план-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Фонетика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 38.37 КБ |
prezentaciya_k_uroku_eremenko.ppt | 608 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Еременко Елена Кадыровна | |
Место работы | МАОУ СОШ №2 г. Курганинска Краснодарского края | |
Должность | учитель русского языка и литературы | |
Предмет | русский язык и литература | |
Класс | 5 класс | |
Тема и номер урока в теме | Урок № 56 «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи» ( первый урок по теме) | |
Базовый учебник | Е.А.Быстровой |
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по данным разделам лингвистики; воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи. дать представление о смыслоразличительной роли звука, тренировать пятиклассников в умении отражать на письме звуковой облик слова и формировать понятие о речевом аппарате человека.
9. Задачи:
- обучающие : научить распознавать гласные( ударные, безударные), согласные
( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с орфоэпическим и орфографическим , фразеологическим словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;
-развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных
звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над
формированием навыков грамотного письма.
-воспитательные : воспитывать любовь к художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания
10. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование : интерактивная доска, Internet
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Оргмомент | Проверка готовности к уроку, готовность к восприятию | Готовят к уроку рабочее место | 1мин. | |
2. | Работа с эпиграфом (высказывание Н.В. Гоголя о языке): | Электронный портрет (№1) Презентация на интерактивной доске ( слайд 1) | Презентация. Слайд 1 Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...» Задает вопрос: Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке?
| Слушают и отвечают на вопрос учителя | 2мин. |
3. | Актуализация опорных знаний. Введение в тему | Учитель задает вопрос: Ребята, о чём мы будем сегодня говорить? -Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика | Ученики отвечают на вопросы Предполагаемые ответы : о звуках фонетика Запись темы урока в тетрадях. | 2 мин | |
4. | Постановка цели. | Слайд 2 | Ориентирует на формулировку цели урока: Давайте сформулируем цели нашего урока. 1.Что мы должны знать? 2.Что должны уметь различать? | Ученики отвечают: - Предмет изучения фонетики - Различать звук и букву, гласные и согласные звуки | 2 мин. |
5. | Словарная работа. Работа с толковым словарем Работа с фразеологическим словарем | Электронный словарь №4, №5 | Предлагает отгадать загадки: 1) Отгадайте загадки: - Летом наедается, зимой высыпается. - Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. Дает письменное задание 2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. 3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь? 4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.) 5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске: Медведь на ухо наступил. Медвежьи объятия. Медвежья услуга. - Объясните смысл оборотов. - Запишите тот, который вам больше понравился. | Отгадывают загадки Записывают в тетради слово, ставят ударение, выделяют орфограммы Работают со словарем Объясняют значение фразеологических оборотов Записывают в тетрадь понравившийся фраз. оборот | 5 мин. |
5. | Введение в тему Изучение нового материала Орфоэпическая работа | Слайд 4 Электронный словарь №4 Слайд 5 | Учитель: Я приглашаю вас в королевство «Фонетика». Я, ребята, королева Фонетика. Моё полное имя Фонетика Русского языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты. Объясняет новый материал. Не для всех звуков нужно было создавать буквы. Но как же всё-таки определить, какие звуки нужно «одеть в форму», то есть изобрести для них буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать. А как, вы сейчас узнаете. Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема. | Ученики играют со словами: Дом-том, Дом-дым, Кот-кит, Мир-мор Работа учащихся с толковым словарем Учащиеся записывают слова, а затем вслух проговаривают несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема - [н] | 7 мин. |
6. | Физкультур- ная минутка | Слайд 6 Электронные картинки №2, 3 | Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем не дрался... КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер Учитель ставит вопрос: -Какие буквы здесь перепутались ? -Назовите буквы в слове КИТ, КОТ, а теперь звуки | Дети движениями изображают содержание стихотворения. О и И ка, и, о, тэ | 3 мин. |
7. | Обобщение и закрепление изученного материала | Слайд7 | Учитель предлагает поиграть с фонемами Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость. Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж. Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка
| полученные пары слов ученики записывают в тетради: Всласть-власть, Краска-каска, Склон-слон, Полк-пол, Тепло-тело, Беда-еда, Экран-кран рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад- склад, уклад,оклад, лапа- лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус ногти-когти, булка-будка, лапка-лавка, зубы-дубы, киска-миска, галка-палка, орел-осел, норка-корка, клин-блин, тоска-доска, полено-колено, рамочка- дамочка | 7 мин. |
8. | Работа с таблицей | Слайд 8 Электронный учебный модуль №6 | Учитель проектирует на интерактивную доску таблицу и предлагает работу с интерактивной гипертекстовой четырехуровневой таблицей, демонстрирующей классификацию слов по самостоятельным и служебным частям речи. | Изучают таблицу | 3 мин. |
9. | Орфоэпическая работа | Слайд 9 | Дает задание. Прочитайте правильно слова в предложениях. 1.Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер. (слайд №8) 2.По средам сестра играет в теннис и, конечно, ходит в бассейн. 3.Когда позвонит помощник Анны Ивановны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн. 4.Она любит грейпфруты, щавель, свёклу и морковь | Устно работают со словами, расставляя ударения | 2 мин. |
10. | Самостоятельная работа | Электронный учебный модуль №7 | Организует дифференцированную работу Задания:1 вариант. Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество. 2 вариант. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. 3 вариант. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв. Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж. 3. Работа с компьютерным тренажером | Учащиеся выполняют в тетрадях разноуровневые задания Работают с интерактивной доской | 5 мин. |
11. | Итог урока. | Подводит итог урока. -Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что: • Ь и Ъ – звуков не обозначают; • Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков; • Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук. - А для чего нам все это нужно знать? | Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания | 4 мин. | |
12. | Рефлексия | Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему? - У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке. - Спасибо за урок! | Работают с карточками, лежащими на партах | 1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
« Фонетика»
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Электронный портрет | иллюстрация | Портрет Н.В.Гоголя | http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.museum.ru/ |
2 | Электронная картинка | иллюстрация | Картинка кота | http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://img.crazys.info/files/i/2012.5.18/1178709601_kot1.jpg&imgrefurl=http:// |
3 | Электронная картинка | иллюстрация | Картинка кита | http://www.posternazakaz.ru/shop/makeframe/91438/601/82/ |
4 | Электронный словарь | Учебные словари | словари | http://www.google.ru/search?hl=ru&q=gramota.ru&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%B2+Google&lr= |
5 | Электронный словарь | Учебные словари | Фразеологический словарь. Крылатые выражения | http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary/ |
6 | Электронный учебный модуль | Интерактивные таблицы | Таблица «Звуки речи» | http://repetitor-russ.ru/zvuki-rechi-tablica/ |
7 | Электронный учебный модуль | Компьютерный тренажер | тест | http://guman.150shelkovo011.edusite.ru/DswMedia/test.doc |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Предметные: 1) восстановить в памяти учащихся основные сведения о фонетике и системе единиц, изучаемых в рамках этого раздела; 2) дать понятие о классификации звуков; 3) формировать умение классифицировать звуки Метапредметные: 1) учить слушать учителя и друг друга; 2) обучать смысловому чтению; 3)развивать умение работать индивидуально и в группе; 4)развивать умение последовательно излагать свои мысли, используя литературный язык и терминологию; 5)закрепить умение обобщать изученный учебный материал; 6) развивать умение работать с различными словарями и таблицей Личностные: 1)воспитывать любовь к родному языку и художественному слову; 2) прививать языковое чутье; 3) формировать самостоятельную дисциплину при выполнении заданий, навыки контроля и самоконтроля
«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...» Н.В.Гоголь
ПЛАН 1. Особенности звуков речи. 2. Предмет изучения фонетики. 3. Цели изучения фонетики в школе. 4. Назначение транскрипции.
Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше.
КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем не дрался... КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!» Б. Заходер
таблица «Звуки речи»
Домашнее задание Первое и последнее задания после текста - пересказ по частям и заучивание непарных согласных звуков. § 39. 1 вариант — упр. 202 (задание 1). 2 вариант — упр. 202 (задание 2). 3 вариант — упр. 203.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".
Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....