Формирование навыков самоконтроля
методическая разработка по физкультуре
Формирование навыков самоконтроля на уроках физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samokontrolya.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма
При самостоятельных занятиях физическими упражнениями необходимо вести самонаблюдение за изменениями организма, происходящими под их воздействием. Следует регулярно заполнять дневник самоконтроля, в котором отражают такие количественные показатели, как частота сердечных сокращений, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения планируемых упражнений, выполнение тестов, и др.
С помощью данных из дневника можно проследить динамику развития физических качеств и показателей физического развития, изменения самочувствия, режима дня и многое другое, что помогает оптимизировать двигательный режим и контролировать свое здоровье.
Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой, и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм занимающихся. В зависимости от поставленной задачи изучаются срочный, отставленный и кумулятивный эффекты на физическую нагрузку.
- Срочный – изучение воздействия физических упражнений в процессе занятий и на следующий день.
- Отставленный – изучение воздействия физических упражнений после занятий в последующий день (текущее обследование).
- Кумулятивный – изучение в течение длительного времени (от 3 до 12 месяцев).
Чтобы проверить воздействие на организм одного занятия, следует учитывать четыре основных момента: показатели самоконтроля утром, перед занятием, сразу после занятия и утром следующего дня.
Субъективные методы самоконтроля:
- Самочувствие – один из важных показателей оценки физического состояния. Оно бывает хорошим, удовлетворительным и неудовлетворительным.
- Сон – наиболее эффективное средство восстановления работоспособности организма.
- Аппетит – при физических нагрузках человек должен питаться лучше, т.к. потеря энергетических веществ увеличивается.
- Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным – при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.
- Желание заниматься – отмечается в дневнике как «большое», «безразличное», «нет желания».
- Утомление – это физиологический процесс, протекающий в организме при физических нагрузках. Утомление проходит через 2–3 ч после занятий.
- Работоспособность может быть повышенная, нормальная, пониженная.
- Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающихся.
- Болевые ощущения. В результате чрезмерной физической нагрузки, переутомления, а также при нарушении режима дня могут наступить болевые ощущения: боль в пояснице, в области сердца, головная боль.
- В результате физической нагрузки может возникнуть перенапряжение, характеризующееся слабостью, головокружением, слабой болью в мышцах.
Объективные методы самоконтроля.
К ним относятся:
- Показатели внешних признаков утомления. Визуальное наблюдение – оценка переносимости физических нагрузок по внешним признакам утомления (окраска кожи лица и туловища, потливость, дыхание, движения и внимание).
- Частота сердечных сокращений. В настоящее время ЧСС врачами и физиологами рассматривается как главный и доступный показатель, характеризующий состояние сердечно-сосудистой системы и её реакции на физическую нагрузку. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях. В норме ЧСС у лиц молодого возраста в покое равняется 60–70 уд./мин. У девушек на 4 – 8 ударов выше, чем у юношей.
- Артериальное давление (АД). Другим важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является АД. В пределах нормы принято считать максимальное, систолическое, артериальное давление (САД) 100–130 мм рт. ст., минимальное, диастолическое (ДАД), 60–80 мм рт. ст.
- Частота дыхания (ЧД). За норму принято считать 14–16 дыханий в минуту (вдох и выдох – одно дыхание). У занимающихся физической культурой ЧД должна быть 10–14 раз в мин.
- Длина и масса тела. Рост можно измерить с помощью линейки. Свой вес можно узнать, взвесившись дома на домашних весах или же в школьном кабинете медсестры.
Нужно записывать, при каких нагрузках возникают эти явления в дневник самонаблюдения, чтобы не допускать перенапряжений во время самостоятельных занятий. На уроках физической культуры болевые ощущения выявлялись в процессе беседы. Учащиеся рассказывают о том, что происходит с их организмом, где именно появились болевые ощущения.
Проводимые наблюдения позволяют определить адекватность применяемых нагрузок возможностям обучающихся, достаточность их для того, чтобы они оказывали оздоровительный эффект, количество упражнений, длительность интервалов между отдельными упражнениями и занятиями. Правильно организованный самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями способствует улучшению состояния здоровья.
Обучать детей самоконтролю лучше со 2-го класса. А начиная с 5-го класса учащиеся должны самостоятельно определять продолжительность выполнения упражнений во времени, учиться измерять частоту сердечных сокращений. Самоконтроль необходимо вести постоянно и регулярно во все периоды занятий физическими упражнениями и во время отдыха. Следить за изменениями организма можно с помощью дневника самоконтроля.
3.Дневник самоконтроля.
Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.
Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник самоконтроля записываются данные о весе своего тела, частоте пульса до и после занятий, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т. д. Дневник следует периодически показывать учителю физической культуры и врачу с целью консультации по возникающим проблемам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок. Дневник самоконтроля
следует сохранять на все годы учебы в школе и записывать в него свои результаты каждого контрольного испытания. Очень важно научиться самому контролировать себя. Занятия физическими упражнениями принесут пользу только в том случае, если будут проводиться систематически. Ведение дневника самоконтроля помогает соблюсти это условие.
В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.
Примерная форма дневника самоконтроля:
Дневник самоконтроля обучающегося _________________________________________, класс______ | ||||||||||||||
Субъективные показатели | Объективные показатели | |||||||||||||
Дата | Самочувствие | Настроение | Болевые ощущения | Сон | Аппетит | Состояние ЖКТ | Работоспособность | Желание заниматься | Нарушение режима | Пульс | АД | Вес | Дыхание | Потоотделение |
Ведение дневника самоконтроля помогает учащимся лучше познать самих себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность. Благодаря систематическим, самостоятельным занятиям и результатам самоконтроля формируется ценностно-мотивационная сфера, воспитывается потребность к осознанному физическому самосовершенствованию с целью сохранения и укрепления своего здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля на уроках математики
Данный материал помогает формировать навыки самоконтроля и самооценки на уроках математики. В нем представлены приемы и методы работы на уроках....
Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки
Формирование у учащихся с нарушениями интеллекта навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки, использование для этого различных форм работы на уроках по письму и чтению....
роль самоконтроля в формировании навыков произношения у глухих детей
материал был представлен на заседании педагогического совета и предназначен для учителей специальных (коррекционных школ) I, II вида...
Формирование навыков самоконтроля и самоанализа учеников при работе по теме " Многочлены"
Материал представляет собой конспект обобщающего урока по теме: " Произведение многочленов" для учащихся 7 класса...
Формирование навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований....
Методы формирования навыков самоконтроля над произношением у глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста
Важным моментом в формировании произносительной стороны речи глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста является работа по формированию навыков самоконтроля над произношением. Приведены пр...
Формирование навыков самоконтроля у учащихся 3-го класса специальной коррекционной школы VIII вида
Курсовая работа специалиста, раскрывающая вопрос формирования навыков самоконтроля у учащихся 3-го класса специальной коррекционной школы VIII вида...