Действительные причастия настоящего времени
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Данный урок знакомит учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystvitelnye_prichastiya_nast.vremeni.doc | 31 КБ |
deystvitelnye_prichastiya_nast.vremeni.ppt | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Действительные причастия настоящего времени
Цели:
познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени;
учить находить изучаемую орфограмму.
Ход урока.
Организационный момент.
Синтаксический разбор предложения.
На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер.
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
- Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное.
- Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия.
- От какого глагола образовано данное причастие?
Сообщение темы и цели урока.
На доске висит таблица «Спряжение глаголов».
- Как определить спряжение глаголов?
- Назовите глаголы-исключения.
Рассмотреть таблицу и ответить на вопросы (с.42)
Сделать вывод: от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени.
Закрепление темы «Действительные причастия настоящего времени».
1) Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика (1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку:
Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.
Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.
думают клеят
думающий клеящий
бреют гонят
бреющий гонящий
лелеют лечат
лелеющий лечащий
сеют любят
сеющий любящий
каются строят
кающийся строящий
Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы.
Если действительное причастие образовано от глагола 2-го спряжения, в суффиксе пишем –УЩ-, -ЮЩ-, если от глагола 2-го спряжения - -АЩ-, -ЯЩ-.
2) Выполнение упражнения 90 (комментированное письмо).
Комментарий: причастие не образуется от глагола построить (т.к. это глагол совершенного вида)
Тестовое задание.
1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?
1) пен…щиеся потоки, травы колыш…тся
2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т
3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль
2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю?
1) леч…щий врач, зна…щий правила
2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены
3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды
3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
1) успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое
2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость песня
3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение.
Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?
- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
7. Домашнее задание: выучить правило (с.43), упражнения 93, 94.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму.
На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер. Синтаксический разбор предложения - Подчеркните грамматическую основу предложения. - Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное. - Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия. - От какого глагола образовано данное причастие?
Чтобы узнать спряжение глагола с безударным окончанием, нужно поставить глагол в неопр. форму и посмотреть, на что оканчивается глагол. Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения 1 спряжение 2 спряжение ед. ч. мн. ч. 1лицо -ю, -у - и м 2 лицо - и шь - и те 3 лицо - и т - а т,- я т ед. ч. мн. ч 1лицо -ю,-у - е м 2 лицо - е шь - е те 3 лицо - е т - у т, ю т
Слышать Видеть Ненавидеть Гнать Держать (и) Не обидеть (и) Смотреть Дышать Вертеть (и) Зависеть (и) терпеть Определи спряжение глагола На -уть, - оть, -ыть, -ать -ть, -ти, -чь 1 спряжение + брить, стелить ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме +7 на -еть +4 на -ать
Глаголы Суффиксы действитель ных причастий настоящего времени Действите льные причастия настоящего времени Несовершенного вида Переходные и непереходные спр. Нес ут Работа ют Улыба ют ся 1 -ущ- (-ющ-) Нес ущ ий Работа ющ ий Улыба ющ ий ся Дышат Красят 2 -ащ- (-ящ-) Дыш ащ ий Крас ящ ий
Сделать вывод : от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени. Задание Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика (1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку: Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться. Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.
ДУМАЮТ ДУМА ЮЩ ИЙ БРЕЮТ БРЕ ЮЩ ИЙ ЛЕЛЕЮТ ЛЕЛЕ ЮЩ ИЙ СЕЮТ СЕ ЮЩ ИЙ КАЮТСЯ КА ЮЩ ИЙСЯ КЛЕЯТ КЛЕ ЯЩ ИЙ ГОНЯТ ГОН ЯЩ ИЙ ЛЕЧАТ ЛЕЧ АЩ ИЙ ЛЮБЯТ ЛЮБ ЯЩ ИЙ СТРОЯТ СТРО ЯЩ ИЙ
Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы. Если действительное причастие образовано от глагола 1-го спряжения, в суффиксе пишем – УЩ-, -ЮЩ- , если от глагола 2-го спряжения - - АЩ-, -ЯЩ- .
5. Тестовое задание. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я? пен…щиеся потоки, травы колыш…тся 2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т 3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль 3
2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю? леч…щий врач, зна…щий правила 2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены 3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды 2
3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю? успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое 2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость Песня 3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение. 3
6. Подведение итогов урока . Что нового узнали на уроке? От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? 7. Домашнее задание : выучить правило (с.43), упражнения 93, 94
Источники: 1. Н.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.-М.: Вако, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 7 классе "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"
Урок разработан с применением интерактивной доски SmartBoard. Материал представляет краткий конспект урока и презентацию для интерактивной доски....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени."
Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"
Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я...
Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени.
Формирование у учащихся умений , связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастии настоящего времени
комбинированный урок...
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Поурочная разработка по русскому языку: 7 класс , учебник "Русский язык" авторы М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др....
ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....