное: склонение составных числительных (количественных и порядковых); числительные собирательные и возможность их образования.
Местоимение: особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность, связанную с употреблением местоимений.
Глагол: специфика недостаточных и избыточных, императива; причастие и деепричастие — особые формы глагола: образование форм ; координированность деепричастия с подлежащим (семантически) и сказуемым (синтаксически).
Орфографические нормы (12 ч.)
Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.
О-E после шипящих и – Ц- в различных частях слова.
Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Правописание Ъ и Ь.
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.
Буквы – Н – и –НН- в словах различных частей речи.
Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.
Написание – НЕ – с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ.
Правописание служебных частей речи.
Задания по орфографии в структуре ЕГЭ.
Синтаксические нормы русского языка. (11ч.)
Синтаксические нормы (согласование, управление, сочетание однородных членов, построение предложений с чужой речью, употребление причастных и деепричастных оборотов). Грамматические ошибки и способы их устранения. Задания по культуре речи в структуре ЕГЭ.
Повторение изученного (4 ч.)
I полугодие | II полугодие | год | |
Прохождение материала | 32 | 38 | 70 |
Продолжительность и последовательность изучения тем и разделов
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | ||
1 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Понятие нормы | 2 | 2 | |
2 | Орфоэпические нормы русского языка | 2 | 3 | 5 |
3 | Лексические нормы в русском языке | 6 | 5 | 11 |
4 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | 2 | 3 | 5 |
5 | Морфологические нормы. | 8 | 6 | 14 |
6 | Орфографические нормы | 9 | 9 | 12 |
7 | Синтаксические нормы русского языка. | 6 | 5 | 11 |
8 | Повторение | 4 | 4 | |
Итого | 35 | 35 | 70 |
Календарно – тематическое планирование (70асов)
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
1 | 03.09 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. | 1ч. |
2 | 05.09 | Понятие нормы. | 1ч. |
3 | 10.09 | Орфоэпические нормы. Нормы произношения гласных и согласных звуков. | 1ч. |
4 | 12.09 | Акцентологические нормы. | 1ч. |
5 | 17.09 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
6 | 19.09 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
7 | 24.09 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
8 | 26.09 | Лексические нормы. Нормы употребления фразеологических оборотов. | 1ч. |
9 | 01.10 | Использование фразеологических оборотов в различных стилях речи. | 1ч. |
10 | 03.10 | Смысловой и стилистический отбор лексических средств. | 1ч. |
11 | 08.10 | Смысловой и стилистический отбор лексических средств. | 1ч. |
12 | 10.10 | Устранение канцеляризмов и штампов. Плеоназм и тавтология. | 1ч. |
13 | 15.10 | Синонимы, паронимы, омонимы. Лексические выразительные средства. Тропы. | 1ч. |
14 | 17.10 | Практическая работа. | 1ч. |
15 | 22.10 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
16 | 24.10 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
17 | 29.10 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
18 | 31.10 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
19 | 12.11 | Словообразовательные нормы. | 1ч. |
20 | 14.11 | Словообразовательные нормы. | 1ч. |
21 | 19.11 | Практическая работа | 1ч. |
22 | 21.11 | Практическая работа | 1ч. |
23 | 26.11 | Практическая работа | 1ч. |
24 | 28.11 | Морфологические нормы. Формы имён сущ-х. Колебания в роде имён сущ-х. | 1ч. |
25 | 03.12 | Род несклоняемых существительных. Особенности склонения некоторых имён существительных. | 1ч. |
26 | 05.12 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
27 | 10.12 | Формы имён прилагательных. Полная и краткая форма качественных прилагательных. Формы степеней сравнения имён прилагательных. | 1ч. |
28 | 12.12 | Формы имён числительных. Сочетания числительных с существительными. | 1ч. |
29 | 17.12 | Формы имён числительных. Сочетания числительных с существительными. | 1ч. |
30 | 24.12 | Решение тестовых заданий | 1ч. |
31 | 26.12 | Употребление местоимений. Местоимение и контекст. | 1ч. |
32 | 14.01 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
33 | 16.01 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
34 | 21.01 | Употребление форм глагола. Образование некоторых личных форм. Возвратные и невозвратные формы глаголов. | 1ч. |
35 | 23.01 | Практическая работа | 1ч. |
36 | 29.01 | Формы причастий и деепричастий. | 1ч. |
37 | 30.01 | Практическая работа | 1ч. |
38 | 04.02 | Орфографические нормы. Принципы русской орфографии Орфограммы в корне | 1ч. |
39 | 06.02 | Орфограммы в корне | 1ч. |
40 | 11.02 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
41 | 13.02 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
42 | 18.02 | Орфограммы в приставках. Орфограммы на стыке приставки и корня | 1ч. |
43 | 20.02 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
44 | 25.02 | Орфограммы в суффиксах (кроме Н-НН) | 1ч. |
45 | 27.02 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
46 | 03.03 | Н-НН в различных частях речи | 1ч. |
47 | 05.03 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
48 | 10.03 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
49 | 12.03 | Орфограммы в окончаниях | 1ч. |
50 | 17.03 | Слитные-дефисные-раздельные написания | 1ч. |
51 | 19.03 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
52 | 02.04 | Правописание омонимичных частей речи | 1ч. |
53 | 07.04 | НЕ и НИ с различными частями речи | 1ч. |
54 | 09.04 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
55 | 14.04 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | 1ч. |
56 | 16.04 | Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Предложения с однородными членами. Ошибки в сочетаниях однородных членов. | 1ч. |
57 | 21.04 | Причастные обороты. Нормативное употребление причастных оборотов. | 1ч. |
58 | 23.04 | Деепричастные обороты. Нормативное употребление деепричастных оборотов. | 1ч. |
59 | 28.04 | Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ. | 1ч. |
60 | 30.04 | Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ. | 1ч. |
61 | 07.05 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушениями. | 1ч. |
62 | 12.05 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушениями. | 1ч. |
63 | 14.05 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушениями. | 1ч. |
64 | 19.05 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
65 | 19.05 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
66 | 19.05 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
67 | 21.05 | Повторение | 1ч. |
68 | 21.05 | Повторение | 1ч. |
69 | 22.05 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
70 | 22.05 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курсов "Культура речи. Нормы русского литературного языка"
для 10-11 классов...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Нормы русского литературного языка
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащен...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"
Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...
Элективный курс по русскому языку " Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры"
Элективный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов содержит пояснительную записку и тематическое планирование в количестве 35 часов...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"
Рабочая программа и тематическое планированеи элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"...
рабочая программа элективного курса "Нормы русского литературного языка" 11 класс
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса , календарно-тематического планирования...
Элективный курс по литературе « Культура речи и нормы русского литературного языка»
Образовательная программа «Культура речи и нормы русского литературного языка » (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ &la...