Тестовые задания по русскому языку 9 класс
тест по русскому языку (9 класс) по теме
Данные тестовые задания предназначены для подготовки обучающихся 9 классов к успешной сдаче ГИА по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovye_zadaniya_.docx | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестовые задания для подготовки к ГИА
Вариант 1
ЧАСТЬ 2
Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9;С2.
(1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.
«(2)Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? — философствует он в такие минуты. — (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. (4)Вот захочу — и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как отец и мать, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты... (6)Почему я такой, что сам себя не могу понять?»
(7)И Серёжка спрашивает отца:
— (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?
(9)Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке — водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму. (10)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «(11)Почему-то раньше всё было просто. (12)Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?» (14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испугалась?..
—(17)0 чём ты думаешь? — спрашивает отец, прервав свой рассказ.
—(18)Пап, а собака — умное существо? (19)0на понимает, что ей говоришь?
—(20)По-моему, понимает.
—(21)А как понять человеку, что она чувствует?
—(22)Наверное, надо научить её говорить, — шутит отец.
—(23)Пап, я, кажется, решил: я буду ветеринаром.
—(24)Ну, как знаешь, — отец пожимает плечами и уходит из комнаты. (25)Обиделся, что ли?
—(2б)А ветеринар — неплохая специальность! — кричит за стенкой отец.
(27)Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь нечаянно, а они и решат... (30)А тут важно не ошибиться.
(По Е. Велтистову)
Велтистов Евгений Серафимович — советский писатель, журналист, кинодраматург. Самые известные произведения — цикл повестей об электронном мальчике, копии школьника Серёжи Сыроежки на. По некоторым из них был снят телевизионный многосерийный фильм «Приключения Электроника».
Задания А1—А7выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, К каждому заданию А1 —А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А7 обведите кружком.
А1. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что «раньше всё было просто»?»
— (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором? (9)0н спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке — водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и
там встретил маму.
(10)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «(11)Почему-то раньше всё было просто...»
3) «(12) Люд и знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо
пойдёшь?»
(14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним.
4) «(4)Вот захочу — и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как отец и мать, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать
древние пергаменты...»
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «разгадывать» (предложение 5).
искать решение
расшифровывать
выяснять
предсказывать будущее
A3. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение.
(1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.
(3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.
(15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала.
(13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?
А4. Укажите ошибочное суждение.
В слове ФИЛОСОФСТВУЕТ (предложение 2) подчёркнутая буква обозначает звонкий согласный звук [в].
В слове ПОЙДЁШЬ (предложение 13) мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного.
В слове ЗАРАНЕЕ (предложение 9) звуков больше, чем букв.
В слове ЧУВСТВУЕТ (предложение 21) есть непроизносимый согласный звук.
А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
удивляется 3) (в) беспорядке
скакать 4) геологом
А6. В каком слове правописание приставки определяется глухостью следующего после неё согласного?
спрашивает 3) разгадывать
(к) сожалению 4) испугалась
А7. В каком глаголе правописание безударного суффикса проверяется основой неопределённой формы?
чувствует 3) обиделся
задумывается 4) думает
Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.
В1. Замените разговорное слово «здоровенные» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимичным словосочетанием. Напишите это словосочетание.
В2. Замените словосочетание «скифские курганы» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
В4. Среди предложений 14—17 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Нет,(1) не обиделся. Но,(2) к сожалению,(3) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(4) а они и решат...
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он спрашивает это уже,(1) наверное,(2) в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу,(3) потом работал на сибирской стройке — водил здоровенные самосвалы,(4) потом поступил в автостроительный и там встретил маму. И пока отец с удовольствием вспоминает молодость,(5) Серёжка думает о своём...
В8. Среди предложений 11—13 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 14—16 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
ЧАСТЬ 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1, С2.2 или С2.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1, С2.2 или С2.3.
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «А тут важно не ошибиться».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи». В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции вводных слов и предложений. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы для варианта 1
А1 | 3 | А5 | 2 |
А2 | 2 | А6 | 4 |
A3 | 4 | А7 | 3 |
А4 | 1 |
В1 | очень большие | В6 | 2 |
В2 | курганы скифов | В7 | 5 |
ВЗ В4 | неё было просто | В8 | 12 |
16 | В9 | 15 | |
В5 | 2,3 |
Вариант 2
ЧАСТЬ 2
Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9;С2.
(1)Дед, не раздеваясь, прошёл к письменному столу, развернул полотенце и достал принесённую картину.
— (2)Ты взгляни, взгляни, Елена!.. (З)Какая неожиданная удача... (4)Бабушка Колкина отдала нам картину. (5)Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!.. (б)Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена!..
(7)И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблюдая за выражением её лица.
—(8)Ну, как она тебе?.. (9)Правда, хороша?
—(10)Девчонка вроде меня, — ответила Ленка. (11)Николай Николаевич сначала не понял, что она имела в виду. (12)Посмотрел на картину. (13)Потом на Ленку...
—(14)Елена! — закричал он так, что она вздрогнула. — (15)Ты просто её копия, двойник... (16)Самый настоящий... (17)Тот же цвет глаз... (18)Рот...
—(19)Рот до ушей, хоть завязочки пришей, — с грустью сказала Ленка. — (20)Может, её тоже так дразнили... (21)Тогда не я первая.
—(22)Вот именно, — обрадовался Николай Николаевич. — (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!
(25)Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.
—(26)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смотрел на неё — и не догадался. (28)Это же последняя работа прапрадеда.
