Речевой этикет 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Программа факультативного курса "Речевой этикет" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_6_klass.rar11.97 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой этикет. Программа  элективного (факультативного) курса для 6 класса (34 часа).

Пояснительная записка.

Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета – одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятиями культура речевого общения, обогатить свою речь этикетными формулами. Овладение нормами речевого этикета происходит в результате выполнения практически ориентированных упражнений. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и т.д. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития.

Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность и т. д., поэтому данный курс направлен на воспитание  у учащихся потребности к речевому совершенствованию.  

Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения.  Такими формами являются моделирование речевых ситуаций, конференций, практикумов и т.д.

В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. По мнению специалистов, известная сентенция  как живем, так и выражаемся – только половина правды. Вторая ее половина как выражаемся, так и живем  тоже должна быть принята во внимание.  Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании и хранении, в широком распространении научных знаний.

Программа курса «Речевой этикет» представлена в книге  С. И. Львовой, И. П. Цыбулько, Ю. Н. Гостевой «Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы». – М.: Эксмо, 2007. – 496 с. – с. 120-123.


Сроки

№ П\П

Поурочное содержание

Программные требования

ОУУН

Понятия

Отслеживание ре-ов

Роль речевого этикета в общении (14ч).

1

Речевое общение. Формы общения (устные и письменные).

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и воспроизведение информации). Формы общения (устные и письменные).

Уметь вести диалог.

Формы общения.

Беседа

2

Сфера речевого общения.

Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Уметь определять сферы общения.

Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Работа с текстом

3

Культура речевого общения.

Культура речевого общения как 1)умение построить свою речь, точно и логически выразить мысль; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения. Этикет как совокупность правил поведения. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Уметь вести диалог

Культура общения, вербальное и невербальное общение.

Работа с диалогами, наблюдение за мимикой и жестами собеседника.

4

Этикет.

Этикет

5-6

Речевой этикет.

Использовать правила речевого этикета.

Речевой этикет

Создание диалога

7

Нормы речевого этикета.

Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.

Уметь соблюдать нормы речевого этикета.

Норма

Наблюдение над нормами этикетными.

8-9

Речевая ситуация и ее основные характеристики.

Основные характеристики речевой ситуации (кто-кому-о чем – где-когда-зачем-почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Этикетный диалог. Выбор наиболее уместной этикетной формулы.

Уметь вести этикетный диалог

Речевая ситуация, речевые стереотипы, этикетная формула.

Наблюдение над речевыми ситуациями.

10

Интернациональные и национальные особенности  речевого этикета.

Интернациональные и национальные особенности  речевого этикета.

Уметь использовать в речи особенности речевого этикета.

Интернациональные и национальные особенности  речевого этикета.

Беседа

11

Русские пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета.

Русские пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета.

Уметь видеть в пословице и поговорке правила этикета.

Работа с пословицами, раскрытие их значений.

12-13

Особенности речевого этикета различных сферах общения.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Уметь использовать особенности речевого этикета в различных сферах общения.

Наблюдение над текстом

14

Вежливость как непременное условие речевого общения.

Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способ разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

Уметь использовать речевые средства для разрешения конфликта.

Беседа

Основные формулы речевого этикета (20ч).

15-16

Виды речевых ситуаций, в которых используются формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, желание и т.д.

Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.

Уметь использовать формулы речевого этикета.

Ситуации

17-19

Речевая ситуация обращения и ее разновидности.

Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные формулы.  Из истории русских имен, отчеств, фамилий. Правильное произношение русских отчеств.

Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы.

Создание ситуаций и подбор этикетных формул.

20

Этикетное обращение местоимений Ты и Вы в русской речи.

Этикетное обращение местоимений Ты и Вы в русской речи.

Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи.

21-22

Речевая ситуация выражения просьбы.

Грамматические способы выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе.

Уметь использовать в ситуации просьбы этикетные формулы.

Ситуация просьбы

23

Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения.

Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения.

Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения.

24

Виды комплимента.

Комплименты  человеческим достоинствам, характеру, внешнему виду собеседника.

Уметь делать комплименты.

Комплимент

25-26

Дискуссия, диспут, спор как форма общения.

Речевое поведение и доброжелательный тон  во время спора. Основные правила письменного общения в дискуссиях, конференциях, чатах Интернета.

Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета.

Виртуальная дискуссия.

27-28

Основные речевые правила общения посредством телефона.

Логичность, точность, дружелюбный тон речи. Правильное произношение имен, отчеств, фамилий.

Уметь соблюдать правила общения по телефону.

Диалог по телефону

29-30

Речевой этикет современной молодежи.

Молодежный сленг и отношения к нему.

Уметь отличать сленг от литературного языка.

Сленг

31

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов.

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов. Здравствуйте, пожалуйста, прощай и т.д.

Уметь пользоваться этимологическим словарем.

Этимология

Словарные статьи.

32

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением речевого этикета.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением речевого этикета.

Уметь использовать речевые формулы.

Разбор типичных коммуникативных неудач

33

Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.

Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.

Уметь пользоваться толковым словарем русского речевого этикета.

Словарь русского речевого этикета.

34

Заключительный урок. Использование этикетных выражений в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»

Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...

Речевой этикет 5 класс

Урок , посвященный речевому этикету....

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Интегрированный урок – игра (V класс и помощь I класса). Тема: Сказки и речевой этикет.

Урок азвития навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки....

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Культура речевого поведения и речевой этикет.

Доклад на заседание МО воспитателей....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....