Палитра цвета в поэзии С.А.Есенина
презентация к уроку по литературе на тему
Материал презентации можно использовать на уроках литературы при изучении творчества ЕсенинаС.А., а также при проведении внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhipova.ppt | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание работы. 1. Введение. 1.1.Актуальность выбранной темы. 1.2. Цели и задачи исследовательской работы. 1.3. Методы, приёмы и предмет исследования. 2. Основная часть. 2.1 Есенин и цвет. 2.2. Синий цвет и его оттенки. 2.3. Жёлтый и его оттенки. 2.4. Красный цвет и его оттенки. 2.5. Классическое трёхцветие. 2.6. Метафоричность белого цвета. 2.7. Контраст белого и чёрного. 2.8. Необычные, редкие цветовые оттенки и тона. 2.9. Внутренний мир поэта и цветовое восприятие внешнего мира. 3. Заключение. 4. Литература. 5. Приложение №1. Исследование. Цвет в лирике Есенина. 6. Приложение №2. Синий цвет и его оттенки. Значение этих цветов в стихотворениях С.А.Есенина.
Цель: Доказать, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта. 1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования; 2. выявить все цветовые обозначения в поэзии Есенина (1910 -1925)годов; 3. осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования; 4. установить преобладающий, любимый цвет поэта; 5. соотнести преобладающий цвет с личностью поэта и его мировосприятием. Задачи:
лирика С.Есенина (1910 -1925) годов 1) описательный 2) метод компонентного (статического) анализа Метод и приём исследования: Объект исследования:
цветовые обозначения в стихотворениях Есенина Предмет исследования:
Сергей Есенин и цвет
Синий цвет и его оттенки Любимый цвет в лирике Сергея Есенина – синий , и его оттенки( голубой , серебряный , лазоревый , темно-голубой )
«Гой ты Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края, Только синь сосёт глаза».
Есенин считал, что в самом имени «Россия» спрятано « синее что-то». Он так говорил Вс.Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово... И «роса», и «сила», и «синее что-то!»».
Жёлтый цвет и его оттенки Очень характерно для палитры поэта пристрастие к « жёлто-золотому » цвету. «Лижут сумерки золото солнца»
В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта: «Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи » «Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся» «Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет» «Срежет мудрый садовник осень Головы моей жёлтый лист».
Золотой и жёлтый – символизировали изначальный свет, божественный свет, из которого все возникает и в котором все растворяется. Символическое значение, как на древнерусской иконе. Небо и небесный свет. Храм и рай поэта.
Красный цвет и его оттенки Красный цвет создает цветовые образы, эмоционально окрашенные положительно. Это связано, прежде всего, с традиционной народной эстетикой, проявляющейся и в прикладном искусстве (палех, хохлома, жостово), одежде, фольклоре, языковом развитии (постоянные эпитеты).
Красный – (общеслав.;ср.: красивый—красный; красный—краса ). Цвет любви, горения, страсти, отваги, веры и бедных людей, героизма, великодушия, самопожертвования, огня. Это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.
У Есенина отмечается употребление имен прилагательных для обозначения цветов красного тона: красный , алый , розовый , багровый , багряный .
Реже поэтом используется малиновый , маковый , вишневый , рдяный , огненный , огневой , кровавый , кумачовый Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари Плещет рдяный мак заката На озёрное стекло.
Метафоричность белого цвета Белый цвет ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности и белым саваном, символом смерти: «Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона, И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?» («Снежная равнина, белая луна»)
Заключение Общие выводы: 1.преобладающие цвета в лирике Есенина: синий , золотой , красный , белый; 2.любимый цвет Есенина – синий и его оттенки; 3.Есенин считал, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он говорил: Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» 4.Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему национальную красочную гамму ( золотой , синий , красный , белый ).