Художественный мир поэзии С.А.Есенина.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Интегрированный урок по поэзии Сергея Есенина. Исследование материала для сочинения в жанре путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок — путешествие

Художественный мир поэзии С.А.Есенина.

Цели урока: 1. Раскрыть учащимся мир С.Есенина, мир единения человека

                          и природы.

Отработать приёмы создания письменного высказывания в жанре путешествия.

Обобщить знания учащихся о средствах создания образа,

выражения художественной идеи.

Учебно-педагогические задачи: развитие творческой активности учащихся;

                               коммуникативных способностей; формирование навыков

                               исследовательской деятельности.

Оборудование: тексты стихов Сергея Есенина, памятка «Оформление цитат»,

                           интерактивная доска, ноутбуки, тетради учащихся.

Класс разбит на три группы. В каждой группе карточки с заданием, памятки, ноутбуки.

                                   Ход урока.

I Объявление темы урока, его целей.

Учитель: наш сегодняшний урок необычный. Урок — путешествие в мир поэзии Сергея Есенина.

***слайд№1  / тема, цели урока

Попробуем увидеть окружающий нас мир глазами поэта. А поможет нам в этом томик стихов Есенина. Берём в руки книгу. Она молчит. Но стоит её открыть — и мы попадаем в особый мир. Попытаемся открыть тайну этого загадочного, волшебного мира.

Отправным пунктом нашего путешествия будет первое предложение нашего сочинения. Напишем его, используя клише:

***слайд№2  // Мы открываем сборник стихов С. Есенина, как будто распахиваем (В-1: окошко, калитка, дверь, ворота) в ( В-1: дивный, чудесный...) мир, наполненный (В-1: радостный, ликующий, торжественный, праздничный) музыкой жизни.

В-1 - «Выбери одно слово из предложенных и запиши в нужной форме».

II Создание творческого продукта.

Учитель: представьте, что поэтический мир писателя — реальное географическое пространство. Опишите его, используя цитаты из стихотворений, прочитанных дома. Выписанные цитаты должны показать, что вы видите ( первая группа работает над этим, используйте ноутбук ), слышите ( вторая группа), чувствуете (третья группа), попадая в художественное пространство есенинской поэзии.

*Результат своей деятельности оформляйте в виде презентации.

Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой!

***слайд№3  / Видим, как «     » , вдали виднеются «    », нас окружают «   », водят хоровод «    », по равнинам разливается «    », расстилается «    », грустят  «    ».....

                               Или

Слышим теньканье «    », плач «   », песнь «   »,  шёпот «   », лелеющий слух «», льются в сердце «    »....

***на столах памятка «Оформляй правильно цитаты»:

Если используешь цитаты как продолжение своей речи:

Дрожит «зеркало затона», разливается по равнинам «берёзовое молоко».

Если употребляешь слова автора, оформляй как прямую речь:

А: «П!»         или      «П!» - а.

Если прямая речь представляет собой стихотворную строку, после двоеточия прямая речь пишется без кавычек и с новой строки.

       Особое внимание автор уделяет олицетворениям:

        Изба-старуха челюстью порога

        Жуёт пахучий мякиш тишины.

III Социализация / представление результата

Учитель: итак, мы вошли в удивительный мир поэта и увидели....

Первая группа представляет свою работу.

А что поразило вас в незнакомом мире, что вы почувствовали, ощутили?

II группа рассказывает и показывает свои наработки.

Прислушались и …

Третья группа знакомит со своими результатами.

Учитель: итак, мир засиял красками, зазвучал. Живой водой нашего воображения мы оживили мёртвые, немые очертания букв. Воскресили поэтический мир Есенина и стали сотворцами.

***слайд№4  /коллаж: изба, роща, портрет поэта, озеро, трава..

Обратите внимание на коллаж. Что вы видите? Почему портрет поэта занимает

не весь плакат, а является частью общей картины?

Вернитесь к стихам поэта, вспомните, какими  речевыми приёмами пользовался Есенин, какие сравнения любил употреблять?

