открытый урок по русскому языку
план-конспект урока русского языка (8 класс) по теме
Как связаны между собой однородные члены предложения? Урок - исследование со всеми материалами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matyushenko_iv.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по теме:
«Как связаны между собой однородные члены предложения»?
Цели урока:
Общеучебная - научить определять виды сочинительных союзов как средств связи между однородными членами предложения; научить постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанных при помощи союзов;
Развивающая – формирование навыков самостоятельной исследовательской работы, в том числе, составления опорного конспекта;
Воспитательная – формирование уважения к родному языку; литературному наследию Н.В. Гоголя.
Оборудование:
Раздаточный материал: Теоретические материалы, Практические материалы, Лист самооценки; учебники; карточка-бонус «Букварь», Сертификат знатокам темы; ИКТ – презентация материалов к уроку.
Ход урока: 1 СЛАЙД
Вступительное слово- приветствие учителя:
Здравствуйте, уважаемые взрослые и дорогие ребята!
Сегодня вас видеть мне очень приятно,
Пусть будет общение полезным и добрым,
Хоть сорок минут, но мы вместе в дороге…
И вот по этой дороге к знаниям нам предстоит освоить новую лингвистическую тему: «Как связаны между собой однородные члены предложения». Хотелось бы, чтоб вы научились определять виды сочинительных союзов при однородных членах предложения; развили навыки постановки знаков препинания; творчески подошли к работе и провели свое маленькое научное исследование. Для начала обратимся к «Словарю урока», в котором сегодня записаны слова «Исследователь, исследовать».
Как вы думает, что значат эти слова? Каков их смысл? ---------------
Верно. А точнее: «Исследовать – это значит подвергнуть научному изучению». И сегодня вы не просто ученики 8А класса, а все вы – юные исследователи, каждый сделает свое маленькое научное открытие. Для исследовательской работы у каждого есть на столе пакет материалов. Уверена, что удача ждет всех, но самые активные и думающие имеют возможность получить Сертификат лучшего исследователя темы. Сертификат можно получить в обмен на заработанные в ходе исследования «буквари» (к слову сказать, это не случайно, ведь именно букварь Остап закапывал в землю, не желая учиться, мы же с вами будем, образно говоря, откапывать знания). Я буду заниматься исследованиями вместе с вами, но изучать буду нечто другое. Результаты моей работы вы увидите в конце урока.
Итак, в путь, уважаемые исследователи!
Всем нам хочется узнать вас немного поближе. Предлагаю вам провести микроисследование темы: устно продолжить предложения рядом однородных членов, назвать их и определить, как они связаны: с союзом или без него. 2 СЛАЙД
1. После уроков я люблю (что делать?) и (что делать?).
2. Мне нравятся разные цветы: (название), (название), (название).
3. (Название) и (название) – это мои любимые уроки.
4. Наш класс любит отдыхать (где?) и (где?).
5. Девочки из нашего класса (какие?), но (какие?)
6. На уроке русского языка мне нравится не (что делать?), а (что делать?)
7. Мне нравится, когда в школьной столовой на обед готовят (что?) или (что?)
8. Летние каникулы мне бы хотелось провести (как?) и (как?) ---------------------
ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ – КАРТОЧКА
Итак, уточним, какие же члены предложения можно считать однородными?-----------------
ОТВЕТ-КАРТОЧКА
Настоящие исследователи должны уметь работать с научной литературой, овладевать теорией вопроса. Сейчас мы достаем из пакета ЖЕЛТЫЙ ЛИСТ (Кстати, для меня желтый – это цвет яблока. А с чем у вас ассоциируется желтый цвет? Итак, желтый ----------Продолжи ряд ОЧП). Вижу, что готовы. Открываем учебник на 101 странице и исследуем теорию вопроса, при этом составляя опорную схему.