(29)Николай Николаевич помолчал, потом величественно объявил:
—(ЗО)Елена... (31)Возможно... (32)Нет, я уверен в этом... (ЗЗ)Девчонка — сестра моего деда, баба Маша. (34)Мария Николаевна. (35)3наменитая особа. (Зб)Жертвенница. (37)Святая душа.
(38)Её жениха, который пошёл на войну, убили, когда было сражение под Плевной. (39)А она после его смерти не пожелала выходить замуж (ей тогда было всего восемнадцать), всю жизнь прожила одна. (40)Но как прожила!
(41)Она основала женскую гимназию. (42)А все первые её выпускницы уехали в деревни, чтобы работать учителями. (43)Говорят, что они ей во всём подражали: они так же одевались, так же разговаривали, так же жили. (44)Какие были люди! (45)Какие были особенные люди! (46)Всё делали не ради славы, а для людской пользы.
(47)Я её хорошо помню. (48)Она жила в твоей комнатке...
(49)Николай Николаевич бегал по комнате.
—(50)Боже мой! — продолжал бушевать он. — (51)Как ты удивительно на неё похожа! (52)И как я не понимал этого?! (53)Это многое в тебе объясняет. (54)Жизнь будто совершила круг.
(По В. Железникову)
Железников Владимир Карпович — современный детский писатель, кинодраматург. Его произведения переведены на многие языки мира. В основном пишет об отношениях между людьми, проблемах взросления, детстве, отрочестве. Самое известное его произведение — роман «Чучело» — рассказывает о становлении характера героини и её непростых отношениях с одноклассниками.
Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 — А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А7 обведите кружком.
А1. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Как Николай Николаевич относится к своим предкам и к памяти о них?»
1) — (2)Ты взгляни, взгляни, Елена!.. (З)Какая неожиданная удача... (4)Бабушка Колкина подарила нам картину. (5)Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!..
— (2б)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смотрел на неё — и не догадался. (28)Это же последняя работа прапрадеда.
(38)Её жениха, который пошёл на войну, убили, когда было сражение под Плевной. (39)А она после его смерти не пожелала выходить замуж (ей тогда было всего восемнадцать), всю жизнь прожила одна.
(44)Какие были люди! (45)Какие были особенные люди! (46)Всё делали не ради славы, а для людской пользы.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «работа» (предложение 28).
деятельность
исполнение
произведение
обработка
A3. Укажите фрагмент, в котором средством речевой выразительности является лексический повтор.
(5)Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!.. (б)Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена!..
(23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!
(ЗЗ)Девчонка — сестра моего деда, баба Маша. (34)Мария Николаевна.
(51)Как ты удивительно на неё похожа! (52)И как я не понимал этого?!
А4. Укажите ошибочное суждение.
В слове РЕДКОСТНЫЕ (предложение 6) согласный звук [т] является непроизносимым.
В слове ОБЪЯСНЯЕТ (предложение 53) звуков
больше, чем букв.
В слове ДЕВЧОНКА (предложение 33) под ударением произносится гласный звук [ё].
В слове ГЛАЗ (предложение 17) последний звук — [с].
А5. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
неожиданная 3) величественно
выражением 4) догадался
А6. В каком слове правописание приставки определяется звонкостью следующего после неё согласного?
вздрогнула 3) обрадовался
сначала 4) пожелала
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов -они,-; -ённ-; -енн-, в суффиксах пишется НН»?
именно 3) величественно
письменному 4) неожиданная
Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.
В1. Замените в тексте авторское слово «жертвенница» в предложении 36 синонимичным общеупотребительным словосочетанием высокого стиля. Напишите
это словосочетание.
В2. Замените словосочетание «для людской пользы» (предложение 46), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 53.
В4. Среди предложений 5—10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запя-тую(-ые) при обращении.
Чудная,(1) милая,(2) восхитительная бабушка Колкина!..
Честно говоря,(3) редкостные люди нас окружа-ют,(4) Елена!..
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Ну,(1) как она тебе?.. Правда,(2) хороша? — Девчонка вроде меня,(3) — ответила Ленка. Николай Николаевич сначала не понял,(4) что она имела ввиду.
В8. Среди предложений 32—40 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 39—48 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
ЧАСТЬ 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1, С2.2 или С2.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1, С2.2 или С2.3.
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних слов текста: «Жизнь будто совершила круг...»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль запятых в письменной речи». В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции запятых в предложениях. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы для варианта 2
А1 | 4 | А5 | 4 |
А2 | 3 | А6 | 1 |
A3 | 2 | А7 | 2 |
А4 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по русскому языку для итогового контроля. 7 класс
Данный материал может использоваться как итоговый контроль в конце учбного года в 7 классе. Тестовые задания из сборника "Русский язык" под редакцией Н.А.Сениной...
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ПЕРЕВОДНОМ ЭКЗАМЕНЕ В 7 КЛАССЕ
Материал предназначен для проведения переводного экзамена по русскому языку в 7 классе, в который входит: тестовые задания (2 варианта) критерии оценивания кодификатор элементов содерж...
Тестовые задания по русскому языку по теме "Имя существительное" 6 класс
Тестовые задания по русскому языку по теме "Имя существительное" предполагают вопросы для повторения изученного в 5 классе, для проверки знаний, полученных в 6 классе....
Тестовые задания по русскому языку для 5 класса. Повторение.
Данные задания можно использовать как фрагменты работы на уроке русского языка в 5 классе...
Тестовые задания по русскому языку для 6 класса
Тестовые задания по русскому языку для 6 класса по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи»...
Тестовые задания по русскому языку для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ
Тесты содержат несколько вариантов заданий частей А и В экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ...
Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического разбора 5 класс.
Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического р...