    / месяц-жеребёнок, девушки-берёзки, сам поэт — клён /

Для чего он это использует? Что этим хочет сказать?

***подвести к выводу о том, что это необходимо для создания образа Родины, для выражения идеи — единство всего живого. Человек — часть природы.

***слайд№5  / слева коллаж, справа - слова, выражающие идею /

«Все мы яблони и вишни голубого сада.

  Все мы-гроздья винограда золотого лета,

  До кончины всем нам хватит и тепла и света».

                    ( «Певущий зов»)

III Социализация.

Зримо представив художественный мир поэта, вы смогли отметить одну из главных особенностей его поэтического мира — единство всего живого, всего сущего, всеобщее побратимство.

***слайд№6  / заполнение лакун

       

Всё в поэтическом мире Есенина: и------, и-------, и ------, и ------

существует не само по себе, а вплетено в общий ( В-1: рисунок, узор, орнамент ) мировой гармонии. Поэтому, прежде чем------ цветок, или -----дерево, бабочку, подумай, Человек, не разрушишь ли ты этой дивной, но (В-1: беззащитной, хрупкой, нежной) гармонии, ведь (цитата из стихотворения С.Есенина «Певущий зов»).

Учитель: путешествие наше заканчивается, мы чувствуем прилив сил, нам хочется поделиться впечатлениями от увиденного, услышанного, открытого. Сделаем это в заключительной части сочинения. Но для этого ещё поработаем.

***слайд№7  / мы закрываем томик стихов С.Есенина и (как?) смотрим на окружающий мир. Мы видим...

 ***смотри коллаж

 Весеннее солнце

 Луговая трава

 Берёзовая роща

 Прозрачные озёра

Соедини слова в словосочетания

бархат            зеркальный

тепло              жемчужный

гладь               зелёный

туман               материнский

Соедини полученные словосочетания с записанными ранее в форме родительного падежа. Допиши предложения.

Читают полученное: … видим зеркальную гладь прозрачных озёр, зелёный бархат луговой травы, жемчужный туман берёзовых рощ, ощущаем материнское тепло весеннего солнца.

***слайд№8  / клише: в моей душе просыпается чувство....  или  Я чувствую, что становлюсь ----------- , потому что (В-1: живые, трепетные, прекрасные, чудесные...) картины в стихах великого поэта учат ------- и ------ мир земной красоты.

Читают заключение полностью.

Осталось выбрать подходящее название сочинения.

***слайд №9.

Подумайте, какой эпиграф подойдёт больше к нашему сочинению.

***слайд №10.

Вывод: сегодня мы сделали первый шаг на пути знакомства с лирикой Сергея Александровича Есенина. Мы попытались вместе написать сочинение-путешествие в его интересный, необычный поэтический мир. Постепенно вы научитесь писать такие сочинения самостоятельно. Главное — умейте вслушиваться, всматриваться во всё, что вас окружает, помните, что

            Не губить пришли мы в мире,

            А любить и верить!

Наш урок будет иметь продолжение. Дома, используя план к сочинению в жанре путешествия, напишите сочинение, в котором отразите свои впечатления от встречи с миром поэзии Сергея Есенина.

***план к сочинению-путешествию, варианты эпиграфа даются каждому ученику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный мир поэзии С.А.Есенина. Презентация.

Слайды к уроку-путешествию в 5 классе по работе над сочинением в жанре путешествия....

Палитра цвета в поэзии С.А.Есенина

Материал  презентации  можно  использовать  на  уроках  литературы  при  изучении  творчества  ЕсенинаС.А.,  а  также  при  провед...

«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»

Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...

Урок литературы в 11 классе по теме: «Революция в поэзии С.А. Есенина»

Время творчества Есенина — эпоха крутых поворотов в истории России. Одной из важных для любого писателя вех, отразившихся на творчестве, стала революция, перевернувшая весь уклад их жизни. Поэты...

Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина

Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина (урок для 11 класса)...

Символика и философия цветка в поэзии С. А. Есенина.

Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущен...