Исследовательская работа по русскому языку "Употребление слов-паразитов в речи школьников"
проект по русскому языку (5 класс) на тему
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_5_b_klass.docx | 127.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Исследовательская работа
Употребление слов – паразитов в речи школьников
Выполнил:
Некрылов Александр,
обучающийся 5 «Б» класса
Руководитель:
Мушта Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Бутурлиновка 2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь………...…..6
1.1. Слова - паразиты и причины их употребления………………………...….6
1.2. Классификация речевых паразитов……………………………………...….8
1.3. Значение и примеры употребления слов-паразитов…………………….8
Глава 2. Проведение исследования по употреблению
слов-паразитов школьниками……………………………………...……………10
2.1. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников…….10
2.2. Способы избавления от слов – паразитов………………………..………..12
Заключение…………………………………………………………………....….13
Список использованной литературы…..………………………..……….……..14
Приложение………………………………………………………………………15
Язык народа и богат и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут, как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Рыленков Н.
Введение
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
Слово - великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать, утешить и развеселить. Часто ли мы прислушивался к тому, как мы говорим? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но оказывается, «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками) [4]. Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом. Но из-за возникшей «моды» на то или иное слово оно может встречаться в речи людей, владеющих литературной нормой. Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.
В своей работе мы попытаемся разобраться, что же представляют собой слова – паразиты, как они появляются, когда и где используются.
Цель исследования: привлечение внимания школьников к своей речи; определение причины употребления слов «сорняков».
Задачи:
- установить, какие слова в нашей речи называются словами – паразитами ;
- определить наиболее употребляемые слова – паразиты.
- выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
- выпустить памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов – паразитов».
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш прекрасный, богатый, могучий русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Современные школьники в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться, тем более 2017 год объявлен годом экологии, в своей работе я тоже рассматриваю проблему экологии слова.
Объект исследования: речь учащихся
Предмет исследования: употребление слов-паразитов в речи школьников
Гипотеза: мы предполагаем, что большинство школьников употребляют «слова-паразиты», чаще всего не замечая их в своей речи. Они это делают, потому что имеют небольшой словарный запас.
Методы исследования:
- изучение теоретического материала о словах-паразитах;
- работа со словарями ;
- наблюдения за речью учащихся;
- анкетирование школьников;
- анализ полученных результатов.
Работа проводилась в несколько этапов:
- Изучения литературы по теме исследования
- Наблюдение за речью учащихся на уроке и вне уроков, в неформальной обстановке
- Анкетирование
Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь
1.1. Слова - паразиты и причины их употребления
Родной язык - не просто набор слов и фраз, не только свод грамматичес - ких правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем… Это еще и музыка, источник, золотой ключик к пониманию истории, народной мудрости.
В словаре Ожегова написано, что слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения или высказывания. По правилам языка все слова в высказывании должны нести определённую смысловую нагрузку. Но не всегда это получается. Употребление слов-паразитов (сорняков) нарушает правила русского языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в несвойственном контексте. Такая речь, переполненная словесными сорняками, лишена точности, выразительности, строгости, логичности.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы[4]. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э», «это самое» и прочие.
Паразит – это организм, питающийся за счет другого организма[3]. Слова – паразиты скорее съедают наше время и внимание. Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что человек имеет привычку произносить слова - паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и тоже слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.
Слова - паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово[1]. Также считается, что привычка произносить слова – паразиты - это удел людей с маленьким словарным запасом. Но это спорный вопрос. Ведь даже руководители государства, директора предприятий, известные телеведущие, знаменитые артисты, учителя имеют в своем словарном запасе слова – паразиты.
В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по той причине, что нужное слово в этот момент в голову не приходит.
Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит «видите ли», «ну как вам сказать» и другие. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается.
Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
Проанализировав различную литературу, можно сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию[2]. Говорящий человек чаще всего их не замечает. От «паразитов» в речи не застрахован никто. Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на неудобный вопрос, а отвечать все – таки надо, он старается потянуть время.
Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:
1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. мода на некоторые слова.
- . Классификация речевых паразитов
Наблюдения за речью окружающих позволили классифицировать слова данной категории по разным признакам.
В качестве слов-паразитов чаше всего выступают:
- вот, ну, пожалуй, так, да, как бы;
- конечно, наверное, вероятно, стало быть, так сказать, допустим, значит, короче, типа, короче;
- это, это самое, как его, там;
- Звуки: «э-э-э», «а-а-а». «м-м-м»;
- Слова – паразиты на букву «Ё» - «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё»
- Слова-обзывательства – это обидные слова, с помощью которых пытаются обидеть или оскорбить собеседника (гад, тормоз, ёшкин кот).
- Нецензурная брань
1.3. Значение и примеры употребления слов-паразитов
В литературе мы нашли интересную теорию о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира [6].
Если человек употребляет слово-«паразит» «просто», значит», он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Но на самом деле это слово используют люди, привыкшие всё в жизни усложнять. Еще этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть, а она (оно, он) вдруг разорвался (разбился, упал)». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не мешал мне, а он взял и обиделся».
«Сами понимаете» - это классический пример человека робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.
Среди школьников в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность. Некоторые школьники так и живут – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Такие люди не обременены ответственностью, это сказывается и на их речи.
Мы приводим еще несколько примеров, как слова-сорняки могут рассказать о натуре человека, характере, сущности мышления и видения мира.
«Типа» - Желание выделиться. Заменитель паузы
«Чё» - Вопрос – недоумение.
«Щас» - Нежелание что-либо делать.
«Это» - Пауза во время говорения или употребления каких-то слов.
«Вообще, ваще!» - Лёгкое возмущение.
Если вместо каких-то слов произносится «как его, ну как его, как это» -это попытка что-то вспомнить.
Глава 2. Проведение исследования по употреблению
слов-паразитов школьниками
2.1. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников
Чтобы выяснить, что сами учащиеся знают о словах-паразитах, мы составили анкету и предложили учащимся ответить на вопросы (Приложение № 3)
В анкетировании принимали участие 27 учащихся 5 «Б» класса.
Результаты анкетирования были следующими:
Из приведенной ниже диаграммы видно, что на вопрос «Знаете ли вы, что такое «слова – паразиты»? большинство учащихся ответило утвердительно.
Многие участники анкетирования употребляют в своей речи слова – паразиты. Но если сравнить ответы на вопросы «Употребляете ли Вы слова-паразиты?» и «Употребляют ли ваши одноклассники слова-паразиты?», то мы увидим, что школьники чаще замечают, когда слова-сорняки присутствуют в речи одноклассников и реже их замечают в своей речи. И наконец, на вопрос «Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?» всего 4 человека ответили «да».
Наше исследование на этом не закончилось и мы предложили ребятам анкету «Слова – паразиты в вашей речи». (Приложение 4)
Анализ анкет показал, что наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слова щас, типа, как бы, прикинь, реально. Втором и третьем местах по частоте употребления – ё-моё, короче, клево, пофиг, чё и тормоз, блин. Реже употребляемые слова-сорняки – э-э, ну, то есть.
На вопрос «В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?» (Приложение 5) 13 человек ответило «в ссоре», 3чел. – «в гневе», 4 чел. – «на уроке», «в спокойной беседе» - 5 человек. Это говорит о том, что чаще всего употребляются в речи слова-паразиты тогда, когда человек эмоционально не уравновешен.
На вопрос анкеты «Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?» 24 учащихся ответили, что не задумываются над этим вопросом. И лишь 6 человек ответило, что не подготовленная речь (Приложение 6).
Анализ вопроса «Считаете ли вы, что «слова - паразиты» нужно искоренять из нашей речи?» показал, многие хотели избавиться от слов, засоряющих речь и лишь два человека ответили, что не хотят искоренять из своей речи такие слова (Приложение 7).
Те школьники, которые хотели бы избавиться от слов-паразитов, выбрали следующие способы борьбы с ними: больше читать – 5 чел., следить за своей речью - 9 чел, пополнять словарный запас - 2 чел., делать замечания тем, кто произносит такие слова – 4 чел. И 3 человека ответили, что надо думать о том, что этими словами можно обидеть окружающих нас людей (Приложение 8).
По результатам анкеты можно сделать вывод: многие учащиеся употребляют в своей речи слова-паразиты, происходит у каждого это по разным причинам. Предлагаются способы борьбы, но насколько помогут они избавиться нам от сорняков в речи, будет зависеть от каждого из нас, от нашего желания сделать речь чище.
- Способы избавления от слов – паразитов
Психологи рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» из нашей речи. Два из них мы приводим ниже:
1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил «паразита».
2. Написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «слов-паразитов».
Мы же рекомендуем школьникам следующие способы избавления от слов - паразитов:
- если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;
- больше читать художественную литературу;
- внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон,а потом выявлять слова – паразиты);
- делать паузы, чтобы собраться с мыслями;
- заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами, например, слово «как бы» - «если можно так сказать».
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
Чтобы эта борьба стала эффективной, мы предлагаем памятку «Как избавиться от слов-паразитов» ( Приложение № 9)
Заключение
Чистая речь – это речь, в которой нет выражений, чуждых литературному языку. Чистота речи предполагает соблюдение языковых норм. Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, жаргонизмов, слов-паразитов.
Работая над исследовательской работой, мы узнали, что слова становятся «паразитами» от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение.
Результаты проведенного исследования подтвердили нашу гипотезу, что чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.
Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Необходимо объединить наши усилия для борьбы со словами-паразитами, например, в дисциплинарный журнал можно добавить графу «нарушители литературных норм»
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Народная мудрость гласит: Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.
Так давайте беречь и любить наш великий русский могучий язык!
Список используемой литературы
- Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 2009.
- Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., 2012
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Д.Шведовой – 21-е изд. перераб. и доп. – М.: Рус.яз.1989
- Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
- Розанова Н.Н. Суперсегментная фонетика. Русская разговорная речь: фонетика, морфология, лексика, жест. – М., 2013.
- Сиротинина О.Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности. – М., 2011
Приложение 1
Классификация слов-паразитов, употребляемых школьниками
Приложение 2
Классификация слов-паразитов по группам
Приложение 2
Приложение 3
Анкета «Слова-паразиты»
- Знаете ли вы, что такое «слова – паразиты»?
- Употребляете ли Вы слова-паразиты?
- Употребляют ли ваши одноклассники слова-паразиты?
- Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
Приложение 4
Анкета «Слова-паразиты в нашей речи»
1.Какие слова – паразиты вы употребляете в своей речи?
Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его…
Другие _________________________________________________________
- В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?
- Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?
- Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи?
- Каковы способы борьбы со словами – паразитами?
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Дневник наблюдений за речью обучающихся 5 «Б» класса
№ п/п | ФИО | ПОН | ВТ | СР | ЧЕТ | ПЯТ | СУБ | ПЕРЕМЕНА |
1 | Алиев Д | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Белячков К. | + | + | + | + | + | + | |
3 | Бережной И. | + | + | + | + | + | + | |
4 | Богатырев Т. | + | + | + | + | + | + | + |
5 | Бражникова Е. | + | + | + | + | + | ||
6 | Буронов Я. | + | + | + | + | + | ||
7 | Вышкварка А. | + | + | + | + | + | + | |
8 | Дерябина В. | + | + | + | + | + | + | |
9 | Дорохина М. | + | + | + | + | + | + | + |
10 | Дроботенко В. | + | + | + | + | + | ||
11 | Иконникова И. | + | + | + | + | + | + | |
12 | Кончакова А. | + | + | + | + | + | + | |
13 | Коржова М. | + | + | + | + | + | ||
14 | Лавриченко Т. | + | + | + | + | + | ||
15 | Ламтева А. | + | + | + | + | + | + | + |
16 | Макухин В. | + | + | + | + | + | + | + |
17 | Милютина Е. | + | + | + | + | + | ||
18 | Некрылов А. | + | + | + | + | + | ||
19 | Пономарев Р. | + | + | + | + | + | + | |
20 | Соломатин А. | + | + | + | + | + | ||
21 | Субочев А. | + | + | + | + | + | ||
22 | Тищук В. | + | + | + | + | + | + | |
23 | Толибжонова Ж. | + | + | + | + | + | ||
24 | Чернов Е. | + | + | + | + | + | + | |
25 | Четвериков А. | + | + | + | + | + | ||
26 | Чибилюткин Н. | + | + | + | + | + | + | + |
27 | Чумак А. | + | + | + | + | + | + |
Из приведенной таблицы делаем вывод, что практически каждый день ученики 5Б класса используют в соей лексике слова-паразиты, 10 обучающихся употребляют нецензурную брань, за период 3 четверти по литературе выставлено 26 двоек, это говорит о том, что 26 раз ребята не были готовы к уроку литературы, т.е. не читали произведения, заданные на дом, что и является причиной снижения культуры речи учащихся.
Памятка 10
Памятка «Как избавиться от слов-паразитов»
- Если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно.
- Слова- паразиты используются, чтобы потянуть время. Поэтому лучше сформулируйте мысль, а потом говорите.
- Учитесь контролировать свою речь и не вставляйте в поток своих слов бессмысленные фразы;
- Делайте паузы, чтобы собраться с мыслями;
- Не волнуйтесь и храните спокойствие. Часто люди вставляют слова- паразиты, когда волнуются.
- Делайте вздохи как только захотели сказать слова- паразиты.
- Смотрите на слушателей. Вы увидите, что они не страшные и слушают вас внимательно. Это ослабит напряжение, и выступать будет легче.
- Внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты).
- Больше читайте художественную литературу.
- Поймали себя на слове- паразите – добавьте что-то нелепое, например «мяу», «гав».
- И помните! Слова- паразиты – это ещё и плохая привычка, от которой нужно избавляться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Исследовательская работа по русскому языку "Жаргоны в речи школьников ФГКОУ СОШ № 162: мусор или необходимость?"
Данная исследовательская работа раскрывает суть понятия "жаргон", его виды, особенности употребления. Во второй части исследования ученица выясняет, используют ли жаргоны в своей речи школьники, почем...
Презентация к исследовательской работе по русскому языку "Как влияет язык мультипликации на речь школьников"
Презентация...
Слова- паразиты в нашей речи.
И мусор новых безобразных словПятнает беззастенчиво язык,Бурьян словесный из чужих оковЗмеиным ядом в души к нам проник&helli...
Исследовательская работа по русскому языку "Глаголы речи в русском языке"
Исследовательская работа по русскому языку.Практическая значимость: можно испоьзовать в 6,9,10 кл...
Исследовательский проект по русскому языку «Слова - паразиты в речи школьников МБОУ ЯОШ № 5».
Исследовательский проект по русскому языку «Слова - паразиты в речи школьников МБОУ ЯОШ № 5». Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (со...
Исследовательский проект по русскому языку "Слова-паразиты"
Исследовательский проект по русскому языку...