Интегрированный урок по русскому языку "Экстримальные ситуации"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e_k_s_t_r_e_m_a_l_n_a_ya_s_i_t_u_a_c_i_ya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Э К С Т Р Е М А Л Ь Н А Я    С И Т У А Ц И Я

ЦЕЛИ:        

- повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;

        - способствовать формированию серьёзного

          отношения к собственной жизни и к безопасности

          других людей;

- побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, в транспорте,

- развивать уверенность в себе, желание прийти на

   помощь людям.

        

ФОРМА:

  игра- соревнование.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ:

а) пригласить из числа уч-ся  3 » экспертов», знатоков правил безопасности, которые будут судить и задавать дополнительные « хитрые» вопросы;

б) объединить учащихся в 3 команды, предложить выбрать капитана, название 1-ая «Сирена»,

                                                 2-ая « Ураган»,

                                                 3-ая « Защита».

ОБОРУДОВАНИЕ:

А) подготовить карточки с заданиями для команд;

Б) сделать медали « Служба спасения школы №28».

В) приготовить коробку, из которой капитаны будут доставать карточки с заданиями.

ОФОРМЛЕНИЕ  КЛАССА:

А) на доске номера телефонов служб:

      01-пожарная охрана;

      02-милиция;

      03-«Скорая помощь»;

      04-газовая служба;

П Л А Н   КЛАССНОГО   ЧАСА

1. Вступительное слово.

2. Соревнование « Экстремальная ситуация»:

А) тур 1 – экстремальные ситуации дома;

Б)  тур 2 – экстремальные ситуации на улице;

В) тур 3 – первая помощь пострадавшим.

3.  Подведение итогов ( рефлексия ).

         

Х О Д    К Л А С С Н О Г О    Ч А С А.

1.Вступительное слово.        

Учитель.  Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти всё что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций.

     Экстремальные ситуации - значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.

     Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью?

(показать на доску, где записаны телефоны служб.)

 Ответы детей.

Учитель. Но сейчас в России появилась ещё одна организация, которая всегда придёт на помощь. Это СЛУЖБА спасения! Служба спасения- это организация, которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любимому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди-СПАСАТЕЛИ.

   Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения.

   А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и другим людям. А значит, сможет стать СПАСАТЕЛЕМ.

2. Соревнование « Экстремальная ситуация»

Учитель. Мы решили организовать в нашем классе Службу спасения. В неё должны войти самые опытные и умелые спасатели. Чтобы их отобрать, мы проведем сегодня соревнование « Экстремальная ситуация».

 В соревновании принимают участие 3 команды спасателей: «Сирена», «Ураган», «Защита».

  Лучшая команда получит медали и звание «Служба спасения школы № 28».

Каждая команда получает задание - какую-либо экстремальную ситуацию. ЗАДАЧА команды  - найти выход из этой ситуации и оказать помощь самим себе.

Каждое задание оценивается максимум в 5 баллов.

Судить наши соревнования будет группа экспертов в составе:

После того как команда выполнит задание, эксперты задают по 3 «вредных» вопроса по этой ситуации . Каждый «вредный» вопрос, на который не получен ответ, забирает у команды 1 балл.

Условия соревнований всем понятны?

           ТУР 1. Экстремальные ситуации дома

Учитель.  1. Экстремальные ситуации, которые подстерегают нас дома. Приглашаю капитанов команд к доске для получения заданий.

(Капитаны вытягивают из коробочки листочки с заданиями).

Итак,  первой         будет отвечать команда «Ураган», второй – «Сирена», третьей- «Защита».

Задания получены. На подготовку ответа вам даётся 3 минуты.

(Включается спокойная музыка. Команды обдумывают ответы.)

Время истекло. Команда «Ураган», слушаем ваш ответ.

( Капитан зачитывает вопрос и даёт ответ, ему помогают члены команды.)

Теперь слушаем «хитрые» вопросы наших «экспертов»

        

«Эксперты» задают вопросы.

Теперь «эксперты» могут оценить действия наших спасателей.

Прошу огласить результат.

«Эксперт».: Действия команды»Ураган» мы оценили на 5 баллов, но наши «хитрые» вопросы снизили этот результат. На ( количество) вопросов команда не смогла ответить, поэтому её результат в первом туре- (количество) баллов.

(В дальнейшем учитель даёт слово другим командам, они перечисляют свои действия в той или иной экстремальной ситуации. Эксперты задают «хитрые» вопросы команде.)

 ЗАДАНИЯ для 1 тура.

№1. 16-00. Вы находитесь в своей квартире на 5 этаже. Родители на работе. Внезапно вы чувствуете резкий запах дыма и гари. Открыв входную дверь ,вы видите ,что весь подъезд объят пламенем, в дыму ни лифта, ни лестницы не видно. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

ОТВЕТЫ.

Позвонить по телефону 01, вызвать пожарных.

Плотно закрыть входную дверь, забить тряпками все щели и вентиляционные отверстия.

Набрать воды в ванную.

Перейти в самую дальнюю от входной двери комнату.

Приготовить фонарик или кусок цветной ткани, чтобы подавать сигналы.

Если есть балкон , можно выйти на балкон и там ждать пожарных.

«ХИТРЫЕ» вопросы:

Можно ли пользоваться лифтом? ( НЕТ.)

Можно ли спускаться по водосточной трубе, связывать тряпки, верёвки, чтобы выбраться с балкона? (НЕЛЬЗЯ).

Как можно передвигаться по задымлённому помещению? (ПОЛЗКОМ ИЛИ СОГНУВШИСЬ.)

№ 2. 16.00 .  Вы смотрите телевизор в своей комнате на 6 этаже. Бабушка дремлет в соседней комнате. Внезапно телевизор взрывается и начинает сильно дымиться. Комната заполняется дымом. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

ОТВЕТЫ:

Выключить шнур  телевизора из розетки.

Набросить на телевизор плотное  одеяло.

Намочить платок и дышать через него.

Плотно закрыть окна.

Забрать бабушку и немедленно выйти из помещения, плотно прикрыв за собой дверь.

Позвонить по телефону 01, вызвать пожарных.

«ХИТРЫЕ» вопросы:

Может быть, сначала нужно было вылить на горящий телевизор ведро воды? ( Нельзя тушить включённые электроприборы водой- будет удар тока.)

А если телевизор будет сразу охвачен сильным пламенем, нужно его закрывать одеялом и пытаться его тушить пожар? ( Нет, нужно немедленно выйти и позвонить по телефону 01.)

Если дым разъедает глаза, что делать? ( Закрыть глаза, передвигаться, держась за стены.

№ 3. Декабрьский вечер. Вы пришли из школы домой и с порога почувствовали сильный запах газа. Родителей нет дома. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

ОТВЕТЫ:

Не зажигать спичек, свечей , зажигалок.

Выключить газовые горелки.

Немедленно перекрыть газ.

Выключить электроприборы.

Открыть форточки.

Если газ продолжает подступать, звонить от соседей в газовую службу по телефону 04.

«ХИТРЫЕ» вопросы:

1.Можно ли самому пытаться ремонтировать газовую плиту: выкручивать конфорки, горелки и т. п.(НЕЛЬЗЯ).

2. Можно ли проверить утечку газа, поднося спичку к конфорке?(Нельзя, может прогреметь взрыв.)

3. Нужно ли пить какие-нибудь лекарства от отравления газом? ( Нет, только по назначению врача.)

УЧИТЕЛЬ. Итак, в первом туре у нас победила команда  ( название).

        ТУР 2. Экстремальные ситуации на улице

УЧИТЕЛЬ. Приглашаю капитанов получить задания для второго тура.

 ЗАДАНИЯ для  2 тура.

№ 1.  Во время прогулки по лесу в пожароопасный период ( сухая погода  и ветер) вы уловили запах дыма и гари, и определили, что попали в зону лесного пожара  ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

ОТВЕТЫ: 

Определить направление ветра и распространение огня.

Быстро выходить из зоны пожара навстречу ветру по возможности параллельно фронту распространения огня.

Идти, пригибаясь к земле, и не стараться обогнать пожар.

Если поблизости есть водоём, окунуться в него  или, смочив одежду, накрыть ею голову и верхнюю часть тела.

Выйдя из опасной зоны, сообщить о пожаре по телефону 01

№ 2. Во время отдыха на природе вас застала гроза. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

Ответы:

 1.Отойти подальше от высоких предметов ( отдельно стоящих деревьев, вышек, опор).

2. Находясь на возвышении ( холм, сопка, скала), спуститься вниз.

3. Не укрываться в камнях и скалах.

4. Постараться разместиться на сухом месте ( колода, пень) и убрать ноги с земли.

5. Отойти подальше от воды ( река, озеро, пруд).

 «ХИТ РЫЕ» вопросы:

Можно ли спрятаться от молнии под деревом? ( НЕТ).

Можно укрыться в машине? ( Да, её металлический корпус защитит вас.)

Можно ли бегать от молнии под деревом грозы? (НЕТ.)

       ТУР 3. Первая помощь пострадавшим

УЧИТЕЛЬ.  Начинаем последний тур наших состязаний. Первая помощь пострадавшим.Капитаны получите задания.

 Три минуты в вашем распоряжении.

Включается спокойная музыка .Дети обсуждают задание.

  Время истекло. Пора оказывать помощь пострадавшим. Команда спасателей выезжает на вызов.

Выходят представители команды, перечисляют ( или демонстрируют) действия по оказанию первой помощи пострадавшему.

Даю слово для «хитрых» вопросов «экспертам».

«Эксперты» задают вопросы. 

Теперь « эксперты» могут объявить результат команды.

«Эксперт» объявляет результаты команды.

  ЗАДАНИЯ  для  3 тура:

№ 1. Ваш друг во время игры в футбол упал и рассёк ногу стеклом. Никаких медикаментов под рукой нет. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

ОТВЕТЫ:

Крепко прижать сосуд выше раны.

Наложить жгут на 3-5 см выше раны.

Наложить давящую повязки на место кровотечения.

Максимально согнуть ногу.

Поднять ногу выше грудной клетки

 «ХИТРЫЕ» вопросы:

Можно ли накладывать жгут на голую кожу? (НЕТ.)

Какая трава останавливает кровотечение? (ПОДОРОЖНИК.)

А как узнать, из вены или артерии идёт кровь? (Из вены кровь тёмная, а из артерии- алая.)

№ 2.  Вы лежали на диване , смотрели телевизор. И вдруг у вас пошла носом кровь. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

Сесть, наклонив туловище вперёд.

Положить на нос лёд.

Если не помогает, прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут.

Если не помогает, вложить кусочек ваты, смоченной в растворе соли ( 1 чайная ложка на стакан воды).

Если не помогает, обратиться к врачу.

«Хитрые « вопросы :        

Можно ли ложиться на спину, чтобы кровь стекла в горло? (НЕТ.)

Можно ли остановить кровотечение перекисью водорода?(ДА.)

Можно ли после носового кровотечения пить горячий чай, кофе?(НЕТ)

.

 № 3. Вы решили развести костёр и сварить уху, но котелок с кипящей водой перевернулся и ваш друг обжёг руку. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

ОТВЕТЫ:

Положить на место ожога пакеты со льдом или холодной водой на 5-10 минут.

Кожу вокруг ожога смазать спиртом, зелёнкой или марганцовкой.

Наложить стерильную повязку.

Можно дать пострадавшему обезболивающее лекарство.