3 СЛАЙД
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ______________________
Вид союза по значению | Значение союза | Союзы | Схемы со знаками препинания |
1. | О и О; О и О О и О; и О и О и О; О и О, и О | ||
ни О ни О | |||
не только О но и О | |||
как О так и О | |||
2. | О а О | ||
О но О | |||
О да О | |||
О однако О | |||
О зато О | |||
3. | О или О; или О или О | ||
О либо О; либо О либо О | |||
то О то О | |||
не то О не то О | |||
то ли О то ли О |
Учитель проверяет у тех, кто выполнил работу вперед всех, человек 5-6 КАРТОЧКА
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Уважаемые исследователи! Согласитесь, что люди, занятые умственным трудом, часто забывают об отдыхе или у них нет времени на длительный отпуск. Нам тоже жаль рабочего времени, но минутку найдем и разомнемся. Пусть каждый из вас поможет сейчас своим глазкам, посмотрев попеременно пять раз на ближнюю для вас точку и на дальнюю, на ближнюю – на дальнюю… А сейчас мы просто встанем и пожмем друг другу руки с мысленным пожеланием удачи.
Далее мы переходим к ПРАКТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ темы. Предлагаю достать РОЗОВЫЙ ЛИСТ ------А какие цвета в одной гамме с розовым?-------Вижу, что вы готовы к самостоятельной практической работе. А так как материал частично был знаком с 7 класса, предлагаю вам самостоятельно выбрать уровень освоения и закрепления темы.
4,5,6 СЛАЙД
Уровень А –средний, уровень В – хороший, уровень С – оптимальный, при условии отсутствия ошибок. Проверяю работы у написавших в течение 15 минут, остальные делают самопроверку.
КАРТОЧКА
ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ __________________
Уровень А (средний)
Записать предложения, вставив пропущенные буквы, соединив предложение с его схемой. Определить вид союза.
1. Пор.дниться р.дством по душе, а не по крови, может один только человек. | А) то ли О, то ли О |
2. Слышали мы от отцов и дедов, в какой чести была з.мля наша. | Б) О, зато О |
3. Любить землю надо то ли умом, то ли сер.цем. | В) О, а О |
4. Не только обыч.и, но и милости ч.жого короля нам не нужны. | Г) О и О |
5. Ум.рать будем, зато землю нашу свободной .делаем. | Д) не только О, но и О |
Уровень В (хороший)
Списать предложения, вставив пропущенные буквы, расставив запятые, обозначив союз и его вид. Составить схему ОЧ.
Пок.зались запорожцы. Все стали ра.б.гаться прятаться и сп.саться. П.ляки были уже не войском а т.лпой. На дворах к вечеру (не) было ни женщин ни д.тей ни ст.риков. Тарас был ув.рен как в Остапе так и в Андрии. Хотя Андрий не знал, что значит обдумывать или изм.рять свои силы.
УровеньС (оптимальный)
Записать предложения, вставив пропущенные буквы, употребив на месте пропуска (разные) подходящие союзы, определив их вид. Расставить знаки препинания.
Запорожцы было полезли на земля (н,нн)ой вал … были встречены сильной картечью. Мещане …г.родские обыватели ст.яли кучею на валу. В.евать были готовы …женщины …дети. Скоро на головы запорожцев л.тели …камни …горшки с горячим варом. Город не был взят …силой …осадой.
7,8,9 СЛАЙД
Давайте посмотрим, какой уровень вы для себя определили и освоили. Поднимите руки, кто освоил УРОВЕНЬ А.----------Это значит, что вы готовы к исследовательской работе.
УРОВЕНЬ В -----------Я рекомендую вам заниматься исследовательской работой.
Уровень С ------------Вам следует самосовершенствоваться и не останавливаться на достигнутом.
10 СЛАЙД
РЕФЛЕКСИЯ
А теперь берем ЛИСТ НЕЖНОГО ПЕРСИКОВОГО ЦВЕТА. Этот цвет говорит о том, что вы подойдете к самооценке правдиво и честно.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ:_____________________________
(нужное подчеркнуть)
1. | Я умею находить однородные члены предложения. | легко | затрудняюсь |
2. | Я нахожу союз и определяю его вид. | легко | затрудняюсь |
3. | Я понимаю схемы с ОЧП. | легко | затрудняюсь |
4. | Я могу расставить знаки препинания в предложениях с ОЧ. | легко | затрудняюсь |
5. | Я думаю, что на уроке работал (а) | В полную силу, хорошо | Лень – мать моих пороков. |
11 СЛАЙД
Итак, давайте подведем индивидуальный итог исследования и определим Лучших исследователей на этом уроке по количеству карточек-букварей.
СЕРТИФИКАТ
А на голубом листке цвета ясного неба для вас такое же ясное домашнее задание в форме теста.
Я тоже закончила свое исследование. Наблюдая за вами, задавая вопросы, тестируя вас, я составила образный портрет вашего класса. Я увидела вас -------------- С ЦВЕТКА -----------------
Подводя общие итоги необыкновенного урока для вас необыкновенное поощрение.
Тестирование по теме: «Как связаны однородные члены предложения».
1. Связь между ОЧП бывает:
А) только бессоюзная В) только с помощью союзов С) бессоюзная и с помощью союзов
2. Сочинительные союзы делятся на:
А) соединительные, выделительные и разделительные
В) соединительные, противительные и разделительные
С) противительные, соединительные и выделительные
3. Значение перечисления определяется у:
А) соединительных союзов
В) противительных союзов
С) разделительных союзов
4. При составных союзах запятая ставится:
А) перед второй частью союза
В) перед первой частью союза
С) и перед первой, и перед второй
5. Исключите лишний союз:
А) или, либо, то-то, зато
В) а, но, зато, и
С) и, ни-ни, не то-не то, как-так и
6. Расставьте знаки препинания:
А) О О и О О и О
В) либо О либо О либо О
С) НЕ то О не то О
7. Составьте предложение по схеме:
А) --------------- ========== не только О но и О.
В) О О О ------------------ ================ .
С) ============= то ли О то ли О.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ______________________
Вид союза по значению | Значение союза | Союзы | Схемы со знаками препинания |
1. | О и О; О и О О и О; и О и О и О; О и О, и О | ||
ни О ни О | |||
не только О но и О | |||
как О так и О | |||
2. | О а О | ||
О но О | |||
О да О | |||
О однако О | |||
О зато О | |||
3. | О или О; или О или О | ||
О либо О; либо О либо О | |||
то О то О | |||
не то О не то О | |||
то ли О то ли О |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ:_____________________________
(нужное подчеркнуть)
1. | Я умею находить однородные члены предложения. | легко | затрудняюсь |
2. | Я нахожу союз и определяю его вид. | легко | затрудняюсь |
3. | Я понимаю схемы с ОЧП. | легко | затрудняюсь |
4. | Я могу расставить знаки препинания в предложениях с ОЧ. | легко | затрудняюсь |
5. | Я думаю, что на уроке работал (а) | В полную силу, хорошо | Лень – мать моих пороков. |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ:_____________________________
(нужное подчеркнуть)
1. | Я умею находить однородные члены предложения. | легко | затрудняюсь |
2. | Я нахожу союз и определяю его вид. | легко | затрудняюсь |
3. | Я понимаю схемы с ОЧП. | легко | затрудняюсь |
4. | Я могу расставить знаки препинания в предложениях с ОЧ. | легко | затрудняюсь |
5. | Я думаю, что на уроке работал (а) | В полную силу, хорошо | Лень – мать моих пороков. |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ:_____________________________
(нужное подчеркнуть)
1. | Я умею находить однородные члены предложения. | легко | затрудняюсь |
2. | Я нахожу союз и определяю его вид. | легко | затрудняюсь |
3. | Я понимаю схемы с ОЧП. | легко | затрудняюсь |
4. | Я могу расставить знаки препинания в предложениях с ОЧ. | легко | затрудняюсь |
5. | Я думаю, что на уроке работал (а) | В полную силу, хорошо | Лень – мать моих пороков. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ __________________
Уровень А (средний)
Записать предложения, вставив пропущенные буквы, соединив предложение с его схемой. Определить вид союза.
1. Пор.дниться р.дством по душе, а не по крови, может один только человек. | А) то ли О, то ли О |
2. Слышали мы от отцов и дедов, в какой чести была з.мля наша. | Б) О, зато О |
3. Любить землю надо то ли умом, то ли сер.цем. | В) О, а О |
4. Не только обыч.и, но и милости ч.жого короля нам не нужны. | Г) О и О |
5. Ум.рать будем, зато землю нашу свободной .делаем. | Д) не только О, но и О |
Уровень В (хороший)
Списать предложения, вставив пропущенные буквы, расставив запятые, обозначив союз и его вид. Составить схему ОЧ.
Пок.зались запорожцы. Все стали ра.б.гаться прятаться и сп.саться. П.ляки были уже не войском а т.лпой. На дворах к вечеру (не) было ни женщин ни д.тей ни ст.риков. Тарас был ув.рен как в Остапе так и в Андрии. Хотя Андрий не знал, что значит обдумывать или изм.рять свои силы.
УровеньС (оптимальный)
Записать предложения, вставив пропущенные буквы, употребив на месте пропуска (разные) подходящие союзы, определив их вид. Расставить знаки препинания.
Запорожцы было полезли на земля (н,нн)ой вал … были встречены сильной картечью. Мещане …г.родские обыватели ст.яли кучею на валу. В.евать были готовы …женщины …дети. Скоро на головы запорожцев л.тели …камни …горшки с горячим варом. Город не был взят …силой …осадой.
Самоанализ урока русского языка в 8 классе по теме:
«Как связаны между собой однородные члены предложения»
Этот урок третий в системе уроков по общей теме «Однородные члены предложения».
На предыдущих уроках учащиеся познакомились с понятием ОЧП, научились их узнавать. Изучение данной темы предполагало формирование знаний по видам сочинительных союзов как средств связи, навыков постановки знаков препинания при этих союзах; достижение развивающей цели предполагало формирование навыков самостоятельной исследовательской работы и составление опорного теоретического конспекта; работа со словом, предложениями из текста Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (что говорит и об интеграции предметов) имеют воспитательное значение и формируют уважение к языку и литературному наследию.
Считаю, что цели урока были достигнуты.
Этому способстовала форма урока – урок-исследование. Она была оптимальной, потому что у учеников сформированы начальные знания по этой теме еще в 7 классе. Доступность в освоении базового теоретического материала позволила выйти на его дифференцированное закрепление. Использование разных форм работы, а это и устный фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебной литературой, составление опорного конспекта-памятки, разноуровневое закрепление полученных знаний позволили применить и разные оценочные методы: оценку учителя, самооценку.
Считаю необходимым в своей практике применение здоровьесберегающих технологий, потому что даже небольшие физкультминутки снимают напряжение мышц, глаз, а использование цветовой гаммы раздаточных материалов представляют собой своеобразную психологическую разгрузку.
Используя метод наблюдения, провела собственное психолого-педагогическое исследование класса, таким образом, получилась не только рефлексия урока, но и нетрадиционная форма оценивания учащихся. Как педагогическую находку для работы в незнакомом коллективе считаю бонусную систему накопления карточек-ответов и выдачу Сертификатов отличившимся учащимся.
С целью подготовки к ЕГЭ и формирования навыков работы с тестами оптимальным видится домашнее задание в форме теста.
Отмечаю также владение и использование ИКТ, элементов творчества в виде стихотворных строк собственного сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...