план-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Фонетика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Еременко Елена Кадыровна

урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Еременко Елена Кадыровна

Место работы

МАОУ СОШ №2 г. Курганинска Краснодарского края

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык и литература

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Урок № 56 «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи» ( первый урок  по теме)

Базовый учебник

Е.А.Быстровой

Цель  урока: повторить и обобщить изученный материал по данным разделам лингвистики; воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи. дать представление о смыслоразличительной роли звука, тренировать пятиклассников в умении отражать на письме звуковой облик слова и формировать понятие о речевом аппарате человека.

         9.   Задачи: 

         - обучающие : научить распознавать гласные( ударные, безударные), согласные

                     ( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с  орфоэпическим и орфографическим , фразеологическим словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;

         -развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных      

                      звуков речи, прививать интерес к предмету,  продолжать работу над                  

                     формированием навыков грамотного письма.

-воспитательные : воспитывать любовь к  художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания

         10. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование : интерактивная доска, Internet

Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Оргмомент

Проверка готовности к уроку, готовность к восприятию

Готовят  к уроку рабочее место

1мин.

2.

Работа с эпиграфом (высказывание Н.В. Гоголя о языке):

Электронный портрет  

(№1)

Презентация на интерактивной доске

 ( слайд 1)

Презентация. Слайд 1 Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...»

Задает вопрос: Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке?

 

Слушают и  отвечают на вопрос учителя

2мин.

3.

Актуализация опорных знаний. Введение в тему

Учитель задает вопрос: Ребята, о чём мы будем сегодня говорить?

-Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика

Ученики отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы :  

        о звуках

      фонетика

Запись темы урока в тетрадях.

2 мин

  4.

Постановка цели.

Слайд 2

Ориентирует на формулировку цели урока:

Давайте сформулируем цели нашего урока.

1.Что мы должны знать?

2.Что должны уметь различать?

Ученики отвечают:

- Предмет изучения фонетики

- Различать звук и букву, гласные и согласные звуки

2 мин.

5.

Словарная работа.

Работа с толковым словарем

Работа с фразеологическим словарем

Электронный словарь №4, №5

Предлагает отгадать загадки:

1) Отгадайте загадки:

- Летом наедается, зимой высыпается.

- Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.

Дает письменное задание

2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.

3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь?

4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.)

5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске:

Медведь на ухо наступил.

Медвежьи объятия.

Медвежья услуга.

- Объясните смысл оборотов.

- Запишите тот, который вам больше понравился.

Отгадывают загадки

Записывают в тетради слово, ставят ударение, выделяют орфограммы

Работают  со словарем

Объясняют значение фразеологических оборотов

Записывают в тетрадь понравившийся фраз. оборот

5 мин.

5.

Введение в тему

Изучение нового материала

Орфоэпическая работа

Слайд 4

Электронный словарь №4

Слайд 5

 Учитель:

Я приглашаю вас  в королевство «Фонетика».  

Я, ребята, королева Фонетика. Моё полное имя Фонетика Русского языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты.

 Объясняет новый материал.

Не для всех звуков нужно было  создавать буквы. Но как же всё-таки определить, какие звуки нужно «одеть в форму», то есть изобрести для них буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать. А как, вы сейчас узнаете.

Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема.

Ученики играют  со словами:

Дом-том,

Дом-дым,

Кот-кит,

Мир-мор

Работа  учащихся с толковым словарем

Учащиеся записывают    слова, а затем вслух проговаривают  несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема - [н]

7

мин.

6.

Физкультур-

ная минутка

Слайд 6

Электронные картинки №2, 3

 Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

 КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

 КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану. Ловит

КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался...

Добрый КОТ ни с кем не дрался...

КИТ любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис, кис!»

Он охотно спрыгнет вниз...

 Разбирались целый год,

Кто тут КИТ

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка,

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

 В сказке буквы переставил.

 Переправил «КИТ» на «КОТ»,

 «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер

Учитель ставит вопрос:

-Какие буквы здесь перепутались ?

-Назовите буквы в слове КИТ, КОТ, а теперь звуки

Дети движениями изображают содержание стихотворения.

О и И

ка, и, о, тэ

3 мин.

7.

Обобщение и закрепление изученного материала

Слайд7

Учитель предлагает поиграть с фонемами

Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран

Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус

 Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска,  галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка

 

полученные пары  слов ученики записывают в тетради:

Всласть-власть,

Краска-каска,

Склон-слон,

Полк-пол,

Тепло-тело,

Беда-еда,

Экран-кран

рубка-трубка,

дар-удар,

стол-столб,

клад- склад, уклад,оклад,

лапа- лампа,

шар-шарф,

усы-бусы,

укус-уксус

ногти-когти,

булка-будка,

лапка-лавка,

зубы-дубы,

киска-миска,

галка-палка,

орел-осел,

норка-корка,

клин-блин,

тоска-доска,

полено-колено,

рамочка-

дамочка

7 мин.

8.

Работа с таблицей

Слайд 8

Электронный  учебный модуль №6

Учитель проектирует на интерактивную доску таблицу и предлагает работу с интерактивной гипертекстовой четырехуровневой таблицей, демонстрирующей классификацию слов по самостоятельным и служебным частям речи.

Изучают таблицу

3 мин.

9.

Орфоэпическая работа

Слайд 9

Дает задание. Прочитайте правильно слова в предложениях. 1.Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер. (слайд №8)

2.По средам сестра играет в теннис и, конечно, ходит в бассейн.

3.Когда позвонит помощник Анны Ивановны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн.

4.Она любит грейпфруты, щавель, свёклу и морковь

Устно работают  со словами, расставляя ударения

2 мин.

10.

Самостоятельная работа

Электронный учебный модуль №7

 Организует дифференцированную  работу

Задания:1 вариант.

Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество.

2 вариант.

Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

3 вариант.

Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.

3. Работа с компьютерным тренажером

Учащиеся выполняют  в тетрадях разноуровневые задания

Работают с интерактивной доской

5 мин.

11.

Итог урока.

Подводит итог урока.

-Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

• Ь и Ъ – звуков не обозначают;

• Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

• Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать?

Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания

4 мин.

12.

Рефлексия

Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

- У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке.

- Спасибо за урок!

Работают с карточками, лежащими на партах

1 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

                                                        « Фонетика»

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Электронный портрет

иллюстрация

Портрет Н.В.Гоголя

http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.museum.ru/

2

Электронная картинка

иллюстрация

Картинка кота

http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://img.crazys.info/files/i/2012.5.18/1178709601_kot1.jpg&imgrefurl=http://

3

Электронная картинка

иллюстрация

Картинка кита

http://www.posternazakaz.ru/shop/makeframe/91438/601/82/

4

Электронный словарь

Учебные словари

словари

http://www.google.ru/search?hl=ru&q=gramota.ru&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%B2+Google&lr=

5

Электронный словарь

Учебные словари

Фразеологический словарь. Крылатые выражения

http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary/

6

Электронный учебный модуль

Интерактивные таблицы

Таблица «Звуки речи»

http://repetitor-russ.ru/zvuki-rechi-tablica/

7

Электронный учебный модуль

Компьютерный тренажер

тест

http://guman.150shelkovo011.edusite.ru/DswMedia/test.doc


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи. Урок русского языка и литературы в 5 классе Подготовили Еременко Елена Кадыровна, Евсина Оксана Фёдоровна, учителя МАОУ СОШ №2 г.Курганинска Краснодарского края

Слайд 2

Цели урока: Предметные: 1) восстановить в памяти учащихся основные сведения о фонетике и системе единиц, изучаемых в рамках этого раздела; 2) дать понятие о классификации звуков; 3) формировать умение классифицировать звуки Метапредметные: 1) учить слушать учителя и друг друга; 2) обучать смысловому чтению; 3)развивать умение работать индивидуально и в группе; 4)развивать умение последовательно излагать свои мысли, используя литературный язык и терминологию; 5)закрепить умение обобщать изученный учебный материал; 6) развивать умение работать с различными словарями и таблицей Личностные: 1)воспитывать любовь к родному языку и художественному слову; 2) прививать языковое чутье; 3) формировать самостоятельную дисциплину при выполнении заданий, навыки контроля и самоконтроля

Слайд 3

«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...» Н.В.Гоголь

Слайд 4

ПЛАН 1. Особенности звуков речи. 2. Предмет изучения фонетики. 3. Цели изучения фонетики в школе. 4. Назначение транскрипции.

Слайд 5

Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше.

Слайд 6

КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем не дрался... КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!» Б. Заходер

Слайд 8

таблица «Звуки речи»

Слайд 9

Домашнее задание Первое и последнее задания после текста - пересказ по частям и заучивание непарных согласных звуков. § 39. 1 вариант — упр. 202 (задание 1). 2 вариант — упр. 202 (задание 2). 3 вариант — упр. 203.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".

Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....