Рабочий материал для описания картин в 5 классе
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Рабочая тетрадь по развитию речи детей 5 класса коррекционной школы 7 вида. На уроках развития речи я уделяю большое внимание подготовительной работе, составлению «рабочих материалов» (у Т.А. Ладыженской). Кроме того более длительная подготовка к сочинению по картине освобождает наших детей от психологического дискомфорта на уроке. Задание учителя на уроке дети порой воспринимают со страхом, отсюда появляются «отказные реакции» к выполнению задания, нервозность, замешательство. В 5 классе я включаю в работу такие задания:
- Определение «звучания» картины (Какие звуки можно услышать при рассматривании картины?).
- «Вхождение» в картину (Что захотелось бы сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?).
- Определение жанра картины (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина).
- Сравнение картин, близких по теме (Федор Решетников «Опять двойка» и Дмитрий Жуков «Опять провалился»)
- Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах (Федор Решетников «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы»)
- Описание эпизодов картины (либо этой же картины, либо подобных)
- Работа по «конвертам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь по развитию речи
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
- ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ ………………………………………………..
- СТРАТЕГИЯ НАПИСАНИЯ МОЕГО СОЧИНЕНИЯ ……………………
- ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»………
- ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф.П. РЕШЕТНИКОВА «ОПЯТЬ ДВОЙКА»……………………….
- ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф. П. ТОЛСТОГО «ЦВЕТЫ, ФРУКТЫ, ПТИЦА»………………………………………….
- ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ И.Э. ГРАБАРЯ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»………………………………………………..
- ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА ……………………………..
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………
ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ
- Сочинение-зарисовка – небольшой текст, дающий представление о какой–либо детали или одном признаке предмета, явления, раскрывающий собственную мысль по поводу увиденного (о глазах, о позе….)
- Сочинение–миниатюра – небольшой текст, предполагающий анализ произведения в целом и имеющий признаки завершенного текста. Автор ставит проблему, делает выводы.
- Сочинение–ассоциация – описание воспоминаний о пережитом после встречи с картиной.
- Сочинение–эссе – описание не самого факта, а впечатления, раздумья. Композиция произвольная.
- Сочинение–этюд – близкое по содержанию зарисовке: автор рассказывает об одной детали, но во взаимосвязи с другими особенностями картины. Такая работа имеет доказательства и выводы.
- Описание воображаемой картины – обычно в таких сочинениях выражается тема «Если бы я был художником, то я бы описал такую тему…». Нужно представить себя художником, выразить свое отношение к воображаемому произведению.
СТРАТЕГИЯ НАПИСАНИЯ МОЕГО СОЧИНЕНИЯ
- Посмотрел(а) на картину и мысленно перенес(ла)ся туда.
- Услышал(а) звуки, почувствовал(а), увидел(а).
- Составил(а) план сочинения.
- Разделил(а) лист на 2-е части (одна – для будущего сочинения, другая – для редактирования).
- Каждую новую мысль пишу с главной строки.
- «Вышел(а)» из картины, описал(а) свои наблюдения и чувства.
- Описал(а) цвета, тона, оттенки, использованные художником; понял(а), что картина несет в себе.
- Подобрал(а) опорные словосочетания, наиболее полно передающие мои ощущения.
- Задала себе вопросы: в каком настроении писал художник картину, какое настроение хотел передать нам?
- Почувствовал(а) настроение художника. Придумал(а) свой образ.
- Перечитал(а) свой черновик и отредактировал(а): исправил(а) ошибки, расставил(а) недостающие знаки препинания, нашел(а) в словаре сложные слова и определил(а) из значение, убрал(а) повторы, добавил(а) недостающие описания….
- Еще раз перечитал(а) сочинение и понял(а), что оно готово, так как я передал(а) все свои чувства и ощущения.
- Теперь я могу переписать сочинение в чистовик.
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
- Подбери к данным словам синонимы.
Зеленый, Яркий, Изумрудный, Ослепительный, Теплый , Жаркий
- Составь со словами из задания № 1 словосочетания.
- Ответь на вопросы (предложения записать).
- Любите ли вы лето?
- Ходите ли вы в лес?
- Собираете ли в лесу грибы и ягоды?
- Названия каких грибов и ягод вы знаете?
4. Произведи лексический разбор слова по плану (используй подсказку в конце тетради).
Багряный, -ая, -ое. Ярко-красный.
Слово исконно русское. Образовано от старославянского багръ – красная краска, красный цвет.
Синонимы: багровый, алый, пунцовый, пурпурный, рдяной, огневой, пламенный, рубиновый, кровавый, кумачовый.
Рыжик ,Гриб, Аромат ,Иллюстрация
5.Напиши мини-сочинение, ответив на вопросы (Рис. 1 «Гриб»).
- Что вы видите на рисунке?
- Как называется гриб?
- Какого цвета шляпка гриба, ножка гриба?
- В каком положении гриб?
- Гриб уже сорвали или он еще растет?
- Что еще кроме гриба вы видите на картинке?
