Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки
материал по русскому языку по теме

Тё Лариса Александровна

Формирование у учащихся с нарушениями интеллекта навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки, использование для этого различных форм работы на уроках по письму и чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyk_samokontrolya_i_vzaimokontrolya_u_detey_s_ovz.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие у учащихся

с ограниченными возможностями здоровья навыков

самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки

(тема по самообразованию

Современная школа должна формировать у учащихся опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. И ученики коррекционной школы не исключение. В новой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья  в п.2.5 указано:

Движущей силой развития жизненной компетенции становится опережающая наличные возмоности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Дозированное расширение и усложнение среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ нужно обеспечить с учетом  его особых образовательных потребностей. Определение степени усложнения является принципиальным, оно необходимо и полезно – может стимулировать дальнейшее развитие ребенка.

Уроки должны вызывать у ученика потребность  в знаниях, ученик должен научиться определять границы своего знания и незнания, а значит, научиться ставить учебные задачи, должен научиться понимать, что обнаруженный способ действия дает возможность двигаться вперед, тогда уроки будут результативными. Материалы, подобранные к уроку, должны позволять конструировать различные учебные ситуации, направленные на развитие способности ребенка контролировать свои действия, оценивать полученный им лично результат, определять причину ошибки.

Быть критичным к себе, правильно оценивать свои возможности, действия, знания – значит иметь зрелую (или адекватную) самооценку. Это помогает человеку увидеть себя среди других людей, научиться относиться с уважением к своим сильным сторонам, знать свои слабые стороны и работать над собой с целью самовоспитания.

Специальной педагогической и методической задачей педагога должно стать формирование у учащихся адекватной самооценки в учебной деятельности, способствующей развитию правильного отношения к собственным успехам и неудачам. Большое значение в этом плане имеет формирование правильного отношения учащихся к своим ошибкам. Следует изменить существующее отношение к ошибке как к чему-то недопустимому, наказуемому. Ученик должен усвоить, что ошибки неизбежны в ходе нормальной познавательной деятельности и могут помочь глубже понять изучаемый материал. Учитель должен восприниматься учеником как человек, основная функция которого – укрепление веры в себя, помощь в развитии и в решении проблем. По возможности нужно свести к минимуму негативные оценки деятельности учеников, а обращать особое внимание на качественный анализ.

        Решение вопроса о формировании и развитии навыков самооценки, самоконтроля тесно связано с решением вопроса о развитии учебной мотивации учащихся. Одни учащиеся мотивированы на достижение успеха. Другие – на избегание неудач. Такие ученики, изначально мотивированные на неудачу, либо занижают, либо завышают цели, которые ставят перед собой, свои способности и возможности. Педагогу необходимо оказывать помощь каждому ученику в адекватном выборе цели, оценивании результатов выполнения задач, оценивании себя.

Направленность учебной мотивации школьника и его статус как ученика в классном коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у школьников развиваются позитивные навыки общения. Часто у учащихся бывают страхи пред плохой отметкой, критикой, перед возможностью быть не принятым в качестве «своего» в детском коллективе. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве, оказывает отрицательное влияние на формирование других свойств человека, таких как стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми, мотив  избегания неудачи и др. Такой учащийся не прилагает максимум усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя может быть способен и на большее. Среди педагогических факторов, влияющих на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности у школьников, психологи и педагоги называют такой фактор, как оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

Оценивая результат ученика, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения как правило служит определенный норматив. Психологически более оправданно сравнение сегодняшних достижений ученика с предыдущими собственными его достижениями и только потом с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность ученика успешна, а способности и результаты его оцениваются позитивно.

На первом уроке чтения учащимся 7-го класса мною была предложена анкета на самооценку. Результаты мною изучены, определены задачи по индивидуальной работе с каждым учащимся, с учетом моих собственных наблюдений и выводов. Такая же анкета предложена учащимся в конце учебного года. Сравнивая  результаты опросов в начале и конце учебного года, вместе делаем вывод о том, продвинулись ли они в своих знаниях и умениях, научились ли за год чему-нибудь, чего ранее не знали и не умели.

