Речевой этикет 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Программа факультативного курса "Речевой этикет" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_etiket_6_klass.rar | 11.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой этикет. Программа элективного (факультативного) курса для 6 класса (34 часа).
Пояснительная записка.
Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета – одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятиями культура речевого общения, обогатить свою речь этикетными формулами. Овладение нормами речевого этикета происходит в результате выполнения практически ориентированных упражнений. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и т.д. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития.
Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность и т. д., поэтому данный курс направлен на воспитание у учащихся потребности к речевому совершенствованию.
Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделирование речевых ситуаций, конференций, практикумов и т.д.
В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. По мнению специалистов, известная сентенция как живем, так и выражаемся – только половина правды. Вторая ее половина как выражаемся, так и живем тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании и хранении, в широком распространении научных знаний.
Программа курса «Речевой этикет» представлена в книге С. И. Львовой, И. П. Цыбулько, Ю. Н. Гостевой «Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы». – М.: Эксмо, 2007. – 496 с. – с. 120-123.
Сроки | № П\П | Поурочное содержание | Программные требования | ОУУН | Понятия | Отслеживание ре-ов |
Роль речевого этикета в общении (14ч). |
1 | Речевое общение. Формы общения (устные и письменные). | Речевое общение: единство двух его сторон (передача и воспроизведение информации). Формы общения (устные и письменные). | Уметь вести диалог. | Формы общения. | Беседа |
2 | Сфера речевого общения. | Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая. | Уметь определять сферы общения. | Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая. | Работа с текстом |
3 | Культура речевого общения. | Культура речевого общения как 1)умение построить свою речь, точно и логически выразить мысль; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения. Этикет как совокупность правил поведения. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. | Уметь вести диалог | Культура общения, вербальное и невербальное общение. | Работа с диалогами, наблюдение за мимикой и жестами собеседника. |
4 | Этикет. | Этикет |
5-6 | Речевой этикет. | Использовать правила речевого этикета. | Речевой этикет | Создание диалога |
7 | Нормы речевого этикета. | Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях. | Уметь соблюдать нормы речевого этикета. | Норма | Наблюдение над нормами этикетными. |
8-9 | Речевая ситуация и ее основные характеристики. | Основные характеристики речевой ситуации (кто-кому-о чем – где-когда-зачем-почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Этикетный диалог. Выбор наиболее уместной этикетной формулы. | Уметь вести этикетный диалог | Речевая ситуация, речевые стереотипы, этикетная формула. | Наблюдение над речевыми ситуациями. |
10 | Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. | Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. | Уметь использовать в речи особенности речевого этикета. | Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. | Беседа |
11 | Русские пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета. | Русские пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета. | Уметь видеть в пословице и поговорке правила этикета. | Работа с пословицами, раскрытие их значений. |
12-13 | Особенности речевого этикета различных сферах общения. | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | Уметь использовать особенности речевого этикета в различных сферах общения. | Наблюдение над текстом |
14 | Вежливость как непременное условие речевого общения. | Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способ разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета. | Уметь использовать речевые средства для разрешения конфликта. | Беседа |
Основные формулы речевого этикета (20ч). |
15-16 | Виды речевых ситуаций, в которых используются формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, желание и т.д. | Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях. | Уметь использовать формулы речевого этикета. | Ситуации |
17-19 | Речевая ситуация обращения и ее разновидности. | Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные формулы. Из истории русских имен, отчеств, фамилий. Правильное произношение русских отчеств. | Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы. | Создание ситуаций и подбор этикетных формул. |
20 | Этикетное обращение местоимений Ты и Вы в русской речи. | Этикетное обращение местоимений Ты и Вы в русской речи. | Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи. |
21-22 | Речевая ситуация выражения просьбы. | Грамматические способы выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе. | Уметь использовать в ситуации просьбы этикетные формулы. | Ситуация просьбы |
23 | Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения. | Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения. | Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения. |
24 | Виды комплимента. | Комплименты человеческим достоинствам, характеру, внешнему виду собеседника. | Уметь делать комплименты. | Комплимент |
25-26 | Дискуссия, диспут, спор как форма общения. | Речевое поведение и доброжелательный тон во время спора. Основные правила письменного общения в дискуссиях, конференциях, чатах Интернета. | Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета. | Виртуальная дискуссия. |
27-28 | Основные речевые правила общения посредством телефона. | Логичность, точность, дружелюбный тон речи. Правильное произношение имен, отчеств, фамилий. | Уметь соблюдать правила общения по телефону. | Диалог по телефону |
29-30 | Речевой этикет современной молодежи. | Молодежный сленг и отношения к нему. | Уметь отличать сленг от литературного языка. | Сленг |
31 | Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов. | Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов. Здравствуйте, пожалуйста, прощай и т.д. | Уметь пользоваться этимологическим словарем. | Этимология | Словарные статьи. |
32 | Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением речевого этикета. | Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением речевого этикета. | Уметь использовать речевые формулы. | Разбор типичных коммуникативных неудач |
33 | Характеристика толковых словарей русского речевого этикета. | Характеристика толковых словарей русского речевого этикета. | Уметь пользоваться толковым словарем русского речевого этикета. | Словарь русского речевого этикета. |
34 | Заключительный урок. Использование этикетных выражений в речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»
Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...
Речевой этикет 5 класс
Урок , посвященный речевому этикету....
Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.
Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи урока:привлечь детей к народному творчест...
Интегрированный урок – игра (V класс и помощь I класса). Тема: Сказки и речевой этикет.
Урок азвития навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки....
Речевой этикет и культура речевого общения
Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...
Культура речевого поведения и речевой этикет.
Доклад на заседание МО воспитателей....
Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"
Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....