Доставить пострадавшего в больницу.

  «ХИТРЫЕ» вопросы:

Можно удалять с места ожога повреждённую кожу, остатки одежды, грязи? (НЕТ)

Можно мазать место ожога спиртом, зелёнкой, йодом, жиром, мазями, порошками? (НЕТ),

Можно ли накладывать на место ожога тугую повязку (НЕТ).

УЧИТЕЛЬ. В третьем туре победу одержала команда (Название).

Наше соревнование подходит к концу . Я прошу «экспертов» подсчитать , сколько баллов набрала каждая команда во всех 3 турах. И мы узнаем победителей наших соревнований .А значит, сможем определить, какая команда станет нашей классной Службой спасения.

  А пока «эксперты» подсчитывают окончательный результат, я предлагаю вам узнать, какая команда самая дружная. Для этого нужно выполнить несложное задание на сплочение команды я читаю стихи:

                Если к вам придёт беда,

                Знаем, как помочь всегда.

                     ДА!

Последнее слово  «ДА» должны громко сказать все члены команды и хлопнуть в ладоши .Главное требование – это нужно сделать всем одновременно.

   Внимание, начинаем!

 Как вы считаете, ребята, какая команда оказалась самой сплочённой и дружной?

Дети высказывают свои замечания.

 Давайте им похлопаем!!!

 Ну а теперь результаты нашего соревнования. Слово «экспертам».

  Итак, сегодня у нас был трудный час- час экстремальных ситуаций. И лучше всех действовала в этих ситуациях команда «Сирена». Эта команда получает медаль и звание – « Служба спасения школы».

                         Но , как видим, остальные команды  совсем немного отстали от победителей, просто у них были более сложные ситуации .Но они будут накапливать знания и умения, чтобы всегда прийти на помощь. Давайте повторим наше упражнение на сплочение. Только теперь не одна команда, а все присутствующие скажем «ДА» и хлопнем в ладоши. ВНИМАНИЕ!

        Если к вам придёт беда –

        Знаем, как помочь всегда!

              ДА!

3.Подведение итогов ( рефлексия)

 УЧИТЕЛЬ. Понравился ли вам наш сегодняшний классный час?  Какие моменты соревнования вызвали у вас положительные чувства , какие не понравились?

 Примерные ответы детей:

- Понравилось чувствовать себя в команде.

- У нас подобралась  дружная команда, каждый хотел помочь своими знаниями.

-Понравилось чувствовать себя спасателем.

-Показалось, что я смогу выйти из трудной ситуации, укрепить в себе уверенность.

- Не понравились «эксперты», которые сбивали с толку своими вопросами. Если бы не они, мы тоже стали бы победителями.

                      ВСЕМ   СПАСИБО !

        

 

        

   

       

 

 

       

Специальная ( коррекционная ) школа – интернат № 28,

п. Суворов – Черкесский,

г.-к. Анапа

К Л А С С Н Ы Й    Ч А С

« Если    к      вам    придёт     беда –

Знаем,     как     помочь    всегда».

           

                                                                   УЧИТЕЛЬ:

                                                             КИПАРЕНКО  Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русской литературе

file:///media/disk/Дойбухаа/В ТГиП/С.Пюрбю Часкы хун.docfile:///media/disk/Дойбухаа/В Кызыл на КОНФ/Калдарак.Рус.язык.doc...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»

Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля)  посредством интегрированных технологий....

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок по русскому языку и ОБЖ "Урок безопасности".

Интеграция - это действие, имеющее своим результатом объединение. Интеграция 2-х учебных предметов сегодня актуальна, тема пожарной безопасности значима.  На уроке – путешествии учащие...

Интегрированный урок по русскому языку: Причастие в русском и английском языках

интегрированный урок в 8 классе по теме "Причастие в русском и английском языках". Целью урока явилось сопоставление общности и различичий в парадигме двух языков. Задачи: повторить образова...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...