Значительную роль в формировании навыков самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся с нарушениями интеллекта имеет регулярное, понятное, чёткое и полное комментирование учителем ответа, выполнения задания и выставленной отметки. Поэтому  регулярно, полно, содержательно комментирую отметки, которые получают учащиеся за выполнение заданий на уроках письма и чтения. Предварительно подробно изучила методические рекомендации по данному вопросу, адаптировала критерии оценивания для понимания их умственно отсталыми детьми. Оценивая устный ответ по письму и чтению, учитываю:

- содержание ответа;

- развёрнутость ответа;

- степень самостоятельности ответа;

- правильность речи (наличие / отсутствие речевых ошибок, слов-паразитов).

На уроках чтения при оценке пересказа текста учитываю:

        - полноту, правильность, последовательность пересказа;

        - ясность, чёткость, выразительность речи;

        - отсутствие речевых ошибок и слов-«паразитов».

При оценке выразительного чтения стихотворения наизусть  оцениваю:

- выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок;

- учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова,  выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.

        При оценке чтения учащегося учитываю:

- беглость, выразительность чтения;

- учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно.

Учащимся, получившим «5», комментирую ответ: «Ответ правильный, ученик понимает, о чем говорит, ответ полный, последовательный, речь правильная, без ошибок, молодец, прекрасно ответил» или «Пересказывал правильно, последовательно, не нарушал порядок событий, пересказ полный, говорил чётко, понятно, громко, выразительно, в речи не было речевых ошибок и слов-«паразитов», очень порадовал» и т.п.  При снижении отметки указывают недостаток в ответе, важно делать это доброжелательно, корректно, с обязательным выражением уверенности в том, что в следующий раз ответ получится более удачным, задание будет выполнено точнее.

Когда учащиеся приучаются к выслушиванию комментариев отметок, начинаю привлекать их к оцениванию ответов одноклассников. Оценить собственный ответ учащимся труднее, т.к. учащихся с нарушением интеллекта часто либо завышена, либо занижена самооценка, у многих нет критического отношения к своим ответам и действиям, не сформирована привычка к самокритике и к постоянной рефлексии. Оценить ответ другого им легче. Работа с 6-классниками в течение учебного года показала, что даже такие дети стремятся к объективной оценке товарища, начинают более внимательно следить за ответами одноклассников. Кроме того, такая работа на уроке попутно помогает развивать навык полного, развернутого, последовательного высказывания. К концу учебного года почти все ученики уверенно комментируют ответы друг друга, четко определяя, за что снижена отметка. Психологи советуют оценочную деятельность учащихся постепенно усиливать, сочетать её с дифференцированной отметкой учителя.

Если есть малейшая возможность похвалить ученика за что-то (читал на уроке более уверенно, чем обычно; часть  длинных слов проговорил не по слогам, а целым словом, уверенно, а не так, как ранее – по слогам, многократно повторяя одно слово; нарисовал яркий рисунок – иллюстрацию к эпизоду, а до этого рисовал небрежно, неярко, невыразительно; подобрал удачное оценочное слово для характеристики литературного героя, в то время как весь класс затруднился, и т.п.), нужно эту возможность использовать, заострить на этом внимание, выразить удовлетворение работой ученика на данном уроке (этапе обучения) и надежду, что и впредь он будет работать также успешно. Психологи советуют педагогам замечать любые достижения ребенка, доводить до его сознания, что именно он сам является источником своих успехов. В случае командного успеха рекомендуется хвалить всех, кто был участником группы, так, чтобы у каждого ребенка складывалось ощущение, что его вклад был незаменим.

Вместе с тем рекомендуется иногда  игнорировать неуспехи, либо причины их приписывать внешним обстоятельствам. Поддерживать стоит не только успех, но и движение к нему. Важен и результат, который достигнут учеником, и старание, попытка достигнуть максимального результата.

        

Каким образом на практике формирую и развиваю навык самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки?

На уроках письма и развития речи часто используются программированные диктанты с дальнейшей самооценкой (отметка выставляется карандашом).

На доске записано условие: 1 – в корне буква О, 2 – в корне буква А. Диктуются слова, ученики пишут в ряд нужные цифры.

Ночевать, подарить, сказать, домовой, горевать, варить, уколоть.

