Элективный курс "Практическая стилистика" для 10 класса
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создает собственное письменное монологическое высказывание. Исходя из этого элективный курс «Практическая стилистика» является одним из элементов в подготовке к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
В плане элективного курса предусмотрена работа с отработанным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений ( А1-А5, А12-А27), работа с языковыми явлениями, представленными в тексте (А6 -А11, А28-А30), работа над письменным монологическим высказыванием (В1-В8, С1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Практическая стилистика»
для учащихся 10-11 классов
Автор: Жигалова Любовь Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Военно-морского лицея
.
г Хабаровск
2012г
Пояснительная записка
Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создает собственное письменное монологическое высказывание. Исходя из этого элективный курс «Практическая стилистика» является одним из элементов в подготовке к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
В плане элективного курса предусмотрена работа с отработанным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений ( А1-А5, А12-А27), работа с языковыми явлениями, представленными в тексте (А6 -А11, А28-А30), работа над письменным монологическим высказыванием (В1-В8, С1)
Уровень стандарта | |||||||||
№ | Умения, проверяемые на едином государственном экзамене | среднего (полного) образования по | |||||||
русскому языку | |||||||||
1 | различные виды анализа | ||||||||
1.1 | Проводить различные виды анализа | Базовый | |||||||
языковых единиц, языковых явлений и | |||||||||
фактов | |||||||||
1.2 | Осуществлять речевой самоконтроль; | Базовый | |||||||
оценивать письменные высказывания с | Профильный | ||||||||
точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставлен- | |||||||||
ных коммуникативных задач | |||||||||
1.3 | Разграничивать варианты норм, предна- | Профильный | |||||||
меренные | и | непреднамеренные | |||||||
нарушения | языковых норм | ||||||||
1.4 | Проводить | лингвистический | анализ | Базовый | |||||
научных, | деловых, пубпублицистических, разговор и художественных текстов | ||||||||
1.5 | Объяснять взаимосвязь фактов языка и | Профильный | |||||||
истории, языка и культуры русского и | |||||||||
других народов | |||||||||
2 | чтение | ||||||||
2.1 | Осмысленное чтение текста | Базовый | |||||||
2.2 | Извлекать необходимую информацию из | Базовый | |||||||
различных источников: учебно-научных | Профильный | ||||||||
текстов, справочной литературы, средств массовой информации | |||||||||
2.3 | Владеть основными приёмами информа- | Базовый | |||||||
ционной переработки письменного | Профильный | ||||||||
текста |
Доминирующей идеей элективного курса является речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Особое внимание в старшей школе уделяется целенаправленному развитию таких умений и навыков, которые необходимы для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности выпускников: навыков различных видов чтения учебно-
научных текстов; навыков создания собственных текстов, умение рассуждать и доказывать и т.п. Особое внимание уделяется созданию учащимися творческих работ (С1)
3 | письмо | |
3.1 | Создавать письменные высказывания | Базовый |
различных типов и жанров в социально- | ||
культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст | ||
3.2 | Применять в практике речевого общения | Базовый |
основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного | ||
русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике | ||
синонимические ресурсы русского языка | ||
3.3 | Применять в практике письма орфо- | Базовый |
графические и пунктуационные нормы | ||
современного русского литературного | ||
языка | ||
3.4 | Соблюдать нормы речевого поведения в | Базовый |
различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении | Профильный | |
дискуссионных проблем | ||
Таким образом, элективный курс «Практическая стилистика» имеет продолжение уроков русского языка по программе и учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, также используется учебное пособие Розенталя Е.А., которое позволяет расширить границы о стилистике текста и средств выразительности языка. Практические занятия позволяют проявить обучающимся свои творческие способности.
Элективный курс рассчитан для учащихся 10 и 11 классов по 34 час в год (1 раз в неделю)
Тематическое планирование элективного курса «Практическая стилистика»
10 класс
№ | Тема | Элементы содержания | Проверяемые умения |
1 | Введение. Язык художественного произведения | А28- текст как речевое произведение. | Умение слушать, осмысленное чтение текста |
2 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. | А28- смысловая и композиционная целостность текста. | Умение «видеть» композицию текста и выделять главную мысль в мини-текстах и в целом. |
3. | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. | А28- смысловая и композиционная целостность текста. | Умение «видеть» композицию текста и выделять главную мысль в мини-текстах и в целом. |
4 | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение | А29- функционально-смысловые типы речи | Различать типы речи и умение находить элементы разных типов речи в тексте. |
5 | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение | А29- функционально-смысловые типы речи | Различать типы речи и умение находить элементы разных типов речи в тексте. |
6 | Лексика:общеупотребительные и диалектные слова, профессиональные слова, устаревшие и архаизмы. | А2- деление лексики рус языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами | Слова – паронимы, умение различать их и правильно употреблять в речи. Навык нахождения неверного ответа (в тестах) |
7 | Форма слова | А3- нормы морфологических связей слов | Умение найти ошибку в нарушении формы слова |
8 | Грамматическое строение предложения | А4-грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом | Навык построения предложения с деепричастным оборотом |
9 | Синтаксическая норма построения предложения | А5- главные и второстепен члены, сочинит и подчинит связи. | Умение найти ошибку в построении предложения с нарушением синтаксич нормы |
10 | Синонимия сложноподчиненных предложений и простых с причастным оборотом | А6- синонимия сложноподчиненных предложений и простых с причастным оборотом | Умение превращать СПП с определит придаточным в простое с причастным оборотом |
11 | Текст. Связи слов и абзацев в тексте. Союзы и местоимения как виды связи | А-7,8 -союзы и местоимения как виды связи в тексте | Умение находить смысловое начало текста, пропущенные слова( союзы. Местоимения) |
12 | Стили речи: научный и официально -деловой | А27-информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | Умение выделять главную информацию из текста в стилевой структуре |
13 | Стили речи: публицистический | А27-информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | Умение выделять главную информацию из текста в стилевой структуре |
14 | Стили речи: художественный | А27-информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | Умение выделять главную информацию из текста в стилевой структуре |
15 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | А28, С1 – композиция текста, смысловое значение | Соответствует или нет утверждение содержанию? |
16 | Стили речи и лексическое значение слова | А12- значение слова: прямое и переносное | Умение «видеть» синонимы, антонимы, фразеологизмы в тексте |
17 | Стили речи и лексическое значение слова | А30- синонимы, антонимы, фразеологизмы и тд | Умение «видеть» синонимы, антонимы, фразеологизмы в тексте |
18 | Стили речи и лексическое значение слова | А30- синонимы, антонимы, фразеологизмы и тд | Умение «видеть» синонимы, антонимы, фразеологизмы в тексте |
19 | Стили речи и лексическое значение слова | С1 – сочинение публицистического стиля | Составить собственный текст публицистического стиля на проблемный вопрос, используя синонимы, антонимы, фразеологизмы , крылатые слова и тд. |
20 | Стили речи и лексическое значение слова | С1- сочинение | Работа над ошибками |
21 | Записная книжка как форма литературных заготовок: путевые заметки, портрет, пейзаж, автобиография | С1- элементы художественного текста | Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль |
22 | Публицистические жанры: интервью, репортаж, очерк | С1- элементы публицистического текста | Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль |
23 | Публицистические жанры: рассуждение проблемного характера. | С1- элементы публицистического текста | Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль |
24 | Публицистические жанры: дискуссия, аргументация и вывод | С1- элементы публицистического текста | Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль |
25 | Сравнительная характеристика | С1 -элементы публицистического текста | Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль |
26 | Сочинение- рассуждение – ответ на проблемный вопрос по данному тексту | С1- составление текста по алгоритму рассуждения с аргументацией фактов | Композиция текста – рассуждения; аргументы, связанные с художествен ным текстом и историчес кими фактами, выводы. |
Работа над ошибками сочинения | С1- составление текста по алгоритму рассуждения с аргументацией фактов | Композиция текста – рассуждения; аргументы, связанные с художествен ным текстом и историчес кими фактами, выводы. | |
27 | Средства выразительности художественного языка. Эпитеты, сравнения, олицетворение и тд | В8 – анализ средств выразительности | Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста. |
28 | Средства выразительности художественного языка. Эпитеты, сравнения, олицетворение и тд | В8 – анализ средств выразительности | Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста. |
29 | Средства выразительности художественного языка. Тропы: метонимия, метафора, синекдоха, гипербола, литота. | В8 – анализ средств выразительности | Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста. |
30 | Средства выразительности художественного языка. Тропы: метонимия, метафора, синекдоха, гипербола, литота. | В8 – анализ средств выразительности | Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста. |
31 | Средства выразительности художественного языка. Стилистические фигуры: анафора, эпифора,антитеза, оксюморон, риторический вопрос, обращение. | В8 – анализ средств выразительности | Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста. |
32 | Средства выразительности художественного языка. Стилистические фигуры: градация, параллелизм, эллипсис, многосоюзие и бессоюзие. | В8 – анализ средств выразительности | Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста. |
33 | Практическая работа: лингвостилистический анализ художественного текста. | В8 – анализ средств выразительности | Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста. |
34 | Подведение итогов за год. | работа над ошибками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по элективному курсу 9 класс
Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...
Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....
Элективный курс. 10 класс
Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....
Элективный курс 11 класс "Физика человека"
Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное на 34 часа....
Элективный курс 9 класс русский язык
Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...
элективный курс 8 класс
Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...