- Собирали ли вы когда-нибудь грибы
6.Напиши мини-сочинение, ответив на вопросы, используя памятку «Стратегия написания моего сочинения». (Рис. 2 «Ягоды»).
- Что вы видите на рисунке?
- Как называется ягоды?
- Какого цвета ягоды?
- Ягоды уже сорвали или они еще растут?
- Где лежат ягоды?
- Какого цвета корзина?
- Кто мог собрать ягоды?
- Собирали ли вы когда-нибудь ягоды в лесу?
7.Напиши мини-сочинение. (Рис. 3 «Мама и дочь»).
Инструкции по выполнению: положите перед собой репродукцию картины художника. Посмотрите внимательно на изображение, закройте картину, а потом опишите на листе бумаги, кто изображен, где происходит действие, положение тел персонажей.
Затем снова взгляните на изображение и постарайтесь более внимательно рассмотреть недостающие в вашем описании вещи и предметы.
Закройте глаза и попытайтесь представить, как выглядит данная картина, открыв глаза, попробуйте максимально точно описать сюжет картины.
- Сделай орфографический разбор слов.
Известный ,Коричневый
- Напишите мини-сочинение, ответив на вопросы (Рис. 4 «Собака»).
- Кого вы видите на рисунке?
- В какой позе находится собака?
- Как вы думаете, почему собака так лежит?
- Какой окрас у собаки?
- Нравится ли вам рисунок?
10.Отгадай загадки.
- Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.______________ - Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчёлы и медведи_____________ - Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот___________
11.Допиши пословицы.
- Про ягоды говорит, а _______________ не видал.
- С одной ягодой ____________не будешь.
- У каждой ягоды своя _____________________
- Изменник и трус одного поля ______________
- Рыба –вода, репа-земля, а ___________ - трава.
12.Пластов Аркадий Александрович (1893 - 1972). Перескажи текст. Задание выполнять лучше по вариантам. Например 1 вариант работает с первым абзацем, 2 вар. – со вторым абзацем, 3 вар. – с третьим абазацем. Вест текст одному ребенку усвоить будет очень сложно. (Рис. 5 «Портрет А.А. Пластова»).
Родился в крестьянской семье в селе Прислониха Симбирской губернии, его дед был иконописцем. Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак.
В 1917 вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры.В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос»), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954).
В Ульяновске в честь Аркадия Александровича названа улица, а на ней установлен памятник художнику. На родине художника в селе Прислониха в 1988 году открыт музей «Народный художник А. А. Пластов», посвящённый жизни и творчеству Аркадия Александровича.
13.Составь предложения из слов.
- Прислониха в крестьянской Пластов А.А. семье Симбирской губернии родился в селе
- и кувшин Рядом стоит корзина с сочными ягодами с грибами спелыми с людьми
14. Рассмотри картину. Ответь на вопросы.
- Что привлекает ваше внимание в картине?
- Рассмотрим картину более внимательно. Кто изображен на картине? Опишите каждого более подробно.
- Почему, по-вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?
- Давайте опишем девочку.
- Что можете сказать о лице девочки и ее наряде?
- Что можете сказать о собаке?
- Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
- Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине?
- Какое впечатление произвела на вас картина?
- Вставь буквы.
На п….реднем план…. картины художник из…бразил девочку в бел…м плать…., красн…м пл….тке и с бус…ми из яго….. Рядом (с)ней л….жит с….бака. Девочка отделяет яг….ды (от)веет….чек и лист…ев и (с,з)кладыва….т их (в)кру….ку.
Позади людей озаренные ярким со…нцем трава и цв…ты, стройные б…резки и старый пень. На со…..нце трава светло-салатного цвета, а цветы разноцветные: ж…..лтые, роз….вые, фи….летовые.
Рядом с людьми, в тени, ст…..ит к….рзина с грибами и кувшин с соч(?)ными спелыми яг….дами.
Далее представлены задания по описанию картин Ф.П. Решетникова «Опять двойка», Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», этимологическая страница, урок развития речи и использованная литература:
- Приложение 1. Этимологическая страница. Включены только слова, с которыми дети встречаются на уроках русского языка в 5 классе при описании картин.
- Приложение 2. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
- Приложение 3. Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
- Приложение 4. Использованная литература.
- Приложение 5. Урок развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картины художников. Описание картин
Картины художников. Описание картин И.Репин «Бурлаки», «Иван Грозный и его сын Иван»В.Серов. «Дети»И.И.Шишкин.В.Г.Перов «Тройка», «Птицелов»В.М.ВаснецовИ.Левитан...
Рабочий материал по теме "Наречие".7 класс
Карточки по теме "Наречие".7 класс...
схема описания картины 9 класс
схема описания картины...
Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".
Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....
Рабочие материалы к сочинению-описанию картины Ф.Толстого "Цветы, фрукты, птица".
Рабочие материалы по темеРабочие материалы для сочинения-описания картины Ф.Толстого "Цветы, фрукты, птица"....
Мастер-класс «Подготовка к сочинению-описанию картины В.Хабарова «Портрет Милы» в 7 классе
Мастер-класс по подготовке к сочинению-описанию картины...
Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)
Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока - экскурсия, который является одной из форм активизации учащихся,...