На доске записывается ключ: либо учителем, либо учеником (или двумя учениками):    1 2 2 1 1 2 1

Учащиеся проверяют свою запись, указывают на ошибки одноклассников. Спорные ответы обсуждаются, подбираются проверочные слова. Ученики выставляют оценку себе карандашом по шкале: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3». Ученики быстро усваивают систему оценивания. Бывают случаи, когда ученик не хочет выставлять себе отметку «3», позволяю это, ведь он всё равно сам для себя знает, что выполнил работу на «3». Есть в классе ученики, которые критично настроены к себе и не стесняются выставить себе «3», понимают, что ошибок много и есть над чем работать.

        Задания тестового характера на уроках чтения также развивают навык самооценки (выполнив тест, проверив его по ключу на доске, ученики ставят себе отметки в соответствии с известной им шкалой). Данные задания попутно позволяют развивать внимание учащихся и навык осознанного чтения. Перед чтением текста на уроках чтения и развития речи учащиеся предупреждаются, что после чтения будет проведен тест, чтобы проверить, насколько внимательно они слушали или читали. Такой тест можно проводить на последнем уроке после изучения большого по объему текста как викторину, чтобы выявить, как хорошо дети помнят текст.

А.Белорусец «Звонкие Ключи». Задание – послушать предложения и записать последние слова, которые при чтении предложений не называются.

1. Однажды мальчик …

1. заболел

2. В деревне мальчик и мама жили на берегу…

2. реки

3. Мама говорила, что в реке спрятана …

3. тайна

4. Маму и мальчика часто по утрам будили…

4. ворота

5. Бабушкиного кота звали …

5. Василий

6. Чтобы расшевелить кота, мальчик выносил на нитке бумажный…

6. бант

7. Волосы у мальчика посветлели на солнце, как…

7. солома

8. Когда мальчик вырастет, он будет как…

8. папа

        Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». Задание – послушать предложения, определить, какие из них правильные, какие неверные. Под цифрами ставить + или –; ключ может быть заранее записан на доске и закрыт.

1. Люди спасли мангуста во время наводнения.

1.  +

2. Рикки-Тикки так назван, потому что в Индии всех мангустов так называют.

2.  –

3. Рикки-Тикки большой, пушистый, с чёрными глазками.

3.  –

4. У Большого человека есть жена Элис и сын Тедди.

4.  +

5. Птица-портной Дарзи помогала змеям в войне с мангустом.

5.  –

6. Мускусная крыса Чучундра труслива, она хнычет всю ночь.

6.  +

7. Рикки-Тикки сначала победил змейку Карайт.

7.  +

8. В гнезде Нагайны было 20 яиц.

8.  –

        

В 9 классе в ходе изучения темы «Числительное» активно применяю такие тесты, как например:

Тест № 1.

1. Укажи предложение с числительным.

а) Я приеду домой завтра.

б) Поезд прибывает в шесть часов вечера.

в) У меня много друзей.

2. Числительное – это часть речи, обозначающая:

а) предмет;       б) признак предмета;    в) количество или порядок при счете.

3. Укажи порядковое числительное:

а) восемьсот пять;     б) сто сороковой;     в) две целых три четвертых.

4. Числительное отвечает на вопросы:  

 а) как? где? когда?      б) сколько? какой?    в) кто?  что?

5. Укажи количественное числительное:

а) одна десятая;   б) восьмой;     в) пятьсот двадцать второй.

Тест № 2.

1. Указать вопросы числительного:     а) какой, который, сколько?     б) кто, что?  

                                                                     в) где, куда, как?

2. Если числа записать словами, в каком числительном Ь будет в середине слова?

а)  15          б)  60            в) 30

3. Указать правильный ответ:

                                                                    а)                   б)                  в)

сем…надцать                                            -                      ь                   -

сем…десят                                                -                      ь                   ь

сем…сот                                                    ь                     -                    ь

4. Указать числительное, на конце которого пишется О:

а) трист…               б) девяност…                      в) четырест…

5. Указать правильное суждение:

а) у числительных от 5 до 20, 30 в середине слова пишется Ь;

б) у числительных от 50 до 80 на конце слова пишется Ь;

в) у числительных от 500 до 900 в середине слова пишется Ь.

Часто применяю тесты с взаимопроверкой. Каждый ученик получает карточку, подписывает её (фамилия, имя), выполняет тест, обводит в каждом вопросе один из предложенных ответов, который, на его взгляд, правильный. Затем ребята обмениваются карточками, проверяют друг друга. Если ответ верный, по мнению проверяющего, он рядом с номером задания ставит «+», если неверный, ставит «-». Внизу на специальных строчках пишет свою фамилию (кто проверил) и оценку, которую он выставляет в соответствии с известной шкалой оценивания. После взаимопроверки тесты сдаются и проверяются учителем, выявляется совпадение / несовпадение отметок проверявших и учителя. Тем, кто проверил точно, пишу «Молодец!» Примеры таких карточек:

9 класс. Повторение темы «Части речи».

