Художественный мир поэзии С.А.Есенина.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Интегрированный урок по поэзии Сергея Есенина. Исследование материала для сочинения в жанре путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок — путешествие
Художественный мир поэзии С.А.Есенина.
Цели урока: 1. Раскрыть учащимся мир С.Есенина, мир единения человека
и природы.
Отработать приёмы создания письменного высказывания в жанре путешествия.
Обобщить знания учащихся о средствах создания образа,
выражения художественной идеи.
Учебно-педагогические задачи: развитие творческой активности учащихся;
коммуникативных способностей; формирование навыков
исследовательской деятельности.
Оборудование: тексты стихов Сергея Есенина, памятка «Оформление цитат»,
интерактивная доска, ноутбуки, тетради учащихся.
Класс разбит на три группы. В каждой группе карточки с заданием, памятки, ноутбуки.
Ход урока.
I Объявление темы урока, его целей.
Учитель: наш сегодняшний урок необычный. Урок — путешествие в мир поэзии Сергея Есенина.
***слайд№1 / тема, цели урока
Попробуем увидеть окружающий нас мир глазами поэта. А поможет нам в этом томик стихов Есенина. Берём в руки книгу. Она молчит. Но стоит её открыть — и мы попадаем в особый мир. Попытаемся открыть тайну этого загадочного, волшебного мира.
Отправным пунктом нашего путешествия будет первое предложение нашего сочинения. Напишем его, используя клише:
***слайд№2 // Мы открываем сборник стихов С. Есенина, как будто распахиваем (В-1: окошко, калитка, дверь, ворота) в ( В-1: дивный, чудесный...) мир, наполненный (В-1: радостный, ликующий, торжественный, праздничный) музыкой жизни.
В-1 - «Выбери одно слово из предложенных и запиши в нужной форме».
II Создание творческого продукта.
Учитель: представьте, что поэтический мир писателя — реальное географическое пространство. Опишите его, используя цитаты из стихотворений, прочитанных дома. Выписанные цитаты должны показать, что вы видите ( первая группа работает над этим, используйте ноутбук ), слышите ( вторая группа), чувствуете (третья группа), попадая в художественное пространство есенинской поэзии.
*Результат своей деятельности оформляйте в виде презентации.
Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой!
***слайд№3 / Видим, как « » , вдали виднеются « », нас окружают « », водят хоровод « », по равнинам разливается « », расстилается « », грустят « ».....
Или
Слышим теньканье « », плач « », песнь « », шёпот « », лелеющий слух «», льются в сердце « »....
***на столах памятка «Оформляй правильно цитаты»:
Если используешь цитаты как продолжение своей речи:
Дрожит «зеркало затона», разливается по равнинам «берёзовое молоко».
Если употребляешь слова автора, оформляй как прямую речь:
А: «П!» или «П!» - а.
Если прямая речь представляет собой стихотворную строку, после двоеточия прямая речь пишется без кавычек и с новой строки.
Особое внимание автор уделяет олицетворениям:
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
III Социализация / представление результата
Учитель: итак, мы вошли в удивительный мир поэта и увидели....
Первая группа представляет свою работу.
А что поразило вас в незнакомом мире, что вы почувствовали, ощутили?
II группа рассказывает и показывает свои наработки.
Прислушались и …
Третья группа знакомит со своими результатами.
Учитель: итак, мир засиял красками, зазвучал. Живой водой нашего воображения мы оживили мёртвые, немые очертания букв. Воскресили поэтический мир Есенина и стали сотворцами.
***слайд№4 /коллаж: изба, роща, портрет поэта, озеро, трава..
Обратите внимание на коллаж. Что вы видите? Почему портрет поэта занимает
не весь плакат, а является частью общей картины?
Вернитесь к стихам поэта, вспомните, какими речевыми приёмами пользовался Есенин, какие сравнения любил употреблять?