Фамилия, имя __________________________________________________________

1. К существительным относится:  а) быстро  б) золотой   в) мы   г) веселье   д) веселить

2. Прилагательное обозначает: а) предмет    б) признак предмета    в) признак действия   г) действие

3. Вопросы числительных:  а) какой? который? сколько?   б) кто? что?  в) как? куда? где?

4. Чудесной и удивительной показалась мне эта сказка.

     В этом предложении существительным является слово:

        А) мне     б) эта     в) сказка    г) чудесной

5. Наречие зависит от:     а) числительного    б) местоимения    в) глагола

Проверил ________________________________________________ Оценка ___________

6 класс.  Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». 

Фамилия, имя ________________________________________________

1. Рикки-Тикки – это:      а) щенок;    б) обезьянка;    в) мангуст.

2. Мальчика, к которому попал жить Рикки-Тикки, звали:      а) Тедди;       б) Том;  в) Джон.

3. По характеру Рикки-Тикки:     а) ленивый;    б) любопытный;   в) жестокий.

4. В саду в кустах  терновника:  а) было гнездо птицы Дарзи;  б) была нора крысы;   в) была мусорная куча.

5. Наг – это:    а) медведь;    б) волк;    в) змея.

6. Нагайна – это:   а) кошка;    б) жена Нага;    в) сестра Нага.

Проверил (а) _________________________________________ Оценка ___________

Учащимся всегда интересно задание на самопроверку «Вслепую». Предлагаю 9-классникам закрыть глаза, я буду называть числительные. Если Ь на конце числительного, ученики должны поднять вверх один палец, если Ь в середине числительного – поднять два пальца. Ученики не видят друг друга, не знают, кто как отвечает. Проверить себя, правильно ли дан ответ, ученики могут так: учитель прикоснется рукой к плечу, если ответ неверный. Знать о том, что он неверно ответил, будет только сам ученик. Задача учителя – двигаться по классу тихо. После такой работы тем, кто допустил много ошибок, можно дать дополнительную карточку, чтобы они еще раз поработали с подобными словами.

Развивать навык взаимоконтроля помогает задание «По цепочке». После обсуждения прочитанного на уроке чтения текста (рассказа, сказки)  учащимся дается полминуты, чтобы они придумали свой вопрос по тексту (по содержанию либо на выражение отношения к героям или впечатления от прочитанного). Затем ученики «по цепочке» задают вопросы друг другу, выслушивают ответ и определяют, верный ответ или неверный. Если ответ неверный или неточный, сами дают правильный ответ. Первый ученик задает вопрос второму, второй отвечает и задает вопрос третьему, третий ученик отвечает и задает вопрос четвертому и т.д. Последний ученик задает вопрос первому или всему классу.

Подобную работу можно проводить и на уроках письма. Например, в 9 классе перед выполнением задания вспоминаем опорные схемы «Ь на конце и в середине числительных», записываю их на доске. Затем предлагаю 1-му ученику придумать числительное, одно из указанных в схемах, и продиктовать его 2-му ученику. 2-й ученик проговаривает числительное по слогам и объясняет написание ь – в середине или в конце слова. 1-й ученик оценивает – «правильно» или «неправильно». Если «правильно», все записывают. Если «неправильно», 1-й ученик поправляет ошибку, объясняет правильное написание, все записывают. Затем 2-й ученик придумывает свое числительное и называет его 3-му ученику. Работа продолжается так «по цепочке». Последний ученик предлагает числительное первому ученику.

Интересно и полезно задание «Найди ошибку». Прочитав на уроке внеклассного чтения сказку Р.Киплинга «Откуда взялись броненосцы», готовлю ребят к выполнению данного задания. Читаю им заранее приготовленный мною небольшой (4-5 предложений) рассказ о Ягуарихе – маме Расписного Ягуара. В рассказе намеренно допускаю несколько фактических ошибок. Ученики называют их после чтения текста. Затем предлагаю самим придумать небольшой рассказ о герое сказки (из 3-4 предложений): 1 ряд – о Еже, 2 ряд – о Черепахе, 3-й ряд – о Ягуаре. Даю время (5 минут), затем ребята читают вслух получившиеся тексты, ученики с других рядов называют ошибки, допущенные в текстах. Развивается мышление, память и речь учащихся, ребята проверяют друг друга на хорошее знание текста сказки.

        На уроках по отработке навыков написания падежных окончаний прилагательных применяю задание-соревнование «Самый грамотный ряд». К  доске вызываю от каждого ряда представителя (три ряда – три ученика у доски), диктую 5-6 словосочетаний «сущ. + прил.», (например: «раннюю птицу», «дальняя дорога», «в старом доме»,  «по высокой траве» и т.п.). Все молча записывают – в тетрадях и на доске, затем представители рядов садятся на места, а класс проверяет, кто правильнее всех написал словосочетания, ученики находят и называют ошибки, допущенные одноклассниками на доске, комментируют правильное написание, коллективно выставляется оценка каждому представителю рядов с учетом допущенных ошибок. По выставленным отметкам определяется самый грамотный ряд. Ученики, работающие у доски, несут двойную ответственность – за себя и за свой ряд.

Часто использую карточки с одинаковым заданием, которое по цепочке выполняет весь ряд: первый ученик работает с первым словом (словосочетанием), второй – со вторым и т.д. Все слова (словосочетания) на одно правило. Важно сделать задание быстро и без ошибок. Ряд может выиграть в скорости, но проиграть в качестве выполнения. По окончании работы можно открыть заранее записанный на доске правильный вариант выполнения задания, сверить с ним работу каждого ряда и оценить. Например:

        Задайте вопрос от существительного, вставьте окончания прилагательных. Выделите окончание прилагательного:

Солнце ( _____________? ) жарк…

Другом ( _____________? ) верн…

Весна  ( ______________? ) ранн…

О платье ( _______________? ) зелен…

Брата ( ________________ ?) любим…

Соседу ( _______________? ) ново…

Повышению самооценки и формированию умения видеть в других людях положительные черты, достоинства, объективно оценивать себя и других способствуют такие задания, как выставка иллюстраци к прочитанному произведению и выполнение проекта, рассчитанного на один-два урока.

Перед итоговым уроком по сказке Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» дается домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду сказки, подготовиться к защите своего рисунка. Я  даю  пример защиты рисунка, используя для этого иллюстрацию в учебнике, предлагаю представить, что это я нарисовала рисунок и поясняю, почему я выбрала именно этот эпизод для иллюстрации и чем мне в этом эпизоде понравился Рикки-Тикки (таким образом наглядно объясняю ученикам, что можно отметить важность самого эпизода в истории про мангуста, можно отметить те черты характера главного героя, которые проявились в эпизоде, выразить свое отношение к герою и данному эпизоду). На заключительном уроке классу дается задание: посмотреть рисунки одноклассников, послушать защиту работ, выбрать тот рисунок, который нравится больше всех, назвать и похвалить автора рисунка, объяснить, чем рисунок понравился. Каждый ученик представляет классу свой рисунок и защищает его, т.е. проговаривает несколько связных предложений, поясняя свой выбор эпизода  (развивается в том числе и речь учащихся). Затем рисунки крепятся на доску, получается небольшая выставка. Желающие с мест называют особенно понравившиеся рисунки, отмечают яркость красок, правильность изображения (соответствие тексту), точность передачи характеров героев сказки и т.д. Авторам работ приятно выслушать комплименты в свой адрес, тем более что они заслуженны.  Мне, как учителю, остается похвалить всех, особенно выделив тех ребят, чьи рисунки не были названы одноклассниками как лучшие (важно найти, за что их тоже похвалить, и сделать это искренне).

         Работу над проектом «Добрые слова» провели на одном из резервных уроков в конце I учебной четверти в 6-м классе. На плакате, мною заранее ярко раскрашенном, предлагалось наклеить имена всех учеников 6 класса (они были заранее заготовлены в форме абстрактных фигур, напоминающих звезды). Мною были сделаны шаблоны разных фигур – бабочка, звездочка, цветок, бант и т.п. Класс обсуждает название плаката: предлагаются заранее (на принтере распечатанные крупными буквами) «Вот какие мы молодцы!», «Наш веселый дружный класс!», «Знакомьтесь: это  мы!» и др. Название выбрано голосованием, наклеено одним из учеников в верхней части плаката. Затем обсуждаем достоинства друг друга. Начинаю я, подавая пример: называю такое качество, например, Пети Блинова, как жизнерадостность, Бачурина Сергея – сообразительность и трудолюбие, Соколова Саши – наблюдательность и т.п. Предупреждаю, что плохое слышать о себе никому неприятно, а хорошее – очень приятно. «Давайте в конце учебной четверти скажем друг другу побольше хороших слов! Мы хорошо поработали в течение учебной четверти. Похвалим друг друга!» Дети включаются постепенно в работу и дают в целом объективные положительные оценки друг друга: хороший друг, отличный спортсмен, помощник, трудолюбивый, веселый и др. Один из учеников с хорошим почерком подписывает к наклеенным звездам с именами те характеристики, которые озвучены. В это время все выбирают шаблоны и цветную бумагу, вырезают те фигурки и того цвета, которые нравятся. Наклеивают свои фигурки как знак дружбы и хорошего отношения рядом с именами ребят, которые особенно нравятся. Учителю нужно следить и аккуратно направлять расклеивание фигурок, если есть перекос – рядом с именами одних ребят много фигурок, рядом с именами других – меньше. Работа так увлекает, что наклеить фигурки ребята хотят под всеми именами. Плакат вешаем на доску, любуемся работой, благодарим друг друга за работу и дружбу, за доброжелательность. Еще раз проговариваем усвоенные на уроке доброжелательные характеристики человеческой личности. Плакат долго висит на доске, всем нравится и повышает настроение. Данная работа позволяет также обогатить словарный запас учащихся оценочной лексикой.

Осознанию своего места в классном коллективе, своей значимости способствует участие детей в реализации издательских проектов. В 7-м классе ребята с увлечением создавали альбом по русским сказкам, книжку-малышку по сказкам Пушкина. У каждого была своя страничка. Ребята сами выбирали, что они сделают: викторину или кроссворд, тест или рисунок. Попробовав себя в одном жанре, ученик в следующий раз изъявлял желание сделать что-то другое. Учащиеся видели результат свое работы, чувствовали удовлетворение и гордость от того, что у них получились хорошие работы. Свои проектные работы ученики защищали на школьной конференции учебных проектов, рассказывали о цели своей работы, последовательности действий, вкладе каждого в общую работу, показывали получившиеся плакаты, альбомы. Опыт выступления с серьезным сообщением перед большой аудиторией очень важен и полезен для детей с ОВЗ, придает им уверенности в себе.

         

Список литературы

М.Битянова. Образ «Я»// Школьный психолог, № 43 – 2001, стр. 4.

В.И.Капинос, Т.А.Костяева. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. (Сборник статей из опыта работы). М., «Просвещение», 1978.

Н.П.Локалова. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие. - «Питер-Пресс», 2009.

И.Н.Белозерцева. Обучаем ребенка саморегуляции (учебная программа по курсу «Учись учиться» для 1-4 классов общеобразовательной школы). Иркутск: Сервико, 2001.

И.Осипова. Формирование учебной мотивации школьников // стр. 33

Ю.Гатанов. Мотивация и интеллект // Школьный психолог. № 12 – 2002, стр. 13.

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здороаья: основные положения // Дефектология.№ 1 – 2010, стр. 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самоконтроля на уроках математики

Данный материал помогает формировать навыки самоконтроля и самооценки на уроках математики. В нем представлены приемы и методы работы на уроках....

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики

Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у обучающихся  навыка самоконтроля. В связи с этим студенты не всегда умеют предупреждат...

Формирование навыков самоконтроля и самоанализа учеников при работе по теме " Многочлены"

Материал представляет собой конспект обобщающего урока по теме: " Произведение многочленов" для учащихся 7 класса...

Формирование навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований....

Методы формирования навыков самоконтроля над произношением у глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста

Важным моментом в формировании произносительной стороны речи глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста является работа по формированию навыков самоконтроля над произношением. Приведены пр...

Формирование навыков самоконтроля у учащихся 3-го класса специальной коррекционной школы VIII вида

Курсовая работа специалиста, раскрывающая вопрос формирования навыков самоконтроля у учащихся 3-го класса специальной коррекционной школы VIII вида...

Формирование навыков самоконтроля

Формирование навыков самоконтроля на уроках физической культуры...