/ месяц-жеребёнок, девушки-берёзки, сам поэт — клён /
Для чего он это использует? Что этим хочет сказать?
***подвести к выводу о том, что это необходимо для создания образа Родины, для выражения идеи — единство всего живого. Человек — часть природы.
***слайд№5 / слева коллаж, справа - слова, выражающие идею /
«Все мы яблони и вишни голубого сада.
Все мы-гроздья винограда золотого лета,
До кончины всем нам хватит и тепла и света».
( «Певущий зов»)
III Социализация.
Зримо представив художественный мир поэта, вы смогли отметить одну из главных особенностей его поэтического мира — единство всего живого, всего сущего, всеобщее побратимство.
***слайд№6 / заполнение лакун
Всё в поэтическом мире Есенина: и------, и-------, и ------, и ------
существует не само по себе, а вплетено в общий ( В-1: рисунок, узор, орнамент ) мировой гармонии. Поэтому, прежде чем------ цветок, или -----дерево, бабочку, подумай, Человек, не разрушишь ли ты этой дивной, но (В-1: беззащитной, хрупкой, нежной) гармонии, ведь (цитата из стихотворения С.Есенина «Певущий зов»).
Учитель: путешествие наше заканчивается, мы чувствуем прилив сил, нам хочется поделиться впечатлениями от увиденного, услышанного, открытого. Сделаем это в заключительной части сочинения. Но для этого ещё поработаем.
***слайд№7 / мы закрываем томик стихов С.Есенина и (как?) смотрим на окружающий мир. Мы видим...
***смотри коллаж
Весеннее солнце
Луговая трава
Берёзовая роща
Прозрачные озёра
Соедини слова в словосочетания
бархат зеркальный
тепло жемчужный
гладь зелёный
туман материнский
Соедини полученные словосочетания с записанными ранее в форме родительного падежа. Допиши предложения.
Читают полученное: … видим зеркальную гладь прозрачных озёр, зелёный бархат луговой травы, жемчужный туман берёзовых рощ, ощущаем материнское тепло весеннего солнца.
***слайд№8 / клише: в моей душе просыпается чувство.... или Я чувствую, что становлюсь ----------- , потому что (В-1: живые, трепетные, прекрасные, чудесные...) картины в стихах великого поэта учат ------- и ------ мир земной красоты.
Читают заключение полностью.
Осталось выбрать подходящее название сочинения.
***слайд №9.
Подумайте, какой эпиграф подойдёт больше к нашему сочинению.
***слайд №10.
Вывод: сегодня мы сделали первый шаг на пути знакомства с лирикой Сергея Александровича Есенина. Мы попытались вместе написать сочинение-путешествие в его интересный, необычный поэтический мир. Постепенно вы научитесь писать такие сочинения самостоятельно. Главное — умейте вслушиваться, всматриваться во всё, что вас окружает, помните, что
Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить!
Наш урок будет иметь продолжение. Дома, используя план к сочинению в жанре путешествия, напишите сочинение, в котором отразите свои впечатления от встречи с миром поэзии Сергея Есенина.
***план к сочинению-путешествию, варианты эпиграфа даются каждому ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественный мир поэзии С.А.Есенина. Презентация.
Слайды к уроку-путешествию в 5 классе по работе над сочинением в жанре путешествия....
Палитра цвета в поэзии С.А.Есенина
Материал презентации можно использовать на уроках литературы при изучении творчества ЕсенинаС.А., а также при провед...
«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»
Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...
Урок литературы в 11 классе по теме: «Революция в поэзии С.А. Есенина»
Время творчества Есенина — эпоха крутых поворотов в истории России. Одной из важных для любого писателя вех, отразившихся на творчестве, стала революция, перевернувшая весь уклад их жизни. Поэты...
Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина
Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина (урок для 11 класса)...
Образ деревни в поэзии С.А. Есенина
Разработка урока...
Символика и философия цветка в поэзии С. А. Есенина.
Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущен...